Предмет Информатика Урок №1: Вводный урок. Алгоритм (делай - раз, делай - два).
план-конспект урока по информатике (3 класс) по теме

           Данный урок представляет собой урок изучения нового материала. На протяжении всего урока учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы. Поставленная цель соответствует этапу обучения и индивидуальному уровню учащихся. Прослеживается реализация поставленных учителем целей урока. Урок обеспечивает реализацию развивающей функции обучения. Особое внимание уделяется развитию таких качеств: восприятие, внимание, воображение, речь, самоконтроль и самооценка. В течение всего урока идёт работа над формированием коммуникативной компетентности путём разнообразных форм деятельности учащихся на уроке: связный монологический ответ (работа в паре, устный ответ у доски), ответ на проблемный вопрос (навыки дискуссии), развитие устной речи.

На уроке доля поисковой (исследовательской деятельности) выше, чем продуктивной. Учитель использует следующие методы познания: поиск информации, сравнение, опыт. Наглядный материал, используемый на уроке, уместен. Деятельность на уроке организует не только учитель, но и сами учащиеся через взаимодействие групповое, парное, коллективное.

         Учитель большое внимание уделяет развитию учебной компетентности: самостоятельно учиться делать выводы.

         Педагог владеет нормами речевого этикета, культурой общения и учит этому детей.

                  В представленной разработке урока за счёт разнообразия форм работы на уроке и умелого их сочетания (проблемное изучение нового материала, сочетание словесно-наглядных форм с использованием информационно-коммуникативных технологий, дифференциации при выполнении заданий создания «ситуации успеха» для каждого ученика) учитель умело избегает перегрузки учащихся. Использование ЕК ЦОР scholl-collektion.edu.ru. активизирует деятельность учащихся на уроке.

         Под руководством учителя формируются личностные, метапредметные и предметные  результаты. Урок имеет чёткую структуру, ориентирован на высокий темп и постоянную занятость учащихся, что позволяет предполагать его высокую эффективность.

         Данный урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Кореновский район

муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

                                 средняя общеобразовательная школа №17

Предмет

Информатика

Тема урока

       «Алгоритм»


3 класс 

Разработала: Татаренко Нина Валентиновна,

               учитель начальных классов

МОАУ СОШ №17

                          (Сотовый телефон - 8(960)4810145,

                                         электронный адрес- ninaguzikva@rambler.ru:

МО Кореновский район

Урок №1: Вводный урок. Алгоритм (делай - раз, делай - два).

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Задачи:

Образовательные:
создать условия для усвоения новых знаний;
способствовать развитию у школьников умения составлять и выполнять план (алгоритм) действий; определять правильность порядка выполнения шагов,

Развивающие:
обогащать словарный запас детей;
содействовать развитию внимания, памяти, мышления;

Воспитательные:
воспитывать бережное отношение ко времени;

формировать умение рационального использования времени;
формировать умение планировать свои действия.

Личностные цели: интерес к изучению информатики.

Метапредметные цели:

регулятивные: развитие умения оценивать правильность выполнения

действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;

познавательные: развитие умений добывать и перерабатывать информацию,

полученную из разных источников (таблиц, схем);

коммуникативные: развивать умение аргументировать свои ответы,

выслушивать и мнение других.

Предметные цели:

 - научиться выделять этапы (шаги) действия;
- научиться определять правильный порядок выполнения шагов;
- познакомиться с понятиями "алгоритм действия", "команда алгоритма";
- научиться составлять и выполнять алгоритмы;
- иметь начальное представление о вложенности алгоритмов;
- научиться находить и исправлять ошибки в алгоритмах.

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование: 

интерактивная доска;

тетрадь по информатике «Информатика в играх и задачах». М.: Баласс, 2011;  

Литература:

методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2011;

ЕК ЦОР scholl-collektion.edu.ru.

Ход урока.

1.Этап мотивации.

Организация на урок.

2. Актуализация знаний. Пробное действие.

