Методическая разработка по чтению (4 класс) по теме:
Урок: литературного чтения. Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Класс: 4 «А» Тема урока: А.И.Куприн « Слон».Система РО Л.В.Занкова

 Любовь Ивановна Жигалина!

Работа над рассказом И.Куприна   развивает  воображение, наблюдательность, эмоциональное сопереживание  учащихся  к описанным событиям;, чувственную сферу личности через суждение о прочитанном на основе авторской позиции  и представлений  младших школьников,  приобщает детей к  восприятию решения  непростых  житейских  проблем, учит понимать замысел и творчество  взрослого автора,  раскрывает  композиционно-языковые особенности текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
_slon.rar10.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: литературного  чтения.                        

Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Н.А. Чураковой Класс: 4 «А»

Тема урока: А.И.Куприн  « Слон».

Цели урока:

1) провести литературоведческий и психолого-педагогический анализ текста;

2) развивать воображение, наблюдательность, эмоциональное сопереживание  учащихся  к описанным событиям;

3) развивать чувственную сферу личности через суждение о прочитанном на основе авторской позиции  и представлений  младших школьников;

4) приобщать детей к  восприятию решения  непростых  житейских  проблем, учить понимать замысел и творчество  взрослого автора;

5) раскрыть композиционно-языковые особенности текста.

Задачи урока:

  1. показать красоту человеческих отношений внутри семьи и вне её , красоту мечты и  поведенческие изменения при её  достижении;
  2. пробудить желание у учащихся  и стремление делать добро;
  3. помочь ученикам понять глубокие гуманистические идеалы, которые несёт изучаемое произведение.

Оборудование:

  1. портрет А.И.Куприна, его произведения для детей;
  2. карточки для характеристики героев рассказа;
  3. карточки для словарной работы;
  4. план для краткого пересказа;
  5. памятка для  составления рассказа о герое изучаемого произведения;
  6. карточки с афоризмами философов и учёных о доброте;
  7. сочинения учащихся «О чём я мечтаю»;
  8. рисунки детей  по результатам  изучаемого  произведения.
  9. Ход урока.

I. Проверка знаний о прочитанном.

 У: С каким произведением познакомились?

 У: Какое впечатление оно на вас произвело?

 У: Чем бы вы хотели поделиться с нами?

 Высказывания детей.

II. Сообщение темы урока.

У: Сегодня продолжим работу над произведением А.И. Куприна «Слон».(слайд № 1).

У:Давайте определим его жанр.(художественный рассказ).

(дети доказывают)

У:  Нам он даётся в адаптированном варианте, т.е. в сокращении.

Мы прочитали его целиком, так как написал автор. Это поможет нам проникнуть в замысел автора и лучше понять его идейный смысл.

 

У: В основе содержания лежит – сюжет.

У: Какой он по характеру?

Д: Сюжет – доступный, занимательный, динамичный.

Д: Держит в напряжении на протяжении всего чтения.)

У: Какова композиция сюжета?

Д: Композиция – последовательная, о событиях рассказывается в порядке их естественного хода.

Д: Композиция   диалоговая.)

 У: Какие элементы сюжета присутствуют?

(Завязка – кульминация – развязка – эпилог.

 У: Будем работать над сюжетной линией художественного рассказа и составлять портретные характеристики главных героев.

III. Слово учителя перед чтением.

У :Жизнь людей на земле – и взрослых, и детей – на протяжении всей истории человечества не была простой и безоблачной. Различные проблемы, болезни подстерегают буквально каждого. Иногда невозможность помочь самым близким и дорогим людям вызывает даже у самого сильного человека отчаяние, у него просто опускаются руки. И поэтому любое участие, любая помощь, которая так необходима в такой критический момент, воспринимается как чудо.

Согласитесь, любому хочется надеяться на возможность такой помощи. Очень хочется! И каждый подобный случай, услышанный или рассказанный кем-то, только подкрепляет эту надежду.

Каждое произведение литературы всегда «загадка».

А отгадывает её лучше всего тот, кто внимательно читает авторский текст.

Вот сегодня на уроке будем пытаться находить и разгадывать загадки, которые нам преподнесёт рассказ А.И. Куприна «Слон».

Читая его, постараемся ответить на очень важные вопросы:

 У: О каком чуде идёт речь в рассказе?

 У :В какие чудеса надо верить людям?

У: Работа предстоит непростая.

И ещё об одной проблеме хотела бы с вами поговорить.

У: Здесь даны  афоризмы:

Д: Афоризм – краткое выразительное изречение.

У: Давайте прочитаем их:

Порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит то, что и не снилось.

                                              И. Шевелёв (совр. рус. учёный)

Во всех случаях лучше надеться, чем отчаиваться.

                                               И. Гёте (нем. поэт и мыслитель)

Люди вместе могут совершить то, что не в силах сделать в одиночку…

                                              Д. Уэбстер (амер. гос. деятель)

Хорошие поступки облагораживают нас, и мы есть плод наших собственных деяний.

                                             М. Сервантес (испан. писатель)

 У: Как вы думаете, какой из них наиболее точно отражает идейный смысл рассказа А.Куприна «Слон».

