Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» 3 класс Б.М. Неменский
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Бизина Светлана Анатольевна

2013-2014 учебный год  (базовый уровень)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon КТП изо206.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха

«Гимназия №2»

Утверждаю  

Директор гимназии                                                                                            

                                                                                                                                  Бондаренко Л.К.________                                                                                                                                                                                                                              

                                                                                                                                      «_____»___________201         г.

Рабочая программа  учебного  курса «Изобразительное искусство»

3-А  класс

на 2013-2014 учебный год

(базовый уровень)

Учитель:  Бизина С.А.

Составлена на основе программы:  Б.М. Неменского

Количество часов на учебный год: 34  ч.

Количество часов в неделю:  1 ч.

2013 г.

1. Пояснительная  записка

Рабочая программа по математике разработана на основе требований ФГОС начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами по учебным предметам», ООП НОО и авторской программой  разработанной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования.

Программа включает пять разделов: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; требования к результатам освоения программы; календарно-тематическое планирование; требования к оснащению учебного процесса.

           Для реализации программного содержания используется учебное пособие:

На обучение изобразительному искусству в 3 классе базисным учебным планом МБОУ «Гимназия №2» 34 недели по 1 часу в неделю, уровень программы - базовый.

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на 34 часа  с учётом праздничных дней.

Программа «Искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство, зрелищные и экранные виды искусства. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности – изобразительной, декоративной, конструктивной. Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы.

Основные принципы программы:

целостная система введения в художественную культуру;

принцип «от жизни через искусство к жизни»;

принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы;

принцип единства восприятия и созидания;

проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта;

развитие художественно-образного мышления.

           Цель курса – развитие личности учащихся средствами искусства, получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно - творческой деятельности.

          Задачи курса:

  • овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно- творческой деятельности, разными художественными материалами, совершенствование эстетического вкуса;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
  • развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

           Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

           Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Это определило цели обучения ИЗО:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения ИЗО, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Формы и методы организации учебного процесса, технологии обучения

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, интегрированных,

обобщающих уроков, уроков-зачётов, уроков с дидактической игрой.

           Основная форма работы - поисково-творческая беседа учителя с детьми: различные упражнения, вопросы, логические задания, аргументированные ответы учеников с последующим обсуждением их и обоснованием.

          Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная работа – диалог;

работа в парах;

индивидуальная работа;

нетрадиционная форма урока: урок-игра (дидактические игры,  сюжетно-ролевые игры),  урок-соревнование.

          Используемые методы обучения:

объяснительно-иллюстративный;

проблемно-поисковый;

метод стимулирования интереса к учению;

метод самоконтроля;

метод самостоятельной деятельности учащихся:

           Используемые технологии:

игровые технологии;

технология создания ситуации успеха на уроке;

личностно-ориентированные;

здоровьесберегающие;

ИКТ.

С целью достижения качества образовательного процесса согласно ФГОС в 2011 году кабинет укомплектован  учебно-лабораторным оборудованием.

           

2.Основное содержание программы

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения ИЗО:

  • приобретение знаний основ художественной грамотности;
  • освоение компетенций: ценностно-смысловая, ценностно-ориентационная, рефлексивная, коммуникативная, личностное саморазвитие.

           Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков художественного творчества. Во втором - дидактические единицы, которые содержат сведения по теории и практике использования художественных материалов. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной, ценностно-ориентационной компетенций учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

            Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Профильное изучение предмета включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.

           Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития художественных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям мировой культуры и искусства, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

           Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

           С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты.

          Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.

          Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 3 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, электронную энциклопедию, медиатеку и т. п.

         Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: ЭЭ, электронная версия музеев мира.

Основное содержание (разделы)

Тема 1. Искусство в твоем доме (8 ч)

    Здесь "Мастера" ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них "сделал" в ближайшем окружении ребенка, и в итоге выясняется, что без их участия не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

Твои игрушки

   Игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины.

Посуда у тебя дома

   Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и Изображения" в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.

Мамин платок

   Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения.

Обои и шторы в твоем доме

   Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки.

Твои книжки

   Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.

Поздравительная открытка

   Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.

Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)

   В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши "Мастера Изображения, Украшения и Постройки". Понимание роли каждого из них. Форма предмета и ее украшение. На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ выполненных в течение четверти. Ведут беседу три "Мастера". Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, это должно быть итогом и одновременно открытием.

Тема 2. Искусство на улицах твоего города (6 ч)

Памятники архитектуры – наследие веков

   Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест.

Парки, скверы, бульвары

   Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.

Ажурные ограды

   Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур наличников. Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему "Парки, скверы, бульвары".

Фонари на улицах и в парках

   Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари – украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.

Витрины магазинов

   Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).

Транспорт в городе

   В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).

Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы)

   Опять должен возникнуть вопрос: что было бы, если бы наши "Братья-Мастера" ни к чему не прикасались на улицах нашего города? На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы района из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в "экскурсоводов" и "журналистов". Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.

Тема 3. Художник и зрелище (12 ч)

   В зрелищных искусствах "Братья-Мастера" принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога, можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце на обобщающем уроке можно устроить театрализованное представление.

Театральные маски

   Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.

Художник в театре

   Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.

Театр кукол

   Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.

Театральный занавес

   Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к спектаклю (коллективная работа, 2–4 человека).

Афиша, плакат

   Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение.

Художник и цирк

   Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.

Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщающий урок)

   Праздник в городе. "Мастера Изображения, Украшения и Постройки" помогают создать Праздник. Эскиз украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей и родителей.

Тема 4. Художник и музей (8 ч)

Музеи в жизни города

   Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.

Искусство, которое хранится в этих музеях

   Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.

Картина-пейзаж

   Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.

   Дети на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и теплыми цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении.

Картина-портрет

   Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).

В музеях хранятся скульптуры известных мастеров

   Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

Исторические картины и картины бытового жанра

   Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т.д.).

Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы)

   "Экскурсия" по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным сценарием. Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека.

1.Искусство в твоем доме (8 часов)

Твои игрушки придумал художник.

Посуда у тебя дома.

Мамин платок.

Обои и шторы в твоем доме.

Твои книжки.

Поздравительная открытка.

2. Искусство на улицах твоего города (6 ч.)

Памятники архитектуры — наследие веков.

Парки, скверы, бульвары.

Ажурные ограды.

Фонари на улицах и в парках.

Витрины магазинов.

Транспорт в городе.

3. Художник и зрелище (12 ч.)

Художник в цирке.

Художник в театре.

Маски.

Театр кукол.

Афиша и плакат.

Праздник в городе.

4. Художник и музей (8 ч.)

Музеи в жизни города.

Изобразительное искусство. Картина-пейзаж.

Картина-портрет.

Картина-натюрморт.

Картины исторические и бытовые.

Скульптура в музее и на улице.

3. Требования к планируемым результатам изучения программы 

в 3 классе

Учащиеся должны знать:

разнообразные материалы, которыми можно пользоваться в художественной деятельности;

разнообразные выразительные средства (цвет, линия, объём, композиция, ритм);

виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

основные виды и жанры изобразительных искусств;

основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);

имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

названия наиболее крупных художественных музеев России;

названия известных центров народных художественных ремесел России.

Учащиеся должны уметь:

пользоваться доступными средствами и материалами;

в доступной форме использовать художественные средства выразительности;

владеть навыком смешивания красок. Свободно работать с кистью;

использовать первые представления о передачи пространства на плоскости;

выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером. Цветом главное в рисунке;

создавая аппликации, вырезать бумагу по контуру, сгибать, получать объёмные формы

обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике

компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

моделировать из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;

различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;

применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.

Ученики должны быть способны решать следующие жизненные практические задачи:

для самостоятельной творческой деятельности;

обогащения опыта восприятия произведений ИЗО;

оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении музеев изобразительного, народного творчества и др.;

владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

эмоциональное восприятие образов природы, растительного и животного мира, отраженных в рисунке, живописных работах, фотографиях;

познавательный интерес к явлениям природы и их изучению;

желание приобретать новые знания, наблюдая разнообразные природные явления, в том числе жизнь животных;

интерес к предлагаемым видам художественно-творческой деятельности, в том числе к созданию рисунков графитным карандашом, к коллективной творческой работе;

понимание (на доступном уровне) красоты и уникальности природы и окружающего мира.

