Обобщение опыта по теме: "Реализация спортивно-игровых проектов как условие формирования компетентностей на уроках физической культуры в начальной и основной школе"
учебно-методическое пособие по физкультуре на тему

Романова Наталья Витальевна

Использование на уроках физической культуры спортивно-игровых проектов, учебный материал в которых организован в целостную систему и ориентированных на реализацию системно-деятельностного подхода, является важным условием формирования компетентности младшего школьника.

Ключевые слова: компетентностный подход, ключевые компетентности, спортивно-игровые проекты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАЯВКА

на участие в конференции

«Актуальные проблемы современной науки и образования»

Романова Наталья Витальевна

Учитель физической культуры и спорта

E-mail: romanova-rnv@mail.ru

Статья «Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках физической культуры в начальной школе»

Секция: Физическая культура и спорт

Муниципальное образовательное учреждение Гимназия № 13 (МОУ Гимназия № 13)

Адрес: 432054, г. Ульяновск, ул. Камышинская, 28. Тел. 8-84-22-63-93-64

тел.8-927-8044107

19.01.2010

Романова Наталья Витальевна,

МБОУ "Гимназия № 13" г.Ульяновска

romanova-rnv@mail.ru

Реализация спортивно-игровых проектов как условие формирования компетентностей на уроках физической культуры в начальной школе

Использование на уроках физической культуры спортивно-игровых проектов, учебный материал в которых организован в целостную систему и ориентированных на реализацию компетентностного подхода, является важным условием формирования компетентности младшего школьника.

Ключевые слова: компетентностный подход, ключевые компетентности, спортивно-игровые проекты.

Физическая культура как предмет в современной начальной школе не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня во всем мире, в том числе и в России. К инновациям в образовании относится компетентностный подход, появление которого связано, прежде всего, с кризисом образования, состоящим в противоречии между программными требованиями к ученику, запросами общества и потребностями самой личности в образовании [2]. Компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации. Речь идет о компетентности как о новой единице измерения образованности человека, при этом внимание акцентируется на результатах обучения, в качестве которых рассматривается не сумма заученных знаний, умений, навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях.

С психологических позиций акцент в образовании смещается с преимущественного развития предметно-обусловленных познавательных способностей школьников на создание условий, необходимых для полифункционального развития познавательной и личностной сфер школьника, в первую очередь его способности к рефлексивному, ответственному поведению, к осознанной регуляции своей социальной активности [3].

Все наиболее значимые компетентности личности в области физической культуры: коммуникативная, информационная, компетентность разрешения проблем - закладываются на начальном этапе обучения. Поскольку начальная школа закладывает базу общих учебных умений и учебной деятельности, нацелена на создание фундамента для продолжения образования личностью в средней школе, а потом и далее, то именно на начальной ступени значимо формирование тех ключевых компетентностей, которые составляют основу образования на протяжении всей жизни [1].

Применительно к начальной школе компетентность предполагает умения:

  1.  Искать - опрашивать окружение, консультироваться с учителем, получать информацию.
  2.  Думать - устанавливать взаимосвязи, критически относиться к тому или иному высказыванию, занимать позицию в высказывании и вырабатывать свою точку зрения.
  3.  Сотрудничать - уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, выполнять взятые на себя обязательства.
  4.  Приниматься за дело - войти в группу или коллектив, внести свой вклад, организовать свою работу.
  5.  Адаптироваться - использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.

Наиболее эффективным способом формирования ключевых компетентностей у учащихся является применение учителем адекватных педагогических технологий, в рамках которых ученик является субъектом своей деятельности. Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностный подход, является метод проектов. Это не означает, что весь процесс обучения должен быть построен только на основе проектной деятельности. Компетентности формируются и при использовании исследовательских методов, методов практических ситуаций на уроке, методов моделирования, дискуссионных методов, сюжетной игры и т.п.[1]. Главный акцент должен быть поставлен на активном включении в деятельность самих детей.

Гипотеза исследования: наиболее эффективно идеи компетентностного подхода на уроках физической культуры в начальной школе реализуются при организации физических упражнений в целостные игровые формы – проекты, спортивно-образовательные комплексы, в которых учебный материал организован в целостную систему.

Спортивно-игровые проекты обращены к детскому спорту и являются развернутой формой начальной подготовки по футболу, баскетболу, гимнастике, лыжам и туризму.

Детский спорт одно из самых увлекательных, престижных и перспективных занятий для ребенка. Это сильное средство познания окружающего мира, определяющее поступки, развитие личности и по-настоящему крепкое здоровье. Приобщить к спорту, несмотря на его видимую доступность, наглядность и привлекательность, возможно лишь в организованном, постоянном, осмысленном социально-педагогическом процессе. Искренний интерес школьников к физическим упражнениям, понимание их возможностей и целей, развертывающаяся в ближайшей и дальней перспективе деятельность составляют суть любого спорта. Этот подход к детскому спорту определил содержание и педагогическую технологию разработки спортивно-игровых проектов по четвертям в открытой системе физической культуры начальной школы. В целом вся система проектов структурирует образовательное пространство физической культуры начальной школы, семьи, учащихся и общественности в открытую систему (табл. 1).

