Методическая разработка открытого урока физкультуры
методическая разработка по физкультуре (3 класс) на тему

Токова Светлана Павловна

Урок с применением здоровьесберегающих технологий для 3-го класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_fiz-ry_s.p._tokovoy.docx49.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока  по физической культуре для 3  класса.

04.03.15

Учитель: С.П.Токова

Раздел учебной программы: Спортивные игры. Волейбол.

Тип урока:  урок отработки умений и рефлексии.

Тема урока: Подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча на основе волейбола.

Цели урока: 

Деятельностная цель:

Фиксирование собственных затруднений в совершенствовании технических приёмов в волейболе, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднений.

Содержательная цель:

Закрепление и коррекция изученных технических приёмов в волейболе: подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча.

Задачи урока:

Образовательные:

Сформировать представление об игре в волейбол, совершенствовать технику нижней и верхней передачи и приема мяча, командные действия; закреплять в технике выполнение одиночного блокирования.

Оздоровительные задачи:

Укреплять функциональные системы организма. Повышать функциональные возможности организма. Формировать правильную осанку, укреплять мышцы.

Развивающие задачи:

Развивать у обучающихся  координационные способности, быстроту, силу,  ловкость, выносливость, находчивость, сообразительность, инициативу.

Воспитательные задачи:

Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе, чувство ответственности за порученное задание и прививать интерес к занятиям волейболом.

Метод проведения: фронтальный, поточный, индивидуальный, игровой, проектный.
Место проведения: Спортивный зал школы-интерната.
Спортивный инвентарь: волейбольные мячи на каждого учащегося, футбольный мяч, баскетбольный мяч, корзина для мячей, свисток, волейбольная сетка, обруч, доска-щит.

Технические средства обучения:

  1. Персональный компьютер с принтером.
  2. Фотокамера цифровая.
  3. Видеокамера цифровая со штативом. 
  4. Мультимедийный проектор.
  5. Экспозиционный экран.
  6. Презентация.
  7. Аудиозапись песен: 1) из м/ф "Обезьянки, вперед" «В каждом маленьком ребенке»
    (слова неизв. автора, музыка Ш. Каллош), 2)Гимн волейбола «Здесь каждый знает, каким бывает спортивный бой - волейбольный матч» 3)Детская песня «Волейбол – это спорт для нас с тобой»

Время проведения: 3-й урок (40 мин.)

Планируемые результаты:

Предметные: Описывать и осваивать разучиваемые технические действия из спортивных игр. Моделировать технические действия в игровой деятельности.

Метапредметные:
1. Познавательные: Отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в интернете и дополнительной литературе.

2. Коммуникативные: Участвовать в диалоге на уроке, формировать умения осознанного построения речевого высказывания в устной форме. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами  урока. Уметь слушать и понимать других. Формировать способы позитивного взаимодействия со сверстниками в парах и группах при отработке техники элементов игры и упражнений. Уметь объяснять ошибки при выполнении упражнений. 

3. Регулятивные: Развивать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления, организовать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации мест занятий, характеризовать, выполнять задание в соответствии с целью и анализировать технику выполнения упражнений, давать объективную оценку технике выполнения упражнений на основе освоенных знаний и имеющегося опыта, технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности, планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения.

Личностные:

Формировать  навык систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок. Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.   Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей. Формировать эстетические потребности, ценности и чувства. Формировать  и проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели.

Содержание и ход урока

Вводная часть.

  1. Организованный вход в спортзал с приобретением мячей из корзины под вступление «Гимна волейбола».  
  • Выполнение ОРУ с мячами и демонстрацией учителя под слова песни по куплету на каждое упражнение (7 упражнений):

1) И.п. - стойка ноги врозь, мяч перед грудью  

1 – выпрямить руки, мяч вперёд

2 – и.п.

3 - выпрямить руки, мяч вверх

4 – и.п.

2)И. п - стойка ноги врозь, мяч вверх, наклоны  в стороны.