Обучающийся получит возможность для формирования:

эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства, отражающие явления природы;

учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов выполнения упражнений и заданий, а также стремление к выполнению заданий повышенной сложности;

положительного отношения к урокам изобразительного

искусства; интереса к рисованию;

ценностного отношения к природе и произведениям  искусства;

желания передавать красоту живой природы (птиц, рыб, насекомых), разные состояния природы и ее явления;

первоначальных навыков оценки и самооценки художественного творчества;

трудолюбия, оптимизма, ответственности за результат совместной работы.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

понимать инструкцию учителя;

планировать с учителем или самостоятельно процесс выполнения задания;

понимать алгоритм выполнения работы;

выбирать вместе с учителем нужные инструменты и материалы для выполнения задания;

контролировать отдельные этапы своей деятельности и вносить необходимые коррективы;

осуществлять самопроверку.

Обучающийся получит возможность научиться:

эмоционально откликаться на образы, созданные в изобразительном искусстве;

контролировать процесс своей деятельности и вносить необходимые коррективы;

подбирать вместе с учителем или самостоятельно соответствующие учебно-творческой задаче материалы;

выполнять действия (в устной, письменной форме) в опоре на заданный в учебнике ориентир;

воспринимать мнение о явлении изобразительного искусства сверстников и взрослых, высказывать свое мнение;

оценивать результат своей и коллективной работы.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

хорошо ориентироваться в структуре учебника, в текстовом и иллюстративном материалах; понимать назначение;

понимать информацию, представленную в разной форме; пользоваться знаками, символами, изображениями, приведенными в учебнике, и выполнять на их основе свой замысел;

соотносить иллюстративный материал с темой и заданием для самостоятельной работы;

осознавать познавательную задачу и принимать ее условия;

строить рассуждения о воспринимаемых образах;

выполнять учебно-познавательные действия в материальной и умственной форме.

Обучающийся получит возможность научиться:

устанавливать причинно-следственные связи для качественного выполнения заданий;

соотносить художественные произведения по настроению и форме; делать несложные обобщения;

работать со схематическим изображением, соотносить его с рисунком, картиной;

проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

использовать примеры иллюстраций при обсуждении особенностей творчества того или иного художника;

осуществлять поиск нужной информации в справочном материале учебника и из дополнительных источников, включая контролируемое пространство Интернета;

представлять информацию в виде небольшого сообщения или презентации.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

принимать участие в различных видах совместной деятельности;

вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, обсуждать идею создания групповых работ;

отвечать на вопросы учителя, задавать свои вопросы по теме урока;

воспринимать мнение других людей о произведениях искусства;

строить эмоционально окрашенные и понятные для партнера высказывания;

выражать свое мнение о произведении живописи.

Обучающийся получит возможность научиться:

стремиться к пониманию позиции другого человека;

осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных задач; договариваться и приходить к общему мнению;

понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;

высказывать свою точку зрения, в том числе о произведении живописи, о совместной работе и т.д.;

контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения.


4. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема урока

Оборудование

Возможные  виды

деятельности учащихся

Планируемые

 результаты

1 четверть

1. Искусство в твоем доме (8 ч.)

1-2

03.09

10.09

Темы: Искусство в твоем доме.

Твоя игрушка (создание формы, роспись).

Цель: развивать умение наблюдать окружающую действительность и использовать наблюдения для создания тематического рисунка

НП,ПММ ИД,ДК,

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

Игрушки, посуда, гжельские и хохломские изделия

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды предметов ДПИ, материалы из которых они сделаны.

Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления воспринимаемых объектов.

Выявлять  конструктивный образ и характер декора в данных образцах, работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней.

Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и декора предмета.

Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскизов изучаемых предметов.

.

Личностные:

формирование социальной роли ученика;

формирование положительного отношения к учению;

представления о  ценности природного мира для практической деятельности человека

развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;

осмысление своего поведения в школьном коллективе;

ориентация на понимание причин успеха в деятельности

формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников

умение радоваться успехам одноклассников;

формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной  культурой;

умение видеть красоту труда и творчества

формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;

формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности;

Регулятивные:

 Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные:

уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

донести свою позицию до собеседника;

оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Учиться согласованно работать в группе:

учиться планировать работу в группе;

учиться распределять работу между участниками проекта;

понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.

