Методическая разработка урока по теме "Блистательный Санкт-Петербург".
методическая разработка по истории (3 класс) по теме

Методическая разработка урока  "Блистательный Санкт-Петербург"  по истории и культуре города. 3 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по истории и культуре Санкт-Петербурга.

Тема: Блистательный Санкт-Петербург.

Цель урока: ввести понятие «символ», «визитная карточка» города; формирование эстетического воспитания; пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга.

Задачи:

- знакомство с историей создания нашего города;

- повторение изученного,  контроль знаний;

- связь архитектуры, поэзии, музыки о нашем городе;

-расширение словарного запаса;

- воспитание любви к родному городу, бережного отношения к его историческому наследию.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Microsoft PoverPoint, гимн Санкт-Петербурга музыка Р.Глиера,  А.Вивальди «Времена года. Весна, Осень», индивидуальные карточки с заданиями.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Звучит спокойная красивая музыка.

А) мозговая гимнастика

- качание головой из стороны в сторону;

- нарисуем в воздухе 8 сначала одной рукой, затем обеими сразу;

-глазами вверх-вниз, вправо-влево.

Б) психологический настрой

-Сейчас я начну учиться, я радуюсь этому, внимание моё растет, я готов к работе, я покажу все свои знания, у меня всё получиться.

2. Актуализация знаний учащихся.

- У каждого горда есть свои символы и эмблемы. Москву мы без труда узнаем по башням Кремля, Париж – по Эйфелевой башне, Лондон – по башне Биг-Бен и Тауэрскому мосту. Есть свои символы и у нашего города. Сегодня на уроке мы вспомним их, и совершим путешествие по блистательному Санкт-Петербургу.

На экране мультимедиа слайды с видами города, звучит музыка. Учитель читает стихотворение, дети ходят по классу в костюмах.

- Среди болот, дорог и вьюг,

Как исполин из сказки,

Явился миру Петербург,

Волной любви обласкан!

Его скульптуры и дворцы,

Фонтаны, скверы, парки,

Его ограды и мосты,

Кораблик на Фонтанке,

Его кресты, его гранит –

Веков узор так прочен –

Всё восхищает и пленит,

В сиянье белой ночи.

Люблю тебя я , город мой,

Не знаю краше места!

Мне жизнь единая с тобой

Дарована в наследство!

3.Актуализация знаний.

Петр I.

-Ребята, перед вами листки с заданием. Найдите первое. Вы видите портреты известных людей. Среди них найдите портрет основателя нашего города и подпишите как звали этого человека. Отложите листочки.

После этого на экране появляется портрет Петра I.

Рассказ учителя:

Роста он был высокого- 2 м 4 см, имел смуглое лицо. В движениях был порывист, стремителен. Отличался независимым характером, неудержимой энергией, огромной работоспособностью. Петр с детства проявлял интерес к учебе и военному делу. Будучи образованным, он в то же время владел многими профессиями: был плотником, столяром, каменщиком, штукатуром, сапожником, моряком, кораблестроителем.

Вставал в 4 утра. Занимался государственными делами. Обедал в 14:00 часов. После обеда отдыхал, а затем снова принимался за работу. Петр не мыслил жизни без работы. Он любил говорить: «Я царь, а у меня мозоли на руках»

Ученик.

-То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник-

Он всеобъемлющий душой

На троне вечный был работник .(Громов И.)

- Петр Iодержал много побед, совршил множество великих дел, но может быть самое главное из них то, что он заложил новую столицу Санкт-Петербург.

Уже 3 года идет Северная война. Россия отвоевывает у Швеции древние русские земли. Царь Петр I стоит на береге Балтийского моря. Здесь он решает построить новую столицу России.

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн.

И вдаль глядел. Пред ним широка

Река неслася; бедный челн

По ней стремился одиноко.

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел.

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу. (А. Пушкин )

Но войны еще не видно конца и поэтому  строительство нового города началось с крепости. Местом для нее был избран остров. Как он называется? (Заячий)

На экране слайд  острова без крепости.  

Ученик:

Пустынный остров в устье Невы назывался «Заячьим». Густо поросший, он действительно издали походил на пушистого маленького зверька. На горушке, совсем близко от воды, стояла рыбачья избушка. Жили в ней старый рыбак, белобородый дед Артемий, и его внук Петруха, парнишка лет 13.

