Программа школы будущего первоклассника"Школа-сад"
рабочая программа по теме

Мазилова Марина Юрьевна

Программа школы будущего первоклассника"Школа-сад"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_shkoly_budushchego_pervoklassnika_1.doc240.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       

Школа будущего первоклассника

«Школа-сад»

                                                                               

                                                                                УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Директор МОУ СОШ №1

                                                                               _________Р.Д.Гилаев                                                                                                                                                                                                                    

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

       С целью обеспечение  равных стартовых возможностей  для  образования  детей  перед школой, в  гимназии  на  основе  рекомендаций Министерства    образования Российской Федерации организуются  занятия в июне месяце.

    Ответственность  за организацию занятий  по подготовке  детей  к обучению в школе  возлагается на заместителя директора Зиннатову А.Г. и учителя начальных классов Мазилову М.Ю., принимающих в следующем  учебном году 1 класс.

     Сроки занятий  устанавливаются  администрацией  школы  по решению педсовета  и оформляются  договором по школе.. Занятия  по подготовке детей  к обучению в школе  проходят в здании  школы  и кабинете  начальных классов. Ведущей  деятельностью  при подготовке  к школе  является  игра(сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические).Занятия  могут  носить  интегрированный  характер.

      Количество занятий  по подготовке  детей  к обучению в школе проводятся по 5 направлениям:

*образовательная область  филология (русский язык, родной язык)-20 занятий;

*образовательная область математика  и конструирование -10 занятий;

*познание  окружающего  мира -8 занятий;

*предметы  художественно-эстетического  цикла – ИЗО, труд, музыка -12 занятий;

*здоровье  и физическая культура – 10 занятий.

                     ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ- подготовка  ребенка  к школьной жизни, новой  ведущей  деятельности, снятие  трудностей  адаптации  в новой  для  него  социальной  среде, развитие  и коррекция  познавательных  и коммуникативных  способностей ребенка .

                      Из  перечисленных позиций, программа подготовки  дошкольников  к школе  и формирование компонентов  учебной  деятельности строится  с учетом:

  1. всестороннего  развития  детей, позволяющее  им  в дальнейшем  успешно  овладеть  школьной  программой;
  2. развития  физической, личностной  и интеллектуальной подготовленности будущих первоклассников  к школе
  3. выявления  индивидуальных  возможностей  ребенка, развитие  его  интеллектуальной  и эмоционально – волевой сферы.

Данная программа  решает  следующие  ЗАДАЧИ:

*сохранить  и укрепить  здоровье детей, готовящихся  к обучению  в школе;

*устранить  разноуровневую  подготовку  к обучению  в школе;

*исключить  дублирование  школьной  программы  при подготовке  детей  к обучению.

Принципы  работы  при   подготовке  детей  к обучению:

*учет  индивидуальных  особенностей  и возможностей  детей;

*системность  и  плановость;

*уважение  к ребенку, к процессу  и результатам  его  деятельности  в сочетании  с разумной  требовательностью;

*занимательность, непринужденность, игровой  характер  учебного  процесса;

*развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления;

* контакт  с родителями: организация бесед  по  интересующим  их проблемам

                                         

                                                                 

Введение.

    «Школа будущего первоклассника» (именуемая в дальнейшем ШБП) является одной из форм работы с детьми в рамках преемственности на этапе «детский сад - начальная школа». Её появление и функционирование - результат социального заказа общества. Он определяется, с одной стороны, сохраняющимися высокими потребностями родителей, желающих подготовить детей к обучению в школе, поднять общий уровень их развития и уровень коммуникативных способностей, с другой стороны – необходимостью обеспечения МОУ СОШ №1контингентом учащихся, которые смогут успешно обучаться в ней и в будущем получить высшее профессиональное образование.

    Неоднородность качества дошкольной подготовки детей обусловлена рядом объективных причин.  В школу поступают дети  дошкольных учреждений г. Мамадыша, обучение в которых ведется по разным образовательным программам. Во-вторых, среди них есть дошкольники, часть которых регулярно занимались в детском саду, другие посещали его нерегулярно, а третьи длительное время не посещали ДОУ и воспитывались в семье.  Актуальным сегодня становится не просто овладение дошкольниками фактологическими знаниями, но и формирование у них способов познавательной деятельности, развитие мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация и т.д).

    Все вышеизложенное отрицательно сказывается на адаптации детей в школе, снижает их обучаемость в начальных классах. Поэтому целью организации подготовительных занятий к школе является создание образовательного пространства, которое способствовало бы общему развитию дошкольников и позволило бы им подняться до уровня готовности к обучению в школе. Реализация этой цели требует выполнения определенных задач:

  1. целенаправленно развивать познавательные психические процессы (восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание, волю, эмоции);
  2. развивать познавательную деятельность ребенка (активность, произвольность, самостоятельность, темп деятельности и умение контролировать ее результаты);
  3. развивать индивидуальные умственные и креативные способности детей;
  4. развивать устную русскую речь дошкольников: расширять активный и пассивный словарный запас, развивать умения правильно употреблять грамматические формы, совершенствовать фонематический слух, умения различать особенности звукового состава русского и татарского языков;
  5. развивать координацию движений детей, мелкой мускулатуры кисти рук как одно из средств, непосредственно влияющих на рост интеллектуальных способностей ребенка;
  6. облегчить процесс адаптации ребенка в школе, оказать помощь родителям в подготовке его к обучению в первом классе;
  7. изучить и объективно определить степень готовности ребенка к школьному обучению.

    При составлении программы выдержаны требования к особенностям обучения детей от 6 до 7 лет. Для организации занятий комплектуется группа детей. Курс обучения в ШБП рассчитан на 20 недель – 1 раз в неделю , продолжительность занятия – 30 минут.

    В период обучения в ШБП большую роль играют согласованные действия и единство требований со стороны учителя, ДОУ и семьи к знаниям, умениям и навыкам дошкольников, воспитания у них положительного отношения к учебе.

    Данная программа не дублирует программы ДОУ и 1 класса, а способствует их усвоению, расширяет и углубляет изученное в детском саду и готовит к усвоению программы начальной школы. Содержание программы включает:

  1. коррекционно-развивающие упражнения на развитие системы мыслительных операций;
  2. элементы ТРИЗ (теории решения изобретательских задач);
  3. систему работы по развитию устной русской речи;
  4. штриховку на развитие мелкой группы мышц по методике Е.Н.Потаповой;
  5. ритмические упражнения на развитие координации движений.

Развитие связной речи.

