План - конспект урока "Животные в жизни людей. Рисование по представлению" 4 класс.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Синельникова Людмила Николаевна

Урок изучения нового материала.  Знакомство с понятием "анимал", с анималистическим жанром, художниками - анималистами. отработка навыков рисования домашних животных с помощью геометрических фигур. Закрепление- компьютерное рисование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_po_izo_4_kl.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Басинская основная  общеобразовательная школа»

План – конспект

урока по изобразительному искусству

 в 4 классе.

 

                                                                                     

Выполнила

 учитель начальных   классов                                                                                                                             МОУ «Басинская ООШ» Синельникова Л. Н.

с. Басы, 2011г.

Тема урока: «Животные в жизни людей. Рисование по представлению».

Цель урока:

 1. познакомить с анималистическим жанром, отработать технические навыки рисования животных, используя за основу геометрические формы: овал, прямоугольник, трапецию, треугольник;

2. развивать воображение, память, творческие способности и интерес к изобразительному искусству;

3. воспитывать любовь к животным, наблюдательность и аккуратность.

                                                                                         Оборудование:

 компьютер, презентация «Животные в жизни людей, рисование по представлению», рисунки учащихся, картинки с изображением животных, ребусы, учебные таблицы: «Основа рисования курицы, цыплёнка, утки, утёнка, собаки, кошки», «Основа рисования овцы, свиньи, козы, коровы», сочинение-эссе о домашнем животном, конструктор «Животные», карточки с геометрическими  формами и линиями, книги о животных, кружочки для изготовления смайликов.

Для учащихся: альбом, акварель, гуашь, фломастеры, цветные и простые карандаши, ластик, баночка для воды, политра.

                                                                                          Ход урока:

  1.  Организационный момент:      «Будем отвечать активно,

                                                            Хорошо себя вести,

                                                            Чтобы гости дорогие

                                                             Захотели к нам прийти!»

  1. Сообщение темы урока:

«Этого урока Незнайка и Кузя ждали с нетерпением, потому что Тюбик предложил провести его в зоопарке. Незнайка очень любит животных, дома у него живут весёлые волнистые попугайчики, котёнок Василёк, черепашка Тортилла и  собачка Дружок! Кузе и Незнайке очень нравится играть с ними, и часто возникает желание нарисовать эту весёлую компанию, но рисовать животных они ещё не умеют. И вот сегодня на уроке мы вместе с нашими героями будем учиться рисовать животных».

  1. Знакомство с анималистическим жанром и художниками-анималистами:

«По дороге в зоопарк Тюбик начал свой интересный рассказ о новом жанре – жанре анималистика. Слово «анимал» с латинского языка переводится как животное. Поэтому художников, которые в своих произведениях изображают животных, называют анималистами. А жанр – анималистическим.

Он является самым древним. Первобытные люди оставляли на стенах пещер красочные рисунки оленей, зубров, мамонтов. Они преклонялись перед животными, почитали их, как богов, изготовляли магические фигурки птиц и зверей из глины, кости, металла».

Чтение детьми стихотворения В. Берестова «Первые рисунки».

                                       Пусть предок жизнью жил полузвериной,

                                       Но мы его наследьем дорожим.

                                       Он не сумел слепить горшок из глины,

                                       Боялся духов, выдуманных им.

                                                      Но до сих пор в его глухой пещере

                                                      Толпой теней, стремительно живой,

                                                       Летят по стенам яростные звери,

                                                       Свирепые противники его.

                                          Глаз мамонта испуганно косится,

                                          Бежит олень, погоней окрылён,

                                           Упал и, умирая, шевелится,

                                           И кровь глотает раненый бизон.

                                                         Охотники бесшумно шли по следу,

                                                         И громким криком открывая бой,

                                                         И закрепляли трудную победу

                                                         Рисунком лёгким, тонкою резьбой.

«Во все времена и эпохи человек любил, приручал животных, наблюдал за ними, а свои наблюдения отражал в произведениях искусства: картинах, книжных иллюстрациях, скульптурах, фресках, росписи предметов быта.

Многие художники любили рисовать животных, восхищаясь их цветовой окраской, гибким движением, выразительностью силуэтов. Животных изображали карандашом, красками, углем  такие знаменитые  русские художники, как Илья Репин, Василий Суриков, Валентин Серов, а также всемирно известные   художники Леонардо да Винчи, Рембрандт, Рубенс, Дюрер. А некоторые всё своё творчество посвятили изображению животных.

