Корригирующая гимнастика
рабочая программа по физкультуре (1 класс) по теме

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса. Направление спортивно-оздоровительное.

Программа по корригирующей гимнастике ориентирована на профилактику отклонений в состоянии здоровья, физическое и психическое оздоровление, увеличение двигательной активности, овладение навыком правильной осанки и рационального дыхания; реализация программы способствует воспитанию у обучающихся волевых качеств, настойчивости, дисциплинированности; формированию культуры здоровья обучающихся.

Предназначена для учителей физической культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_korregir_gimn_dlya_1_kl.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Корригирующая гимнастика

Рабочая программа внеурочной деятельности

1 класс

Направление спортивно-оздоровительное

 

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе Программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующая гимнастика для учащихся 1-4 классов), авторы П.В. Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов, М.: Просвещение, 2011, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию.

Данная программа является составной частью учебного плана МНОУ лицея  №22; реализует спортивно-оздоровительное направление, нацелена на выполнение задач  формирования условий успешной адаптации к жизни в обществе и формирования здорового образа жизни. Программа соотносится с учебным предметом физическая культура и направлена на обеспечение двигательной активности учащихся и осуществление профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний опорно-двигательного аппарата в адаптационный период. Особенность реализации программы в выполнении физических упражнений корригирующей направленности для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, стопы и голени.

В настоящее время происходит резкое снижение уровня здо ровья школьников, растёт количество детей, имеющих всевоз можные отклонения в состоянии здоровья, в особенности в со стоянии опорно-двигательного аппарата (ОДА). В этой связи укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства. Одним из направлений этой работы являются профилактические меро приятия по предупреждению заболеваний ОДА, особенно про филактика нарушений осанки и плоскостопия.

Осанка — интегральная характеристика состояния организ ма. Неправильно сформированная осанка не только является косметическим дефектом, но и затрудняет деятельность внут ренних органов, что, в свою очередь, может привести к серь ёзным заболеваниям.

Традиционная организация учебного процесса при доми нировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведе ния специальных мероприятий, направленных на профилак тику нарушений ОДА. Среди мер по профилактике нарушений осанки и плоскостопия, помимо правильного подбора мебели, обуви и одежды, своевременного отдыха, важная роль отво дится организации двигательного режима школьника. Нема ловажную роль играют и физические упражнения корриги рующей направленности для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, стопы и голени. Целесообразны и регулярные занятия корригирующей гимнастикой.

Особенно необходимы занятия оздоровительной физической культурой учащимся начальной школы. Ведь начало обучения в школе связано с резкой переменой двигательного режима, вы ражающейся в длительном пребывании в сидячей позе, в сни жении двигательной активности. Именно в первые школьные годы важно компенсировать неблагоприятное влияние данных факторов за счёт использования корригирующих упражнений, что и нашло отражение в данной программе.

Известно, что профилактика нарушений осанки и плоско стопия должна проводиться среди учащихся всех медицинских групп. Однако традиционный программный материал в основ ном предназначен для занятий с учащимися, отнесёнными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. В этой связи остро стоит вопрос о занятиях с учащимися основной и подготовительной медицинских групп. И это ещё одна особенность дан ной программы.

Программа предусматривает широкое использование на за нятиях со школьниками спортивных упражнений, что способ ствует эмоциональности занятий и, как следствие, повышает их эффективность. В качестве спортивных упражнений пред лагается использовать наиболее доступные упражнения худо жественной гимнастики: они имеют ярко выраженный оздоро вительный эффект, техника их выполнения способствует разви тию статической мускулатуры и требует поддержания правильной осанки, которая в данном виде спорта является рабочей. По вышению мотивации к занятиям способствует и выполнение контрольных испытаний, подготовка и участие в показатель ных выступлениях (на физкультурных праздниках, праздниках здоровья и т. п.).

Кроме того, для повышения эмоциональности занятий, соз дания яркого эмоционального фона в программе используются психорегулирующие упражнения, приёмы самоконтроля и са мооценки физического и эмоционального состояния. Освоение приёмов самоконтроля влияет и на развитие функции внима ния, которая, в свою очередь, позволяет эффективнее выпол нять саморегуляцию и способствует повышению работоспособ ности, снижению энергозатрат организма.