   Следует особо отметить, что развитие речи является основной, приоритетной задачей ШБП. Решение этой задачи осуществляется на всех занятиях и в общей сложности занимает основное время и место в обучении дошкольников. Например, при выполнении коррекционно-развивающих упражнений каждое мыслительное действие дети сопровождают речевыми комментариями: пояснением, доказательством, рассуждением, умозаключением. Занятия штриховкой должны обязательно завершаться изложением или созданием какого-либо текста о выполненном предмете (пересказ сказки об этом предмете, чтение наизусть стихотворения, придумывание сказочной истории, стихотворения и т.п.). Представленная ниже пояснительная записка касается только специальных занятий по развитию связной устной речи детей.

Пояснительная записка.

    Работа по развитию связной речи строится на основных ее уровнях: звук – слово – предложение – связное высказывание – текст.

    Звуки. В этом разделе совершенствуются умения дошкольников в звуковом анализе: различение гласных и согласных звуков, мягких и твердых, глухих и твердых согласных. Особое внимание уделяется употреблению и различению гласных, наиболее часто смешиваемых детьми-татарами: ы-у, ы-э; правильному употреблению гласных а, у, о, ы, э в русском языке, в отличие от гласных э, о, у  в татарском; научить правильно произносить звук «ч», которого нет в татарском языке, и не смешивать его со звуком «щ», дать понятие о твердых согласных «ж» и «ш», которые в татарском языке, в зависимости от позиции могут быть и твердыми, и мягкими.

    Слово рассматривается в лексическом плане. Упражнения носят практический характер. В ходе развития речи дети осознают, что слова обозначают те или иные предметы или явления действительности, бывают близкими и противоположными по смыслу, могут быть употреблены в предложении и тексте в одном или нескольких значениях. Дети учатся выбирать наиболее подходящие по значению слова для точного выражения мысли. Расширяется и активизируется их словарный запас. Особенно важно учитывать то, что дети-татары допускают ошибки на употребление слов в правильной лексической и грамматической форме, например, при изменении по родам глаголов прошедшего времени и прилагательных в единственном числе ( в татарском языке нет категории рода).

    Предложение. Дети учатся составлять предложения по сюжетной картинке, по серии картинок, по заданным теме, словосочетанию, опорным словам, учатся отличать предложение от словосочетания и группы слов, выделять предложение из потока речи. обращается внимание детей на то, что в русском языке главные члены предложения (без сообщения терминов) стоят рядом: «Я пошел в лес. Там растут грибы.», а в татарском языке сказуемое обычно употребляется в конце предложения.

    Связная речь. Самое главное направление работы – развитие русской устной речи детей. Среди речевых упражнений приобретают большое значение словарные, синтаксические, композиционные упражнения, формируются умения в построении связного текста.

Программа.

    Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи, развития слуховой памяти. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию. Произношение слов в соответствии с нормами орфоэпии. Правильное произношение, различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л-р, с-з, ш-ж, п-б, с-ш, ть-ч и др., а также звуков, вызывающих характерные затруднения в узнавании и произношении у детей-татар: гласные а, о, у, ы, э, мягкие согласные ч-щ, твердые ж-ш.

    Работа над словом.

    Уточнение, обогащение и активизация словаря. Правильное употребление слов – названий предметов, признаков, действий и объяснение их значений. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, подбор синонимов, антонимов, употребление омонимов (без использования терминов). Выработка умения пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектами, просторечиями).

    Работа над предложением и связной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа. Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа. Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой., или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета. Ответы на вопросы учителя по прочитанным предложениям и текстам. Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих и последующих изображенным. Составление простых рассказов о случаях из собственной жизни по аналогии, по сюжету или теме, предложенным учителем.

    Развернутое объяснение загадок и самостоятельное сочинение их, заучивание наизусть небольших стихотворений, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.

    Развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия мира с помощью целенаправленных упражнений (элементы ТРИЗ).

Штриховка.

Пояснительная записка.

     Письмо в первом классе вызывает значительные затруднения учащихся. Причиной тому – неподготовленность детского сознания и детской руки к процессу письма. Поэтому необходима определенная подготовка к письму букв, основная идея которой – подготовить к письму без письма системой специальных упражнений. Они снижают психологическую нагрузку ребенка в процессе обучения письму в первом классе.

    В ШБП подготовительная работа к обучению письму ведется по методике Е.Н.Потаповой. Программа обеспечена методическим пособием «Радость познания» (Москва «Просвещение» 1990). Применяется один из этапов подготовки к письму: развитие мускульной памяти – штриховка.

    На занятиях штриховкой идет подготовка руки к работе. Дети штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи фигурных линеек (трафаретов) с вырезанными на них геометрическими фигурами. Письмо по данной методике предполагает отработку основных двигательных элементов букв, то есть отрабатываются движения руки при письме. И в первую очередь отрабатываются такие штрихи: параллельные отрезки сверху вниз, снизу вверх, слева направо (но не справа налево). Расстояние между отрезками (штрихами) должно составлять ширину строчной буквы. На первых занятиях, чтобы было понятно направление штриха, то есть откуда и куда надо рисовать, на одном из отрезков движение указывается стрелкой.

    Вначале для штриховки дети используют трафарет с геометрическими фигурами. После того, как ученики научатся хорошо обводить их, штриховать параллельными отрезками, составлять из них простейшие предметы, они могут приступить к работе с другими трафаретами (с изображением предметов и фигур животных), а также лекалами. Дети обводят фигуры, штрихуют их, составляют различные композиции. После освоения штриховки параллельными отрезками, дети выполняют ее волнистыми линиями, полуовалами, петлями. Далее дети сами составляют свои рисунки из фигур трафарета и лекала, по образцу учителя или самостоятельно составляют смысловые композиции.

    Штриховка – это не только укрепление руки. Штриховка должна стать частью эстетического воспитания – важно научить детей видеть и привыкнуть создавать красоту. Работа со штриховкой увлекает детей, доставляет удовольствие и не утомляет.  Кроме этого, на занятиях решаются и другие задачи – развитие пространственного мышления, обогащение словарного запаса и развитие устной речи.

    Обведение по трафарету геометрических фигур, предметов помогает ребятам изображать предметы с натуры, не искажая пропорции и форму. Это подводит детей к пониманию симметрии, пропорции. Ребята проявляют изобретательность, моделируя, строя, конструируя предметы по представлению, по памяти. Составление, моделирование и штриховка предметов - это и способ развития речи, так как есть возможность попутно работать над словом, составлять небольшие рассказы по теме, расширять знания детей об окружающем мире.