1. Информатика. Человек и компьютер

- С изучением какого устройства, полезного инструмента связано изучение информатики? - Как может использоваться компьютер? (С помощью компьютера дети могут играть, рисовать.) Компьютер может использоваться:
- при создании мультфильма, рекламного ролика;
- для управления автомобилем, космическим кораблём...;
- для проведения обследования на приёме у врача...)
- Как вы думаете, может ли компьютер сам захотеть порисовать или поиграть? Может ли он самостоятельно, без участия человека, решить какую-то задачу или проблему?
(Компьютер не может действовать самостоятельно. Для управления его действиями человек составляет подробные задания — компьютерные программы.)
- В какие машины и устройства может быть встроен компьютер?
(Компьютер может быть внутри стиральной машины, фотокамеры, автомобиля, самолёта, космического аппарата...)
3.Выявление места и причины затруднения.

2. Робот. Задание для робота
- А ещё компьютер обязательно есть внутри робота (если дети не назовут его сами). Что такое робот? Есть ли у него мозг? Кто управляет действиями робота?
(Робот — это машина.  Мозга у него нет. Мозг есть у человека, у животных.  Действиями робота управляет человек.)
- Для робота, как и для компьютера, очень важно правильно составить задание. Один человек сделал себе робота-помощника и попросил его пойти на кухню, очистить банан и принести. Робот принёс банановую кожуру, а на вопрос хозяина: "Что ты сделал?"‚ ответил: "Я в точности выполнил все указания". Попробуем потренироваться в управлении действиями робота.
Физминутка

Игра "РОБОТ".

4. Этап построения проекта выхода из затруднения. 

После завершения игры подвести итоги:
1) чтобы описать действие, нужно выделить отдельные шаги, из которых состоит выполнение этого действия, и перечислить их по порядку;
2) каждый шаг - это тоже действие, которое можно подробно описать - выделить шаги и перечислить их по порядку.
- А теперь познакомимся с героями тетради "Информатика в играх и задачах" (рассмотреть рисунки на стр. 2 в первой тетради и прочитать текст)
3.
Алгоритм. Команда алгоритма
— Если робот часто выполняет одно и то же задание, то удобнее сохранить это задание - в особой электронной памяти робота. План действий (последовательность шагов) — это и есть алгоритм действия. Скорее всего, вам уже приходилось действовать по плану. Просто вы не знали, что план действий - это алгоритм.
- Вспомните, какое действие вы выполняли по плану, по описанию другого человека. д
(Примеры ответов:
- найти дорогу до школы (магазина, автобусной остановки, бассейна. .. );
- пришить пуговицу, убраться в комнате;
- сложить два двузначных числа...)
- Каждый шаг в алгоритме принято называть командой. В начале алгоритма принято записывать команду "Начало", а в конце - команду "Конец".

- Наверняка, вас мама просила: «Сделай бутерброд».

- Или говорила: «Завари чай».

- Предлагали другу во время зимних прогулок: «Слепи снеговика»
5.Этап реализации построенного проекта. 

4. Последовательность команд в алгоритме.
Выполнить задание 1 (алгоритм "Посади дерево").
Пронумеровать рисунки по порядку, начиная с номера 3.
Попросить детей назвать команды для рисунков без подписи.
Записать команды алгоритма в тетради.
Обратить внимание детей: составляя задание для робота, мы не полагаемся на его сообразительность и включаем такие команды, чтобы любое действие было закончено. Например, робот начинает работу с шага "принеси лопату, лейку и саженец" и заканчивает действием "отнеси лопату и лейку на место".
- С чего робот должен начать и чем закончить выполнение действия "выкопай ямку"? Какими будут первый и последний шаги? ("Возьми лопату" и "положи (воткни в землю ) лопату". )
Физминутка

6. Первичное закрепление проекта с прогнозированием во внутреннюю речь.

5. Ошибки в алгоритме.
Выполнить задание 2 (алгоритм "Съешь банан").
Обсудить ошибки Янта, показанные на трёх верхних рисунках. (Ест банан вместе с кожурой; очистил банан, но ест кожуру, а не мякотъ,  не выбросил кожуру, куда полагается, поскользнулся и упал.)
Попросить детей самостоятельно дописать алгоритм "Съешь банан".
Проверить ответы, отметить тех учеников, которые включили в свой алгоритм не обычные, но разумные шаги.
7. Этап включения в систему знаний.

6. Выполнение алгоритма.
Погладь рубашку

Почисти ковёр

8. Этап рефлексии.

1. Итоги урока
- С помощью чего можно описать действие?  (Сегодня мы узнали, что действие можно описать с помощью алгоритма)

Из чего состоит алгоритм? (Алгоритм состоит из команд)

Вам понравилось  составлять и выполнять алгоритмы? (Да/нет)

- У кого были затруднения?