Одним из них был   русский художник-анималист Василий Ватагин, который очень любил животных и всю свою жизнь изучал их повадки и пластику. Он изображал их самыми различными художествен-ными материалами – графическими и цветными карандашами, акварелью, тушью, углем, создавал скульптуры, керамические игрушки. Среди его персонажей самые разнообразные представители животного мира. Это - медведи, слоны, волки, рыси, обезьяны, птицы, рыбы. Особенно  В. Ватагин любил рисовать животных с натуры, наблюдая за ними.

  1. Разновидности животных:
  1. «Друзья подошли к зоопарку, купили билеты и оказались в удивительном мире, где можно познакомиться со всеми представителями животного царства. Не надо ехать в жаркую Африку, лететь на холодный Север, пробираться по непроходимым джунглям, преодолевать высокие горы, брести по жаркой пустыне.
  2. Тюбик придумал интересную игру для Незнайки и Кузи. Поиграйте и вы, ребята, с ними.

Игра называется «Назовите животных жарких стран, севера, пустыни, гор, лесов, морей, рек».

  1. Целый день друзья провели в зоопарке. Внимательно рассматривали животных: их внешний вид, повадки, движения. Делали зарисовки.

Весёлыми вернулись домой Незнайка, Кузя и Тюбик. Незнайка накормил, поиграл, приласкал своих четвероногих и пернатых друзей и начал рисовать. Кузя и Тюбик нашли о животных книгу и тоже принялись за рисование.

Последуем и мы их примеру, ребята.

v.    Наблюдение за животными:

1. Рисование животных всегда начинается с наблюдения за ними.

Выберите себе объект. Для начала это могут быть ваши четвероногие друзья: кошка, собака, хомячок, черепаха. Или домашние животные и птицы: поросёнок, баран, коза, корова, куры, гуси».

Игра «Собери меня»! (из отдельных деталей собирают животных).

2. Наблюдая за животными, отметьте внешний вид и особенности, изучите повадки, запомните характерные движения».

Учащиеся читают стихи о животных.

        Смелый кот.                                                     Чумазый поросёнок.                     Повстречался кот барбосу.                      

За окошком гром грохочет,                       Поросёнок  целый день                   На дорожке носом к носу

Дождь идёт,                                                   Дремлет на крылечке.                      Повстречался кот барбосу,

Бегут ручьи…                                                  Поросёнку что-то лень                      От испуга весь дрожа

Кот, свернувшийся в комочек,                   Искупаться в речке.                            Превратился кот в ежа,

Спит спокойно на печи.                               Утки крякают: «Кря-кря!                   В результате этой встречи

                                                                           Не купаешься, а зря!                          До сих пор барбоса лечим.

                                                                           Ты грязный, безобразный».

                                                                           Гусь головой слегка мотнул                            Кто кем становится

                                                                           И поросёнка ущипнул:                            Жил был маленький щенок.

                                                                           Проснулся поросёнок                              Он подрос, однако,

                                                                           И хрюкает спросонок:                              И теперь он не щенок -

                                                                            - А если я нырну                                        Взрослая …

                                                                            И в речке утону…                                   Жеребёнок с каждым днём

                                                                            За огородом лужица.                               Подрастал и стал …

                                                                             Над нею муха кружится.                            Бык могучий великан,

                                                                             Искупаюсь в луже,                                       В детстве был ...

                                                                              Разве лужа хуже?                                        Толстый увалень баран-                                                                                                                                            

                                                                                                                                                        Тоненьким …,

                                                                                                                                                        Этот важный кот Пушок-

                                                                                                                                                        Маленьким …

                                                                                                                                                        А отважный петушок-

                                                                                                                                                        Кро-о-хотным …

                                                                                                                                                        А из маленьких гусят

                                                                                                                                                        Вырастут…утки-

                                                                                                                                                        Специально для ребят,

                                                                                                                                                         Тех, кто любит шутки.

  1. Хорошим учителем могут быть книги про животных и иллюстрации в них (демонстрация книг и ил-люстраций о животных).

Рассматривая иллюстрации, Обращайте внимание не только на внешний вид животного, но и на способы рисования: формы, линии, штрихи, цвет.

  1. Для того чтобы хорошо отработать технику рисования животных и птиц, необходимо научиться выделять основу их строения.

vI.   Рисование набросков животных:

     «Сегодня мы поучимся рисовать домашних животных.

1 группа .  Основой рисования этих животных и птиц являются овалы различной величины.

Отгадайте загадки:        Шапочка алая

                                            Жилеточка нетканая,

                                            Кафтанчик рябенький.

Анализ основы рисования курицы, выполнение наброска.

                                             Был белый дом, чудесный дом

                                             И что-то застучало в нём.

                                             И он разбился, и оттуда

                                             Живое выбежало чудо.

