Статья "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках английского языка в целях формирования коммуникативной компетенции обучающихся"
статья по иностранному языку по теме

Людмила Ивановна Петренко

Вторые областные пед чтнения. Направление - формы и методы реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_pedcht.dokument_microsoft_word.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация системно- деятельностного подхода на уроках английского языка с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся.

Петренко  Л.И.

         Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в отечественной  школе создают ситуацию, в которой педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора новых технологий. Именно учитель в новых условиях должен выбрать из множества методических систем ту, которая в большей степени соответствует современным педагогическим реалиям и конкретным  условиям обучения иностранным языкам.

         Народная мудрость гласит: «Я слышу- я забываю, я вижу- я запоминаю, я делаю- я усваиваю» . Смысл данной пословицы отражает суть системно- деятельностного подхода.

         Системно- деятельностный подход предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного российского общества.

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий;

- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

- учёт индивидуальных возрастных , психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм  общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

- обеспечение приемственности дошкольного, начального общего,основного и среднего (полного) общего образования;

- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося ( включая одарённых  детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

        Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде,  обучающиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Учитель должен организовать их исследовательскую деятельность так, чтобы они сами нашли решение проблемы.

           Для  включения  обучающихся в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:

- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами  обучающихся;

- планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно- исследовательских методов;

- привлекать для обсуждения имеющийся опыт обучающихся;

- оценивать достижения не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

            При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего и основного общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения  которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у обучающихся умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания  образования.

           Системно- деятельностный подход- методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Системно- деятельностный подход нацелен на всестороннее развитие личности, на формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно нести  за собой развитие.

             Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно- деятельностного подхода.

Этапы урока в рамках системно- деятельностного подхода:

  1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)

          На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно:

- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)

- выделяется содержательная область («могу»)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

            Данный этап предполагает подготовку мышления обучающихся к проектировочной деятельности:

  1. актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий;
  2. тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создаётся  затруднение в индивидуальной деятельности обучающихся, которое фиксируется ими самими.

3.Постановка учебной задачи.

         На данном этапе обучающиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом,  понятием и т.д) и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи  причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность обучающихся  по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. В этом задании должен обнаружиться недостаток имеющихся знаний, т.е. возникает ситуация, в которой требуется изменить известные алгоритмы в новой ситуации или создать новые, открыть новые знания. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

4.Построение проекта выхода из затруднений («открытие» обучающимися нового знания)

        На данном  этапе предлагается выбор  метода разрешения проблемной ситуации, а затем- выдвижение и проверка ими гипотез на основе выбранного метода.

Учитель организует коллективную деятельность обучающихся в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д) После построения нового способа и обоснования его применения, этот новый  способ действия фиксируется в речи как новый речевой образец. В завершении этапа устанавливается, что учебная задача решена.

5. Первичное  закрепление  во внешней речи.

        Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания, применяя новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

6. Самостоятельная работа  с проверкой по эталону.

          При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: обучающиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают её. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.

7. Включение в систему знаний и повторение.

           На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку  введения новых  знаний  на последующих уроках.

8. Рефлексия деятельности (итог урока)

    На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершении фиксируется степень соответствия поставленной цели результатов деятельности   и намечаются цели последующей деятельности. Домашнее задание  даётся с элементами выбора, творчества.

           Данный подход направлен на развитие каждого обучающегося, на формирование его индивидуальных способностей. Он также позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся.При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребёнком индивидуальной образовательной траектории, при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Данная технология- это разработанная последовательность деятельностных шагов.

      А. Н. Леонтьев (1903-1979) подчёркивал, что деятельность- особая целостность. Она включает особые  компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему.

      Собственная учебная деятельность обучающихся, важная составляющая  системно- деятельностного подхода, реализуется как личностно- деятельностный  подход в обучении. Его можно выразить  формулой «деятельность- личность», т. е. « какова деятельность –такова и  личность» и «вне деятельности  нет личности».

       Таким образом, можно сказать, что учебная  деятельность становится источником  внутреннего  развития  обучающихся, формирование их творческих  способностей и личностных качеств, а системно- деятельностный подход- основным способом формирования коммуникативной  компетенции обучающихся.

Перечень учебно-методической литературы:

  1. Асмолов  А.Г. Системно- деятельностный  подход в разработке стандартов нового поколения. Педагогика М.: 2009- №4.-  с. 18-22.
  2. Петерсон Л.Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т.Г.  Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. –М., 2006.

Дусавицкий А.К., Кондратюк Е., М.,Шилкунова З., И.  Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. –М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.