Диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов
тест на тему

МАРТЕЛЬ ГАЛИНА ИВАНОВНА

Диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов

Шкалы: школьная мотивация

Назначение теста

Инструкция к тесту

В каждом из вопросов выбери один ответ.

Тест

1. Тебе нравится в школе или не очень?

1. не очень

2. нравится
3. не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
   1. чаще хочется остаться дома
   2. бывает по-разному
   3. иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?
   1. не знаю
   2. остался бы дома
   3. пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
   1. не нравится
   2. бывает по-разному
   3. нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
   1. хотел бы
   2. не хотел бы
   3. не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
   1. не знаю
   2. не хотел бы
   3. хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
   1. часто
   2. редко
   3. не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
   1. точно не знаю
   2. хотел бы
   3. не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
   1. мало
   2. много
   3. нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
   1. нравятся
   2. не очень
   3. не нравятся

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Уровни мотивации     № вопросов
                               1    2    3    4    5    6    7    8    9    10
Высокий                    b    c    c    a    b    b    a    b    b    a
Средний                    a    b    a    b    c    a    b    a    a    b
Низкий                      c    a    b    c    a    c    c    c    c    c

Обработка и интерпретация результатов теста

Каждый ответ, совпадающий с ключом в строке:

•    «высокий уровень», оценивается в 2 балла;
•    «средний уровень» – в 1 балл;
•    «низкий уровень» – 0 баллов.

Затем подсчитывается общая сумма баллов.

Уровни школьной мотивации у учащихся начальных классов определяются по следующим диапазонам:

•    14- 20 баллов – высокий уровень;
•    7-13 баллов – средний уровень;
•    1-6 – низкий уровень.

3.Диагностика структуры учебной мотивации школьника

Шкалы: познавательные мотивы, коммуникативные мотивы, эмоциональные мотивы, мотивы саморазвития, позиция школьника, мотив достижения, внешние мотивы

Назначение теста

Инструкция к тесту

Оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого обведи кружком нужный балл:

• 0 баллов – почти не имеет значения;
• 1 балл – частично значимо;
• 2 балла – заметно значимо;
• 3 балла – очень значимо.

Тест

1. Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель.
2. Мне очень нравится учиться, расширять свои знания о мире.
3. Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться.
4. Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку.
5. Все, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция.
6. Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку.
7. Если ты школьник, то обязан учиться хорошо.
8. Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться.
9. Я испытываю интерес только к отдельным предметам.
10. Считаю, что успех в учебе – немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников.
11. Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей.
12. Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т. д.
13. Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком.
14. Хорошо учиться, не пропускать уроки – моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни.
15. На уроке не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы.
16. Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу (в паре, бригаде, команде).
17. Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи.
18. Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших.
19. Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т. д.).
20. Учеба в моем возрасте – самое главное дело.
21. В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Мотивы                                        Номера ответов
Познавательные                            2     9    15
Коммуникативные                          3    10    16
Эмоциональные                              1     8    21
Саморазвития                                6    13    19
Позиция школьника                        7    14    20
Достижения                                   5    12    18
Внешние (поощрения, наказания)     4    11    17

Источники

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.107.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНКЕТА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

АНКЕТА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ...

Анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальной школы.

Данная анкета разработана Н.Г.Лускановой для изучения уровня учебной мотивации учащихся начальной школы....

Влияние имитации школьно-урочной системы в процессе подготовки к школе на учебную мотивацию учащихся начальных классов.

В статье рассматривается проблема подготовки детей к школе. Подчеркивается мысль о том, что научно обоснованная идея о преемственности школьного и дошкольного образования претерпевает серьезную деформ...

рекомендации по формированию и укреплению школьной мотивации учащихся начальной школы

рекомендации по формированию и укреплению школьной мотивации учащихся начальной школы...

Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов.Что мне нравится в школе

Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль для его успешности в учебной деятельности. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показыват...

Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы (методика Н. Лускановой)

У детей серьезные затруднения в учебе, они не справляются с учебной деятельностью, проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебна...