Главные вкладки

    Методическая разработка по изобразительному искусству (ИЗО, 3 класс) по теме:
    "Поздравительная открытка, декоративная закладка» , 3 класс.

    Гуфранова Надежда Вениаминовна

    Урок по теме: "Поздравительная открытка, декоративная закладка» , 3 класс,   программа Б.Неменского. Это интегрированный урок, но может проводить и учитель изо, если есть опыт работы в графическом редакторе Paint. Фрагменты мультимедийной презентации используются в данном уроке на этапе изучения нового материала и способствуют развитию чувства прекрасного. На уроке   применяются  различные формы и методы работы: предварительная поисковая работа учащихся по теме «Золотая Хохлома», рассказ, показ,  работа на компьютере..

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    urok_po_teme_pozdravitelnaya_otkrytka.docx31.99 КБ
    narodnye_promysly.zip1.25 МБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по теме "Поздравительная открытка, декоративная закладка» , 3 класс.

    Цель урока: Формирование  умений для создания поздравительной  открытки или декоративной закладки с элементами хохломской росписи в графическом редакторе Paint

    Образовательные: познакомить учащихся с терминами «открытка», «графика», с народным промыслом «Золотая Хохлома»; продолжить работу по выработке умений пользоваться компьютером, изучение основных параметров работы с  графическим редактором Paint, навыков умения работать с инструментами - "копирование", "вставка"; научиться создавать открытку или декоративную закладку, используя одну или несколько одинаковых фрагментов;

    Развивающие: развитие творческой личности, развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся; чувства прекрасного, навыки работы на компьютере, дружеское и деловое общение учащихся в совместной работе.

    Воспитательные: воспитание интереса к народным промыслам,  к «Графике»,  любовь к предмету и  коммуникабельность

    Тип урока: интегрированный – изучение новых знаний, формирование новых умений.

    Литературный ряд: стихи о «Золотой Хохломе», стихи о мастерах, Геннадий Федотов «Большая энциклопедия ремесел», издательсьво «Эксма», 2008г.;

    Серия «История России» «Народные промыслы», издательство «Белый город», 2007г.; Л.Д.Рондели - Народное декоративно-прикладное искусство. В.Б.Фозенвассер – беседы об искусстве. Журнал «Искусство в школе»1992г. № 3,4.  Журнал «Юный художник» 1991г. № 1, 1989 № 1.В.Б.Косминская, Н.Б.Халезова – Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей.Интернетwww.webartplus.narod.ru/folk7.html. http://literra.websib.ru/borovikova/text_article.htm?52

    Музыкальный ряд: слайды с музыкальным сопровождением Марии Пахоменко;  песня: «Если с другом вышел в путь, веселей дорога. Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями – много!».

    Материалы и оборудование: презентация: открытки, закладки, легенда о Хохломе», технология изготовления, растительный узор; изделия «Золотая Хохлома»; изделия и посуда с хохломской росписью, игрушки – матрешки с хохломской росписью, образцы росписи, детские рисунки (приложение), компьютер   с программным обеспечением (графический редактор Paint), проектор, видеоаппаратура, плакаты.

    Методы и приемы:

    1. исследовательский, метод проблемного изложения, проблемный метод, видеометод, совместная деятельность, проблемно-поисковый, практический, самостоятельный (продуктивно-творческая деятельность

    Этапы урока:

    I.        Организационный момент.

    II.        Актуализация опорных знаний: теплые и холодные цвета

    III.    Знакомство с новой темой:

    1. Знакомство с терминами «открытка», «графика».
    2. Сообщение поисковой группы учащихся;
    3. Знакомство с «Золотой Хохломой»;
    4.  Изучение элементов  «копирование», «вставка» (пошаговая инструкция)

    IV.   Физкультминутка.

    V.Самостоятельная работа.

    Выполнение открытки с хохломской росписью на компьютере в программе Paint.

    VI. Итог урока. Рефлексия.

    Содержание урока

    1. Организационный момент.

    Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь.

    Прекрасная осенняя пора....Выглянет солнышко из-за осенних туч, и сразу лес вспыхнет чудесным огнём. Золотом горят листья берёзок, клёнов, драгоценными рубинами краснеют спелые ягоды калины, рябины. А это уже не осенний лес, а посуда, но такая же нарядная, красочная. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши-братины да чаши, а золотые! Такую посуду и на царский стол поставить не стыдно. (Слайды №1,2).

     Итак,  тема нашего урока «Поздравительная открытка, декоративная закладка с элементами хохломской росписи». (Слайд №3).