Помимо задач физического и психического оздоровления, программа решает и задачи духовно-нравственного воспита ния и развития. Известно, что нынешнее подрастающее поко ление ослаблено не только физически, оно незрело и с точки зрения нравственности, дезориентировано духовно и, как следст вие, дезадаптировано к трудностям реальной действительности. В систему жизненных ориентиров современных школьников, как правило, не входят трудолюбие, целеустремлённость, упорство, без которых невозможно движение по тернистому жизненному пути. Данная программа предусматривает привитие важных со циальных ценностей: любви и уважения ко всему живому — к природе, людям, самому себе. Это, в свою очередь, влияет на чистоту помыслов и поступков, формирование чувства ответст венности и сопричастности ко всему происходящему.

Цели и задачи реализации программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующая гим настика):

  1. Помощь в освоении учащимися основных социальных норм.
  2. Передача учащимся необходимых знаний о здоровом образе жизни и профилактике отклонений в состоянии здо ровья.
  3. Воспитание у учащихся гуманного отношения к лю дям, ко всему живому.
  4. Воспитание сознательного отношения к занятиям и по вышение мотивации к ним, воспитание волевых качеств, на стойчивости, дисциплинированности.
  5. Формирование навыков правильной осанки и рациональ ного дыхания.
  6. Укрепление мышечного корсета и мышечно-связочного аппарата стоп, укрепление дыхательной мускулатуры и диа фрагмы.
  7. Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции.

Программа ориентирована на учащихся 1-х классов и имеет общий объём 68 часов.

Наполняемость групп детей, занимающихся корригирующей гимнастикой в 1 классе, 10 - 15 человек.

Режим занятий - 2 раза в неделю по 30 минут.

К занятиям по программе допускаются дети, по состоянию здоровья отнесённые к основной и подготовительной медицинским группам, что подтверждается соответствующим документом (справ кой) из лечебного учреждения, обслуживающего ребёнка.

Фор ма одежды:

для мальчиков -  футболка  или майка однотонная без рисунков (желательно светлых тонов), спортивные шорты (велошорты);

для девочек - гимнастический купальник однотон ный без украшений или футболка (майка) и шорты (велошорты). Обувь - гимнастические туфли (чешки, балетки), надетые поверх смен ных носков.

Программа может быть реализована как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из раз ных классов.

Место проведения занятий: спортивный зал лицея, зал хореографии, помещения спортивно-оздоровительного комплекса.

Учебно-тематический план

п/п

Сроки

Название разделов и тем

Общее кол-во часов

Теорет.

Практич

Примечание

1

Вводное занятие (прави ла техники безопасности)

1

1

-

2

Теоретические сведения (основы знаний)

4

4

-

2.1

Здоровье человека и вли яние на него физических упражнений

2

2

-

2.2

Влияние питания на здоровье

1

1

-

2.3

Гигиенические и этические нормы

1

1

-

3

Общая физическая подготовка

14

-

14

3.1.

Упражнения в ходьбе и беге

2

-

2

3.2

Упражнения для плечевого пояса и рук

2

-

2

3.3

Упражнения для ног

2

-

2

3.4

Упражнения для туловища

4

-

4

3.5

Комплексы общеразвивающих упражнений

4

-

4

4

Специальная физическая подготовка

36

1

35

4.1

Формирование   навыка правильной осанки. Осанка и имидж

10

1

9

4.2

Укрепление мышечного корсета.

8

-

8

4.3

Укрепление мышечно-связочного аппарата сто пы и голени

6

-

6

4.4

Упражнения на равнове сие

4

-

4

4.5

Упражнения на гибкость

4

-

4

4.6

Акробатические упраж нения

4

-

4

5

Дыхательные упражнения

3

1

2

6

Упражнения на расслаб ление

2

1

1

7

Самоконтроль и психо регуляция

4

1

3

8

Самомассаж и взаимо массаж

2

-

2

9

Контрольные испытания  и показательные выступ ления

2

2

9.1

Физкультурный праздник

1

-

1

9.2

Праздник здоровья

1

-

1

Всего

68

9

59

Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие (правила техники безопасно сти) (1 ч)

Правила техники безопасности. Правила подбора и хране ния инвентаря.

Раздел 2. Теоретические сведения (основы знаний) (4 ч)

2.1. Здоровье человека и влияние на него физических уп ражнений (2 ч). Здоровье физическое, психическое, душевное. Здоровый образ жизни и мысли (экология души). Потребность в движении тела как выражение потребности души.

2.2. Влияние питания на здоровье (1 ч). Режим и рацион питания для растущего организма. Питьевой режим школьника. Психогигиена питания. Формирование ценностного отношения к еде и воде как к связующей нити человека и природы.