Д: Это как эпиграф к уроку.

У:  Раскроем ли мы смысл произведения, отразив его

 

IV. Работа над сюжетом.

Чтение завязки – начала развития событий.

( стр. 146-147)

 У: Какова историческая эпоха, откуда взят сюжет?

Д: рассказ написан в 1907 году. (слайд № 2).

 У: Почему в дом часто приглашают доктора, а иногда и других врачей?

У:  Для кого его пригласили?

 У: Что испытывают все в семье, где болеет девочка? ( Слайд № 3).

Д :Жизнь семьи показана в момент тяжёлых душевных потрясений.

Д: Все члены семьи испытывают невыносимую тоску, которая охватила их в связи с непонятной болезнью их дочери.

Будем составлять портретную характеристику героев.

 У: Может героем рассказа быть Надя?

 У: Какая она здесь? ( слайд № 4 ).

Д: Надя больная,  грустная.

 У: А как сам автор относится к происходящему?

Д: Он сочувствует им – и Наде ,и её родителям.

У: Какой совет даёт доктор родителям?

Д: Прочитаем из полного варианта.

V. Беседа об изменении настроения.

 У: Что однажды меняется в поведении девочки?

 У: Кто ей приснился?

У: Как отреагировали на её просьбу родители?

Д: Появляется папа.

У: Может он быть героем рассказа? ( слайд № 5).

У: Какой он?

Д: Папа добрый, любящий, решительный.

У: Какое чувство родителей проявляется здесь?

Д:  Беззаветная любовь и старание развлечь Надю, которой ничего не надо.

(появляется слон)

 У: Может он быть героем рассказа?

Д: Предположим.

 У: Какой он здесь?

(чтение стр. 148)

Слон ( слайд №6) игрушечный

 У: Смогли ли родители и слон развеселить Надю?

У: Какое желание выразила девочка?

У: В чём состояла трудность исполнения желания?

У: Прочитайте, что испытывает папа?

У: Какой он?

Д: Заботливый)

У: А  что испытываете вы?

Д: «Я оказалась в комнате с Надей…»

Д :«Я горжусь за родителей…»

Д :«Я сочувствую Наде…»

VI. Желание увидеть настоящего слона.

У: Итак, игрушечный слон не помог.

  У: Желание Нади увидеть настоящего живого слона это каприз или что-то другое?

У: Прочитайте, как об этом пишет автор. (стр. 148)

У: Что же это?

Д :Это её заветное желание, её большая мечта.

VII. Сочинение «О чём я мечтаю».

Мы с вами писали сочинение на эту тему.

 У: Расскажите, о чём каждый из вас мечтает?

У: А представьте, что ваша мечта исполнилась, сбылась – что вы бы испытывали? Или чувствовали?

Д : А у Нади была вот такая мечта.

Д: Красивая.

VIII. Знакомство со слоном.

 У: Куда направился папа Нади?( слайд №7)

 У: Какой он?

Д :решительный.

 У: Удалось ли ему уговорить хозяина зверинца привести к ним в дом слона?( слайд №8).

 У: В чём состояла трудность этого мероприятия?

IX. Чтение как вели слона.

У: Какие были трудности?(слайд № 8 ).

 У: Давайте прочитаем ,как шла подготовка и осуществлялась попытка привести слона. (стр. 152)

У: Возьмите карандаши и отметьте непонятные слова.( Слайд №9 ).

попона – покрывало для лошадей и других животных, закрывающее спину, туловище

настежь – распахнуть до конца.

щеколда – железная пластинка в виде рычажка, для запирания дверей.

чудотворная икона – в религиозных представлениях, производящая чудеса, совершающая нечто поразительное, состояние удивления, необычности.

ломоть – отрезанный ножом плоский кусок хлеба, пирога.

солома – стебли хлебных злаков, остающиеся после обмолота.

X. Кульминация.

 У: Какой момент в рассказе на ваш взгляд самый напряженный?

(чтение в лицах)

Даём характеристику слону ( слайд № 10).

Д: добрый

Д: смешной

Д: громадный

 У: Почему этот момент самый напряженный?

Д: Да, ситуация непредсказуема.

(чтение в лицах)

Поучимся говорить за героев.

У: Как читать за Надю? (радостно, и немного с испугом).

 У: А за хозяина зверинца? – уверенно.

У: Почему Надя сразу поверила, что слон у них в доме?

 У: Какое чувство вызвала встреча Нади со слоном? ( слайд № 11).

У: Почему?

У: Какой слон?

Д: заботливый.

Д: Да, встреча со слоном вызвала чувство радости и счастья –

 Д: Исполнилась мечта.

Д: Жизнь Нади осмыслена новым содержанием.

 У: Какие отношения сложились между Надей и слоном?

Д:Дружба. ( слайд № 12).

(Рисунки детей о слоне, и какой он в рассказе?)

- У: Похожи?

XI. Чтение развязки.

У: Давайте прочитаем, чем закончилась эта история.

Д: Привязанность девочки достигает своей развязки.

XII. Краткий пересказ.

У:Давайте вспомним, как Надя шла к этой развязке.

