Конспект урока-лаборатории по окружающему миру «Великий круговорот жизни на Земле» 3 класс УМК «Школа России» по учебнику А.А.Плешакова Формирование мыслительной операции обобщение
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Кузнецова Юлия Рэмовна

Данный конспект соответсует УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon org.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока-лаборатории по окружающему миру  «Великий круговорот жизни на Земле» 3 класс УМК «Школа России» по учебнику А.А.Плешакова

 Формирование мыслительной операции обобщение

Учитель: Кузнецова Ю.Р.

Дата проведения : 26.11.13

Цель: 

познакомить учащихся с круговоротом жизни на Земле  и с основными звеньями этого круговорота использую мыслительную операцию обобщение.

Задачи:

Образовательная. Познакомить учащихся с новыми понятиями: «организмы-производители», «организмы–потребители» и «организмы-разрушители»; установить взаимосвязь между живой и неживой природой; определить место человека в окружающем мире; раскрыть двойственную природу человека.  

Воспитательная. Воспитывать бережное и правильное отношение к природе

Развивающая. Развивать мышление, внимание, память и устную речь учащихся; обучать составлению схем, умению сравнивать, классифицировать, обобщать и формулировать самостоятельно выводы, переносить знания и умения в новую ситуацию. устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.        

По типу урока - это урок открытия нового знания, при использовании проблемно-диалогической технологии.

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны  формы организации учебной работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах, а также использовано оборудование: ПК, проектор, ММПу, карточки со схемами, карточки0 планы для каждой пары, тесты для индивидуальной проверки, кроссворд для проверки знаний.

Данный урок соответствует  требованиям ФГОС, т.к. ориентирован на новые образовательные результаты, деятельность учащихся направлена на формирование УУД

Планируемые результаты:

предметные: ученик научится

- устанавливать взаимосвязь между объектами живой природы

- изображать схематически круговорот жизни

ученик получит возможность научиться:

-  выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

- участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

личностные: ученик

-   проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

-    понимает причины успеха в учебной деятельности

 Универсальные учебные действия:

регулятивные     ученик

- определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

 -  учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные    ученик

- учится обобщать;

- учится искать информацию;

-создает модель и представляет ее в знаково-символической форме;

- учится выделять существенные признаки объектов;

- учится выдвигать гипотезу и ее доказывать;

- учится делать выводы

коммуникативные   ученик

- слушает и понимает речь других;

- договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности. 

- учится работать в парах;

- учится вносить вклад в совместные действия.

3.Использование современных образовательных технологий - проблемно-диалогической технологии, ИКТ, ССО, системно-деятельностный подход

Ход урока

  1. Орг. Момент
  2.  Актуализация знаний

Начать урок я хочу с ребуса

Сегодня мы с вами завершаем раздел «Эта удивительная природа». Для дальнейшей работы нам понадобятся эксперты, которые помогут нам, используя свои знания, определить тему сегодняшнего урока.

( выбранные ученики отгадывают кроссворд, ключевое слово -  круговорот)

А пока они работают, давайте поиграем в игру «Назови одним словом»

3. Игра - назови одним словом

 Бабочка, червяк, утка, лев, улитка, рак, змея (животные)

Какая наука изучает животных?

Сосна, мох, водоросли, папоротник, роза (растения)

Какая наука изучает растения?

Подосиновик, мухомор, трутовик, плесень (грибы)

Какая наука изучает грибы?

Что общего между всеми этими царствами. (они относятся к живой природе)

Докажите. (рождаются, питаются, дышат, растут, размножаются, умирают)

Какое еще царство живой природы мы знаем? ( бактерии)

Какая наука изучает микроорганизмы?

4. Работа по теме урока.

  1. Сегодня на уроке у нас в гостях герой известного мультфильма, представитель царства животных отгадайте загадку. 

Посмотрите-ка скорей:
Этот хищник — царь зверей.
До чего же грозный вид,
Как на троне он сидит!