1-2 влево

3-4-вправо

3)И.п. – стойка ноги врозь, мяч зажат стопами, наклон вперед, руки в стороны «мельница»

1,3 – поворот влево

2,4 – поворот вправо

4) И.п. – ноги вместе,  мяч перед собой

1-2 – два прыжка на месте

3-4 – прыжком – поворот  кругом, вправо

1-4 -то же влево. 

5)И.п. – ноги на ширине плеч, мяч перед собой

1-2 – мяч на левую руку, правая запрокидывается назад

3-4 – правая рука 2 раза касается мяча (имитация подачи)

1-4 - то же с другой руки

6)И.п. – мяч между коленей, руки в стороны.

1-4 – вращение кистями вперёд,

5-8 – назад,

Затем то же, согнув руки в локтях,

И круговые движения в плечевом суставе.

7)Прыжки, сидя на мяче.

  • Ходьба в обход по залу с возвращением мячей в корзину и построение в одну шеренгу под завершение гимна.
  1. Построение, приветствие, рапорт.

- Класс, на месте стой! Налево! Становись! равняйсь! смирно! По порядку рассчитайсь! Дежурному сдать рапорт!

Дежурный даёт команды: «Становись! равняйсь! смирно! По порядку рассчитайсь!»

И сдаёт рапорт: «Светлана Павловна, на урок физкультуры прибыл 3-ий класс. По списку 13 человек, в строю 12. Отсутствует Щеголькова Мария по уважительной причине. Класс построен и к проведению урока готов. Дежурный: Сидорова Мария».

- Вольно!

Дежурный: «Класс, вольно!»

  1. Введение в тему. Постановка целей и хода урока.
  1. О чём песня, с которой начали урок? (о волейболе)
  2. Да, Гимн волейбола прозвучал не случайно. Почему? (уже 2-ой урок готовимся к игре в волейбол)
  3. А готовы играть в волейбол? (нет, не чётко отработали технику бросков и ловли мяча)
  4. Так элементы какого вида спорта будем отрабатывать? (волейболу)
  5. А какие ещё спортивные игры с большими мячами вы знаете? (футбол, баскетбол)
  6. Чтобы добиться успеха и в совершенстве овладеть техникой волейбола, подскажите, какие упражнения будем выполнять на уроке, в которых испытываете затруднения? (подбрасывание, приём и передача мяча сверху, снизу, блокировка)
  7. Что должны помнить на любом уроке физ-ры? Какие правила безопасности пригодятся нам сегодня? (выполнять команды учителя, осторожно обращаться с мячом)

Теоретическая часть.        

  1. Проверка д/з.

А теперь давайте поделимся своими знаниями о волейболе? (дети самостоятельно готовили материалы-сообщения и выполняли презентацию) Слайд-1.

  1. Слайд-2. Однажды преподаватель физической культуры в США Вильям Морган предложил своим питомцам подбросить через рыболовную сеть надутую резиновую камеру. Вскоре он с удивлением обнаружил, что те обмениваются пасами с большим азартом.
  2. Слайд-3. В 1895 г. родилась  новая развлекательная игра, основная идея которой заключалась в том, чтобы играющие ударяли по мячу руками, заставляя его перелетать через сетку. Игру назвали «волейбол», что в переводе с английского означает летающий мяч.
  3. Слайд-4. Это единственная спортивная игра, где главная задача – не дать мячу коснуться земли.
  4. Слайд-5. Волейбол - коллективная игра. Она проводится между двумя командами. На площадке в каждой команде выступают шесть человек. Цель игры - ударами рук направить мяч на сторону противоположной команды таким способом, чтобы он коснулся площадки, либо  соперник совершил ошибку.
  5. Слайд-6. В 1897 г. были разработаны спортивные правила этой игры, которые неоднократно изменялись и дополнялись.
  6. Слайд-7. В програму Олимпийских игр волейбол включили только в 1964 г. в Токио. Первым в истории Олимпийских игр чемпионом по волейболу среди мужчин, стала советская сборная.
  7. Слайд-8. В 1947 г. была создана Международная федерация волейбола (ФИВБ), и волейбол получает официальное международное признание.
  8. Стойка волейболиста. Ноги расположены на ширине плеч и согнуты в коленных суставах.

