ПРОГРАММА подготовки детей к школе «Школа будущего первоклассника – знакомимся с математикой»
рабочая программа на тему

Ячменева Галина Александровна

Эта программа позволяет подготовить детей к школе. Познакомить их с начальными понятиями математики. Программа была разработана для плавного перехода детей со ступени дошкольного образования на ступень начального, помочь им быстрее интегрироваться в новой среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_podgotovit._kursov.docx43.4 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

подготовки детей к школе

«Школа будущего первоклассника – знакомимся с математикой»

                                                           

                                                                                Составитель:

                                                                                  учитель начальных классов: Ячменева Г.А.

                                                                                 

                                                                                                                                              

ВВЕДЕНИЕ

                Основной целью непрерывного образования должно выступать развитие каждого ребёнка, охрана и укрепление его психического, физического и нравственного здоровья. С этой точки зрения началом непрерывного образования считается ранний возраст. Преемственность между дошкольным и школьным звеном следует рассматривать как построение содержательной единой линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание, обучение. В школу дети приходят разные: каждый имеет свои особенности развития и состояния здоровья, поэтому, необходимо найти оптимальный вариант получения образования в этой ситуации. В настоящее время проблема адаптации детей в начальной школе стоит очень остро. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников уровень психического развития ребенка. По этой причине необходимо не только учитывать, но и формировать готовность учащегося к школе. Зачастую наблюдается несформированная внутренняя позиция школьника, низкий уровень произвольности, завышенная самооценка, интеллектуальная неготовность к обучению, недостатки развития речевой сферы, отсутствие мотивации.

                Работа по соблюдению преемственности между дошкольным и школьным образовательными учреждениями необходимо спланировать так, чтобы овладение знаниями в школе не нарушало естественный ход развития ребёнка, максимально способствовало его продвижению.

               В соответствии с комплексной модернизацией образования  и с целью обеспечения  равных стартовых возможностей  для  образования  детей  перед школой в ГБОУ г. Москвы СОШ №918 была введена программа дошкольного образования «Школа будущего первоклассника». Комплексная программа развития и воспитания дошкольников основывается на образовательной программе школы -  «Школа 2100». Данная программа одобрена и утверждена Министерством образования и науки РФ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Назначение программы: оказание помощи родителям и педагогам во всестороннем развитии и подготовке к школе детей, как посещающих дошкольное образовательное учреждение, так и не посещающих.

Главная цель дошкольной подготовки – выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы.

Цели    программы:

  1. развитие потенциальных возможностей ребенка;
  2. создание предпосылок к школьному обучению –  формирование предпосылок  УДД (универсальных учебных действий);
  3. обеспечение преемственности программ дошкольного и начального образования;
  4. охрана, укрепление и развитие соматических и психических функций личности.

        Задачи: сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой  сферы; развитие коммуникативных умений.

Особенности программы «Школы будущего первоклассника» по преемственности:

       1.    Не допускает дублирования программ первого класса;

       2.    Создает условия для включения  ребенка в новые социальные формы общения;

3. Готовит переход от игровой  к творческой, учебной, деятельности;

4Инвариантна и готовит к любой системе школьного образования;

  1. Особое внимание уделено физическому развитию и  взаимодействию с родителями;
  2. Представлена  комплексная  диагностика готовности к школе.

В качестве ведущей деятельности рассматривается   игровая среда.

В основе подготовки к обучению в школе лежат развивающие технологии, которые направлены на развитие мыслительной активности, формирование предпосылок универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, творческих).

Большое внимание уделено решению творческих задач - самостоятельное определение способа решения, поиск и нахождение закономерностей, ранее не известных, но необходимых при проектировании, а в дальнейшем и при изготовлении того или иного объекта, решения задач, содержащие поисковые творческие элементы.

Программа создана на основе комплексно-тематического принципа. Содержание программы построено на интегрированной основе. Работа с детьми ведётся в разных формах с учётом особенностей дошкольников. Программа рассчитана на 1 год.

Принципы:

1.    Доступность (для детей любого уровня готовности к школе).

2. Универсальность (подготовка осуществляется теми средствами, которые наиболее подходят для формирования данной группы школьников).

