Интегрированный урок по литературе, истории и технологии.
учебно-методический материал по истории (4 класс) на тему

В данном материале раскрывается тема проведения интегрированного урока по технологии,

литературе и истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_po_tehnologii.docx32.9 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по технологии,

литературе и истории.

Тема урока: «Традиции русского гостеприимства»

Вид урока: интегрированный (технология, литература, история)

Тип урока: ролевая игра

Цели:

Формирование знаний обучающихся о традициях русского гостеприимства.

Развитие творческих способностей и практических навыков при оформлении и сервировке русского чайного стола, а также при изготовлении скатертей, полотенец, салфеток, украшенных по мотивам Городецкой росписи.

Воспитание любви к родному краю, к богатому духовному наследию русского народного искусства; эстетического отношения к действительности и формированию художественного вкуса.

Задачи:

Образовательные:

ознакомить с историей происхождения чая и его появления в России; с традициями русского чаепития и чайным этикетом;

закрепить знания о способах декоративной отделки скатертей, полотенец, салфеток по мотивам Городецкой росписи с использованием аппликации из ткани и вышивки тамбурным швом;

формировать трудовую мотивацию и повышать творческую активность учащихся.

Коррекционно - развивающие:

развивать грамотную и литературную речь обучающихся;

развивать творческие способности;

развивать мышление, память, логику, внимание; эмоции, любознательность, наблюдательность;

развивать практические умения и навыки при выполнении аппликации из ткани и вышивки тамбурным швом.

Воспитательные:

воспитывать самостоятельность, инициативу и творческую активность, терпение и аккуратность в процессе обучения.

Здоровьесберегающие:

организовать физкультминутки;

следить за освещённостью и микроклиматом помещения;

вести контроль за осанкой учениц во время практической работы за партой.

Оборудование: Выставка изделий русского декоративно-прикладного искусства; иллюстрации; угощение для гостей: пряники, баранки, сахар, варенье и др.; посуда для чайного стола: самовар, заварочный чайник, поднос, чайный сервиз т.д; столовый набор: скатерть, полотенца, грелка для чайника; музыкальный центр, диски с записями русских народных песен; ноутбук; оборудование, инструменты и исходные материалы для выполнения практической работы: утюг, ножницы, иглы вышивальные, ткань для салфеток и скатертей, ткань для аппликации, нитки мулине, клеевая лента на бумажной основе, эскиз, калька, карандаш.

Ход урока:

Ведущая (учитель литературы):

Добрый день, дорогие друзья! Как вы себя чувствуете?

Человек чувствует себя хорошо, когда светит солнце, когда дома всё хорошо, когда рядом друзья, семья, те, с кем можно поделиться радостью или горем, просто поговорить о том, о сём. Мы сегодня собрались для общения, а какое же общение без старинного русского обычая - чаепития. Мы поговорим о чае, его свойствах. Вы узнаете о чае много нового, интересного и полезного, вам это пригодится в вашей жизни. Наконец, вы покажете свои знания, которые получили на уроках технологии.

Традиции русского чаепития имеют давние корни. Каждая эпоха привносила что-то своё, менялись правила этикета, утварь и ассортимент блюд для стола, но всегда неизменным оставались заповеди гостеприимства, которые предписывают встречать гостя хлебом-солью, вкусным чаем и добрым отношением к гостям. Гостеприимство всегда было чертой русского человека. Что же означает это слово? Я обратилась к словарям. Прежде всего, я взяла словарь живого великорусского языка В.И. Даля. Читаю: «Это радушие в приеме и угощении посетителей, безвозмездный прием и угощение странников». А ученица в словаре русского языка Ожегова найдет определение слова «гостеприимный» (ученица читает). В других словарях я прочитала:

Гостеприимство - это готовность с искренней радостью принять гостей, кем бы они ни были и в какое бы время не пришли.

это щедрость души человека.

это сочетание благородства, щедрости и уважения к людям.

Значит, это слово - большое и ёмкое понятие. О нем и пойдет речь на уроке.

1 ученица:

Гостей всех близких привечаем

Мы ароматным нашим чаем.

От всех невзгод, от всех болезней

Что может быть еще полезней?

Наш гость, сегодня не скучай,

Пей от души душистый чай!

2 ученица:

Чай горячий, ароматный

И на вкус такой приятный.

Он недуги исцеляет,

Он усталость прогоняет,

Силы свежие дарит,

Всем за стол присесть велит!

С удивленьем весь наш мир

Славит добрый эликсир!

Ведущая (учитель литературы): Гостей созвали, а что же это за напиток такой - чай? У нас в гостях знатоки ботаники.