-Как была названа эта крепость?

-В честь каких двух апостолов она названа? (Св. Петра и Павла)

-Возьмите листочки с заданиями и среди дат, найдите и подчеркните ту, которая является днем рождения нашего города (16 мая 1703 г.)

-В этот день на Заячьем острове завизжали пилы, застучали топоры. Так было положено начало Санкт-Петербургу, ставшему вскоре столицей огромного Российского государства.

Медный всадник.

- Ребята, посмотрите на 3 задание. Вы видите памятники Петру I, поставленные в нашем городе. Найдите среди них памятник, который носит название «Медный всадник» и обведите его.

На экране слайд с изображением памятника «Медный всадник»

Ученик:

Памятник был установлен во времена царствование Екатерины II на Сенатской площади (сейчас площадь Декабристов). Автор памятника – скульптор Фальконе. На пьедестале надпись: Петру I. Екатерина II.

 А. С. Пушкин воспел памятник в своей поэме «Медный всадник».

Ученик читает стихотворение:

«Ужасен он в окрестной мгле!

Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта!

А в сём коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь;

И где опустишь ты копыта?

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?»

5. Адмиралтейство.

- Как называлась вторая крепость, построенная на берегах Невы? (Адмиралтейство)

- Найдите на ваших листочках 4 задание. Среди зданий найдите Адмиралтейство и подпишите его.

- Ребята, что строили с петровских времен в Адмиралтействе? (корабли)

Рассказ ученика.

- Место, где строят корабли, называется верфью. Строительство верфи, призванной служить и крепостью началось в 1704 году. Архитектор Адмиралтейства – Захаров. Уже в 1706 году на воду были спущены 2 корабля.

Во время спуска каждого корабля устраивались гуляния, звучала музыка, катания на лодках, устраивались фейерверки.

Дети в костюмах идут навстречу друг другу. Звучит музыка.

-Рад  Вас приветствовать!

-Сегодня будет спущен очередной корабль на воду. Будет гуляние! Ваши планы?

- Непременно будем. Это большое событие.

- Мы с вами знаем, что шпиль Адмиралтейства украшает кораблик, напоминающий обо всех славных победах российского флота.

Ученик читает стихотворение.

Плывёт в высоком небе

Кораблик золотой,

Плывёт он днем и ночью

Над царственной Невой.

На шпиль Адмиралтейства

Кораблик водружен.

И всем ветрам и бурям

Всегда послушен он.

6. Летний сад.

- Ребята, как называется самый первый сад нашего города? (Летний)

Рассказ учителя.

-Особое место в развлечении города занимал Летний сад. В летнее время он являлся основным местом публичных увеселений. Участвовать в таких увеселениях могли: дворяне, вельможи, чиновники, военные, купцы и даже мастеровые люди. Все пользовались одинаковыми правами. Ценилось не знатное происхождение, а деловые заслуги каждого гостя. Все приходили в праздничных нарядах.

- А как выглядел сад?

Рассказ ученика.

- Длинные прямые аллеи. Деревья подстрижены в виде шаров, фигур зверей. Били фонтаны. На аллеях статуи, выполненные из белого мрамора. Перед ними стояли скамейки и столики. Гуляющим предлагались угощения. Вечером зажигались фейерверки.

- Мы знаем, что в Летнем саду есть знаменитая «решетка». Петербуржцы передают их поколения в поколение историю о  том, как один англичанин, который приплыл в Петербург на своём корабле, чтобы посмотреть на красоту нашего города. Посмотрев на решетку и, не сходя на берег, уплыл обратно, сказав, что самое прекрасное он уже видел.

-Посмотрите на 5 задание, найдите среди решеток, решетку Летнего сада. Обведите её в кружок.

Стихотворение.

А это что за кружева

Видны там впереди?

К решетке –чуду поскорей

Поближе подойти.

Как в сказке замерли цветы.

Волшебник, кто же он?

Давным-давно всё это сплел

Из чугуна Фельтен.

7. Зимний дворец.

Зимний дворец – это последнее и самое совершенное творение великого зодчего Франческо Бартоломео Растрелли. Приказала его построить императрица Елизавета Петровна.

-Найдите Зимний дворец на листочках и обведите кружком.

Это очень большое 3-х этажное здание и вам понадобится почти час времени, чтобы обойти его кругом не торопясь. Стены выкрашены в ярко-зеленый цвет, с белыми колоннами.