3.   Комфортность (положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося со стороны ведущего группу, чтобы успех ребят переживался ими как радость).

4.   Направленность (не занимается комплексным развитием ребенка, а формирует компоненты, необходимые для последующей учебной деятельности ребенка, на основе уже сформированной игровой).

5.   Открытость (работают педагоги разной специфики, программы, которых одобрены педагогическим советом).

6.   Добровольность (в группы подготовки попадают все дети, родители которых (или заменяющие их лица),  дали согласие на подготовку.

7.   Актуальность (Использование современных достижений науки. Своевременное реагирование на изменение социального заказа, стандартов образования мониторинговых показателей).

Критерии сформированности способностей дошкольников:

1.Деятельность и общее развитие:

-произвольная деятельность;

-психологическая саморегуляция;

-развитость творческого потенциала;

-способность принимать инструкцию;

-коммуникативные способности;

-зрительное восприятие

2.Речевое развитие:

-словесная реакция на ситуацию;

-способность понимать говорящего;

-способность объяснять мысль словами

Функции:

1.Методическая

-сопровождение деятельности ребенка, родителей, специалистов;

-консультирование;

-рекомендации.

2.Диагностическая

(отслеживание  результатов с целью корректировки)

3.Обучающая

4.Развивающая

5.Воспитывающая

Участники реализации программы:

-администрация ОУ

-педагоги ОУ

-дети

-родители

Планируемый результат:

Дошкольник готовый к обучению должен

Знать:

·       правила поведения в школе на уроке и на перемене;

·       как правильно организовать своё рабочее место;

·       правила посадки за партой;

·       своего учителя, школьного психолога, логопеда;

Уметь:

·       правильно держать ручку, карандаш;

·       внимательно слушать учителя, выполнять задания по его инструкции;

·       переключаться с одного вида деятельности на другой;

·       правильно реагировать на свои неудачи и победы, на успехи и неудачи одноклассников;

По окончании курса:

·       добиться сформированности положительного эмоционального отношения к обучению в школе у будущих первоклассников;

·       привить  детям навыки  уверенного поведения школьника;

·        по результатам диагностики выработать  рекомендации родителям для дальнейшей работы с детьми в последующий период подготовки к школе

Механизм реализации программы:

I. Обеспечение здоровья и здорового образа жизни:

1 .Правильное составление расписания в соответствии с нормами СанПина.

2.Физкультминутки во время занятий.

3.Разучивание подвижных игр и проведение их на переменах

II. Обеспечение базового уровня воспитания и образования дошкольников:

1 .Комплектование групп по подготовку детей к школе.

2.Обеспечение учебниками и наглядными пособиями.

Ш.Методическое и кадровое обеспечение:

1.Разработка и утверждение программы будущего первоклассника.

IV.Обеспечение готовности дошкольников к обучению в школе.

      Формирование   следующих   характеристик дошкольника, необходимых для поступления в 1 класс:

•     Формирование навыка произвольной деятельности (выполнение задания на протяжении 10 минут).

•     Формирование навыка наблюдения за объектом:

- выделение существенных признаков объекта;

-умения сравнивать объекты по признакам (форма, величина, цвет функции);

-умение найти лишнее;

-умение определить наличие изменений.

•     Тренинг мелкой моторики (подготовки руки к письму).

•     Формирование навыка деятельности в группе.

•     Формирование навыков самоорганизации (поведение на уроке).

V. Работа с родителями.

1.Консультации с родителями по результатам диагностики определения уровня готовности детей к школе.

2.Проведение родительских собраний с родителями будущих первоклассников.

3.Привлечение родителей как социальных партнеров.

Реализация программных требований:

Предметы:

1. Обучение грамоте/Русский язык.

2. Математика.

3.Изобразительная деятельность.

4. Ритмика.

 Содержание данной программы соответствует целям и задачам, стоящим перед  предшкольным образованием на сегодняшний день.

ПРОГРАММА

Дошкольного курса «Знакомимся с математикой»

(общеобразовательная система «Школа 2100)

Учебно-методическое пособие «Раз-ступенька, два - ступенька…» предназначено для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовки к школе. Оно представляет собой составную часть непрерывного курса математики для дошкольников, начальной и основной школы с позиций комплексного развития личности ребёнка: развития его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

Основными задачами математического развития дошкольников являются:

1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

2. Увеличение объёма внимания и памяти.

3. Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

4. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

5. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

6. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

7. Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

                 Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентирами.

Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новое знание не даётся в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Возрастные особенности детей 5-6 лет требуют использования игровой

формы деятельности. Поэтому в пособии предложено большое количество игровых упражнений.

Психологи указывают на то, что игры не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют развитию ребёнка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.

Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детям, выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий.

Формирование навыков самооценки способствует также подведение  итогов занятия. Здесь же дети могут высказать своё отношение к занятию. Поскольку все дети обладают своим уровнем развития, необходимо

дифференцировать задания с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребёнок должен продвигаться вперёд своим темпом и с постоянным успехом!

Для решения этой задачи в учебное пособие включён материал разной степени сложности - от необходимого минимума до возможного максимума. Здесь есть и стандартные задания, которые требуют той или иной операции, и нестандартные, когда ребёнок, приступая к решению, не знает заранее способа действий.

Необходимым условием организации занятий с дошкольниками, является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие.

Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗНАКОМИМСЯ С  МАТЕМАТИКОЙ»

                  Основной задачей обучения математике является обеспечение начальной математической подготовкой учащихся. Детям предстоит научиться распознавать свойства предметов и геометрические фигуры; научиться правильно называть и обозначать числа, понимать смысл арифметических действий и отношений.

                 Программой предусмотрено научить ребёнка выделять из группы предметов один в соответствии с выделяемыми свойствами: цвет, величина, форма, назначение. Перед учителем стоит цель научить детей правильно называть эталонные свойства предметов и правильно воспринимать эти свойства.

                 Основу начального курса математики составляют представления о натуральном числе и 0. Одна из главных задач курса – формирование прочных вычислительных навыков – проводится в тесной взаимосвязи с развитием математического мышления детей, их познавательной самостоятельности.

                 В целях создания условий для развития у детей способности к обобщению и абстракции в курсе предлагается проведение систематических наблюдений и формирование на этой базе доступных обобщений.

 Раскрытие смысла арифметических действий связано с решением простых задач. Задачи являются богатейшим материалом, на котором будет решаться важнейшая задача математики – развитие мышления и творческой активности учащихся.

                 Особое значение при изучении математики имеет игровая деятельность детей на занятиях.

Цели и задачи обучения математике

1. Научить детей считать в прямом и обратном порядке, соотносить количество предметов с числом, научить различать и называть цифры в пределах 10, устанавливать равенства и неравенства, познакомить со свойствами натурального ряда чисел

2. Учить определять предметы по размеру, различать цвет, распределять предметы в возрастающем и убывающем порядке

3. Знакомить с геометрическими фигурами. Учить конструированию с этими фигурами

4. Развивать умение ориентироваться в пространстве

5. Развивать мыслительные операции.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

К концу года дети должны знать:

• последовательность чисел от 0 до10, уметь считать предметы в пределах 10, уметь читать и записывать числа от 0 до 10

• таблицу сложения чисел в пределах 10

Учащиеся должны уметь решать простые задачи на сложение и вычитание.

Тематическое планирование

к программе предшкольная подготовка младших школьников

(пособие «Раз – ступенька, два – ступенька…» Математический курс для дошкольников, комплект Л.Г.Петерсон, Н.П. Холина)

(общеобразовательная система «Школа 2100)

2 занятия в неделю, 60 занятий в год.

№  Занятия

Тема занятия

Часы

Дата

Выявление математических представлений.

1

Работа с программным материалом 1-го года обучения.

1

Работа с программным материалом 1-го года обучения.

1

Число 1 и цифра 1.

1

Число2 и цифра 2.

1

Число3 и цифра 3.

1

Число 4 и цифра 4.

1

Число 4 и цифра 4.

1

Представления об углах.

1

Виды углов.

1

Представления о числовом отрезке.

1

 Числовой отрезок.

1

Число 5 цифра 5.

1

Число 5 цифра 5.

1

Пространственные отношения: впереди, посередине, между, сзади, справа, слева, на, над, под.

1

Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе.

1

Обозначение отношений больше, равно,  меньше.