Знаток ботаники: Родина чая – Китай. Там его стали использовать под названием «ча», что обозначает «молодой листочек». Около пяти тысяч лет назад его стали использовать как лечебное средство, отгоняющее сон. Существует предание, когда слуги кипятили воду китайскому императору, в сосуд упало несколько листов с чайного куста, и вода потемнела, от неё исходил тонкий аромат. Это было первое в мире чаепитие.

Знаток ботаники: Чайная церемония – обряд, зародившийся в Китае ещё до нашей эры. В настоящее время в чистом виде сохранился он только в Японии, где есть специальные чайные домики для чаепития и живут знатоки древних обычаев. Входя в домик, человек оставляет свои заботы дня за его стенами и остаётся только с мыслями и раздумьями о добром. За чаепитием ведутся спокойные беседы на философские темы, в результате чего снимаются стрессы, люди успокаиваются и становятся более здоровыми и жизнерадостными. Человеку, побывавшему в чайном домике, кажется, что он побывал в другом мире.

Один китайский поэт, живший 20 столетий назад, написал такое стихотворение:

У ручья зачерпнул

Быстробьющей, журчащей воды.

Как вскипает, гляжу

Бирюзово - зеленая пыль.

Только жаль - не могу чашку вкусного чая налить

И послать далеко -

Человеку, влюбленному в чай.

Ведущая: Слово - знатоку медицины.

Знаток медицины: О благотворном влиянии чая знали уже давно. Но первоначально было замечено только его стимулирующее действие, усиливающее работоспособность и снимающее усталость. Постепенно стали замечать, что чай оказывает положительное действие при целом ряде заболеваний. Чай стал идеальным напитком путешественников, моряков и лиц других профессий, которые в силу особенностей работы вынуждены были выдерживать большие физические и эмоциональные нагрузки. Лев Николаевич Толстой писал: « Я должен был выпивать много чая, так как без него не мог работать. От чая освобождались те возможности, которые дремали в глубине моей души, давая возможность созидать»

Ведущая: А как же чай пришёл в Россию? Послушаем знатоков истории.

Знаток истории: На Руси первое чаепитие состоялось 20 сентября 1638 года. Именно тогда боярский сын Василий Старков привёз от одного из монгольских ханов подарок царю Михаилу Фёдоровичу - 200 упакованных по три четверти фунта пакетиков. С большой опаской пробовали москвичи диковинный напиток, а придворные лекари вынесли такое заключение: «Питие сие изрядное есть лекарство против насморков и главоболений». До 18 века чай можно было купить только в Москве и на ярмарках. Пили чай по большим праздникам, так как в России его не выращивали, а привозили из-за границы. Стоил чай очень дорого, поэтому долгое время был принадлежностью знати. Крестьяне редко имели возможность пить чай, так и возникло выражение «чайком побаловаться».

Ведущая (учитель литературы): У нас в гостях есть крестьянин, который из-за чая пострадал. Давайте его послушаем, как так получилось.

Крестьянин:

Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить,

А я отроду не знаю, как же этот чай варить.

Взял тогда налил водички, всыпал чай я весь в горшок.

Да приправил луку, перцу и петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам, хорошенько размешал,

Остудил его немножко, на господский стол подал.

Гости с барином плевались, сам он ажно озверел.

И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся, чем же мог не угодить?

А потом и догадался, что забыл я посолить!

Знаток истории: В 18 веке в Сибири чай становится повседневным напитком. Закупали его крестьяне на ярмарках. Вплоть до 1860 года вся поставка чая в Россию шла через территории Сибири, поэтому сибиряки хорошо разбирались в сортах чая.

Так в 18 веке чай прочно вошёл в быт русского человека и стал национальным напитком. За чаем решались семейные дела, проходил обмен мнениями, заключались договоры, до сих пор угощение чаем считается символом гостеприимства. Чаепитие на Руси обставлялось красиво и имело праздничный вид.

Ведущая (учитель литературы): Я напомню, как писал А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» о деталях русского чаепития.

Смеркалось: на столе блистая,

Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая,

Над ним клубился легкий пар,

Разлитый Ольгиной рукою,

По чашкам темною струею

Уже душистый чай бежал.

В «Евгении Онегине» поэт не только симпатизирует чаю как популярнейшему из народных напитков, он упоминает ещё об одной любопытной русской привычке:

Люблю я час

Определять обедом, чаем

И ужином. Мы время знаем

В деревне без больших сует:

Желудок - верный наш брегет.

Каким же должен быть чай в понимании русского человека? Ответ прост: хорошего сорта, без примесей, крепкий, чтобы, как писал Пушкин, бежать по чашкам тёмною струёй нужен был ещё один атрибут, без которого вкусный чай приготовить было нельзя. Это специальное устройство, где готовили чай. Я говорю о самоваре.