У величественного короля-льва Муфасы рождается наследник- львёнок по имени Симба. Симба очень любознательный, и отец учит его всему. Посмотрите. Мультфильм -  Король Лев (отрывок) 

-Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни! – закончил король Лев.

Какое ключевое слово сказал король Лев?

О каком круговороте в природе мы с вами уже знаем?

Как вы думаете, прав ли король Лев?

Сегодня на уроке мы с вами должны доказать верность или несостоятельность нашей гипотезы.

Для сбора информации  я предлагаю вам отправиться в нашу научную лабораторию.

А где мы можем найти интересующую нас информацию?

1 колонка будет изучать растения – они будут ученые-ботаники

2 колонка будет изучать животных – они будут ученые- зоологи

3 колонка будет изучать грибы и микроорганизмы – они будут ученые-микологи и микробиологи

  1. Работа с учебником. С.118-119

Вам надо найти ответы на 2 вопроса.

Какую роль играют в природе данные организмы?

Как они называются?

  1. Физминутка.
  2. Отчет каждой группы.
  3. Составление модели.

Посмотрите, подходит ли к нашей модели понятие круговорот? Какое более точное название вы бы предложили к данной модели? (Круговорот жизни)

Но наша модель будет неполной, если мы не укажем необходимые объекты неживой природы. Какие? (солнце, вода, почва) Почему?

В начале урока вы выдвинули гипотезу. Вспомните ее и, опираясь на схему, докажите, верна она или нет.

9. Аналитическая работа

К живой природе относимся и мы с вами. А как вы думаете, какое место занимает человек в нашей модели?

Все согласны? ( но ведь человек многое производит на Земле, и в то же время мы с вами говорили о разрушительной роли человека)

Представьте, что на Земле исчезли: а) растения; б) животные; в) грибы и бактерии;

Если исчезнут растения, то животным нечего будет есть. Они все умрут и превратятся в перегной. Жизнь остановится.

Если исчезнут животные, то растения некому будет есть. Некоторые растения вовсе исчезнут, потому что животные помогают им в размножении. Растений будет очень много, но постепенно их количество будет уменьшаться. Им будет не хватать солей, содержащихся в почве.

Если исчезнут грибы и бактерии, то растения погибнут из-за недостатка солей. И умрут животные, потому что нет пищи.

Если исчезнет почва, то растениям негде будет расти. А бактериям и грибам негде жить. Животным негде жить и не почему передвигаться.

Какой можно сделать вывод?

Все живые организмы и почва являются участниками великого круговорота жизни.

Тест

Тест по теме:

«Великий круговорот жизни».

1. Назови организмы-производители.

А) растения

Б) животные

В) бактерии и грибы

2. . Назови организмы - потребители.

А) растения

Б) животные

В) бактерии и грибы

3. Назови организмы - разрушители.

А) растения

Б) животные

В) бактерии и грибы

4. Что делают организмы - разрушители?

А) превращают остатки живых организмов в перегной

Б) разрушают горные породы

В) разрушают пищевые цепочки

Д/З


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира "Великая война и великая Победа" 4 класс, УМК «Школа России»

Представленный  урок позволяет  решать новую для образования проблему: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях её обилия....

Урок окружающего мира по теме «Жизнь леса» 4 класс УМК "Школа России"

Данная тема изучается в 1 полугодии 4 класса, урок 28 по календарно-тематическому планированию.  Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. В основе лежит системно-деятельностный по...

Конспект по изобразительному искусству на тему: "Музей в жизни города" 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности: формирование представления  у учащихся о музее как значимом, особом месте в культуре любой страны, средоточии разнообразных предметов – памятников культуры, лучших произв...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Жизнь леса" 4 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока включает в себя тест по ранее изученной теме "Земля-кормилица". При изучении новой темы и на этапе закрепления учащиеся работают в группах....

Урок окружающего мира "Великая война и Великая Победа", 4 класс, Школа России.

Ребята познакомятся с наиболее значимыми битвами ВОВ 1941-1945 г.г....