                                                Такое тёплое, такое пушистое и золотое.

Анализ основы рисования цыплёнка, выполнение наброска.

                                                 Пёстрая крякушка

                                                 Ловит лягушек.

Анализ основы рисования утки, выполнение наброска.

                                                Мордочка усатая,

                                                Шубка полосатая,

                                               Часто умывается,

                                               С водой не знается.

Анализ основы рисования кошки, выполнение наброска.

                                               Не говорит и не поёт,

                                               А кто к хозяину идёт,

                                               Она знать даёт.

Анализ основы рисования собаки, выполнение наброска.

2 группа. В основу рисования этих животных входят: овал, трапеция, полукруг.

                                                По горам, по долам

                                               Ходит шуба да кафтан.

Анализ основы рисования овцы, выполнение наброска.

                                                Хвост крючком,

                                                Нос пятачком.

Анализ основы рисования свиньи, выполнение наброска.

                                                Я рогатый. Бе-бе-бе!

                                                Я сейчас бегу к тебе.

                                                Всех ногами затопчу,

                                                Всех с капустой проглочу.

                                                Я в капусте знаю толк.

                                                Ну-ка, кто я? Серый…(козлик).

Анализ основы  рисования козы, выполнение наброска.

                                                 Рыжий молокозавод

                                                 День жуёт и ночь жуёт.

                                                 Ведь траву не так легко

                                                 Переделать в молоко.

Анализ основы  рисования коровы, выполнение наброска.

vII.  Физминутка. «На болоте две подружки,

                                  Две весёлые лягушки,

                                 Утром рано умывались,

                                 Полотенцем растирались.

                                 Ножками топали,

                                Лапками хлопали,

                                Вправо, влево наклонялись

                                И обратно возвращались.

                                Вот здоровья в чём секрет,

                                Всем друзьям физкульт-привет!»

vIII.  Закрепление:                 1. Игра «Дорисуй животное» (по предложенным фрагментам учащиеся рисуют на компьютере  животных ).

                                                   2. Угадайте ребус и вы узнаете предметы, которыми рисуют, потому что вы

                                                    сейчас будете рисовать своё любимое домашнее животное.

IX.   Самостоятельное рисование любого домашнего животного.

x. Итог урока.                1.  Экзамен Тюбика : а) Как называется жанр, изображающий животных?

                                                                              б) Как переводится с латинского слов «анималистика»?

                                                                              в) Как  называют   художников, изображающих животных?

                                                                              г) Назовите  русского художника-анималиста, который всё своё

                                                                               творчество посвятил изображению животных?                                    

                                           2. Оценивание работ учащихся.

                                           3. Оценивание учащимися урока и собственной работы на уроке с помощью смайликов, которые они рисуют  фломастерами на цветных кружочках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и план-конспект открытого урока по трудовому обучению в 4 классе коррекционной школы VIII вида «Изготовление декоративной выпуклой аппликации из картона и цветной бумаги «Букет для мамы»

План-конспект открытого урока   по трудовому обучению в 4 классе коррекционной школы VIII вида «Изготовление декоративной выпуклой аппликации  из картона и цветной бумаги  «Букет для ма...

презентация "Животные в жизни людей, рисование по представлению."

Наскальная живопись,анималистический жанр, художники-анималисты. Знакомство с творчеством русского художника     В. Ватагина. Путешествие в зоопарк. Примеры рисования домашних животных с пом...

План конспект урока "Разнообразие жизни в пресном водоёме"

С помощью этого урока,  учащиеся познакомятся с разнообразием жизни в пресном водоеме. Определят значения растительного и животного мира для водоема, а также тесную взаимосвязь обитателей в...

План-конспект урока в малокомплектной школе по математике 2 класс "Решение задач на нахождение суммы" и по истории в 4 классе "Рождение русского флота. Великая Северная экспедиция Витуса Беринга".

Урок во 2 и 4 классах. На уроке математики учащиеся знакомятся с решением задач на нахождение суммы, а в 4 классе расширяют знания о Петре I, знакомятся с географическими открытиями, сделанными В. Бер...

Разработка урока окружающего мира по теме "Осенняя пора в жизни людей". УМК "Гармония", 3 класс

Урок изучения нового материала в 3 классе по учебнику О.Т. Поглазовой "Окружающий мир" по теме "Осенняя пора в жизни людей". В интегрированный курс включены исторические сведения о сезонных занятиях и...

План-конспект классного часа "Жизнь как ценность"

Цель: обратить внимание учащихся на  конкретные действия в опасных ситуациях, расширить и активизировать знания о безопасности жизнедеятельности,на дороге, объектах железнодорожного транспорта, б...