    На предыдущем  уроке мы познакомились с народным промыслом - Гжелью, сегодня познакомимся с «Золотой Хохломой» и научимся составлять  открытку или закладку с элементами хохломской росписи в графическом редакторе Pain, применяя новые знания и те знания, умения и навыки, которыми вы уже владеете.

    Ветка плавно изогнулась

    И колечком завернулась.

    Рядом с листиком трехпалым

    Земляника цветом алым.

    Засияла, поднялась,

    Сладким соком налилась.

    А трава, как бахрома,

    Золотая хохлома!

    Все листочки как листочки

    здесь же каждый золотой.

    Красоту такую люди

    называют хохломой!  (слайд №4)                

    II.        Активизация опорных знаний: теплые и холодные цвета

    Учитель: посмотрите внимательно на слайд. Что вы можете по этому слайду мне рассказать? (Слайд №5)

    Ученик: На слайде множество изображений.  Я думаю, они здесь неслучайно. Здесь изображены узоры, посуда. Я вижу  «Гжель». Мы уже его расписывали на тарелках из папье – маше.. Гжель относится к народным промыслам. Она изготовлена из глины. Другую посуду я тоже видел. Она сделана из дерева.

    Ученик: Здесь изображены предметы, имеющие теплые и холодные цвета.

    Ученик: голубой, синий, фиолетовый - это холодные цвета, красный, оранжевый, желтый – это теплые цвета. Зеленый может быть и теплым и холодным. Это зависит, к какому цвету он ближе -  желтому или  голубому.

    Учитель:  А на этом слайде что видим? (Слайд №5)

    Ученик: Цветовой круг: красный оранжевый желты, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Еще я вижу радугу. Она имеет такие же цвета, что и на цветовом круге.

    Ученик: Чтобы вспомнить цвета радуги мы запоминаем подсказку «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»

    Учитель: Какие вы молодцы, все помните, мне очень приятно. Вы мне доставили большую радость своими познаниями, и у меня поднялось настроение. А у вас хорошее настроение? Если хорошее настроение улыбнитесь друг – другу и пожелайте успехов

    Знакомство с новой темой:

    1.  Знакомство с терминами «открытка», «графика»

    Учитель: Сегодня мы знакомимся с терминами «открытка», «графика»,познакомимся с «Золотой Хохломой», которая имеет только теплые цвета: цвет солнца, огня, тепла, цвет улыбки мамы.

    Что же  это за названия?  

    Открытка – это открытое письмо. (Слайд 3).  Вы все видели открытки, они продаются в магазинах, на почте. Открытки распространяются огромными тиражами, они являются произведением искусства. Этот вид искусства называется «графика». Раз их много производят, тиражами, то и отсюда  название «Тиражная графика». Открытки появились примерно в конце 19 века. Появление открытки во многом было вызвано сугубо практическими надобностями, да и сегодня она, не утратив своей первоначальной функции, является одним из видов почтовой связи, хотя и мало распространенным по причине наличия более скоростных вариантов передачи информации.

    Учитель: какие скоростные передачи открыток , кто скажет?

    Ученик: можно открытку послать по мобильному телефону или по интернету.

    Учитель: Да, ныне функции открытки несколько изменились, и мы воспринимаем ее главным образом как атрибут праздника и поздравления.  Вы сегодня тоже будете художниками-графиками и на компьютере выполните свою открытку с хохломской росписью. Что за непонятное название – «Хохлома», и почему ее называют «Золотой»? Чтобы это понять мы послушаем нашу поисковую группу, которая приготовила нам стихи о «Хохломе».

    1.  Сообщение поисковой группы.

    1 ученик: Я узнала, что есть песня о хохломе. Ее исполняет певица Мария Пахоменко. Я прочту наизусть слова из этой песни.

    Городок красивый есть,

    И хвала ему, и честь,

    Просто русский городок -

    Волго-Вятский говорок.

    Островок в лесах зелёных

    В окружении озёр.

    Город сказочный - Семёнов -

    О тебе наш разговор.

    Покупайте, покупайте для красы и для души:

    Поварёшки, чашки, ложки и диковины-ковши,

    Огненные кони в бликах солнца, золотые купола…

    И одним лишь словом это всё зовётся - Хохлома! Хохлома, Хохлома.

    А теперь сказать пора

    О самих о мастерах.

    Что ни мастер - чудодей -

    Нет узора без затей!

    Мастера резца и кисти -

    Из-под ваших добрых рук

    Травы, ягоды и листья

    Распускаются вокруг

    Хохлома,  Хохлома.