Одна нога впереди, или ступни расположены параллельно. Туловище наклонено вперед. Чем ниже стойка, тем больше вперед наклонено туловище. Руки согнуты в локтевых суставах.

  1. Это интересно знать: Скорость полёта мяча при подаче у лучших игроков может достигать 130 км/ч.
  2. Рекорд посещаемости волейбольного матча был установлен 19 июля 1983 года.
  3. За товарищеской игрой сборных Бразилии и СССР на знаменитом футбольном стадионе «Маракана» наблюдали 96 500 зрителей. Слайд-9.

Подготовительная часть.

V. Строевые упражнения.  Восстановление дыхания.

 -Класс, становись! Равняйсь! Смирно! Направо! Налево! Кругом! (Повторить эти команды несколько раз, обращая внимание на чёткость и правильность выполнения. Если будут ошибки, то по команде «Отставить!» подать команду заново для исправления ошибок)

VI. Бег.

-В обход по залу шагом марш! Лёгким бегом марш!

1) прямо, лицом вперёд;

2) приставными шагами: левым боком, правым боком, руки на пояс;

3)спиной вперёд;

4) прямо, лицом вперёд;

5)Бег с выполнением команд по свистку:

1 свисток: присесть по ходу движения, коснуться руками пола и, развернувшись на 900, побежать в противоположном направлении.

2 свистка: присесть, встать и продолжить движение.

Длинный свисток: поменять направление движения.

Шагом марш!

Восстанавливаем дыхание:

1,2 – Вдох, руки вверх

3,4  - выдох, согнуться в спине, руки вниз

Основная часть.

VII. Эстафета «Не урони мяч».    

Построение в одну шеренгу.

-Класс, в одну шеренгу становись! Налево! На первый, второй, третий рассчитайсь!

3-ие номера 4 шага вперёд марш!

2-ые номера 2 шага вперёд марш!

Налево, назад сомкнись!

- Образовались 3 команды. Впереди стоящие дети, пойдите и выберите для своей команды мячи разных спортивных игр. (Дети берут мячи футбольный, волейбольный, баскетбольный).

- Для какой игры ваш мяч и как им играть? (Обучающиеся кратко рассказывают правила той игры, мяч для которой в руках)

- Как вы думаете, для чего вы так построились?

Послушайте внимательно правила эстафеты «Не урони мяч»:

По сигналу стоящие первыми садятся на корточки, опиревшись сзади на руки, мяч положить на ноги. И двигаться, перебирая руками и ногами до стула. Встать, взять мяч в руки, коснуться стула и вернуться бегом к команде для передачи мяча следующему. А сам становится в колонну назад, в затылок последнему. Если мяч роняется в ходе эстафеты, то надо взять мяч и продолжить соревнования с того места, где он был потерян.

Под песню «Каждый маленький ребёнок…» начинается эстафета.

По окончании эстафеты объявляются победители и присуждаются 2-е, 3-е места, разобрав ошибки.

VIII. Отработка технических приёмов волейбола.

- Посмотрите вокруг, какие предметы вы видите, не задействованные пока в уроке? (Волейбольная сетка, обруч,  щит-доска у стены). Как вы думаете, для чего всё это приготовлено? (будем тренироваться играть в волейбол). Не случайно весь класс разбит на команды. Каждая команда занимает тренировочные места по волейболу. Направо! К местам тренировок шагом марш!

- Мы будем созданными командами отрабатывать технику игры в волейбол.

- Какие элементы волейбола можно отработать у доски? через сетку? через обруч?

(Приём и передачу мяча снизу, сверху - индивидуально, ударяя о доску, тренироваться в подбрасывании мяча около доски. Через сетку будем отрабатывать подачу и блокировку мяча  –двое обучающихся держат сетку, пара других работают с мячом. Через обруч будем выполнять приём и передачу мяча двое держат обруч, двое работают с мячом)

Под песню «Волейбол» начинается отработка элементов волейбола.