2.3. Гигиенические и этические нормы (1 ч). Гигиеничес кие нормы (гигиенические процедуры до и после занятия, в повседневной жизни; уход за гимнастической формой, за по вседневной одеждой, за инвентарём). Этические нормы (нормы поведения на занятиях, до и после них, в повседневной жизни, взаимоотношения с педагогом, с товарищами, помощь начи нающим и отстающим, основы бесконфликтного поведения на занятиях и в повседневной жизни). Взаимосвязь гигиенических и этических норм (соблюдение правил гигиены как проявление уважения к окружающему миру). Взаимосвязь этических норм и правил техники безопасности (уважительное и бесконфликт ное поведение как основа безопасности на занятиях).

Раздел 3. Общая физическая подготовка (14 ч)

3.1. Упражнения в ходьбе и беге (2 ч). Строевые упраж нения. Упражнения в ходьбе с соблюдением правильной осан ки; на носках, пятках, наружном и внутреннем крае стопы; с перекатом с пятки на носок; с высоким подниманием бедра; в полуприседе; сочетание ходьбы с дыханием. Упражнения в беге на месте и в передвижении; на носках; с высоким подни манием бедра; с захлёстом голени; боком приставным и окрестным шагом; спиной вперёд; с различными движениями рук; с подскоками; с изменением темпа.

3.2. Упражнения для плечевого пояса и рук (2 ч). На месте в различных исходных положениях (и. п.); в движении; с пред метами (скакалками, палками, мячами, обручами); с партнёром.

3.3. Упражнения для ног (2 ч). На месте в различных и. п.; у опоры; в движении; с предметами; с партнёром.

3.4. Упражнения для туловища (4 ч). На месте в различных и. п. (стоя, сидя, лёжа на спине, на животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами; с партнёром.

3.5. Комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ) (4 ч). На месте в различных и. п.; с чередованием и. п.; у опоры; в движении; с предметами; с партнёром. Формиро вание эстетического вкуса и проявление творческих способ ностей школьников посредством самостоятельного составле ния комплексов ОРУ (под музыкальное сопровождение).

Раздел 4. Специальная физическая подготовка (36 ч)

4.1. Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж: (10 ч).  Упражнения в различных и. п.; у стены; у зерка ла; с закрытыми глазами; с самоконтролем и взаимоконтролем; с предметами. Навык красивой походки и потребность в ней. Осанка, походка и имидж.

4.2. Укрепление мышечного корсета (8 ч). Упражнения на месте в различных и. п. (стоя, сидя, лёжа на спине, на жи воте, на боку); у опоры; в движении; с предметами (палками, резиновыми бинтами); с предметами художественной гимнас тики (скакалками, мячами, обручами); с партнёром.

4.3. Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени (6 ч). Упражнения у опоры; в движении; с предметами ху дожественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами).

4.4. Упражнения на равновесие (4 ч). На месте в различ ных и. п. туловища (вертикальных, наклонных); на носках; с поворотами; в движении; с предметами (палками, скакалками, мячами, обручами); с партнёром. Взаимосвязь равновесия фи зического и психического.

4.5. Упражнения на гибкость (4 ч). Воспитание гибкости позвоночника, тазобедренных и голеностопных суставов, выворотности в плечевых суставах с помощью статических и дина мических упражнений на растягивание: на месте в различных и. п. (стоя, сидя, лёжа); у опоры; в движении; с предметами; с партнёром. Психологические факторы гибкости (отсутствие психоэмоционального напряжения).

4.6. Акробатические упражнения (4 ч). Стойка на лопатках, мост, перекаты, кувырки, стойка на, руках у стены, соединение элементов. Психологические факторы освоения акробатических упражнений: отношение к чувству страха как к союзнику.

Раздел 5. Дыхательные упражнения (3 ч). Упражнения стоя, сидя, в передвижении; упражнения на согласование движений и дыхания; упражнения с задержкой и усилением дыхания; упражнения на развитие носового дыха ния; упражнения на развитие различных типов дыхания (груд ной тип, ключичный, брюшной, полное дыхание); комплексы дыхательных упражнений. Формирование ценностного отноше ния к дыханию: дыхание — акт единения с природой.

Раздел 6. Упражнения на расслабление (1 ч). Упражнения в различных и. п. (лёжа, сидя, стоя), в пере движении; активные и пассивные упражнения; локальные и общие; упражнения с партнёром.