    Таким образом, на занятиях штриховкой основное внимание уделяется построению, штриховке и развитию речи, дети учатся мыслить и творить в процессе развития мускульной памяти.

Программа.

    Понятие о штрихе и штриховке, наклонной и прямой линиях. Обводка геометрических фигур, кривых линий по лекалу, фигур животных. Письмо отрезков сверху вниз, снизу вверх, слева направо (но не наоборот). Письмо наклонных штрихов сверху вниз и снизу вверх. Письмо круговыми движениями, овалами, полуовалами, петлями, волнистыми  и зигзагообразными линиями. Правила выполнения штриховки: не сближать штрихи, между ними должно быть 0,5 см, не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий, их направление.

   

ТРИЗ.

Пояснительная записка.

    Освоение элементов ТРИЗ проходит в рамках занятий по развитию речи и способствует ему. Цель введения занятий ТРИЗом – освоение основ диалектического мышления и методов активизации творческого процесса. Освоение элементов ТРИЗ происходит в двух направлениях:

  1. обучение методам морфологического анализа - работе с изобретательскими машинами (ИМ);
  2. развитие творческого мышления - работа с известными сказками.

    Работа по первому направлению начинается с освоения понятия «противоречие» и знакомства с одним из методов активизации творческого процесса - методом морфологического анализа.

    Для освоения понятия «противоречие» используется игра «хорошо-плохо» при сравнении двух разных объектов с самим собой, выявлении его противоречивых свойств. Заключается она в том, что надо указать как можно больше недостатков объекта в сравнении с другим или просто достоинств и недостатков объекта безотносительно к другим объектам. Сравнение объекта с самим собой в дальнейшем будет развито в мысль о единстве противоречий, о перетекании достоинств в недостатки и обратно.

    Метод морфологического анализа нацелен на преодоление инерции мышления и состоит в следующем. Исследуемая  задача (объект, явление) расчленяется на составные части. Для каждой подзадачи перечисляется как можно больше вариантов решения, а затем начинается комбинирование этих частичных решений друг с другом в поисках решения всей задачи. При этом, во-первых, должен быть обеспечен возможно полный перебор комбинаций, а во-вторых, ни одна комбинация не должна заранее отбрасываться как невозможная или неудачная.

    Метод предполагает построение так называемых «морфологических ящиков». Такой ящик представляет собой дискретное многомерное пространство, в котором каждая подзадача рассматривается как ось координат, а возможные решения этой подзадачи – как значения на этой оси. Решения всей задачи являются точками многомерного пространства.

    Наглядным представлением простейших морфологических ящиков являются самостоятельно изготовленная детьми «изобретательская машина» (ИМ-1) для решения какой-то одной той или иной проблемы. Машина строится так. Все решения одной подзадачи нумеруются и записываются на бумажной ленте в секциях одинакового размера. Эти ленты надо расположить друг под другом. Вертикальная линия задаст комбинацию частичных решений, а сдвиг полосок по горизонтали – перебор всех возможных комбинаций. Для решения другой проблемы изготавливается другой набор бумажных лент с решениями подзадач.

    В дальнейшем ИМ будет служить для изобретения Чудо-Юдо-Звере-Птицев (ИМ-2), а также для более серьезных изобретений – новых средств транспорта СТ (ИМ-3).

    Другим направлением освоения элементов ТРИЗ является работа с известными сказками. Она способствует развитию воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия мира. Используются различные приемы работы со сказками:

  1. «сказка наоборот» - положительные герои сказки наделяются отрицательными качествами, а отрицательные герои – положительными качествами, например, «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Золушка» и так далее;
  2. «введение в сказку нового слова» - например, «Колобок и воздушный шарик», «Про Красную Шапочку и вертолет», «Про волка, козлят и компьютер», «Про Репку и Ветер»;
  3. «что было потом» - продолжение известных сказок, например, «Колобок», «Репка», «Снегурочка», «Теремок» и другие;
  4. «счастливый конец» - изменение или дополнение драматических сказок, например, «Колобок», «Снегурочка» и так далее;
  5. «салат из сказок» - из нескольких сказок выписываются герои в таблицу, а затем по любому из столбцов и рядов таблицы или по ее диагонали составляется новый набор героев для сочинения новой сказки.

Программа.

    Понятие «противоречие». Игра «Хорошо-плохо», ее варианты:

  1. сравнение двух разных объектов;
  2. сравнение объекта с самим собой (выявление его противоречивых свойств);
  3. рассмотрение положительных и отрицательных качеств в зависимости от условий, в которые ставятся эти объекты и явления;
  4. переход количественных изменений в качественные;
  5. примирение противоположных требований;
  6. разделение противоречивых требований во времени и пространстве.

    Решение детьми под руководством учителя изобретательских задач на ИМ-1, ИМ-2 (Чудо-Юдо-Звере-Птиц), ИМ-3 (средства транспорта).

    Составление новых сказок из известных сказок, используя все перечисленные выше приемы.

Развивающие игры.

Пояснительная записка.

        Успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у ребенка тех умений и навыков, которые необходимы ему в процессе учебной деятельности. Современное обучение, в том числе и в дошкольный период, должно целенаправленно развивать у детей интеллектуальные способности. Такое обучение расширяет познавательные ресурсы ребенка и способствует комфортности процесса учения.  Значит нужно вести целенаправленную работу по развитию познавательных (мыслительных) процессов. Ученые-психологи выделяют следующие виды мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация. Все эти шесть операций находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, переходя одна в другую. Так понятие формируется на основе обобщения существенных признаков. Для выделения существенных признаков нужно абстрагироваться от несущественных. Для выделения признаков нужно провести анализ, сравнить или сопоставить выделенные свойства или признаки, затем осуществить обратную операцию – синтез и, если возможно, классифицировать, то есть отнести предмет или явление к определенной группе таких же предметов и явлений. Умение моделировать развивается на игре «Сложи квадрат» (далее СК). В игре используются до 20 упражнений, расположенных в порядке повышения степени трудности. Для целенаправленного интеллектуального развития дошкольников в ШБП организуются специальные занятия - развивающие игры (на развитие мыслительных операций).  

Программа.

    Совершенствование восприятия и наглядно-действенного, наглядно-образного мышления, элементы словесно-логического мышления.

     Формирование алгоритма анализа. Алгоритм сравнения на основе зрительного восприятия объекта. Приемы классификации. Анализ на основе слухового восприятия объектов. Операции анализа и сравнения на уровне представлений. Установление причинно-следственных связей.  

