План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме:
Мягкий глухой согласный звук щ, буква Щщ.

Кузьмина Ирина Александровна

Разработка урока обучения грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Obuchenie_gramote_bukva_shch.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте (чтение)

Тема урока:

 Мягкий глухой согласный звук щ, буква Щщ.

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с мягким согласным звуком щ, буквой Щщ.

Учить распознавать новые звук и букву в словах.

Закреплять навык чтения слов, предложений с изученными буквами.

2. Способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления.

3. Воспитывать ответственное отношение за судьбу «братьев наших меньших».

Оборудование к уроку:

- учебник (В.Г. Горецкий «Русская азбука»)

-карточки с рядами букв,

-предметные картинки с изображениями животных (леща, щегла),

-схемы слов «лещ», «роща» для слого-звукового анализа ,

-картинка из серии «Азбука в картинках»,

-карточки с изображением солнышка и тучки,

-карточки с текстом и заданиями к нему для хорошо читающих детей,

-карточки с текстом для «слабых» детей (для домашнего чтения),

- спички  (для конструирования буквы).

Ход урока

  1. Организационный  этап урока.

-Вот и прозвенел звонок.

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

- У вас на партах карточки с изображением солнышка и тучки. Поднимите карточку, соответствующую тому настроению, с которым вы шли сегодня в школу…

- Хочется надеяться, что хорошее настроение сохранится у вас в течение всего учебного дня.

  1. Актуализация опорных знаний.

-Начнем урок с повторения изученных букв.

Правильно назовите буквы, расположенные в первом ряду. Какая буква «лишняя»?  (далее- по аналогии)

(буквы называют «слабые» ученики)

На доске:

О А У  Н Ы Э                    («Н»- согласная)

Ю Ё Я И Е                         («И» обозн. 1 звук)

Л М Р Ж В С                      (« С» обозн. глух. звук)

Б П Г К Х Д Т                     («Х»- нет пары по глух-звонк.)                  

                                           3. Мобилизующий этап

На доске:

… ука

ро…а

ово…и

…енок

пла…

- Попробуйте догадаться, какую букву будем изучать?

Почему так решили?

- Попытайтесь сформулировать цели нашей работы на уроке, пользуясь опорной записью.

На доске:

- Познакомиться с новыми …  и  …

- Учиться отличать новые … и … от других

- Учиться читать….

4. Формирование новых ЗУНов.

-Отгадайте загадку:

По земле не ходят,

На небо не смотрят,

                                                  Звёзд не считают,

        Людей не знают.  (Рыбы)

А).Слого-звуковой анализ слова «лещ»

- Кто знает, как называется  эта рыба? (на доске- предметная картинка с изображением леща и схема слова)

- Произнесем слово «лещ» по слогам.

-Сколько слогов в слове?

- Из чего состоит слог? (из слияния и примыкающего к нему согласного)

-Произнесите слияние.

-Выделите из него согласный звук.

-Дайте ему характеристику (согласный,  глухой, мягкий)

- Произнесем слово еще раз, выделяя последний звук.

-Дайте ему характеристику.

Б). Упражнение в произношении нового звука

Щ как мягкий Ш мы скажем.

Звук как будто маслом смажем.

Будет мягким Щ, тягучим,

Щебетать язык научим:

Щебет, щёлк, щегол, щепотка,

Щепка, щит, щека, щекотка.

- Какие слова из тех, что мы сейчас называли, вам запомнились?

В). Знакомство с новыми буквами Щщ

- Какой буквой наш звук обозначается на письме?

На доске- картинка из серии «Азбука в картинках»

-Что изображено на картинке?

- Почему изображена щётка?

- Сравните заглавную и строчную буквы Щщ. Что можете сказать?

-Кто покажет эту букву в алфавите?

- Буква Щ поможет нам

  Чистить зубы по утрам.

На что похожа буква?

- На расческу Щ похожа.

Три зубца всего?

Ну и что же!

На что еще похожа буква?

- Щ- играющий щенок.

Кверху лапками он лег.

На кого похожа буква?

-На что же ещё, на ваш взгляд, похожа буква Щ?

- Давайте сконструируем букву Щ из спичек. Кто быстрее?

Г). Чтение слогов с буквой Щ.

(хорошо читающим ученикам дать карточки с текстом и заданиями к нему)

-  Хором прочтём слоги, написанные на доске. Не забудьте, что звук «щ» всегда мягкий.

- Давайте попробуем дополнить слоги до слова.

Д). Чтение слов с буквой Щ.

- Читаем «по цепочке» слова на странице 187 учебника.

