Проектная деятельность на уроках физической культуры в начальной школе
статья по физкультуре (3 класс) на тему

Кузнецова Елена Петровна

Любой урок физкультуры можно сделать ярким и запоминающимся, интересным и увлекательным, но очень часто на теоретическую часть урока остается мало времени,  а мне хочется показать своим ученикам и другую сторону предмета, то что в области физической культуры и спорта можно проводить очень интересные исследования и создавать проекты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель физической культуры

    МБОУ гимназия №5, г. Воронеж

         Кузнецова Е.П.

Проектная деятельность на уроках физической культуры

 в начальной школе

Любой урок физкультуры можно сделать ярким и запоминающимся, интересным и увлекательным, но очень часто на теоретическую часть урока остается мало времени,  а мне хочется показать своим ученикам и другую сторону предмета, то что в области физической культуры и спорта можно проводить очень интересные исследования и создавать проекты.

Другая сторона данного вопроса – это то, что в силу своих физиологических особенностей не все учащиеся являются отличниками по физкультуре. Как удержать интерес к уроку  у ребенка и помочь ему быть успешным в освоении такого предмета, как физическая культура? Один из вариантов решения данной проблемы – это использование проектной деятельности на уроках и во внеурочное время.

               Дети  младшего школьного возраста по  природе своей исследователи  и с большим интересом  участвуют в различных  исследовательских делах.  Успех исследования во многом зависит от его организации.  Организуя  учебно-исследовательскую деятельность  младших школьников,  необходимо следовать  методологии.  Поставленная проблема  и  обозначенная тема  должны  быть актуальными  для ребенка,  исследовательская  работа  должна выполняться им добровольно

Что же такое  проект  и  исследование?  В чем их сходство и различие?

Принципиальное отличие  исследования  от  проекта  состоит в том, что исследование   -  бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи. Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности.  Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую).

 Проект -  более  широкое  понятие  -  это  совокупность  определенных действий, документов,  предварительных текстов,   это всегда творческая деятельность.  Исследование  -  это в  большей степени  научная  деятельность.  

Современный урок физической культуры должен обеспечивать дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм. Именно проектная деятельность на уроке физической культуры позволяет реализовать данные требования.

Проектная технология, применяемая в преподавании физической культуры, формирует у учащихся следующие компетенции: учебно-познавательные (ставится и решается проблема); социокультурные (выделение значимости проблемы для человека и общества); ценностно-смысловые (в проекте обозначается отношение ученика к проблеме, раскрывается ее ценностный смысл), тем самым превращая урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок образовательного направления.

Метод проектной деятельности нашел успешное применение в моей работе. Учащиеся начальных  классов освоили этот метод, и выполняли проекты индивидуальные и коллективные. Очень часто ученики на уроках задают вопросы: Чем полезно то или иное упражнение для организма? Почему необходимо делать разминку? Зачем необходима физическая культура? Найти ответ на вопрос можно вместе с ребенком, объяснив ему строение нашего организма и влияние на него физической нагрузки, а можно организовать его деятельность так, что он сам найдет истину в интересующем его вопросе и полученные в ходе его деятельности знания будут более прочными. С учащимися начальных классов были реализованы следующие темы проектов: «Развитие выносливости», «Развитие быстроты», «Развитие гибкости», «Развитие навыков самоконтроля», «История развития спорта», «Зачем нужна утренняя зарядка», «История Олимпийского движения» и др. Учащиеся, занимающиеся в специальной медицинской  и подготовительной группе, выбирали темы проектов, связанные с восстановлением физических функций организма: «Здоровье и здоровый образ жизни», «Физическая нагрузка при близорукости», «Осанка и здоровый образ жизни».

В рамках реализации школьного проекта «Мое открытие В. М. Пескова» в 2016-2017 учебном году учащиеся начальных классов подготовили групповой проект «Жизнь и деятельность В.М. Пескова». В ходе работы над проектом  были выделены следующие этапы работы: выбор темы проекта, определение актуальности, определение темы, цели и задач проекта, выбор объекта, предмета исследования, подбор методов исследования, сбор и изучение информации, план реализации проекта, программа действий, подведение итогов работы, оформление материалов, создание презентации для защиты проекта.

А также учащимся начальных классов было предложено провести  исследовательскую работу на тему: «Главная ценность жизни - сама жизнь». Учащиеся выдвинули гипотезу:  «Только здоровый физически

подготовленный человек смог бы путешествовать всю свою жизнь».

На примере В.М. Пескова учащиеся доказали, что занятия спортом

очень важны для каждого человека.

Таким образом, работа над проектом прививает  учащимся умение заниматься исследовательской деятельностью, в результате которой им приходится не только учиться обрабатывать данные анкеты, строить графики и диаграммы, но и сравнивать, анализировать и делать выводы о результатах проделанной работы. Работа с информационными ресурсами: литературой, интернетом повышает информационную компетентность учащихся. А творческая работа над созданием проекта позволяет развивать потенциал личности. В целом хочется отметить, что проектная деятельность позволяет реализовать требования к результатам освоения основной образовательной программы по ФГОС второго поколения, которые предусматривают развитие личностных, метапредметных и предметных умений.

Литература: 

1. Ступницкая  М.А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010;

2.Ступницкая М.А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета индивидуальных достижений . М.: Центр "Школьная книга", 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД.

Краткий экскурс в историю вопроса, современный взгляд на проектную деятельность на уроках технологии....

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и ее роль в формировании УУД

1. Постановка проблемы, изучение теории 2. Анализ и обобщение собранного материала 3. Выработка концепции 4. Реализация самого проекта 5. Рефлексия результатов...

"Элементы проектной деятельности на уроках музыки в начальной школе".

Метод проектов – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учаще...

Статья " Проектная деятельность на уроках математики в начальной школе" (из опыта работы)

В статье рассмотрены вопросы по работе над коллективным проектом "Сборник задач Математика и человек"....

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и ...

"Проектная деятельность на уроке физической культуры, как средство повышения мотивации школьников"

quot;Проектная деятельность на уроке физической культуры, как средство повышения мотивации школьников" разработана для начальной школы.Педагогический проект посвящен использованию исследовательс...