    Понятие закономерности. Приемы нахождения и продолжения закономерностей с одним изменяющимся признаком, с двумя меняющимися признаками. Составление закономерностей различного вида.

    Обучение приемам объединения предметов и явлений в группы по существенному признаку (элементы обобщения).

     Понятие признака, существенного признака.

     Обучение элементам моделирования. Составление моделей звуковых явлений. Приемы работы с моделями различного вида.

    Пространственные и порядковые отношения.

    Способы учебной деятельности: принятие и удержание учебной задачи, элементы саморегуляции, алгоритм выполнения словесных инструкций взрослого.

Ритмика.

Пояснительная записка.

     Введение в курсы для дошкольников данной части программы обусловлено двумя причинами. Во-первых, это связано с возрастными особенностями детей: они очень любят танцевать, двигаться под музыку. Во-вторых, в процессе занятий ритмическими движениями у детей:

  1. повышаются работоспособность, дисциплинированность, наблюдательность,
  2.  улучшается умственная и физическая подготовленность до выработки культуры движений и навыков координации,
  3. идет воспитание музыкальности и чувства ритма,
  4. развивается фантазия и образная память,
  5. растет общая культура.  

Детей этого возраста уже можно знакомить с самыми разнообразными танцевальными упражнениями, давать им простейшие навыки народного, классического, эстрадного танца. Поэтому ритмические движения синтезированы в простейшие танцы. Танцевальная программа построена в игровой, увлекательной форме. Танцы разучиваются и выполняются на каждом занятии как динамическая пауза.

ПРИМЕРНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ  АДАПТАЦИОННЫХ  ЗАНЯТИЙ

ПОДГОТОВКА  БУДУЩЕГО  ПЕРВОКЛАССНИКА

РУССКИЙ ЯЗЫК  (10 часов)

Пояснительная  записка

Занятия  по русскому  языку  построены как  обучающие  навыкам  учебного  сотрудничества. Материал, которым работают дети: дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, то есть направленные  на развитие  познавательных способностей. Много внимания  уделяется  игровым  и занимательным  моментам  для  поддержания  интереса  к работе. Занятия можно  разделить  на два этапа: разговорная  часть урока  и письмо. Работа  по письму  предполагает  работу  в альбомах(рисование, штрих), работа  в тетрадях( рисование узоров, письмо  элементов  букв, печатанье). Данный курс рассчитан  на 10  занятий  по 20-30 минут.

На занятиях задания разнообразятся, виды деятельности меняются. К детям приходят сказочные персонажи  и любимые игрушки  и предлагают  интересные игры  и задания. Например: при изучении буквы «А»- Айболит, «В » -Виннипух. Также используются картинки  и иллюстрации для  пересказов  и составления  предложений, рассказов. Используются разнообразные  таблицы  для чтения: слоговая  таблица, схемы слогов, предметные картинки. Сюжетные картинки используются на занятиях для обучения дошкольников составлению рассказа  или  как опора  для  пересказа.

Занятия  по письму проводятся в тетрадях  и альбомах.

Цель занятий  по чтению, развитию речи:

* дать каждому ребенку  возможность  утвердиться  в себе;

*развитие  у детей  готовности  к обучению  чтению  в первом  классе;

*развитие  фонематического  слуха  и речевой  активности,

*укрепление  руки, улучшение  координации  движений;

*усвоение правил гигиены  письма, сохранение  правильного  положения  головы, корпуса, рук, тетради, ручки  в руке;

*умение  ориентироваться  в пространстве  листа, строки, в элементах письма.

Подготовительные занятия  не ставят  своей целью научить  ребенка  писать

 На них осуществляется этап  подготовки  детей  к письму:

*укрепление  руки, улучшение координации движений;

*усвоение  правил  гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке;

*умение ориентироваться в пространстве листа, строки;

*снижение психологической нагрузки  ребенка.

     Приобретенные  знания, умения, навыки

*владеть понятием: «слово», «звук», «буквы», «предложение»;

*уметь  различать  звуки речи  на слух;

*уметь  составлять простые предложения;

*пересказывать  по серии картин или  по наводящим  вопросам;

*конструировать буквы;

*штриховать  по образцу;

ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ   ПО  РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ТЕМА 1 Экскурсия  в библиотеку

Этапы  занятий

содержание

игры

Беседа

Беседа  библиотекаря.

Работа  с известными  детскими  книгами.

Звуко-буквенный  анализ

Классификация  известных  и неизвестных  букв  на стеллажах  с книгами.

Конструирование  с помощью палочек  известных  букв.

Чтение

Чтение  сказки

Игра  «И я тоже»

Пересказ

Выборочный  пересказ  сюжета  из  сказки    

Письмо

Обведите  фигуру ( персонажа  сказки)

Учить держать тетрадь, карандаш, посадка.

 Посадка. Умение держать ручку. Дается  рисунок лисы  дети раскрашивают ей фартук печатной буквой Л,А. И.С

Занимательный  материал

Игра  «Закончи  предложение»

Лиса  легла  на…..куда?

По  дороге  ехал….кто?

Работа  по картинке

Работа  по сюжетным  картинкам

Сложить рисунок по сказке  из частей.

ТЕМА 2  Здравствуй, школа

Этапы  занятий

цель

содержание

игры

Беседа

Введение знаков «Я» «Мы»

Привлечь внимание детей  к новому знаку.

Тренировочный узор

«попугай»

Исследование  слуховой  дифференциации

Выявление  отклонений  в речевом  и слуховом развитии

Ркбенку показывают  картинки. Произносим  слово  и просим  ребенка  показать  названный предмет (см  игры)

(з-с)  коза –коса

(с-т ) санки-танки

(с-ш)мышка –миска

(р-л) рожки-ложки

(г-к)гости – кости

(ж-ш) уши-ужи

(у-ю)лук-люк

(д-т)

 Плоты-плоды

Пересказ

Работа  по картине

Составление рассказа  по картине Моя семья

Введение понятия предложение.

Составление рассказа. Запись предложения схемой .Определение  количества слов  в предложении

Письмо

См. Н.А. Завьялова Интегрированный курс подготовки  дошкольников  с 105

Знакомство  с разлиновкой  тетради. Штриховка

Обведение квадрата  по трафарету. Штриховка прямыми  и наклонными линиями

Штриховка. Различие строк.

Занимательный  материал

Игра «И я тоже»

Отработка умения задавать вопросы и  отвечать на вопрос .