2. Домашнее задание
Задание 3 - составить алгоритм "Возьми банан".
Задание 4 - выполнить алгоритм "Раскрась рисунки".



Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Кореновский район

муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

                                 средняя общеобразовательная школа №17

Предмет

Информатика

Тема урока

       «Алгоритм»


3 класс 

Разработала: Татаренко Нина Валентиновна,

               учитель начальных классов

МОАУ СОШ №17

                          (Сотовый телефон - 8(960)4810145,

                                         электронный адрес- ninaguzikva@rambler.ru:

МО Кореновский район

Урок №1: Вводный урок. Алгоритм (делай - раз, делай - два).

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Задачи:

Образовательные:
создать условия для усвоения новых знаний;
способствовать развитию у школьников умения составлять и выполнять план (алгоритм) действий; определять правильность порядка выполнения шагов,

Развивающие:
обогащать словарный запас детей;
содействовать развитию внимания, памяти, мышления;

Воспитательные:
воспитывать бережное отношение ко времени;

формировать умение рационального использования времени;
формировать умение планировать свои действия.

Личностные цели: интерес к изучению информатики.

Метапредметные цели:

регулятивные: развитие умения оценивать правильность выполнения

действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;

познавательные: развитие умений добывать и перерабатывать информацию,

полученную из разных источников (таблиц, схем);

коммуникативные: развивать умение аргументировать свои ответы,

выслушивать и мнение других.

Предметные цели:

 - научиться выделять этапы (шаги) действия;
- научиться определять правильный порядок выполнения шагов;
- познакомиться с понятиями "алгоритм действия", "команда алгоритма";
- научиться составлять и выполнять алгоритмы;
- иметь начальное представление о вложенности алгоритмов;
- научиться находить и исправлять ошибки в алгоритмах.

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование: 

интерактивная доска;

тетрадь по информатике «Информатика в играх и задачах». М.: Баласс, 2011;  

Литература:

методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2011;

ЕК ЦОР scholl-collektion.edu.ru.

Ход урока.

1.Этап мотивации.

Организация на урок.

2. Актуализация знаний. Пробное действие.

1. Информатика. Человек и компьютер

- С изучением какого устройства, полезного инструмента связано изучение информатики? - Как может использоваться компьютер? (С помощью компьютера дети могут играть, рисовать.) Компьютер может использоваться:
- при создании мультфильма, рекламного ролика;
- для управления автомобилем, космическим кораблём...;
- для проведения обследования на приёме у врача...)
- Как вы думаете, может ли компьютер сам захотеть порисовать или поиграть? Может ли он самостоятельно, без участия человека, решить какую-то задачу или проблему?
(Компьютер не может действовать самостоятельно. Для управления его действиями человек составляет подробные задания — компьютерные программы.)
- В какие машины и устройства может быть встроен компьютер?
(Компьютер может быть внутри стиральной машины, фотокамеры, автомобиля, самолёта, космического аппарата...)
3.Выявление места и причины затруднения.

2. Робот. Задание для робота
- А ещё компьютер обязательно есть внутри робота (если дети не назовут его сами). Что такое робот? Есть ли у него мозг? Кто управляет действиями робота?
(Робот — это машина.  Мозга у него нет. Мозг есть у человека, у животных.  Действиями робота управляет человек.)
- Для робота, как и для компьютера, очень важно правильно составить задание. Один человек сделал себе робота-помощника и попросил его пойти на кухню, очистить банан и принести. Робот принёс банановую кожуру, а на вопрос хозяина: "Что ты сделал?"‚ ответил: "Я в точности выполнил все указания". Попробуем потренироваться в управлении действиями робота.
Физминутка

Игра "РОБОТ".

4. Этап построения проекта выхода из затруднения. 

