«Формирование познавательной деятельности на примере освоения риторической смысловой модели сопоставление»
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Дубровская Елена Николаевна

Формирование познавательной деятельности и универсальных учебных действий на уроках в начальной школе и освоение риторических смысловых моделей (смысловая модель) учениками начальных классов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aprobatsiya.docx14.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование познавательной деятельности на примере освоения риторической смысловой модели сопоставление»

В условиях модернизации образования и реализации новых ФГОС в образовательных учреждениях на первый план выходит проблема формирования у младших школьников познавательных интересов, а значит и освоение ими универсальных учебных действий. Актуальность данной проблемы связана с тем, что основная задача по решению данной проблемы возлагается на педагогов, которые непосредственно работают с детьми. Информатизация современного общества способствует постепенному увеличению объема знаний, информации, которой должен владеть каждый человек, в том числе и школьник. «Насыщенность» школьной программы постоянно увеличивается, включая все новые и новые знания о мире, материи и жизни. Вопросы формирования познавательной деятельности на уроках в начальной школе, познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Учебная деятельность не дана ребенку с самого начала, её нужно построить. Поступив в школу, ребенок может действовать в соответствии с объяснениями учителя, то есть - по аналогии. При выполнении домашних заданий он оказывается беспомощным, так как самостоятельно мыслить не умеет и нуждается в постоянной помощи взрослых. Однако беда не столько в этом, сколько в том, что знания, приобретаемые в школе, остаются поверхностными и «чужими» для ребенка. Он не может связать их со своим внутренним опытом, не видит в них личного смысла, они оказываются ненужными и легко забываются.  Познавательную деятельность невозможно представить без формирования УУД.

Таким образом, обучение детей в школе направлено на формирование у них универсальных учебных действий, с помощью которых школьники могут продуктивно и самостоятельно учиться, то есть «уметь учиться». Данной цели можно достичь только путём сознательного, активного присвоения школьниками социального жизненного опыта.

Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать её, осмысливать тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы. Смысловая модель сопоставление является одной из важнейших моделей организации мышления и речи, "размножение идей". "Все познается в сравнении" - крылатое выражение, отражающее универсальность этой модели для познания мира и речи о нем. Поиски общего между предметами и явлениями, как и открытие отличного и противоположного, позволяет человеку структурировать окружающее, классифицировать бесконечное разнообразие вещей, а таким образом - овладеть разнообразием, сделать мир доступным познанию.

Для формирования познавательной деятельности младших школьников на примере освоения риторической смысловой модели сопоставление на уроках начальной школы необходимо включать такие виды заданий, которые будут способствовать развитию логического мышления, улучшению речи ученика, делая ее более эмоциональной, грамотной. Ученик начальной школы должен уметь сравнивать предметы, называть их признаки и свойства, легко подбирать синонимы и антонимы предложенным словам. Эти задания можно включать буквально на каждом уроке, изучаемом в начальной школе.

Работать над формированием действия сравнения необходимо систематически, контролировать, чтобы перечень признаков был более полным, интересным. Каждый признак должен быть описан самостоятельным предложением. Конечно, по ходу рассказа учитель следит за речью ученика, за лексической грамотностью построения предложений. Речь ученика начальных классов становится выразительной, грамотной, делая общение в различных ситуациях более комфортным, эмоционально окрашенным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение практических работ для формирования познавательной деятельности младших школьников

Ведение наблюдений за предметами природы - постановка с ними опытов в связи с изучением окружающего мира вносят большой вклад в решение образовательных и воспитательных задач, поставленных перед совре...

Психолого-педагогические аспекты формирования познавательной деятельности младшего школьника

Традиционное обучение учащихся начальной школы не обеспечивает компьютерно-информационной грамотности, служащей фундаментом развития интерактивной индивидуальности – человека, свободно строящего взаим...

«Нестандартный урок как способ формирования познавательной деятельности обучающихся»

Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Уроки, развивающие творческие способности создают положительный эмоциональный настрой, атмосферы заинтерес...

« Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка»

« Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка»...

Особенности формирования познавательной деятельности на уроках гуманитарного цикла в начальной школе.

Выступление на тему: "Особенности формирования познавательной деятельности на уроках гуманитарного цикла в начальной школе."...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Статья о психологических компонентах, влияющих на развитие познавательной деятельности младших школьников....