 У: Заметны ли изменения в состоянии девочки?

У: Отчего это произошло?

У: А представьте, что могло бы быть – если бы папе не удалось исполнить желание Нади?

Д : Мечта сбылась – и произошло чудо!

У: Да, желание Нади увидеть слона, придавало ей силы бороться с болезнью и помогло ей выздороветь.

XIII. Герои рассказа.

У: Составим рассказ по плану.

 У: Сколько же героев в рассказе?

У: А кто самый главный?

 У: Рассказ называется «Слон», можно ли дать другое название?

Рассказ о герое.(слайд  № 13 ).

Памятка для составления рассказа о герое: ( слайд № 14)

  1. Какое впечатление на вас произвёл внешний облик героя?
  2. Что прежде всего обратило ваше внимание? Как это, по-вашему, его характеризует?
  3. Обратите внимание на речь: есть ли особенности? О чём они говорят?
  4. Проследите взаимоотношения героя с другими персонажами произведения: как он ведёт себя с разными людьми?
  5. Кто о нём говорит и как именно? Как в поступках проявляются его ум и характер, нравственные качества?
  6. Как вы полагаете, что думает о своём герое автор, и что он хотел сказать, изображая его таким?
  7. Что вы сами можете сказать о герое после всестороннего знакомства с ним? Каким он вам представляется? На какие мысли о жизни, о человеке он вас навёл?

У: Название имело принципиальное значение для автора?

Д: Оно отвечает замыслу писателя.

Д: Это подчёркивает значительность и бескорыстие этого животного;

Д: Его доброту и попытку помочь семье и её горю. И это удалось.

У: Есть ли в рассказе герои, которые не нравятся автору?

 У: А вам?

XIV. Обобщение.

У:Я думаю, настал тот момент, когда мы можем ответить на вопрос.

 У: О каком чуде идёт речь в этом рассказе?

Д: О чуде случайной встречи, способной сделать невероятное.

 У: В какие чудеса надо верить людям?

Д: Верить в такие чудеса, которые может совершить любой человек с чутким сердцем, Д: О чудодейственной способности человека даже в самых невыносимых условиях стараться оставаться человеком, способным сопротивляться любым мнениям.

 У: Смогли ли мы разгадать загадку произведения «Слон»?

Д: Эпиграф раскрывает идейный смысл произведения.

 У:  Чему учит рассказ?

XV. Творческая работа.

У: Что из сложных признаков отсутствует в рассказе «Слон»? ( нет эпилога – сообщение дальнейшей судьбы героев.)

У:  Придумайте эпилог.  

(заслушивание вариантов)

У: Давайте прочитаем а как  у автора?

XVI. Итог.

 У: Какое настроение вызвало произведение?

 У: Кому из героев сочувствовал?

У: Как поняли замысел автора?

У: Какие мысли запомнили?

У: Чем обогатил рассказ?

У: Чему научил?

Д :Деятельное сострадание, помощь человеку в трудную минуту может совершить поистине настоящее чудо.

 Д: Главное – при первой необходимости протянуть руку тому, кому сейчас хуже, чем вам.

 Д: А самое главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами. ( слайд № 15)

XVII. Домашнее задание.

1.Составить рассказ об одном из главных героев по плану.

2. Сделать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

 3. Подготовить отзыв о произведении для литературного бюллетеня.

Слайдовая презентация к уроку А.И.Куприна  « Слон».


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальная школа)

Урок: литературного чтения. Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Н.А. Чураковой Класс: 1 «А» Тема урока: Джанни Родари "Приключение Чиполлино"Система РО Л.В.Занкова

Работа над сказкой развивает интерес к чтению через знакомство со сказкой,  вызывает  у детей положительные эм...

Урок литературного чтения Тема: « А.Куприн «Скворцы»

воспитывать любовь и бережное отношение к природе...

Урок литературного чтения -4 класс ( Система Л.В.Занкова)

Тема: М. Волошин "Зеленый вал" И. Айвазовский "Девятый вал" Задачи: - обнаружить одну из главных особенностей роман...

Интегрированный урок литературного чтения и рисования в 1 классе по программе Л.В.Занкова. Тема: "В.Драгунский Друг детства"

Этот урок является вторым уроком изучения рассказа В.Драгунского Друг детства. На уроке учащиеся знакомятся со 2 частью ...

Урок литературного чтения в 3 классе. Б.Житков. Как слон спас хозяина от тигра.

Предлагаю один из уроков, проведенных моей коллегой Антоненкой ириной Борисовной в форме творческой мастерской....

Интегрированный урок по чтению и окружающему миру: Отчего мы иногда болеем. А.И.Куприн "Слон"

Интегрированный урок познакомит детей с новыми понятиями: инфекционные заболевания, иммунитет, возбудители болезни, эпид...

А.Куприн.Слон.(3 урок)

Презентация к 3 уроку чтения по теме "А.Куприн.Слон"....

А.И.Куприн "Слон" (2 урок по теме)

Урок по литературному чтению на тему: "А.И. Куприн "Слон" для учащихся 4 класса через включение в технологию РКМЧП (учеб...