- Команды, внимание! Направо! К новым местам тренировок шагом  марш! (Все три команды успевают поработать с мячами на 3-х тренировочных местах, помогая друг другу в исправлении неточностей выполнения, если возникают)  

Заключительная часть.

IХ. Построение. Рефлексия.

В одну шеренгу становись!  Равняйсь! Смирно! Как вы себя чувствуете? Подумайте, что вас порадовало, а что огорчило? Теперь вы готовы играть в волейбол? Какие элементы волейбола мы отработали? Где вам пригодятся приобретённые навыки в жизни? Надеюсь, кто-то из вас обязательно станет чемпионом по волейболу!

Х. Домашнее задание: подготовить материал о знаменитых волейболистах! Этим мы закончим наш проект «Волейбол – спортивная игра».

ХI. Самооценка.

      Оценки-шары.

- Я хочу, чтобы каждый из вас оценил себя, свою работу на уроке. Выберите для  себя в память об уроке цветной воздушный шар. Зелёный пусть возьмёт себе тот, у кого всё получилось, кто готов играть в волейбол.

Жёлтый – кому что-то не удавалось на уроке и ещё немного надо потренироваться.

Красный – многое на уроке не получалось.

ХII. Организованный выход из зала.

- Урок окончен. Спасибо за урок. Класс, направо! Под «Гимн волейбола» в обход по залу на выход шагом марш!

Технологическая карта урока.

Часть урока

Содержание

Дозировка

Организационно-методические указания

Вводная часть.

Самоопределение деятельности.

Актуализация знаний

I. Организованный вход в спортзал и проведение ОРУ с мячами под гимн волейбола:

 

3 минуты

Создать условия для возникновения у учеников потребности включения в урок. Через «Гимн волейбола» эмоционально настроить воспитанников на желание получить качественный результат урока, подвести к теме урока, помочь сформулировать задачи.

Обратить внимание на внешний вид учащихся.

1) И.п. - стойка ноги врозь, мяч перед грудью  

1 – выпрямить руки, мяч вперёд

2 – и.п.

3 - выпрямить руки, мяч вверх

4 – и.п.

  Смотреть на мяч, следить за осанкой.

2) И. п - стойка ноги врозь, мяч вверх, наклоны  в стороны.

1-2 влево

3-4-вправо

Наклоны точно в сторону, темп выполнения средний. Показ зеркальный.

3) И.п. – стойка ноги врозь, мяч зажат стопами, наклон вперед, руки в стороны «мельница»

1,3 – поворот влево

2,4 – поворот вправо

Ноги не сгибать.

Темп выполнения средний.

4) И.п. – ноги вместе,  мяч перед собой

1-2 – два прыжка на месте

3-4 – прыжком – поворот  кругом, вправо

1-4 -то же влево.

Приземляться на носочки

Следить за осанкой и вертикальном положении туловища во время выполнения поворота в прыжке.

Соблюдать очерёдность поворотов.

5) И.п. – ноги на ширине плеч, мяч перед собой

1-2 – мяч на левую руку, правая запрокидывается назад

3-4 – правая рука 2 раза касается мяча (имитация подачи)

1-4 - то же с другой руки

Соблюдать очерёдность выполнения упражнения.

6) И.п. – мяч между коленей, руки в стороны.

1-4 – вращение кистями вперёд,

5-8 – назад,

Затем то же, согнув руки в локтях,

И круговые движения в плечевом суставе.

Сосредоточить детей на очерёдности выполнения упражнений.

7) Прыжки, сидя на мяче.

Следить за координацией движения.

II. Построение, приветствие, рапорт.

III.  Введение в тему. Постановка целей и хода урока.

Техника безопасности при игре в мяч.



3 минуты

Дежурный сдаёт рапорт учителю о готовности класса к уроку.