Ученица:

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

Самовар поет - гудит.

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар!

Ученица:

Самовар пыхтит, искрится -

Щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого,

Самоварного чайку!

Ученица: Изобрели самовар в России в ХVIII веке. Впервые изготовили его на Урале, а затем началось массовое производство, особенно в Туле. К середине ХIХ века в Туле существовало около 80 фабрик. Поначалу туляки величали его самогреем, самокипцем. Но лучше всего народу пришлось слово самовар. Сам варит! Где угодно поставь самовар: у печной загнетки, во дворе, на поле, налей в него воды, кинь через трубу в жаровню парочку зажженных угольков да несколько щепочек, самовар тут же зашумит - замурлыкает песню, пар в душничок пустит, и чай готов. Пейте, люди, на доброе здоровье!

Ведущая (учитель литературы): Самовар быстро полюбился народу и быстро разошелся по всей России

Ученица: Маленьким самоварам народ дал ласкательные имена - самоварчик, самоварец,самоваришка, самоварик; о большом говорили восторженно самоварище.

Ученица: По размеру одни самовары были крохотные, почти игрушечные - всего один стакан воды, бывали и громадные - пятиведерные, чуть не с бочку.

Ученица: Каких только форм не придумывали тульские медники - самоварных дел мастера: рюмкой, банкой, вазой, рюмочкой граненной с витыми колонками.

Ученица: Из меди, серебра, латуни, даже из золота делали самовары. Таким искусством и совершенством блеснули тульские самоварщики, что вскоре заморские короли и шахи ценили эти самовары, как самые дорогие украшения. За два века туляки сделали столько самоваров, что целое море можно вскипятить, сотни народов могут одновременно чаевничать.

Ученица: Самовар - символ уюта, домашнего тепла, семейного очага. Самовар покупали на всю жизнь, порой он переходил от родителей к детям, его берегли, за ним ухаживали. Стоили самовары довольно дорого - ведь их делали мастера высокой квалификации.

Ученица: И в наши дни история самовара продолжается. И хоть во многих семьях его потеснили импортные чайники, но на праздничном столе, как и сто лет тому назад, самовар вне конкуренции.

Ведущая (учитель литературы): Сейчас я расскажу, как правильно заваривать чай.

Умело приготовленный чай - вкусный и полезный напиток. Чай рекомендуется хранить в сухом месте, в стеклянной банке с плотно закрывающейся крышкой или в специальной чайнице.

При заварке чая надо соблюдать определённые правила. Сполоснуть 2 -3 раза кипятком хорошо вымытый чайник для заварки, чтобы он стал тёплым, а затем, засыпав чай (1 чайную ложку на 2 стакана напитка), залить крутым кипятком, сначала на 1/3 объёма чайника. После заварки необходимо подержать чайник накрытым 5- 7 минут, чтобы чай настоялся, потом долить его кипятком. Чай готов, когда разваренные чаинки опустятся на дно. Не рекомендуется подогревать или кипятить заваренный чай, разбавлять заварку в следующие дни. Если заваривать чай подогретой кипячёной водой, а не свежекипячёной, чай также будет не вкусен.

Заваривать чай следует в фарфоровых или фаянсовых чайниках. Чай заваренный в металлическом чайнике, имеет неприятный специфический запах.

Если вы сделаете всё так, как я показала, то вы насладитесь приятным напитком, который вас взбодрит и улучшит настроение.

По-моему, всё получилось отлично!

Хозяйка (учитель технологии): Как много я и мои дочери узнали о чае, о его происхождении, истории появления в России, о полезных свойствах напитка, о традициях чаепития и способах заваривания чая.

Все хорошо, но скатерти и салфеток на столах и нет, не украшен наш стол как должно. А ведь скатерть и салфетка сегодня - непременный предмет сервировки стола. Без неё невозможно соблюсти чистоту и опрятность за столом.

Попрошу-ка я своих дочерей дорогих вышить салфетки для гостей. Все они у меня как на подбор мастерицы - рукодельницы.

Хозяйка (обращается к дочерям): Дочери мои ненаглядные, надобно нам гостей дорогих хорошо встретить, по традициям русского гостеприимства. Скатерть и салфетки нарядные вышить! Да не простым узором украсить, а красоту лугов, полевых цветов и солнечную спелость ягод как в зеркале отразить, как делали это замечательные городецкие мастера. Потрудитесь, матушку свою работой ладной порадуйте. Поспешите, времени у нас совсем мало, всего-то 10-15 минут! (дочери вышивают салфетки и скатерть, звучит русская народная музыка).