Бросаем мяч и задаем вопрос  .дети  отвечают «И я тоже.» Затем  меняемся. Ялюблю мороженое. Я люблю драться Я люблю рисовать ….

ТЕМА 3 Устная речь. Предложение. Слово.

Этапы  занятий

цель

содержание

игры

Беседа

Работа  по картине «Летний пейзаж»

Сравнение погоды  за  окном  и на картине

Звуко-буквенный  анализ

Введение понятий звук, буква

Составление  из квадратов слов( Баба, дед, мышка)

Разыгрывание сказки. Инсценировка

Чтение

Умение слушать. Введение  понятия слово

Сказка «Репка»

Составление рисунка  к сказке  из разрезанных частей

Пересказ

Развитие речи детей.

Дети садятся в круг, получая  по картинке, не показывая  их друг другу должны  описать  свое животное  или героя  сказки, не называя  его, по плану:

1 Внешний вид

2 Чем питается

Для игры  используются «игровые часы». Вначале крутят  стрелку. На кого  укажет, тот начинает  рассказ. Затем вращением стрелки определяется, кто следующий

зоопарк

Письмо

Развитие внимательности

Посадка, мелкая моторика руки

Составление  схемы предложения

Раскрашивание героев сказки

Прямая короткая палочка.

Занимательный  материал

Загадки  с рифмующимися  отгадками  на тему  природы

                                               

ТЕМА 4  Гласные  и согласные звуки

Этапы  занятий                                цель                                 содержание                                   игры

Проверка  правильности звукопроизношения

Выявление  отклонений  в речевом  развитии

Подбираются картинки на наиболее  сложные  по артикуляции  звуки:С.СЬ.З,ЗЬ,Ц.Щ,Ж,Ш,Р.РЬ,Л,ЛЬ,Й

Каждый  из этих  звуков  должен быть  в начале, середине, конце слов, что  позволяет  выявить  затруднения  ребенка  при  произношении

С-сахар, маска, соус

СЬ –сироп, кисель

Забор, роза

ЗЬ  зефир, козел

Ц цветок, огурец
Ш шоколад, шишка, душ

Ркровать, костер, ручка

РЬ редиска, букварь, грибы

дифференциация  согласных

Развитие речи, выявление  отклонений в речевом развитии

Сравни  пары  слов  по звучанию  и смыслу. Придумай предложения.

Палка- балка, башня-пашня, сом-ком, ужи-уши

Чтение

Умение  пересказывать

Работа  с детскими книгами – краткий пересказ содержания

Пересказ

Проверка связной речи

Ребенка просят рассказать, что он  видит на картинке. Обратить внимание, что ребенок должен не только перечислитьувиденнные  на картинке предметы, а назвать время суток, дать имена, объяснить , что делают персонажи

Режим дня, моя семья, на реке, кот-рыболов.

Письмо

Умение ориентироваться в пространстве листа

Печатанье   букв, обозначающих согласные звуки.

Короткая  и длинная палочки. Печатная буква А.

Занимательный  материал

Активизация  словаря

Дети становятся  в шеренгу. Каждому  участнику  по очереди  задается вопрос. Нужно, делая три шага вперед, давая  с каждым шагом  слова

 – Что можно  купить? (платье, платок)

-Что можно варить?(кашу, суп, компот)

Чем можно рисовать? Что может плавать, летать, скакать? Что м.читать? ит.д.

Назови  три слова

Работа  по картинке

Развитие речи, наблюдательности

Расположить картинки  в последовательности

ТЕМА 5  МОЯ  СЕМЬЯ

Этапы  занятий

Цель

содержание

игры

Беседа

Составление  предложений  по картине учебника АЗБУКА

Дети составляют предложения чертит схемы предложений. По схемам  составляют предложения.

Звуко-буквенный  анализ

Начало предложения. Конец предложения

Проверка  чтения

Выявить кто из детей не умеет  читать, но  знает буквы  

1 В. Показывается  карточка с буквой и спрашивается какая  это  буква.

2 Положите  перед ребенком несколько  карточек с буквами. Назовите букву  и попросите  их показать нужную карточку

3.Прочитай слоги.

ТА,ТО, НЫ, НИ, РЕ, КУ, ПО, БУ,ГУ, РА, НА,ЛУ, ЛА,

Пересказ

Ответы  на  вопросы

Сказка  «Теремок»

Инсценировка

Письмо

Умение ориентироваться в элементах букв

Дождливая погода

Наклонная  палочка с петлей внизу.

Занимательный  материал

Игра «Где чей домик»

Даются картинки и дома . Надо соединить предмет с домом линией

Оса, рыба кот, лиса

Дупло, река, дом, конура

Работа  по картинке

Развитие речи

Составление рассказа

ТЕМА 6 ОВОЩИ.

Этапы  занятий

цель

содержание

игры

Беседа

Привитие навыков  культуры поведения.

О чистоте , о правилах гигиены

Звуко-буквенный  анализ

Подбор слов  к схеме. Определение звуков  в слове.

Дается схема слов  из красных  и синих кружочков и рисунки овощей, Фруктов. Надо соединить схему  и рисунок.

Штриховка.

Игра «Что лишнее»

Сливы, груша,машина, арбуз, огурец,

Проверка  умения чтения

Выявить кто из детей не умеет  читать.  

Попросить ребенка  прочитать  рассказ, а затем  задайте  ему несколько вопросов.

-Кто свил гнездо?

-Что сделал воробей?

-Кого позвала ласточка  на помощь?

-Что сделали ласточки?

Ласточка  свила гнездо. Воробей увидел гнездо  и занял его. Ласточка позвала  на помощь подруг. Вместе ласточки  выгнали воробья  из гнезда

Пересказ

Коммуникативный принцип общения

Письмо

Буква О

Выделение звука  в слове. Слова с буквой о.

С помощью шнура  письмо буквы О.Печатанье буквы О.

Исследование  восприятия

Проверка  мелкой  моторики рук

Задание. Велосипедисту нужно проехать к домику. Воспроизведи его путь. Проведи линию, не отрывая карандаша от бумаги.

Высокий уровень- отсутствуют  выходы  за пределы «дорожки»

Средний- более 3 раз отрывался  от  бумаги, отсутствуют нарушения линий

Низкая -линия дрожащая, с слабым  или сильным нажимом.

ТЕМА7  ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Этапы  занятий

цель

содержание

игры

Беседа

Привитие любви  к животным.

Составление предложений по картине.

Узнай животное  по описанию.