Задачи урока формулируют дети при помощи наводящих вопросов по прослушанному гимну, планируют ход урока, объявляют тему.

Напомнить о соблюдении техники безопасности. Основной акцент - профилактика травм при работе с мячом.

Теоретическая часть

IV.Проверка д/з

4 минуты

Дети выступают с подготовленными самостоятельно материалами-сообщениями о волейболе и демонстрируют свои слайды из презентации.

Подготовительная часть.

V.Строевые упражнения:

повороты на месте

2 минута

Налево, направо, кругом. Повторить команды несколько раз, обращая внимание на чёткость и правильность выполнения поворотов. Если будут ошибки, то по команде «Отставить!» подать команду заново)

VI.Бег:

1) прямо, лицом вперёд;

2) приставными шагами: левым боком, правым боком, руки на пояс;

3)спиной вперёд;

4)прямо, лицом вперёд;

5)Бег с выполнением команд по свистку :

1 свисток: присесть по ходу движения, коснуться руками пола и, развернувшись на 900, побежать в противоположном направлении.

2 свистка: присесть, встать и продолжить движение.

Длинный свисток: поменять направление движения.

6)Восстановление дыхания

3 минуты

Следить за правильной осанкой учеников голову держать прямо плечи развернуть назад в сторону спина прямая, дистанция между обучающими один метр.

Обратить внимание на мягкую постановку ног.    

Особое внимание на технику бега спиной вперед – чаще шаги смотреть через левое плечо.      

  Значения сигналов свистков объясняются в ходе лёгкого бега по кругу. Особое внимание на технику бега спиной вперед – чаще шаги смотреть через левое плечо.      

Подвести итог, указать типичные ошибки и способы их исправления, отметить лучших. 

Обращать внимание на внимательность детей и их память.

Основная часть.

VII.Эстафета «Не урони мяч»    

На протяжении песни «В каждом маленьком ребёнке» (2 раза).
8 минут

Следить за правильностью определения спортивных мячей и умением различать спортивные игры. Под песню «Каждый маленький ребёнок…» обучающиеся выполняют эстафету. Обращать внимание на чёткость соблюдения правил эстафеты с мячом. Объявить победителей и присудить 2-е, 3-е места двум другим командам.

VIII.Отработка техники игры в волейбол.

  1. Приём и передача мяча снизу, сверху у доски.
  2. Подача и блокировка мяча  через сетку.
  3. Приём и передача мяча через обруч.

На протяжении песни «Волейбол – это спорт для нас с тобой»

12 минут (по 4 минуты на каждое тренировочное упражнение)

Работа в группах.

Обращать внимание на умение работать в команде, на выбор детьми видов тренировок по интересам, умение уступить, радоваться за удачи других, сопереживать и помогать тем, у кого не получается.

Следить за правильностью выполнения тренировочных упражнений, за временем, чтобы все команды успели потренироваться на всех местах тренировок.

Заключительная часть.

IХ. Построение. Рефлексия.

-

2 минуты

Следить за правильной осанкой учеников: голову держать прямо, плечи развернуть назад в стороны, спина прямая.

Подвести итог урока. Помочь детям высказать свою точку зрения о результате урока, проанализировав свою работу. Обучающиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия.

Х. Домашнее задание.

1 минута

Наметить цели дальнейшей деятельности и дать задания для самоподготовки с элементами выбора, творчества: подобрать  материал о знаменитых волейболистах, т.е. настроить детей на завершение начатого проекта «Волейбол – спортивная игра».

ХI.Самооценка.

1,5 минуты

Оценить себя по критериям.

ХII. Организованный выход из зала.

0,5 минуты

Под «Гимн волейбола» дети уходят из зала.

Используемые ресурсы:

  1. О. Черная, Л. Баряева, Т. Овчинникова/ Занятия, упражнения и игры с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика/КАРО, 2014
  2. Волейбол: Справочник/Сост. А.С. Эдельман. — М.: Физкультура и спорт, 1984
  3. Материал из Википедии о волейболе.
  4. Фотографии о волейболе из интернета.