После окончания работы проводится физкультминутка.

Физкультминутка

Одна из дочерей помогает провести физкультминутку (она выразительно читает стихотворение и выполняет упражнения, остальные дочери за ней повторяют)

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет:

Раз - наклон и два - наклон,

Зашумел листвою клен.

(Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг.

(Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг!

(Потягивания - руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо и налево.

(Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот - правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули.

(Потягивания - руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Девочки садятся.)

Хозяйка (учитель технологии): Вот и готовы скатерть и салфетки! Попрошу-ка я своих дочерей рассказать о своей работе поподробнее. Дочери (рассказывают о выставке и скатерти):

На нашей небольшой выставке Городецкой росписи вы видите доски, расписанные девочками на кружковых занятиях в разные годы.На этих изделиях гарцуют тонконогие гордые чёрные кони, птицы распускают павлиньи хвосты, загораются цветы, и не просто цветы, а русские полевые, лесные, луговые. Эти цветы мы и вышили по уголкам нашей скатерти. Посмотрите, какая она яркая и многоцветная

Мы старались выполнить свою работу аккуратно. Надеемся, что наша скатерть порадует дорогих гостей и украсит стол.

Дочь (рассказывает об истории салфетки): А я, как и мои сёстры, вышивала салфетку. Без салфеток сегодня не обходится ни один праздничный стол. А знаете ли вы, что именно Пётр I, прорубивший «окно в Европу», привёз в Россию обычай вытираться после еды салфеткой (сам он использовал немецкую). Во времена великого государя даже существовало приветствие: «Салфет Вашей милости!», что означало «Здравствуйте». С тех пор салфетки прочно закрепились в обиходе. Их красиво вышивали и передавали в качестве приданого.

Дочь (рассказывает о символике Городецкой росписи): Для украшения своих салфеток мы выбрали узор по мотивам Городецкой росписи, так как все её элементы символичны. Если городецкий конь - символ богатства, а городецкая птица является символом семейного счастья, то на наших салфетках в растительном узоре главное место занимают цветы невиданной формы. Их называют розами-купавками, а символизируют они счастье, здоровье и процветание.

Дочь (рассказывает о розах-купавках): Если присмотреться к розам-купавкам повнимательнее, то можно сказать, что на розы то они и не похожи. Они вообще ни на что не похожи! А выглядят они так: на широкой чашечке с овальными лепестками сидит круглый бутон, а на нём шарик, вроде коробочки, и всё это в белых полосках - оживках, которые наносят для придания объёмности.

Дочь:Именно благодаря оживкам розам-купавкам придаётся такая упругость, что, кажется, что цветок вот-вот лопнет, раскроется. А сам цветок - то алый, то голубой, то розовый, то даже чёрный. У этого цветка своя красота - необыкновенная и таинственная.

Дочь (рассказывает о листочках и оживках):По бокам цветка - розетки располагают мелкие цветочки, бутоны, ягодки и листочки, которые располагают группами по 3 или 5 лепестков. Простой городецкий лист изображают в виде тыквенного семечка. А для придания объёмности, на них обязательно наносят оживки. Их мы и вышивали сегодня.

Хозяйка (учитель технологии): Дочери мои ненаглядные, красавицы-мастерицы! А расскажите поподробнее нашим гостям дорогим о том, как вам удалось так украсить ваши скатерти и салфетки. Ведь не масляными красками и кисточками вы их расписали.

Дочь (рассказывает об эскизе и шаблоне):Наши салфетки мы украшали с помощью аппликации и вышивки. В самом начале работы необходимо было нарисовать эскиз, а по нему уже вырезать шаблоны из кальки.

Дочь (рассказывает об аппликации): Затем проклеить ткань для аппликации и вырезать по шаблону из неё цветок или листик. А с помощью утюга приклеить к салфетке.

Дочь (рассказывает о вышивке): С помощью вышивки тамбурным швом мы закрепили края цветка или листика к салфетке, а затем вышили стебельки и оживки. Использовали при вышивании тамбурный шов. Так как именно этот шов любили мастерицы за плавность и непрерывность линии. А использовали при вышивании нитки мулине.

Хозяйка (учитель технологии):

Вот и закончили дочери вышивать скатерть и салфетки!

А теперь мы накроем праздничный стол и пригласим гостей попить чайку и отведать наше угощенье!

Есть в природе нашего народа

Вечные, особые черты.

Не берут ни годы, ни невзгоды,

Ни капризы ветреные моды -

От души они, от доброты.

Гость, войди! Традиций не нарушим!