Звуко-буквенный  анализ

Составление схемы слов

Даны картинки слов  с буквой А,У. надо подними кружочками  написать слово.На месте звука А.У., написать букву.

Письмо

Буква А. Нучить узнавать букву, выделять звук А из слов. печатать

Выделение звука  в словах. Слова с буквой А.

.Печатанье буквы А. Ф-М

Буква «А»расставит ножки,

Покачается немножко,

И завяжет поясок

Ровно, не  наискосок

Завуч  нач.шк.№3 2005 с.127

Исследование  восприятия

Выявление  степени овладения анализом  на уровне  определения  количества  звуков  в слове.

На лстке три схемы звукового состава  слова: вокруг них картинки: рак, волк, лев. Сыр, бант.

Вы видите домики с разным количеством окошек и рядом картинки. Рак -3 звука, соединяю с домиком, в котором 3 окошка.

Оценка

3 балла-правильно выполнено

2 балла-единичные ошибки

1 балл-наличие большего количества ошибок

0 баллов-неприятие задачи: полное отсутствие количества звуков  в слове и количества  «окошечек»

Работа  по картинке

Привитие интереса к занятиям. Развитие речи. Внимания.

2 столбика 1-картинки 2 слова

Кошка        му

Собака         мяу

Медведь        гав

Корова             ууу

Кто как поет?

Соединить линией. Игра на внимательность.

ТЕМА8  ИГРУШКИ

Этапы  занятий

цель

содержание

игры

Беседа

Развитие речи, коммуникабельность ребенка

Рассказать о своей любимой  игрушке

Звуко-буквенный  анализ

Составление схемы слова

Даются картинки игрушек. Под ними начертить схему слова.

Проверка  умения чтения

Даются картинки на обратной стороне подписано  кто это  или что это. Дети читают  и отгадывают правильно  или нет.

Игра :»Правильно - неправильно»

Тестирование

Проверка  состояния  фонематического слуха, фонематического  восприятия.

Посмотрите  на распооженные

На листе картинки, видите, под  ними есть  небольшие  кружочки. Вам  нужно  будут  самостоятельно  назвать  каждую  картинку. Если  в названии картинки есть звук (С), то нужно  зачеркнуть кружок  под ней. Первая  картинка «солнце», в слове «солнце есть звук (С), значит нужно зачеркнуть кружок.

3 балла-  все верно

2 - балла  есть ошибка

0-неприятие задачи, полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества «окошечек»

Развитие мелкой моторики руки

Совершенствование способности  к зрительному  восприятию

Можно изменить  и штриховка. Кузов прямые линии, кабина письменная г.о,и

ТЕМА 9  Птицы  и насекомые

Этапы  занятий

цель

содержание

игры

Беседа

Развитие речи. Составление рассказа о погоде.

Летает – не летает

Тестирование

Выявление умения классифицировать, умения  находить  признаки, по которым произведена классификация.

Рассмотрите  рисунки. (1 рисунок с птицами, 1 с животными).На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком  рисунке  вы бы её  нарисовали. От белочки к этому  рисунку проведите  карандашом линию.

3 – балла – линия проведена правильно  к зверям

2 балла- проведена к птицам

0- задание  не выполнено

Письмо

Развитие мелкой моторики. Совершенствование умения ориентироваться на листе бумаги.

Из  игры Квадрата Пифагора  дети составляют птицу по образцу ,а затем штрихуют  как говорит учитель.

Исследование  восприятия

Работа  по картинке

Развитие мышления, последовательности изложения мысли.

Работа  по серии картинок «Кукла  плачет»

Расставить картинки в порядке развития событий.

10

Этапы  занятий

цель

содержание

игры

Беседа

Звуко-буквенный  анализ

тестирование

Проверка степени  овладения  звуковым  анализом  на уровне  определения  количества звуков в слове

Вы  видите «домик» с тремя  окошками и рядом с ними картинки. Каждое окошко – звук в слове. Назовите  тихонько все картинки  и подумайте, в каком слове  три звука. Эту картинку  соедините линией с домиком

МУХА   ЛИСА   ГУСЬ

3 балла – все правильно;

2 балла ошибка  в один звук;

0 баллов –неприятие   задачи, полное отсутствие  соответствия кол-ва звуков.

 

Пересказ

Письмо

Исследование  восприятия

Работа  по картинке

Складывание пазлов по сказкам

Литература  для учителя:

 1.Н.А. Завьялова Интегрированный курс подготовки  дошкольников

 Баланс  2005 г с 105

 2.Людмила Климанова «Обучение грамоте  по учебнику «АБВГДейка»»

г. «Начальная школа» 2003 № 35

3.Л.С. Прокофьева Физкультминутки к урокам  письма.

ж. Завуч начальной школы №3 2005 с 127

Литература  для  детей:

Математика. 10 часов

Пояснительная записка

Важнейшими общими целями при подготовке к обучению матема тике является создание благоприятных условий для интеллектуального развития ребенка.

Конкретное предметное содержания отобрано таким образом, что бы подготовить детей к овладению простейшими умственными операци ями: устанавливать сходства и различия в предметах и в математических объек тах; выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладаю щих или не обладающих заданным свойством; давать точный ответ на поставленный преподавателем вопрос; подготовить к восприятию наиболее важных в начальном обучении понятий (число, отношение, величина и др.).

Формирование математических представлений производится на основе широкого использования  дошкольного опыта ребенка. В связи с этим, напри мер, порядок ознакомления с натуральными числами, несколько отличается от традиционного. Так, сначала дети учатся называть числа по порядку от 1 до 10, узнавать знакомые цифры, пересчитывать предметы.

Проводится подготовка к усвоению в дальнейшем понятия величины: дош кольники знакомятся с примерами наиболее распространенных в практике ве личин - длина, масса, время.

Линия  логического развития детей начинается уже на самых первых заня тиях математикой, когда они выполняют простейшие действие классификации(например, раскладывает предметы или фигуры по цвету, по размерам, по фор ме).  На доступных примерах им разъясняется смысл таких  «логических» слов,  как  «любой», «каждый», «все», «какой-нибудь) и т.д.

Большое значение для математического развития ребенка имеет линия гео метрической пропедевтики. На занятиях дети познакомятся с некоторыми гео метрическими фигурами, их названиями и изображениями.

Цели: создание благоприятных условий для интеллектуального развития ребёнка;

Задачи:

- подготовить детей к овладению простейшими умственными операциями;

- устанавливать сходства и различия в предметах и в математических объектах;

- выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих заданным свойством;

- давать точный ответ на поставленный вопрос;

- подготовить к восприятию наиболее важных в начальном обучении понятий ( число, отношение, величина и др.).