Предметные:

Рисование с натуры и по представлению

Построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент.

Работа с акварелью и гуашью; художественная роспись платков, их разнообразие, орнамент

Конструирование из цветной и белой бумаги

Конструктивное строение: объемное изображение фигур

Выполнение эскизов.

Работа акварелью, гуашью, в смешанной технике (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование).

Декоративно-прикладное творчество.

3-4

17.09

24.09

Темы: Твоя посуда.

Цель: совершенствовать приемы рисования с натуры, правильной передачи формы и пропорции; развивать умение самостоятельно решать декоративное оформление предметов; познакомить с элементами НП,ПММ ИД,ДК,

Альбом, гуашь, кисти.

Игрушки, посуда, гжельские и хохломские изделия

5

01.10

Тема: Мамин платок  Цвет и ритм узора. Изготовление рисунка     « Платок для своей мамы»

 Цель: показать приемы составления декоративных композиций (растительный узор-хохлома, гжель)

НП,ПММ ИД,ДК,

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

Б.Кустодиев «Купчиха». «Ярмарка»; Л.Малеев «Рязанские девочки»

В.Суриков «Сибирская красавица» Русские платки, ткань с растительным орнаментом

6

08.10

Тема: Обои и шторы у тебя дома Рисование с помощью трафарета. 

Цель: учить составлять непрерывные полосные орнаменты, развивать навыки использования растительных форм для композиций орнамента, развивать

художественный вкус

НП,ПММ ИД,ДК,

Альбом, гуашь, акварель, кисти, трафарет.

Электронная энциклопедия, образцы обоев разного назначения

7

15.10

Тема: Твоя книжка.

Цель: развивать творческие способности учащихся, умение раскрывать в иллюстрациях содержание

литературного произведения Иллюстрация твоей книжки.

Иллюстрирование русских народных потешек. 

НП,ПММ ИД,ДК,

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

М.Врубель «Пан»,

.Васнецов «Алёнушка»

Н.Рерих «Заморские гости»

Выставка книг

8

22.10

Тема: Поздравительная открытка (декоративная закладка).

Цель: познакомить с графическими работами (гравюра, офорт, литография, линогравюра). Формировать любознательность, вкус к произведениям графики, понимание условности ее языка

НП,ПММ ИД,ДК,

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

Образцы гравюр (Энциклопедия)

2. Искусство на улицах твоего города (6 ч.)

9

29.10

Темы: Искусство на улицах твоего города. В мире народного зодчества. Наследие предков: памятники архитектуры.

Цель: познакомить с архитектурой родного города, с трудом художников, архитекторов-строителей; начать работу над панно «Мой любимый город»

НП,ПММ ИД,ДК,

Альбом, цв. карандаши, пастель.

Видеофильм «Музей-Панорама»; электронная энциклопедия, слайды, ПК

Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды

Воспринимать и оценивать эстетические достоинства архитектурных построек разных времён, городских украшений.

Понимать их значение.

Сравнивать их между собой, анализировать, выявляя в них общее и особенное.

Овладевать композиционными и оформительскими навыками при создании образа витрины 

Фантазировать, создавать творческие проекты фантастических машин.

Обрести новые навыки в конструировании из бумаги.

2 четверть

10

12.11

Тема: Витрины на улицах.

Цель: развивать наблюдательность, познавательные способности учащихся, научить различать характер витрин, их оформление

НП,ПММ ИД,ДК,

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

 Электронная энциклопедия, ПК, слайды

11

19.11

Тема: Парки, скверы, бульвары. Изображение на листе бумаги парка, сквера 

Цель: обратить внимание детей на то, что парки и скверы проектируются

художниками-архитекторами; объяснить, в чем заключается их работа; продолжить освоение способов передачи пространства

НП,ПММ ИД,ДК,

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

Дворцовые парки Петродворца, Версаля, Сансуси, современные мемориалы

12

26.11

Ажурные ограды.

Цель: развивать творческое воображение художников-конструкторов Изготовление из бумаги ажурных оград.