С ним чайку всегда попьем.

Всем известно русское радушье,

Хлебосольство и открытый дом.

Принимать вас не забота,

Не тяжелая работа,

Принимать вас мы готовы,

Будьте счастливы, здоровы.

А по сердцу вам придется,

Огонечек вновь зажжется.

В наш уютный уголок

Заходите на часок.

Ведущая (учитель литературы): Гостей пригласили, а стол не готов! Сейчас я расскажу, как правильно накрыть стол для чаепития.

Чайный стол сервируют заранее. На один конец ставится самовар, около него поднос с чашками и стаканами. Здесь место хозяйки.

Вазочки с несколькими сортами печенья, тарелочки с бутербродами, сладкими пирожными, а также сливочники и тарелочки с нарезным лимоном расставляются по всему столу. Маленькие тарелочки составляют прибор каждого гостя. Наливает чай хозяйка. Если в доме есть взрослая дочь, то эта обязанность передается ей. Обязанность нетрудна, но требует известной ловкости, грации, умения.Чашки никогда не следует наливать до краев и надо стараться угодить на вкус каждого. Но и гости не должны быть слишком требовательны, особенно молодые, они должны пить чай, каким его дают. Дуть на чай, чтобы он остыл, нельзя. Наливать же в блюдечко неприлично. Обязанность хозяйки - предлагать печенье, пироги.

Приглашаю гостей и всех девочек за стол! Здесь мы и подведем итоги урока.

Закрепление материала в виде беседы за чайным столом

Учитель технологии (вопросы к ученицам):

Понравился вам урок? Что нового вы узнали, чему научились?

Где можно использовать полученные вами знания и умения?

Почему в современном мире, мире высоких технологий, необходимо изучать и сохранять культурные традиции своего народа?

Оцените нужность и важность вашей практической работы?

Учитель литературы:

Как вы понимаете словосочетание «русское гостеприимство»?

Что вы можете рассказать об истории возникновения чая?

Какое благотворное влияние оказывает чай на человека?

Как и когда чай попал в Россию?

Какое специальное устройство придумали русские люди для чаепития? Что вы можете о нём рассказать?

Как правильно заваривать чай?

Как накрывать чайный стол для приёма гостей?

Подведение итогов урока.

Учитель литературы и учитель технологии дают общую оценку. Характеризуют наиболее активных и творческих учениц. Выставляют оценки каждой ученице по литературе и по технологии.

Домашнее задание.

Учитель литературы:

Вспомните о традициях русского гостеприимства. Дома с родными и близкими накройте чайный праздничный стол по традициям русского гостеприимства и пригласите гостей. Приятного вам чаепития!

Учитель технологии: Предлагаю вам в качестве домашнего задания решить тест (учитель раздаёт карточки с тестами)

Что называют аппликацией?

а) Это рисунок в карандаше, который соответствует размерам будущей работы.

б) Это один из видов изобразительного искусства, основанный на вырезании различных форм и закреплении их на другом материале.

Укажите цифрами правильную последовательность выполнения аппликации из ткани.

Нарисовать на кальке элемент и вырезать шаблон. Приклеить с помощью утюга элемент из ткани на основу. Обвести по шаблону и вырезать элемент из ткани.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по истории и изо в 4 классе " Древнерусская письменность"

Интегрированный урок по истории и изо в 4 классе " Древнерусская письменность" ( к учебнику Студеникина " История России")...

Интегрированный урок математики, истории, технологии.

 ТЕМА:    Урок путешествие. МОДУЛЬ:  Повторение изученного материала. К уроку математики составлена  презентация.  Проводится работа с интерактивной доской.Урок закрепления и повторения изученного мат...

Презентация интегрированного урока по истории города и русскому языку

Эта презентация итегрированного урока поддерживает внимание учеников, снимает утомляемость и повышает познавательный интерес. Урок даёт знания о мостах Санкт-Петербурга и закрепляет знания по русскому...

Интегрированный урок (Информатика + история) «Славься, Цезарь!» + "Работа с таблицами в текстовом процессоре MSWord"

Тема  урока: «Славься, Цезарь!»+ "Работа с таблицами в текстовом процессоре MSWord"Класс: 6Тип урока: интегрированный урок истории и информатикиФорма урока: комбинированный урок-игра....

Интегрированный урок по математике и технологии на тему: “Путешествие в Японию. Закрепление навыков сложения и вычитания двузначных чисел (математика), знакомство с оригами (технология)”

Цель урока: закрепление навыков сложения и вычитания двузначных чисел (математика), знакомство с оригами (технология).Задачи:• повторить и закрепить навыки сложения и вычитания двузначных чисел...