Кроки, как мнемотехнический прием развития памяти у младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Муксинова Анастасия Николаевна

В данной статье я рассказываю о мнемотехническом приеме - кроки. Это такие рисунки, благодаря которым ребенок, да и в принципе любой человек, может быстрее запомнить необходимый материал. Например, стихотворение или английские слова. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kroki.docx147.22 КБ

Предварительный просмотр:

Кроки, как мнемотехнический прием развития памяти у младших школьников

Автор: Муксинова Анастасия

 «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»

К. Д. Ушинский

Проблема, касающаяся формирования и развития продуктивных способов запоминания информации является одной из актуальных проблем ХХI века, также вопросы, рассматриваемые в данном исследовании интересны для любого человека и необходимы для будущих молодых специалистов системы образования.

К сожалению, в практике школьного обучения не обращается достаточного внимания на формирование у школьников эффективных приёмов и способов запоминания. Без целенаправленной специальной работы приёмы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются не продуктивными.

Многие люди признаются в том, что имеют плохую память, это всего лишь означает, что они не умеют ею пользоваться. Мы все запоминаем достаточное количество идей, фактов, данных. Без этого жизнь была бы невозможна. Почему же тогда мы запоминаем одни вещи моментально, а другие не можем удержать в памяти? Ответ очень прост: когда мы хорошо запоминаем что-то, это значит, что мы применили эффективные приемы запоминания, сознательно или бессознательно. Если же мы не смогли удержать что-то в памяти, значит, процесс запоминания прошел неправильно.        

Есть такая наука, как мнемоника.  Она включает в себя совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти с помощью искусственных ассоциаций.

Мнемоника включает в себя такие приёмы развития памяти, как: эйдотехника  - специальный прием для запоминания с опорой на образ, и  мнемотехника – специальные искусственные приемы для запоминания.

Мы остановились подробно на мнемотехнике. А именно на приеме, который называется крокирование –  рисуночное письмо (кроки – рисунки). С помощью этого приема у детей развивается логическое мышление, фантазия, воображение, образная и зрительная память. Кроме того, крокирование способствует обогащению словарного запаса и развитию кругозора. Помогает запоминать стихи, фразы, тексты, расширять сферу общения.

Чаще всего крокирование применяют на уроках литературного чтения для запоминания стихотворений.  Дети на таких занятиях  уверенны в своих способностях, не боятся рассказывать стихотворения и активно участвуют в работе.

Опора на  картинку или пиктограмму способствует активизации у  ребёнка зрительного и слухового внимания, способствует лучшему осмыслению текста, помогает точнее воспроизводить последовательность событий, делает высказывания  малыша более выразительными, эмоциональными,  информативными  и даже формирует навык контроля и самоконтроля за построением высказываний.

     Не нужно иметь способностей к рисованию, чтобы нарисовать картинно-графический план стихотворения. Все образы рисуются схематично. Лучше всего, если сами дети предлагают, что конкретно необходимо нарисовать для данной картинки и как это изобразить. Мыслительная деятельность детей  в данной ситуации проходит через эмоциональное отношение к действиям героя или к самому герою литературного произведения. В этом случае, нет необходимости специально запоминать, какое схематическое изображение соответствует данному слову. Всё запоминается как бы само собой.

Эффективность кроков еще и в том, что ребенку приходится много раз перекодировать информацию: слово в образ и наоборот. Это очень полезная работа, так как в мозге образуются и укрепляются межполушарные связи.

Начинать такую работу учителю необходимо самостоятельно, показав принцип составления кроков. Дети активно включаются в работу и сами создают картинки – образы для запоминания. Таким образом, время, затраченное на заучивание стихотворения, в разы сокращается, по сравнению с привычным нам способом повторения по строчкам.

Для доказательства эффективности применения кроков на уроках в начальной школе был проведен эксперимент. Я попросила двух учеников 2-го класса одного уровня развития выучить стихотворение С. Михалкова «Если» и засечь время, которое им потребовалось для запоминания. Один ученик учил так, как он это делает обычно, а другой – с использованием кроков.

Ученику, который заучивал стихотворение путем повторения строчек, обычным для нас способом, потребовалось 20 минут. Он сказал, что долго запоминал некоторые моменты стихотворения, часто «спотыкался». Тот ученик, который использовал кроки, затратил на эту работу 10 минут. Причем большую часть времени ему пришлось затратить на придумывание образов к словам. Вот, что у него получилось.

Мы сидим и смотрим в окна.https://pp.userapi.com/c639921/v639921813/f2cd/vlSxpoRZknk.jpg

Тучи по небу летят.

На дворе собаки мокнут,

Даже лаять не хотят.

С. Михалков «Если» (отрывок)

     

Благодаря преобразованию учебного материала в форму наглядного, зрительного образа, мнемотехника обеспечивает большую системность, сознательность усвоения новых знаний, вызывая интерес к уроку. Правило, стихотворение, «пропущенное» не только через логику, но и воображение, удерживается в памяти прочнее, дольше.

Мнемотехника выполняет вспомогательную функцию на уроке. Используя приемы мнемотехники, мы ориентируемся на индивидуальные и возрастные особенности школьников в процессе обучения, а это является основой природосообразного обучения.

Безусловно, использование мнемотехники в школе необходимо. Эксперимент доказал эффективность применения приемов мнемотехники. Таким образом, актуальность мнемотехники для школьников обусловлена тем, что способствует развитию интереса к предмету, активизации мышления школьников, и, как следствие, повышению успеваемости. А не этого ли добивается каждый учитель?

Литература:

  1. Гаак Ю.Н., Солянова С.В. «Мнемоника, как одна из методик развития памяти у дошкольников», 2014.
  2. Зиганов М., Козаренко В. «Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления». – М., 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития памяти у младших школьников

Память в младшем школьном возрасте - одна из центральных, основных функций, в зависимости от которой строяться все остальные функции. В статье рассказывается об исследованиях психологов, изучающих вид...

Развитие памяти у младших школьников

Роль зрительной памяти важна, и нужно уметь эффективно использовать ее в процессе обучения. Важнейшей целью упражнений является формирование умения создавать мысленную картинку, зрительный образ. Это ...

Развитие памяти у младших школьников

Проблема, касающаяся формирования и развития продуктивных способов запоминания информации является  одной из актуальных  проблем  ХХI  века, вопросы, рассматриваемые в данном матер...

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ "РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ"

Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других наук. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в сил...

Консультация для родителей «Развитие памяти у младших школьников»

Консультация для родителей «Развитие памяти у младших школьников» представлена в форме буклета, в котором предложены игры и упражнения для развития различных видов памяти детей в домашних условиях....

Развитие памяти у младших школьников

Развивая внимание, как свойство личности и придавая ему нравственную  направленность можно воспитывать неравнодушных отзывчивых людей....

Психолого–педагогическая программа по развитию памяти у младших школьников с задержкой психического развития

Психолого-педагогическая программа по развитию памяти у младших школьников с задержкой психического развития....