НП,ПММ ИД,ДК,

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

Слайды, электронная

энциклопедия, ПК

13

03.12

Тема: Фонари на улицах и в

парках.

Цель: расширять представление учащихся о работе

художников по созданию

общего облика города,

продолжать работу над панно Изготовление проекта фонаря при помощи туши и палочки.

НП,ПММ ИД,ДК,

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

Отрывок из сказки

Г.Х. Андерсена

«Старый фонарь».

Электронная

энциклопедия, ПК

14

10.12

Тема: Транспорт.

Цель: обратить внимание

детей на выразительность

форм транспорта:

воздушного, наземного,

историю его развития

НП,ПММ ИД,ДК,

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

Слайды, картины,

таблицы, иллюстрации

3. Художник и зрелище (12 ч.)

15

17.12

Темы: Художник и

зрелище. Художник и театр (образ театрального героя).

Цель: развивать представление о деятельности художника, раскрыть сущность театрального слова; фантазия художника и зрителя

НП,ПММ ИД,ДК,

Альбом, цв. карандаши, пастель, восковые мелки.

Музыкальные фрагменты (ария Леля,

ария Шемаханской царицы из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»); электронная энциклопедия, ПК

Участвовать в образовательной игре в качестве экскурсоводов

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке, театре.

16

24.12

Тема: Образ театрального героя.

Цель: введение в мир театра, в мир условностей, в мир игры

НП,ПММ ИД,ДК,

Альбом, цв. карандаши, пастель, восковые мелки. Сказка по выбору. Слайды с изображением выразительных характеров

3 четверть

17-18

14.01

21.01

Темы: Театральные маски.

Цель: познакомить с масками как способом перевоплощения; развивать эмоционально-целостное отношение к искусству

НП,ПММ ИД,ДК,

Альбом, гуашь, кисти.

Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное.

Сравнивать объекты, видеть в них интересные выразительные решения.

Иметь представление о разных видах театральных кукол, масок, афиши, их истории.

 

Овладевать навыками коллективного художественного творчества.

Осваивать навыки локаничного декоративно-обобщённого изображения.

Создавать яркие выразительные проекты.

Участвовать в театрализованном представлении или весёлом карнавале.

Понимать и объяснять  роль художественного музея и музея ДПИ, их исторического значения.

Иметь представление о разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.

Называть самые значительные музеи России.

 

Иметь представление о разных жанрах изобразительного искусства.

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своём опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

Знать имена крупнейших художников.

Развивать живописные и композиционные навыки. 

Называть виды скульптуры, материалы, которыми работает скульптор.

19-20

28.01

04.02

Темы: Театр кукол. Голова куклы, театральный костюм.

Цель: создать куклу к кукольному спектаклю; расширить представление детей о кукольном театре и его истоках; развивать устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа

НП,ПММ ИД,ДК,

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

21-22

11.02

18.02

Темы: Театральный

занавес.

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о театре, познакомить с театральным зданием

НП,ПММ ИД,ДК,

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

23-24

04.03

11.03

Тема: Афиша.

Цель: познакомить с работой художников-графиков, с театральным плакатом, назначением афиш

НП,ПММ ИД,ДК,

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

25

18.03

Тема: Художник и цирк. Праздник в городе.

Цель: закрепить знания о театре и цирке

НП,ПММ ИД,ДК,

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

4 четверть

26

01.04

Тема: Праздник в городе.

Цель: закрепить знания о театре и цирке

НП,ПММ ИД,ДК,

Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

4. Художник и музей (8 ч.)

27

08.04

Темы: Художник и музей.

Музеи в жизни города.

Цели: познакомить с историей культуры и искусства, сделать первый

шаг к самостоятельному их изучению и посещению музея

НП,ПММ ИД,ДК,

Бумага, гуашь, кисть

28

15.04

Тема: картина пейзаж.

Цель: познакомить учащихся с жанром пейзажа, научить видеть и передавать в рисунке красоту природы

НП,ПММ ИД,ДК,

Альбом, гуашь, кисти. В.Серов «Вечерний звон»

И.Шишкин «Лес зимой»

В.Поленов «Московский дворик»

В.Суриков «Взятие снежного городка»

К.Юон, Б.Кустодиев

29

22.04

Тема: Картина натюрморт.