После завершения игры подвести итоги:
1) чтобы описать действие, нужно выделить отдельные шаги, из которых состоит выполнение этого действия, и перечислить их по порядку;
2) каждый шаг - это тоже действие, которое можно подробно описать - выделить шаги и перечислить их по порядку.
- А теперь познакомимся с героями тетради "Информатика в играх и задачах" (рассмотреть рисунки на стр. 2 в первой тетради и прочитать текст)
3.
Алгоритм. Команда алгоритма
— Если робот часто выполняет одно и то же задание, то удобнее сохранить это задание - в особой электронной памяти робота. План действий (последовательность шагов) — это и есть алгоритм действия. Скорее всего, вам уже приходилось действовать по плану. Просто вы не знали, что план действий - это алгоритм.
- Вспомните, какое действие вы выполняли по плану, по описанию другого человека. д
(Примеры ответов:
- найти дорогу до школы (магазина, автобусной остановки, бассейна. .. );
- пришить пуговицу, убраться в комнате;
- сложить два двузначных числа...)
- Каждый шаг в алгоритме принято называть командой. В начале алгоритма принято записывать команду "Начало", а в конце - команду "Конец".

- Наверняка, вас мама просила: «Сделай бутерброд».

- Или говорила: «Завари чай».

- Предлагали другу во время зимних прогулок: «Слепи снеговика»
5.Этап реализации построенного проекта. 

4. Последовательность команд в алгоритме.
Выполнить задание 1 (алгоритм "Посади дерево").
Пронумеровать рисунки по порядку, начиная с номера 3.
Попросить детей назвать команды для рисунков без подписи.
Записать команды алгоритма в тетради.
Обратить внимание детей: составляя задание для робота, мы не полагаемся на его сообразительность и включаем такие команды, чтобы любое действие было закончено. Например, робот начинает работу с шага "принеси лопату, лейку и саженец" и заканчивает действием "отнеси лопату и лейку на место".
- С чего робот должен начать и чем закончить выполнение действия "выкопай ямку"? Какими будут первый и последний шаги? ("Возьми лопату" и "положи (воткни в землю ) лопату". )
Физминутка

6. Первичное закрепление проекта с прогнозированием во внутреннюю речь.

5. Ошибки в алгоритме.
Выполнить задание 2 (алгоритм "Съешь банан").
Обсудить ошибки Янта, показанные на трёх верхних рисунках. (Ест банан вместе с кожурой; очистил банан, но ест кожуру, а не мякотъ,  не выбросил кожуру, куда полагается, поскользнулся и упал.)
Попросить детей самостоятельно дописать алгоритм "Съешь банан".
Проверить ответы, отметить тех учеников, которые включили в свой алгоритм не обычные, но разумные шаги.
7. Этап включения в систему знаний.

6. Выполнение алгоритма.
Погладь рубашку

Почисти ковёр

8. Этап рефлексии.

1. Итоги урока
- С помощью чего можно описать действие?  (Сегодня мы узнали, что действие можно описать с помощью алгоритма)

Из чего состоит алгоритм? (Алгоритм состоит из команд)

Вам понравилось  составлять и выполнять алгоритмы? (Да/нет)

- У кого были затруднения?

2. Домашнее задание
Задание 3 - составить алгоритм "Возьми банан".
Задание 4 - выполнить алгоритм "Раскрась рисунки".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Что делал? Что делает?"1 класс.

Презентация к уроку русского языка " Что делал? Что делает?" .  по программе " Планета знаний " 1 класс....

Введение в предмет. Методическая разработка вводного занятия к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для детей младшего школьного возраста и их родителей

Методическая разработка «Введение в предмет» представляет собой вводное занятие к учебному курсу ОРКСЭ. Занятие рассчитано на детей младшего школьного возраста (10 лет) и их родителей, не входит в кал...

Урок русского языка "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов." /УМК "ПНШ"/

Материал содержит конспект урока "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов". /УМК "ПНШ"/...

Урок письма и развития речи по теме "Слова, обозначающие действия одушевлённых предметов и отвечающие на вопрос что делает?"

Урок формирования умения ставить вопрос к словам,  обозначающих действия одушевлённых предметов....

Конспект открытого урока "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы."

Перспективная начальная школа. "Как делаются слова. Что такое суффикс"...

Конспект урока Вводный урок. Наш новый предмет «Литература» 5-й класс

Этапы урокаСодержаниеФормирование УУД и технология оцениванияI. Цель урока.Основная цель данного урока состоит в том, чтобы учащиеся получили представление о литературе как об искусстве слова. Для это...

УМК Перспектива Технологическая карта по литературному чтению «Вводный урок раздела «Жизнь дана на добрые дела». С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»

Тема: «Вводный урок раздела «Жизнь дана на добрые дела». С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с новым разделом; введ...