Планируемые результаты:

- выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих заданным свойством;

        - показывать и называть предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета; предмет, расположенный между данными пред

        метами;

- сравнивать предметы по размерам, по длине, по массе, используя практические способы;

- определять, в каком из двух множеств больше или меньше предметов, или в множествах элементов поровну;

- называть числа в пpямом и в обратном порядке от 1 до 10;

 - сравнивать числа, характеризуя результат сравнения словами «больше», «меньше»;

- пересчитывать элементы данного конечного множества;

- читать любое число от 1 до 10;

- называть и различать геометрические фигуpы: шар, куб, круг, квадрат, треу гольник.

Содержание курса (тематическое планирование).

 

Тема

Часы

содержание

1

Выявление подготовленности учащихся.

Упражнения  со счетным  материалом.

Счет предметов.

1

Измерение  шагами кабинета Сравнение  отрезков  методам наложения друг  на друга

Знакомство  с полем  тетрадного листа.

2

Сравнение предметов (сюжетных рисунков) с целью выявления в них сходства и различия. Различение предметов по цвету( одного и того же цвета, разных цветов).Счет предметов. Сравнение  по форме цвету. Размеру.

1

Вычерчивание лесенки.

Продолжи ряд

        

Учитель показывает предметы  - ученики цифру

3

Понятия «один», «каждый», «все», «не все», «кроме», «остальные».Задачи  на нахождение  одинаковых  свойств  предмета.

1

Дорисуй  фигуру

Найди среди фигур 2 одинаковых                  

4

Форма фигур (круг, треугольник, квадрат; пятиугольник  Классификация.

Задачи  на  нахождение  различных свойств предмета.

Игра «Что лишнее»

1

Танграм. Обведение  контуров , силуэтов в тетради  и их штриховка

Игра «Что лишнее»

5

Расположение предметов в пространстве или на плоскости так, чтобы один из них был выше или ниже, левее или правее другого, помещение предмета внутри (вне) замкнутого контура.

1

Игра  «Отгадай, кто где стоит»Перед детьми несколько предметов, расположенных  по галлам стола  или квадрата. Назвать кто стоит впереди, сзада, справа, слева, Какой по счету синий кубик, красный  и.т.д.

6-7

Сравнение величин: сравнение предметов по размерам; выражение результатов сравнения словами: «больше», «меньше», «таких же разме ров»; «выше», «ниже», «такой же высоты», «длиннее», «короче», «такой же длины»; сравнение предметов по массе, выражение результатов срав нения словами «тяжелее», «легче», «такой же массы»; временные пред ставления: «раньше», «позже». Определение времени по часам с точнос тью до часа.

2

Тренировка  зрительной  и пространственной памяти

Игра  «Что изменилось» На столе несколько предметов. Дети смотрят запоминают, Затем закрывают глаза, в это время  учитель  меняет местами 1-2 предмета. Открыв глаза, дети рассказывают, о изменениях.

8

Составление пар из элементов двух множеств для определения отноше ния, в котором находятся данные множества; выражение полученных ре зультатов словами: «столько же предметов», «больше предметов», «меньше предметов».

1

Закрепление  представления  о геометрических фигурах,, учить находить предметы  определенной формы. Игра «Найди  такой  же»

9

Названия чисел по порядку от 1 до 10. Распознавание цифр. Тестирование.

1

Целдь. Выявление умения ориентироваться  на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Вместе с тем проверяется умение пересчитывать клеточки.СМ. Приложение 1

10

Закрепление изученного и проверка знаний.

Тестирование.

1

Выявление  умения  выбрать  и выполнить операцию  сложения  и вычитания: соответственно правильному пониманию текста задачи, перейти  от числа  к соответствующему  конечному  множеству предметов (кружков,квадратов) ПРИЛОЖЕНИЕ 2

На момент поступления в школу, ребёнок должен уметь:

- считать в пределах 10 ( прямой и обратный счёт);

- уменьшать и увеличивать число на 1;

- сравнивать числа в пределах 10, называть наименьшее, наибольшее, уравнивать число;

- сравнивать предметы по длине, высоте. Ширине. Весу;

- размещать предметы в порядке возрастания, убывания;

- различать цвет и форму предметов;

- различать геометрические фигуры;

- ориентироваться на листе бумаги.

Литература:

- программа « Преемственность» подготовка к обучению – Москва 2003г

- «Обучение в 1 классе» пособие для учителя;

- « Начальная школа» № 8 – 2001 г., № 10 – 2002 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо 4 клеточки и пятую  закрасьте  красным карандашом.

2Возьмите синий карандаш. От красной клеточки отступите вниз через две клеточки и третью закрасьте  синим карандашом.

3 Возьмите зеленый карандаш. Отсчитайте от зеленой клеточки вверхъ пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом

ОЦЕНКА

3 балла - все верно

2 балла   выполнено  верно 2-3 пункта

1балл выполнено верно 1 пункт

ПРИЛОЖЕНИЕ2

1На полянке  играют  3 девочки  и 2 мальчика. Сколько  детей  играют  на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько  детей играют  на полянке

2 В машине ехало 6 человек. Двое вышли  из машины. Рядом  с кружками  нарисуйте  столько квадратов, сколько человек осталось в машине

ОЦЕНКА

3 балла выполнены обе задачи:

2балла) одна задача выполнена верно, есть попытка решить вторую задачу, но число кружклв или квадратов неверное

1 балл выполнена одна задача, попыток выполнить вторую нет

0 баллов-естьпопытка решить одну задачу, но число кружков  или квадрато

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  8 часов

В основу  занятий положены непосредственные  наблюдения  в природе, действия  с предметами, осуществляемые в естественной  для  детей занимательной, игровой форме. Деятельность  дополняется  рисованием, раскрашиванием, вырезанием  фигур, лепкой  и т.д. При  этом  большое внимание  уделяется формированию таких важных  умений, как умение выделять  свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить  их  общие  и отличительные  признаки, фиксировать состояние  предмета  и его  смену(явление). Таким  образом  осуществляется  накопление  знаний  и опыта  познавательной  деятельности, необходимое  для  успешного  освоения  программы  начальной  школы.

ЗАДАЧИ:

*развитие творческой  активности детей;

*развитие желания  свободного  высказывания мыслей;

*формирование  умения видеть  и понимать  прекрасное  в жизни;

*формирование умения  создавать  прекрасное  в разных видах художественной  деятельности.