Раздел 7. Самоконтроль и психорегуляция (4 ч). Самоконтроль по общей двигательной активности и само чувствию, ЧСС, частоте и глубине дыхания, по голосу и речи, по особенностям поведения. Психорегуляция (снятие психо эмоционального напряжения, мобилизация). Способы психоре гуляции (двигательные, дыхательные, ментальные, комбини рованные, идеомоторные).

Раздел 8. Самомассаж и взаимомассаж (2 ч). Назначение массажа (снятие утомления, психоэмоциональ ного напряжения, подготовка организма к выполнению пред стоящей деятельности); показания и противопоказания к при менению; гигиенические требования к проведению массажа; приёмы массажа в различных и. п. массируемого (лёжа, сидя, стоя); массаж различных мышечных групп; активные и пас сивные приёмы массажа.

Раздел 9. Контрольные испытания и показательные выступ ления (2 ч)

9.1. Физкультурный праздник (1 ч)

I вариант (мероприятие общешкольного масштаба). Показа тельные выступления. Групповое или сольное выступление с демонстрацией под музыку комплексов гимнастических упраж нений (с предметами и без). Демонстрация отдельных упраж нений общефизической подготовки или технических элементов в качестве образца для подражания для не занимающихся.

II вариант (мероприятие для начальной школы: соревнуют ся только занимающиеся или занимающиеся с не занимающи мися). Соревнования по физической подготовке и простейшим элементам гимнастики (с предметами и без). Можно предло жить выступающим следующие тесты на физическую подго товленность:

  1. гибкость позвоночника: наклон вперёд из положения сидя;
  2. гибкость (выворотность) — силовая выносливость мышц туловища: в положении лёжа на животе удержание тулови ща, разогнутого под углом 45°;
  3. сила мышц ног: прыжок в длину с места;
  4. силовая выносливость мышц брюшного пресса: в положе нии лёжа на спине, удержание ног, согнутых под углом 45° в тазобедренных суставах;
  5. проба на равновесие: стоя на всей стопе одной ноги с закры тыми глазами или на носке одной ноги с открытыми глазами;
  6. комплексное тестирование координации движений, скорост ной выносливости, силы мышц ног: прыжки через скакал ку до ошибки или отказа испытуемого.

9.2. Праздник здоровья (1 ч)

I вариант (мероприятие общешкольного масштаба). Кон курсы по корригирующей гимнастике и здоровому образу жиз ни (ЗОЖ), на которых выполняются задания, связанные как с физическими упражнениями оздоровительного характера, так и с творческими способностями (рисунки, стихи, рассказы и т. д.), выражающими отношение к занятиям и ЗОЖ. Постановка сце нок на тему ЗОЖ. Возможны также семейные конкурсы.

II вариант (мероприятие для начальной школы). Показа тельные сольные и групповые выступления с демонстрацией гимнастических комплексов оздоровительной направленности (на осанку, на укрепление мышечного корсета, на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, на развитие вестибуляр ной устойчивости, на развитие гибкости).

Ожидаемые результаты реализации программы

Ожидаемые результаты реализации программы предметные, метапредметные, личностные.

У обучающихся сформированы навыки правильной осанки, координационные и кондиционные способности; укреплен мышечный корсет и мышечно-связочный аппарат стоп; учащиеся владеют навыками правильного  самоконтроля и саморегуляции; у них хорошо развито образное мышление; приобретены знания о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены тела и психогигиены, о технике безопасности на занятиях и правилах бесконфликтного поведения; выработано умение выполнять правила общественного порядка, принятые в обществе нормы отношения к окружающим людям; об ответ ственности за поступки, за здоровье.

Литература

  1. Бабенкова, Е.А. Как помочь детям стать здоровыми. [Текст] / Е.А. Бабенкова. – М.: Астрель, 2003.
  2. Лях, В.И., Зданевич, А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся I - XI классов. [Текст]/ В.И. Лях, А.А. Зданевич - М.: Просвещение, 2006.
  3. Примерная программа основного общего образования по физической культуре, М. Дрофа, 2007 г.
  4. Руденко, А.А. Оздоровительная  программа:  «Рессорная  функция  стопы,  буферная  функция  позвоночника» [Текст]/ А.А. Руденко. – Новосибирск, 1997.
  5. Степанов, П.В., Сизяев, С.В., Сафронов, Т.Н. Программы внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность. [Текст] / П.В. Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с.
  6. Шаталова, Н. Оздоровительная  программа [Текст]/ Н.Шаталова. – Москва, 1999.