Цель: показать отношение художника к тому, что он изображает

НП,ПММ ИД,ДК,

Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.

30

29.04

Тема: Картина - портрет. Цель: познакомить учащихся с изображением человека на портрете

НП,ПММ ИД,ДК,

Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.

А.Веницианов «Захарка»,

И.Серов «Девочка с персиками»

Рембранд «Сын Титус за чтением»

31

06.05

Тема: Картины исторические и бытовые. Цель: научить отличать исторические картины от бытовых, воспитывать любовь к Родине, патриотизм

НП,ПММ ИД,ДК,

Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.

Изображения музеев  искусств.

Третьяковская галерея, Эрмитаж,

Музей  изобразительных искусств им. Пушкина, Русский музей

Называть несколько знакомых памятников и их авторов,

 уметь рассуждать о созданных образах.

 

32

13.05

Тема: Скульптура в музее и на улице.

Цель: познакомить с жанром скульптуры, разнообразием скульптурных материалов

НП,ПММ ИД,ДК,

Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.

А.Матисс «Синий горшок и лимон»

И.Репин «Яблоки и листья»

И.Шишкин «Мухоморы.Этюд»

В.Ван Гог «Подсолнухи»

33

34

22.05

Тема: Художественная выставка Обобщение тем четверти.

Цель: организация выставки лучших работ за год

Резерв

  34   ч.

итого


5. Перечень материально-технического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса

1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК:

Основная литература.

Е.И.Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 3класса /Под ред. Б. М. Неменского.- М.: Просвещение, 20..г

2.Технические средства обучения:

ноутбук педагога (НП)

нетбуки обучающихся (НО)

интерактивная доска (ИД)

проектор мультимедийный (ПММ)

система контроля и мониторинга качаства знаний (СКМКЗ)

документ-камера (ДК)

микроскоп цифровой (МЦ)

модульная система экспериментов(МСЭ)

 принтер (П);

НП, ИД, ПММ используются на каждом уроке.

3.Информационно-коммуникативные средства:

авторские презентации Power Point;

авторские разработки для работы с интерактивной доской;

учебные фильмы и программы.

4. Печатные пособия:

альбомы по искусству;

портреты русских и зарубежных художников;

наглядные пособия; 

схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека и др..

5.Интернет-ресурсы:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - режим доступа: http[//school-collection. edu.ru

Сайт занкова - режим доступа: http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=50

презентации уроков «начальная школа». - режим доступа: http://nachalka.info/about/193

я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - режим доступа: http://nsc. 1 september.ru/urok

6. Учебно - практическое оборудование

альбом для рисования;

бумага  А3, А4;

восковые мелки;

ёмкость для воды;

карандаши цветные;

краски  акварельные;

краски гуашевые;

кисточки беличьи № 1, 2, 3, 5;

пастель;

фломастеры.

Рассмотрено на заседании

методического объединения

учителей начальных классов

Протокол №_____________

От   «______» ________________201___г.

Согласовано                                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                                                  «_____»___________201       г.

Заместитель директора по УВР       ____________________________

Шлеткова О.С.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству (учебник Б. М. Неменский) 2 класс

Адаптированная рабочая программа составлена для учащихся с задержкой психического развития органического генеза с недостаточной сформированной познавательной и эмоционально-волевой сферами на фоне отк...

Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...

Рабочая программа по учебному курсу "Изобразительное искусство" автор Б.М.Неменский для 1 класса УМК "Школа России"

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программ...

Рабочая программа Изобразительное искусство(Б.М.Неменский) ФГОС 4 класс

Рабочая программа "Изобразительное искусство"(Б.М.Неменский) ФГОС 4 класс...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинное вышитое полотенце», 3 класс, УМК "Изобразительное искусство", автор Б.М. Неменский

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Старинное вышитое полотенце»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования п...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Музей в жизни города», 3 класс, УМК "Изобразительное искусство", автор Б.М. Неменский

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Музей в жизни города» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирова...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Тихие и звонкие цвета. Весенний пейзаж», 3 класс, УМК "Изобразительное искусство", автор Б.М. Неменский

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Тихие и звонкие цвета. Весенний пейзаж» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание усл...