    И молва идёт не зря

    Через горы и моря,

    Восхищается весь мир -

    Ай да русский сувенир!

    Ах, какие чудо-краски,

    Ух, российские умы!

    И по свету бродят сказки

    И улыбки Хохломы.

    2 ученик:   Я к уроку выучила стихотворение о мастерах.

    Есть жажда творчества,

    Уменье созидать.

    На камень камень класть,

    Вести леса строений.

    Не спать ночей, по суткам голодать,

    Вставать до звёзд и падать на колени.

    Остаться нищим и глухим навек,

    Идти с собой, с своей эпохой вровень

    И пить из тех целебных рек,

    К которым прикоснулся сам Бетховен.

    Брать в руки гипс, склоняться на подрамник,

    Весь мир вместить в дыхание одно,

    Одним мазком весь этот лес и камни

    Живыми положить на полотно.

    Не дописав,

    Оставить кисти сыну,

    Так передать цвета своей земли,

    Чтоб век спустя всё так же мяли глину

    И лучшего придумать не смогли.

    1. ученик: стихотворение «Хохломская роспись»:

    1Хохломская роспись -

    Алых ягод россыпь

    Отголоски лета

    В зелени травы

    Рощи – перелески

    2Шелковые всплески

    Солнечно - медовой

    Золотой листвы

    У красы точеной-

    Сарафан парчовый

    3По волнам узоров

    Яхонты горят.

    Что за чародеи

    Хохлому одели

    В этот несказанный

    Праздничный наряд?

    Роспись хохломская

    Словно колдовская


    В сказочную песню

    Просится сама.

    И нигде на свете

    Нет таких соцветий

    Всех чудес чудесней

    Наша хохлома

    1. Знакомство с «Золотой Хохломой»

    Учитель:Ребята, вы от поисковой группы узнали о «Золотой Хохломе». Молодцы поисковики, не подвели!

    Я расскажу вам легенду о «Золотой Хохломе»:  Хохлома родилась в Заволжье. По берегам рек Керженец и Ветлуги издавна  жили мастера, изготовлявшие деревянную посуду (Слайд 7). Свои изделия мастера делали похожими на золото и расписывали их орнаментом. Хохлома - это торговое село, где изготавливали посуду  и продавали ее на крупнейших  ярмарках. Легенда о том, как пришла на волжскую землю "хохлома" и где она взяла свои огненные краски.  (Слайд 8).  Рассказывают,  что жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские  чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.  Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.

    Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но ее, правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.

    Рефлексия

    - Понравилась вам легенда?

    -  Где родилась «Хохлома?»

    -  Из какого дерева изготовляли посуду?

    - Если внимательно слушали легенду, почему краски цвета огня и пепла?

    Как же изготовляли «Золотую Хохлому?»  (Слайд 9). Внимательно посмотрите, подумайте и составьте рассказ об изготовлении посуды.

    Ученик. У нас вокруг леса. Если есть лес, то человек имеет все: дома, дрова, мебель, посуду. Для изготовления посуды мастера пилили пилой осину или липу. Потом снимали кору, распиливали на небольшие чурбаны, выдалбливали углубления, обрабатывали ножом  и в конце шлифовали. Это называлось «Белье».

    Учитель. Правильно, кто продолжит рассказ.

    Ученик. Изделие из дерева покрывают грунтом из глины, сушат в печи, шлифуют, чтобы была  гладкой.

    Учитель правильно,  (Слайды №10,11)

     потом ее  обмазывали олифой, чтобы появилась липкая плёнка, к которой легко пристаёт полуда. «Полуда» = это  измельчённый порошок металла. Втирание полуды – это «лужение» и  посуда становится серебряным. Затем ее красят и расписывают. Когда изделие расписано, его покрывают несколькими слоями лака-олифы и закаливают в горячей печи. Серебряный цвет от высокой температуры становится золотым.

    Сначала хохломская посуда, какой была?

    Ученик: деревянной.

    Учитель: верно, а дальше  сделай  вывод?

    Ученик: Она была деревянной - «Белье», потом из-за металлического порошка «Полуды»стала серебряной, а после горячей печи стала золотой.

    Учитель: Этот секрет золочения мастера позаимствовали у иконописцев

    Какие же мотивы в хохломской росписи? (Слайд 12, 13)

    Ученик: Мотивы хохломской росписи это травка, кудрины.  Художники любят изображать ягоды: малину, смородину, калину, рябину. Если травка закручивается, то она становится кудриной.

    Учитель: Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской росписи (слайд №12,13).