- Что общего у всех слов? (есть буква Щ)

- А ещё? ( Сколько слогов в каждом из слов?)

-Назовите слово, к которому подходит данная схема («роща»)

- Прочитайте слова, к которым можно задать вопрос «Что делаю?»

- Прочитайте слова, относящиеся к группе «рыбы»

- Найдите и прочитайте слова, также обозначающие названия животных.

- О них мы будем сейчас читать текст…

Е).Работа с  текстом.

 На доске- текст:

У Васи в клетке живут щеглы. У щеглов были щеглята. Мальчик не забывает давать им пищу. Щенок Чапка встал на ящик. Щёлк!

Щеколда отвалилась. Прощайте, щеглы!

-Текст будет читать… Остальные внимательно следят. Во время прочтения слов с буквой Щ делайте хлопок в ладоши.

- Кто живёт у Васи в клетке?

-Кто был у щеглов?

- Как мальчик заботится о них?

-Кто ещё живет у Васи?

-Как зовут щенка?

- Что натворил Чапка?

-Как вы понимаете значение слова «щеколда»? (показать картинку с клеткой)

- Что произошло со щеглами?

     -Приготовьтесь читать текст хором. Внимательно следите за указкой…

- Какое чувство возникло у вас после прочтения этого текста? Почему?

- Как бы вы озаглавили текст?

-Посчитайте, сколько предложений в тексте (7)

- Найдите и прочитайте самое короткое предложение (5)

-Какое это предложение? (Какой знак стоит в конце предложения?)

- Найдите и прочитайте ещё одно предложение.(7) Как его нужно прочитать?

- Прочитайте предложения, соответствующие данной схеме (1, 3- 6 слов).

- Прочитайте 5-ое предложение. Кто встал на ящик? Прочтите предложение ещё раз, голосом выделяя ключевое слово.

( Куда встал щенок?)

Ж). Работа с иллюстрацией учебника (стр. 186-187)

- Внимательно рассмотрите иллюстрацию.

-Герой какой сказки на ней изображен?

- Почему так решили?

-Что делает Емеля?

-А чем занята щука?

-Наш Емеля на печи

     Сосчитал все кирпичи,

     Быстро мух переловил

         И прилёг совсем без сил.

           Ну а щука спать не стала,

                                                   Книгу умную достала

                                                  И готовится опять

       Все желанья исполнять.

  Щука шепчет еле-еле:

    -Помогу во всём Емеле!

З). Проговаривание скороговорки, стр. 186

(выписана на доску)

Щуку я тащу, тащу,

Щуку я не упущу.

- Прочитайте скороговорку шепотом..

- А теперь не очень громчко (погромче, громко)

- Читаем скороговорку медленно (чуть побыстрее, ещё быстрее, очень быстро)

5. Итог урока. Рефлексия.

- Какой звук изучали на уроке?

-Дайте ему характеристику.

-Какой буквой обозначается этот звук на письме?

-Давайте вспомним, какие цели мы поставили перед собой на этот урок?

-Всё ли мы выполнили?

- Что понравилось на уроке?

-Что показалось сложным?

-Если вам понравилось работать на уроке, поднимите карточку с изображением солнышка. Если не понравилось- карточку с изображением тучки.

Д\З 

Хорошо читающие дети доделывают задания, полученные на уроке (на карточках)

Слабо читающие дети получают карточки с текстом (слова разделены на слоги)

Остальные дети читают текст на стр. 188 учебника

1


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальная школа)

Русский язык.2-й класс. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

Развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в кон...

Утренник "Я пошёл в археологи. чтобы стать поэтом."

Цель утренника: 1. Познакомить детей с творчеством В.Берестова                &n...

Двигательная активность младших школьников

Как правильно организовать двигательную активность младших школьников во время образовательного процесса.  Рекоменд...

Презентация "Прозвища"

В презентации описываются причины происхождения прозвищ, отношение детей к ним и рекомендации....

Классный час. "Давайте жить дружно!"

Мероприятие для первого класса. ...

Презентация "Кузбасс шахтерский край"

В презентации описывается образование Кузбасса поэтапно....

ОРКСЭ курс Светская этика урок по теме "Добро и зло"

Разработка урока Основ религиозных культур и светской этики по курсу Основы светской этики. Тема урока "Добро и зло" (В ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (образовательная система Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдова )

 Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, н...

сценарий 8 марта

сценарий конкурса "Мисс Весна 2013"...

Программа кружка «Волшебный клубок»

 Характерной особенностью данной программы является то, что она помогает воспитанникам в течение короткого промежут...