1

Временные отношения : раньше, позже.

1

Число 6 и цифра 6.

1

Число 6 и цифра 6.

1

Пространственные отношения: длиннее, короче. Представления о точке, линии, отрезке.

1

Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Представления о замкнутой  и незамкнутой линиях.

1

Зависимость результата сравнения от величины мерки. Представления о ломанной линии и многоугольнике.

1

Число 7 и цифра 7.

1

Число 7 и цифра 7.

1

Отношения:  тяжелее, легче.

1

Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки)

1

Зависимость результата сравнения от величины мерки.

1

Число 8 и цифра 8.

1

Число 8 и цифра 8.

1

Отношение: часть – целое. Представление действия сложения и вычитания  на наглядном примере.

1

32.

Отношение: часть – целое. Представление действия сложения и вычитания  на наглядном примере.

1

33

Пространственные отношения : внутри, снаружи.

1

34.

Представления об объёме(Вместимости).

1

35

Сравнение объёма(непосредственное и опосредованное с помощью мерки)

1

36

Зависимость результата сравнения от величины мерки.

1

37

Число 9 и цифра 9.

1

38

Число 9 и цифра 9.

1

39

Число 9 и цифра 9.

1

40

Представления о площади.

1

41

Сравнение площади (опосредованное и непосредственное)

1

42

Зависимость результата сравнения от величины мерки.

1

43

Число 0 и цифра 0.

1

44

Число 0 и цифра 0.

1

45

Число 10 и цифра 10.

1

46

Число 10 и цифра 10.

1

47

Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.

1

48

Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.

1

49

Знакомство с пространственными фигурами – шар, куб, параллелепипед.

1

50

Распознавание пространственных фигур.

1

51

Знакомство с пространственными фигурами – пирамида, конус, цилиндр.

1

52

Распознавание пространственных фигур.

1

53

Работа с таблицами.

1

54

Работа с таблицами.

1

55

Отношение : часть, целое,  и их взаимосвязь при сложении и вычитании.

1

56

Отношение : часть, целое,  и их взаимосвязь при сложении и вычитании.

1

57

Упражнения по выбору детей.

1

58

Упражнения по выбору детей

1

59

Упражнения по выбору детей

1

60

Упражнения по выбору детей

1

                      Программа по подготовке к детей к школе «ШКОЛА БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА» полностью оснащена УМК по каждому направлению, включающими в себя подробные методические указания для взрослых, а также рабочие материалы, предназначенные для индивидуальной  и подгрупповой работы с детьми: 

 

  1. Методические рекомендации к пособию "Раз - ступенька, два-ступенька..."
  2.  "Раз-ступенька, два-ступенька..." Математика для детей 5-6 лет. Часть 1 
  3. "Раз-ступенька, два-ступенька..." Математика для детей 5-6 лет. Часть 2 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа подготовки детей 6-7 лет к школе. Развитие речи дошкольников.

В основу программы заложены базисные принципы, разработанные Н.А. Федосовой. Содержание программы направлено на общее развитие ребенка, благодаря чему создается прочная основа для успешного изучения р...

Программа подготовки детей 6-7 лет к школе. Математика для дошкольников.

В основу программы заложены базисные принципы, разработанные К.В. Шевелевым. Содержание программы направлено на всестороннее развитие личности, формирование умственных способностей ребенка....

Программа подготовки детей к школе

Рабочая программа подготовки детей к школе на подготовительных занятиях для будущих первоклассников...

Программа подготовки детей к школе. «Школа для дошколят»

Квалифицированная подготовка детей 5-6 лет к школе...

Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг по программе (подготовка детей к школе) (занятия с психологом)

Данная программа работы психолога с детьми дошкольного возраста реализуется в рамках программы социально – педагогической направленности «Планета загадок», предназначенной для подготовки дошколь...

Программа адаптации детей к обучению "Школа будущих первоклассников "АБВГДейка"

Программа способствует  формированию готовности к обучению  будущего школьника, развитию интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность...

Проект по психологической подготовке детей к школе «Я – будущий первоклассник» (для детей 6- 7 лет) 2021 г

Проектпо психологической подготовке детей к школе«Я – будущий первоклассник»(для детей  6- 7 лет)...