     Вы узнали,  что  хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов называемых травка, ягодка, яблочко, листик, виноград. (Приложение). Посмотрите хохломскую роспись в детских работах. Хохломская роспись применяется и в легкой промышленности (приложение) и в изготовлении деревянных игрушек  (изделия и слайды №14,15).

    Сейчас вы увидите неземную красоту, выполненную художниками – великими мастерами. Поистине чудесней хохломы не найти. (Слайдыв сопровождении песни в исполнении Марии Пахоменко).

    1. Изучение элементов  «копирование», «вставка».  Продолжение знакомства с

    инструментами  графического редактора Paint; (пошаговая инструкция,  практическая работа).

            Вы готовы приступить к работе на компьютере? На компьютере можно выполнить открытку или декоративную закладку с хохломской  росписью в круге, вполосе, можно самому нарисовать, а можно копировать, вставлять, готовые элементы росписи.  В графическом редакторе Paint вы уже работали и знаете, где находятся инструменты. Сегодня мы с вами будем упражняться в копировании. Вы за мной повторяете технологию. Пошаговая инструкция все время перед вашими глазами. Если вы что-нибудь забудете или перепутаете, можно взглянуть.

     (Упражнение в копировании,  рисовании элементов на компьютере. Работа в графическом редакторе). Я показываю, а вы повторяете за мной.

    Шаг первый: на панели инструментов взять эллипс или прямоугольник и с помощью мыши придать форму открытки или закладки;

    Шаг второй: на панели найти надпись «Слои» и, щелкнув мышью, открыть его;

    Шаг третий: найти надпись «Импортировать из файла» и щелкнув мышью открыть  «Мои рисунки»;

    Шаг четвертый: щелкать на выбранном рисунке, нажать «Открыть»  и он появится на вашем листе;

    Шаг пятый: левой кнопкой мыши щелкнуть на скопированном рисунке и потянуть его на круг;

    Шаг шестой: открыть «Слои», найти там надпись «Дублировать слой», левой кнопкой мыши рисунок потянуть и установить на другом месте. Повторять до нужного количества;

    Шаг седьмой: точно так же копируем другой рисунок из папки «Мои рисунки»; устанавливаем, если рисунок нужно повернуть, то правой кнопкой мыши поворачиваем в нужную сторону.

    Шаг восьмой: находим на панели инструментов «отменить выделение»;

    IV.   Физкультминутка

     V.Самостоятельная работа.

    Вы сегодня художники-графики! Ваша задача изготовить поздравительную открытку или декоративную закладку.  Для этого вы должны найти среди множества изображений в папке «Мои рисунки» изображения узоров или изделий  золотой хохломы и вставить в свою работу. Работать будете попарно. Ваш успех зависит друг от друга. «Если с другом вышел в путь, веселей дорога. Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями – много!». (Звучит мелодия песни во время работы).

    VI. Итог урока. Рефлексия.

    1. анализ работ, выставление оценок.

    Учитель: на уроке вы познакомились с терминами «открытка», «тиражная графика», с хохломской росписью; увидели возможности компьютерной графикии выполнили открытки в программе Paint.

    Вы соприкоснулись с тайной древнего искусства, и, перекинув мостик в сегодняшний день, осуществили аналогичную работу с помощью компьютерной техники.

    Ребята, мы сейчас все вместе посмотрим  на открытки. Проведем анализ работ. (Дети сами проводит анализ).

    Ученики: красиво, интересная открытка,  закладка, у всех получилось по-разному и т.д.

    Учитель:  Вы сегодня были настоящими художниками-графиками. Все работы прекрасны. Вы смело их можете подарить мамам на день матери, учителям, своим друзьям. Все вы заслужили оценку «5». Поисковая группа, подготовившая стихотворения о золотой хохломе, получает дополнительную оценку «5».  Работы,  выполненные на компьютере, мы вывесим на следующем уроке с остальными работами за четверть и проведем урок-экскурсию по теме «Искусство в твоем доме».

    Ваши работы я распечатаю и принесу на следующий урок.

    1. Рефлексия:

    Закончите предложение:

    - Понравилось работать на компьютере, особенно…

    - Сегодня мы узнали…

    - Было интересно, весело…

    - Научились создавать свою открытку…

    - Было трудно…

    - Вдвоем работать лучше, чем одному…

    - Вспомнили холодные и теплые цвета…

    - Узнали о «Золотой Хохломе»…

    3.Домашняя работа: принести все свои рисунки, которые мы рисовали в течение четверти по блоку «Искусство в твоем доме» для проведения урока-экскурсии. Подготовиться к уроку для выступления в роли экскурсовода.

    Всем спасибо за урок.