План-конспект урока по чтению (4 класс) на тему:
Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние» из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

 Мадина Борисовна Теблоева

Урок литературного чтения в 4-м классе

по теме:  Нравоучительная  статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние»

из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_literaturnogo_chteniya_v_4.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4-м классе

по теме:  Нравоучительная  статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние»

из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

Цели урока:

  1. Познакомить со статьями Н. И. Новикова из журнала “Детское чтение для сердца и разума”.
  2. Развивать критическое мышление, умение прогнозировать содержание произведения по его названию.
  3. Учить детей определять познавательную, воспитательную и литературную ценность произведения.

Оборудование урока: 

  1. Учебник “ В океане света”
  2. Презентация
  3. Журнал “Детское чтение для сердца и разума”.

Ход урока

1.Организационный момент.

- Урок литературного чтения я начну со слов Л.Н. Толстого «Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно».

Впервые  за решение этого вопроса в 18 веке взялся Н.И. Новиков, создав журнал для детей и поместив  в нём свои статьи, которые содержали не только научные знания, но и носили определённый воспитательный характер.

2.Актуализация знаний.

-Давайте вспомним :

-Какое  отношение к книгам было в период о15 до 18 века?

-Как назывался первый детский журнал и в чём его особенность?

-Объясните структуру нравоучительной статьи.

3.Сообщение темы и целей урока

         Сегодня мы ознакомимся  с нравоучительной  статьёй Н.И.Новикова «Крестьянское состояние», а в некоторых книгах  «Крестьянское значение» из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

4.Работа с текстом до чтения.

-Вдумайтесь в смысл заголовка, рассмотрите иллюстрацию и скажите, какие у вас возникли предположения , о чём будет эта статья?

В тексте мы встретим слова, значения которых я просила вас  посмотреть в толковом словаре:

Крестьянин

Жатва

Жнецы

5.Работа с текстом во время чтения.

А) Самостоятельное чтение

-Подтвердились ли ваши предположения?

-Давайте отдохнём и будем рассуждать дальше.

   (Физминутка)

Б) Чтение с комментированием.

1 часть (От начала до слов “И! Батюшка, -отвечал Феденька, - он простой мужик”.)

-Кто пришёл к Феденькиному отцу?

-Как вы понимаете «простой мужик»?

2 часть -Почему отец «тотчас позвал к себе Памфила?Ответ подтвердите словами из текста.

3 часть (“Батюшка, у меня хлеба нет…” – “…я дам теперь и тебе хлеба”.)

Чтение диалога  по ролям (автор, отец, Феденька).

- Почему же отец не дал Феденьке хлеба?

Что удивило мальчика?

- Понял ли этот урок Феденька? Подтвердите ответ словами из текста.

- Зачем отец взял Феденьку с собой на поле?

4 часть (“После обеда…” – “…хотя работа их была очень трудна”.)

- Какие слова указывают на то, что работа на поле была очень тяжёлая?

- Как выглядели крестьяне, которые выполняли тяжёлую работу?

Стало ли для Феденьки это настоящим уроком?Подтвердите.

Обиделся ли старый Памфил?

5 часть (“Увидевши старого Памфила…” - до конца.)

- Какова мораль этого рассказа?

6. Групповая работа.

-Прошли сотни лет, а нравоучительные статьи не теряют свою актуальность,сейчас мы окунёмся в атмосферу 18 века и попробуем создать свои нравоучительные статьи, а лучшими работами украсим страницы нашего журнала.

Разделитесь на группы, помните о правилах поведения в группе и начинайте сочинять свои маленькие шедевры.

( На столах стоят подсвечники со свечами, дети пишут гусиными перьями.

-Зачитывание и обсуждение работ, лучшие работы прикрепляются к страницам журнала.

7.Итог урок

-Ребята, давайте постараемся сделать так, чтобы эти правильные  и красивые слова остались не на бумаге, а находили подтверждение в наших поступках и делах.

8.Дом. задание

Проверочная работа№3 на тему «Истоки русской детской литературы»

9.Оценивание ответов учащихся.


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков в начальной школе

Урок литературного чтения во 2 классе. Тема «Друзья-товарищи» С.Я. Маршак. Внеклассное чтение.

 Цель:познакомить с произведением о дружбе.Задачи: Осмысление проблемы дружбы: кого можно назвать другом? Раск...

Урок литературного чтения в 1 классе по теме: «Закрепление: звук[х],[х']; буква х. Чтение стихотворения «Удивительная кошка»

Закрепление: звук[Закрепление: звук[х],[х"]; буква х. Чтение стихотворения «Удивительная кошка»х],[х"]; буква х. Чтение ...

Урок литературного чтения во 2 классе

Урок литературного чтения во 2 классе. М.Пришвин "Ребята и утята"....

урок литературного чтения во 2 классе

модифицированный конспект урока во 2 классе по УМК "Перспектива" по  русской народной сказке "Лиса и журавль"...

Урок литературного чтения в 4 классе

Осмысление проблемы нравственности, доброты, заботу о других, как основного качества человека - вот основные цели данног...

урок литературного чтения в 3 классе

урок с элементами проектной деятельности...

Урок литературного чтения во 2 классе

Урок литературного чтения во 2-ом классе по УМК "Школа 2100"....

урок литературного чтения в 3 классе

сценарий урока литературного чтения в 3 классе по теме "Ф.И. Тютчев. Зима недаром злится"...

Урок литературного чтения в 4 классе

Урок литературного чтения в 4 класссе с применением технологии системно-деятельностного подхода...