На крыше дворца, над каждой колонной располагаются высокие медные статуи. Во дворце множество больших и малых комнат: личные покои членов царской семьи, гостиные, театр, тронный зал, помещения для торжественных встреч. Сейчас в Зимнем дворце находится лучший музей нашей страны - Эрмитаж. В нём находятся шедевры искусства, живописи, скульптуры.

- Зимний дворец у Невы, посмотри!

Жили когда-то в нём наши цари.

Ну а сейчас в нём огромный музей.

Здесь «Эрмитаж» - гордость Родины.

4. Итог урока.

-Ребята, сегодня на уроке мы вспомнили и говорили о зданиях нашего города, которые являются символами нашего города, его визитной карточкой.

В конце года вы писали сочинения о Санкт-Петербурге.

-Выходите к доске, послушаем вас, как вы любите свой город и за что.

Чтение детей своих сочинений.

-Галушкин Георгий: «Мой город называют Северной Венецией, потому что в нём много рек и каналов».

-Ветчинкин Тимофей: «Наступают белые ночи, когда можно гулять всю ночь и светло, как днем. Петербург –всегда разный. И за это я его люблю».

- Крутова Анна: «В моём городе много мостов. С родителями я ходила на их разведение. Увиденное меня очень восхитило и потрясло».

-Дурягина Саша: «Мой город – музей под открытым небом. Я люблю бродить по городу в солнечную погоду и когда идет дождь. Мне уютно и тепло в нём».

- Смирнов Игорь: «Я люблю свой город! Мне повезло, что я родился в самом центре города на улице Чайковского».

- Олькович Слава: «Мой город – герой. Потому что во время Великой Отечественной войны враг не смог пробить оборону Ленинграда. Ленинград выстоял, не сдался. Я очень люблю свой город».

- Батрынак Анна: «Я люблю тебя, уважаю, горжусь тобой, мой город! И обещаю тебе, что буду достойным её гражданином».

Учитель:

- Урок окончен. На этом курс программы 3 класса закончен. Вы все молодцы! Вы показали свои знания, я почувствовала и увидела, как вы любите свой город. Все сегодня получили пятерки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия "Удивительные памятники Санкт-Петербурга"

Ознакомление с необычными памятниками Санкт-Петербурга: памятник бомбардиру Василию, памятник трубочисту, добрая собачка Гаврюша....

Методическая разработка урока - занятия по теме "Санкт - Петербург - город дружбы!"

ДАННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ШИРОКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ОНА МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНА, КАК ОТДЕЛЬНЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ ГОРОДА, КАК ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ, КАК КЛАССНЫЙ ЧАС.....

Методическая разработка урока для учащихся Подготовительного 1 класса ГБОУ ШКОЛЫ № 584 "Озерки" Выборгского р-на г. Санкт-Петербурга. Вариант обучения 6.3 с НОДА.

Методическая разработка урока по русскому языку для учащихся Подготовительного 1 класса. Вариант обучения 6.3 с НОДА.Учитель: Свергун С.А.Тема урока: Рисование композиции из двух фигур по шаблонам с о...

Методическая разработка урока для учащихся Подготовительного 1 класса ГБУ школы № 584 "Озерки" Выборгского р-на г. Санкт-Петербурга с НОДА. Вариант обучения 6.3

Методическая разработка урока  по математике для учащихся Подготовительного 1 класса ГБОУ школы № 584 «Озерки» Выборгского района г. Санкт-Петербурга. Вариант обучения ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ГРАФИКЕ И ПИСЬМУ ДЛЯ УЧЕНИКОВ 3 Д КЛАССА, ШКОЛА № 7, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.

Методическая разработка урока для классов "Особый ребенок", по предмету Графика и письмо. В основе его лежит  тематическое планирование под редакцией Л. Баряевой. В интересной форме с э...

Методическая разработка занятия-экскурсии "Танцующий Санкт-Петербург: от Петра до современности"

разработка рекомендуется педагогам дополнительного образования, классным руководителям, воспитателям....

Методическая разработка занятия «Путешествие по Санкт-Петербургу»

Методическая разработка занятия «Путешествие по Санкт-Петербургу» выполнена мною в рамках курса по краеведению. Можно использовать данный конспект для внеурочных занятий в 1 и 2 классе....