Тематическое  планирование занятий

тема

Кол-во часов

Основное  содержание деятельности

Практическая часть

1

Наши друзья  животные

3

Домашние животные.

Животные нашей местности.

Распознавание  на рисунках  и в природе, раскрашивание  изображений, лепка.

Подводный мир аквариума, рек, озер. Поведение водных обитателей, обсуждение  необходимых условий  для жизни рыб .

Разнообразие рыб, сравнение  их по размерам, форме тела.

Наблюдение  за поведением  воробьев, галок, ворон  и других  птиц ближайшего  природного  окружения.

Посещение школьного  музея  природы

Составление простейших правил поведения  в природе.

2

Зеленое  чудо - растение

2

Растения  нашей  местности. Распознавание  их  в природе.

Растения  различающиеся  по размерам, форме  листьев. Раскрашивание изображений, лепка

Бережное  отношение  к природе.

Экскурсия.

3

Круглый год

2

Времена года, их  важнейшие  признаки.

4

Солнце  и луна

1

Солнце  и его  роль  для  жизни  на Земле. Жизнь на Луне

Игра  «Путешествие  на  Луну»

 Планируемые  результаты:

*распознавать  на рисунках  и в природе изученные растения  и животных;

*перечислять  в правильной последовательности  времена года;

*называть  основные  признаки  времен года;

*составлять предложения, рассказывать разученные  стихотворения;

Литература:

Плешаков А.А. Зеленая тропинка М., «Просвещение» 2000г

ЗавьяловаН.А., Лукина Е.В.Интегрированный  курс  подготовки  дошкольников  к школе

Изд»Учитель»,Волгоград ,2004

Шпикалова Т.Я. Волшебная  красота  окружающего мира М.,        «Преемственность»,2003г

ПРЕДМЕТЫ  ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ЦИКЛА

ИЗО, ТРУД, МУЗЫКА  12 часов

Цель:

*формировать изобразительные навыки и развитие  мелкой  моторики;

*слушать и выполнять указания взрослого;

*контролировать  свои действия , уметь  увидеть  и поправить  допущенные  ошибки;

ЗАДАЧИ:

*развитие творческой  активности  детей;

*приобщать  детей  к народной  культуре, классическому  искусству разных

  видов(изобразительное, музыкальное)

*формирование  умений  создавать  прекрасное  в разных  видах  художественной  деятельности

Тема занятий

Основное  содержание

Отработка  навыков  и умений

Дата проведения

1

Изо  

Воздушные  шары

В альбомах нарисован один шар. Другие  шары  рисуют сами дети. Гимнастика  пальчиков.

Урок проводится в соответствии с праздником День России

Научить правильно  держать карандаш кисть Навык удержания  направления  движения  по  овалу.

Навык произвольной регуляции  силы  нажима. Положение  кисти  при движении  по овалу.

Рисуем круги  уменьшая размер  и увеличивая

2

Труд (конструирование)

Квадрат  Пифагора

Выложить из квадрата  лису. Составление  рассказа о лисе. Выучить стихотворение, вспомнить загадку.

Штриховка  в разных  направлениях.

3

Музыка. Звуки

Дети слушают звуки «деревенского двора » и «городской  улицы»

Разучивание хороводных танцев  и песен

4

Изо  Коврик. Кораблик

Национально-региональный компонент. Составление чувашского узора

Навык ведения  волнистой  линии. Навык  ритмичного  проведения  повторных  однородных  движений.

5

Труд

Оригами

Беседа  о лягушках. Польза. Вред. Какие звуки они издают. Какие бывают лягушки.(по цвету, размеру)

Изготовление лягушки техникой оригами

6

ИЗО Цветы

Занятие проводится параллельно с уроком  окружающий мир- экскурсия  на луг. Овладение  линией  контура, штриховки, пятна. Гимнастика  пальчиков.

Умение проводить одинаковые штрихи  в разных направлениях. Навык прекращения  движения в нужной точке

7

Музыка. Песни, марши.

Повторение изученных песен. Умение двигаться под музыку.

8

Труд  Коврик

Прекрасное рядом , только это надо увидеть. Можно предложить сделать ковровую дорожку из бусинок, из квадратов, разноцветных линий .

Гимнастика  пальчиков. Навык внимательно слушать учителя . Точно выполнять команды (влево, вправо, вверх, вниз)

9

Труд .Изо

Рисование пальчиком  по доске

Дети составляют рисунок  из элементов письма(машину, цветок, дождливый день, дом)

10

Диагностический  рисунок«Что мне нравится  в школе.»

Гимнастика  пальчиков. Развитие навыка  работы  с красками

Умение свободно  изображать по представлению, используя  все приемы  рисования.

11

Труд  Изо

Аппликация  из геометрических фигур

Умение вырезать по линии. Составить пирамиду

12

Музыка

Разучивание песен . распевок(перемена, о школе, лето- здравствуй)

 Литература

 1.Н.В. Ушакова Развитие навыков  учебной  деятельности  дошкольников

Завуч начальной школы 2004 №5 с.48

2. Н.А. Завьялова Интегрированный  курс  подготовки  дошкольников  к школе.

Волгоград Учитель 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по предшкольной подготовке "Школа будущих первоклассников"

Данная программа используется для проведения занятий в группе предшкольной подготовки....

Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника »

Программа предшкольной подготовки детей  «Школа будущего первоклассника » предназначена для организации комплексных развивающих занятий с группой  детей дошкольного возраста 6-7 лет в режиме...

Программа по внеурочной деятельности «Школа будущего первоклассника» («Развитие умственных способностей детей через тренировку мелкой моторики руки»)

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому работа по развитию мелкой...

Продуктивная деятельность, как часть программы учебно - воспитательного комплекса «Школа будущего первоклассника».

В программе учебно - воспитательного комплекса "Школа будущего первоклассника" изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация, раскрашивание и кон...

Программа группы познавательного развития Школа будущего первоклассника « Знайка»

laquo;Средняя общеобразовательная школа № 5»г. о. Серпухов           Программа группы познавательного развития Школа будущего пе...

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА Школа развития «Аистёнок»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА Школа развития «Аистёнок»...

Рабочая программа пред школьной подготовки «Школа будущего первоклассника»

Рабочая программа пред школьной подготовки «Школа будущего первоклассника» является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению. Основная цель программы: Создание ус...


 

Комментарии

Мазилова Марина Юрьевна

Программа школы будущего первоклассника"Школа-сад"