ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ
статья по физкультуре на тему

Вакулюк Елена Леонидовна

В условиях современной жизни проблема здоровья детей приобретает глобальный характер- здоровье катастрофически падает. Результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровыми можно считать лишь 20– 30% первоклассников, у остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья, что свидетельствует о том, что необходима специальная работа в школе  по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Ведущим фактором здоровья ребенка, его социально-психологическая адаптация во многом определяется средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является школа, так как пребывает он там  более 70% времени его бодрствования. Как писал всемирно известный хирург и один из первых русских ученых- педагогов Н.И. Пирогов, «Все будущее жизни находится в руках школы... прямое назначение школы,  примиренной с жизнью, – быть руководителем жизни на пути к будущему».

Стоит отметить, что задача школы состоит не только в том, чтобы сохранить здоровье учащихся на период обучения, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей успешной и счастливой жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья. И решение этой задачи, прежде всего, связано с применением здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. Здоровый ребенок с удовольствием включается в любую деятельность, он оптимистичен, жизнерадостен.

Особое место среди здоровьесберегающих технологий занимает  личностно- ориентированное обучение, которые учитывает индивидуальность ученика, способствует раскрытию его творческих возможностей, позволяет любому ученику проявлять инициативу, самостоятельность. Личностно- ориентированные технологии предполагают использование индивидуальных заданий разных типов и уровней сложности, индивидуальный темп работы, самостоятельный выбор учеником учебной деятельности, проведение обучающих игр, проектную, коллективную деятельность. Важно, учитель никогда не добьется успеха, если не сумеет установить контакта с детьми!

Для нормального развития и положительного самочувствия, школьник должен не только уметь учиться, но и хотеть, желать этого. Уровень развития способностей есть как бы результат положительного переживания ребёнком себя в той или иной деятельности, желания и умения заниматься ею, уверенности в своих силах, следовательно, и мобилизации этих сил. А ведь мы знаем, какие отрицательные эмоции вызывают порой наши действия, как часто у школьников возникает сознание: лучше ничего не делать, чем быть «плохим учеником», у которого ничего не получается.         Основная задача – развивать стремление к успеху, всячески поощрять даже самое маленькое достижение, не акцентировать внимание на неудачах.

        Эмоции сами по себе, несомненно, имеют мотивирующие значение и зависят от особенностей деятельности и её организации. Положительные эмоции могут быть связаны со школой в целом и пребыванием в ней, обусловлены ровными взаимоотношениями с учителем и одноклассниками, отсутствие конфликтов,  активным участием в жизни класса и школы, с успешностью учёбы, с радостью преодоления трудностей. Удовлетворение от справедливо выставленной отметки, эмоции от «столкновения» с новыми трудностями (учебным материалом) - всё это усиливает внутреннюю мотивацию, эмоционально- познавательные отношения к предмету, увлечённость им.

С помощью разнообразных по содержанию подвижных игр, физических упражнений, оптимально дозированных физических нагрузок можно успешно воздействовать на биологическую природу ребёнка, укрепить его здоровье.                                                        

В настоящее время оценка по физической культуре в большей мере формируется исходя  из результатов сдачи определенных нормативов, что в свою очередь является не объективным показателем развития каждого ребенка. Необходимость выполнения нормативов приводят многих учащихся к стрессу, к нежеланию заниматься физической культурой, так как у каждого ребенка физиологическое развитие находится на разном уровне, а предъявляемые требования одинаковы для всех.

Индивидуально- дифференцированный подход — должен применяться как основное средство оздоровительно- развивающей работы с учащимися, так как они получат возможность работать в индивидуальном темпе, обращаться за помощью, свободно использовать источники информации, высказывать и аргументировать свое мнение, не бояться ошибок. Задания необходимо разбивать по уровням: для слабых учащихся практикуется отдельный план работы на урок – задания подбираются доступного уровня, присутствуют рекомендации по выполнению, задается индивидуальный темп работы, каждый ученик имеет право добровольно выбирать для себя уровень усвоения. Именно такой подход способствует психологическому комфорту ученика в школе, формирует у него чувство уважения к себе и окружающим, повышает ответственность за принятое решение. Возможность выбрать уровень усвоения поможет избежать перегрузки ученика и направить его усилия в область склонностей и интересов.

Необходимо проводить систематический мониторинг физической подготовленности и физического развития для оценивания учащихся по приросту показателей с учетом их  способностей. При  оценке уровня физической подготовленности следует принимать во внимание реальную динамику показателей физической подготовленности за определенный период времени, а также особенности развития двигательных способностей учеников, динамику их изменения у детей определенного возраста, исходный уровень достижения конкретных учащихся.

Создавая благоприятный психологический климат, применяя индивидуальные задания разных типов и уровней, индивидуальный темп работы и выбора видов учебной деятельности, у учащихся  повысится уровень познавательной активности, учебной мотивации. Все это поспособствует эмоциональной уравновешенности учащихся и уверенности в собственных возможностях.

Следовательно, эти методы снизят тревожность и психическое напряжение учащихся, т.е., снизят стрессогенный фактор в учебном процессе, что улучшит  адаптацию и повысит сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, поспособствует сохранению  психического и соматического здоровья школьников.

Здоровый образ жизни пока к сожалению не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым, не только духовно, но и физически и психически. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект родительского собрания «Формирование здорового образа жизни школьника»

План-конспект родительского собрания  «Формирование здорового образа жизни школьника» Цель: формирование у родителей устойчивой мотивации по сохранению и укреплению своего здоровья и з...

Презентация на родительское собрание "Формирование здорового образа жизни школьника"

Образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе, при которых  формируются...

«Формирование здорового образа жизни школьников как один из аспектов здоровьесберегающей деятельности в воспитании»

Здоровье - одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. В работе рассматриваются проблемы здоровья обучающихся и использование здоровьесберегающих технол...

Работа с родителями. "Формирование здорового образа жизни школьника".

Формирование у родителей устойчивой мотивации по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья своей семьи, своих детей....

«Использование здоровьесберегающих технологий для формирования здорового образа жизни учащихся начальной школы».

Особенности здоровьесберегающих технологий, используемые мною в начальной школе,  позволяют решить одну из самых актульных задач современного образования-формирование здорового образа жизни младш...