Таблица 1

Культурно-спортивный календарь

начального звена МОУ Гимназия № 13

Ведущая

деятельность учащихся по классам

Название спортивно-игрового проекта

1

четверть

2

четверть

3

четверть

4

четверть

Игра собирает друзей

Все звёзды

Румяные щёчки

На пороге открытий

1 - игровая

Путешествие на остров «Прыг -Скок»

Мы любим цирк

В гостях у Снежика

Лесные чудеса

2 - спортивно-игровая

Игровой турнир

Спортивное

шоу

Зимние

забавы

Вокруг

костра

3 - спортивно-игровая

Спортивный

диалог

Гимнастическое многоборье

Спортивный

характер

Спортивные

достижения

4 - спортивно-

соревновательная

Летняя Олимпиада

Чемпионат по гимнастике

Зимняя Олимпиада

Вершина Олимпа

Содержание спортивно-игровых проектов предполагает разработку не только приведенного в них баскетбола, футбола, гимнастики, лыжной и туристской подготовки, но и всех других возможных видов спорта, в зависимости от специализации и квалификации педагога и конкретных объективных условий его профессиональной деятельности.

Спортивно-игровой проект является, с одной стороны, целостным фрагментом системы физической культуры начальной школы, достаточным для организации занятий в учебной четверти, с другой стороны, структура проекта принципиально предполагает авторскую доработку и внесение дополнений. Она позволяет специалистам адаптировать каждый проект к специфике своего учебного процесса, условиям и целям обучения, увеличивать или уменьшать количество учебных часов, вносить изменения в содержание учебного материала, обогащать игровой замысел и спортивную перспективу проекта. В спортивно-игровых проектах реализуются важные педагогические условия:

  • Выход за ограниченные рамки физической подготовки и создание атмосферы культурно-спортивной деятельности.
  • Конкретизация применительно к данной четверти и виду спорта мотивационно-целевой ориентации проекта.
  • Перевод знаний, умений, навыков из цели образования в средство развития способностей и формирования личности младших школьников.
  • Изменение внутренней позиции учащихся, проживание ими учебно-спортивного процесса в роли активного участника.
  • Возможность занять инициативную позицию, открывающую путь к самовоспитанию.

В проектах даются первые представления и начальный опыт того, как организуется и проводится спортивная работа над собой, постепенно образующая результативную спортивную постоянную деятельность ребенка, которая позволяет систематически укреплять здоровье и развивать все способности присущие младшим школьникам. Спортивная деятельность приносит ребенку радость общения и реальных достижений, вызывает одобрение и уважение сверстников и взрослых, дает уверенность в себе и надежду на успех в любом деле и на всю жизнь.

Педагогический эксперимент для проверки эффективности спортивно-игровых проектов проводился в течение 4-х лет. В нём участвовали 28 школьников (экспериментальный класс), 24 учащихся (контрольный класс), 26 родителей. Результаты эксперимента показали (рис.1), что наиболее эффективно идеи компетентностного подхода на уроках физической культуры реализуются при организации физических упражнений в целостные игровые формы – сюжетные проекты: СРК (степень развития компетентности) выше у учащихся экспериментального класса.

Рис.1. Процентное соотношение конечного уровня компетентности

младших школьников в экспериментальном и контрольном классах

Вывод: использование спортивно-игровых проектов, ориентированных на реализацию компетентностного подхода, на уроках физической культуры является важным условием формирования компетентности младшего школьника.

Список литературы

1. Формирование ключевых компетентностей учащихся в начальной школе: учебно-методическое пособие для учителя / Под ред. Н.В.Калининой – Ульяновск: ИПК ПРО, 2008.– 56 с.

2. Компетентностный подход как перспективная тенденция мирового образования // Молодые голоса в науке. Вып. 5. – Майкоп: Изд. АГУ, 2005. – С. 43-47.

3. Гис И.А., Гальскова М.В. Межкультурная компетенция. М., 2002 – 230 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе»

Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способн...

Обобщение опыта по теме "Реализация метода проектной деятельности в начальных классах"

                    Метод проектной деятельности в начальных классах сейчас относится к новым педагогическим технологиям....

Обобщение опыта по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на примере урока в начальной школе".

презентация материала по обобщению опыта по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на примере урока в начальной школе"....

Обобщение опыта по теме : Реализация технологии коллективного способа обучения в начальной школе

В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через техно...

Обобщение опыта по теме" Реализация проектной деятельности в начальной школе"

ФГОСы ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, которая в полной мере мотивирует и активизирует учебную деятельность учащихся. И один из методов, который реализует эти задачи, это ме...

Обобщение опыта по теме "Реализация деятельностного метода обучения в начальной школе в рамках ФГОС НОО"

Системно-деятельностный метод нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. При этом процесс обучения должен быть организован так, чтобы целенаправленно осуществлялся процесс...

Доклад: " Формирование УУД на уроках физической культуры в начальных классах"

Доклад: " Формирование УУД на уроках физической культуры в начальных классах"...