Лепка игрушки по мотивам народных образцов. Филимоновская игрушка.
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо) по теме

Морозова Светлана Николаевна

Конспект занятия кружка лепки. Можно использовать на уроках изо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_izobrazitelnogo_iskusstva.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассная работа по изобразительному искусству

Конспект занятия кружка лепки

Тема: «Лепка игрушки по мотивам народных образцов»

Р.К.  «Филимоновская игрушка»

Количество часов: 2 (первый – лепка; второй (через неделю) – роспись игрушки)

   Задачи: закреплять умения лепить игрушку и творчески применять элементы народной росписи; воспитывать чувство патриотизма, уважения и восхищения художественным мастерством народных умельцев; способствовать формированию художественного вкуса; обобщить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве.

  Материалы:

 Для учителя:  репродукции, открытки, слайды, фотографии, образцы изделий мастеров глиняной игрушки (они могут быть оформлены как выставка), динамическая таблица приемов лепки, образцы росписи,  декоративные работы учащихся, выполненные в разные периоды обучения.

  Для учащихся:  детские книги о народных умельцах дымковской и филимоновской игрушки, книжки-раскраски с глиняными игрушками, материал для лепки (глина, пластилин, соленое тесто), подкладная доска, гуашь, баночка для воды, стеки, тычки, кисти, тряпочки.

План занятия.

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение темы, целей и задач.
  3. Краткие сведения о глиняной народной игрушке. Сравнительный анализ дымковской и филимоновской игрушки.
  4. Рассматривание и анализ произведений мастеров игрушки. Обсуждение приемов лепки и росписи.
  5. Физкультминутка.
  6. Самостоятельная практическая работа.
  7. Выставка, анализ работ учащихся.
  8. Подведение итогов занятия.

Ход занятия:

  Добрый день, гости дорогие, пожалуйте! Давно мы вас ждем-поджидаем, кружок без вас не начинаем! У нас для каждого найдется и местечко, и словечко! Рассаживайтесь поудобнее, я расскажу вам сказку. Слушайте…

   Жил-был баран Золотые Рога. Шерсть на боках у него была вся в цветных завитках – красных, синих, желтых, зеленых, белых, черных. Гулял баран по полям и горам, по лугам и лесам. Никого баран Золотые Рога не боялся. От холода его шуба спасала, а от лютых врагов – умная голова. (Демонстрация игрушки.)

   Окружили раз барана серые волки. Да только баран Золотые Рога не испугался, поглядел на серых волков и говорит:

  • Пора бы и поужинать, да волки все какие-то худые.

А волчий круг все уже. Баран и говорит:

  • Ошибся я, есть и жирные головы.

А волки все ближе. Закричал баран Золотые Рога на весь лес:

  • Жирную пару волков на ужин выбрал!

Сверкают при свете луны золотые рога. Испугались волки и пустились со всех ног наутек.

   Эту сказку любят вспоминать вятские мастерицы. Игрушки из глины лепят, в печи обжигают, веселыми красками раскрашивают, а сами сказки сказывают. Поэтому такими веселыми и получаются у них игрушки. Смотрите, какая красота! Нежно называют эти игрушки «дымка», потому что делают их в заречной слободе Дымково на высоком берегу Вятки.

   Зимой слобода в дыму от того, что топятся печи, а в пасмурные дни стелется туман отречки – отсюда и название – Дымковская слобода, а игрушка тоже именуется «дымковской». Жители этой слободы все от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Давайте мы посмотрим на эти игрушки. Чем они похожи? (Белым фоном.) Белые они от того, что лепили их чаще всего зимой, когда вокруг было все белым-бело. В тех местах зима длинная и снега много.

   Сидит мастер у окна, видит – вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же белой и чистой. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому они должны быть яркими и нарядными. Рассмотрите игрушки внимательно.  

   А в другом селе, что недалеко от Одоева Тульской области, в Филимоново, лепят свои, непохожие на другие, глиняные игрушки. Глина здесь особая – голубая.

   Сегодня у нас в гостях конек Дымок из села Дымково и конек Филя из села Филимоново. Ребята, вы видите, это не простые животные, а сказочные. А почему они похожи на сказочных?

  Давайте сравним этих коньков: чем они похожи, а чем отличаются?

(Оба сделаны из глины, украшены ярким узором. У филимоновских игрушек вытянутые шеи, поперек туловища идут пестрые полоски трех цветов: малинового, красного и желтого. Дымковские игрушки самые нарядные, они бывают больших размеров, имеют обычно короткое туловище и четыре конические ножки. Эти игрушки белые, а по белому геометрические узоры из кругов, точек, полос, клеточек.)

   Конь в русских народных сказках – существо фантастическое. Он друг и помощник человека.

   Сегодня на занятии мы будем лепить глиняную игрушку (часть учащихся – дымковскую, часть – филимоновскую.) Рассмотрите коньков. Из каких частей состоит игрушка? (Голова, туловище, конечности.) Какие детали можно выделить в игрушке? (Грива, хвост, уши.)

Приемы лепки игрушки.

  Филимоновскую игрушку обычно тянут из кома глины, а дымковскую чаще лепят по частям, соединяя части в целое в определенной последовательности.

Назовем приемы лепки:

  1. Катают шар (чуть больше половины куска).
  2. Раскатывают в форме цилиндра (туловище).
  3. Из шара меньшего размера раскатывают удлиненный конус. Придают ему перегибанием форму головы и шеи.
  4. Ноги делают в форме усеченного конуса.
  5. Раскатывают жгуты (для гривы и хвоста).

Затем соединяют части в целое. Примазывание отдельных частей выполняют как можно тщательнее, следы примазки старательно разглаживают.

   Для выполнения филимоновской игрушки основная заготовка не цилиндр, а удлиненный конус, который сгибают так, чтобы получить шею и голову животного, а детали вытягивают.

   Эти же приемы характерны и для выполнения других животных: коровы, барана, оленя, козлика. Эти животные похожи между собой общим силуэтом. А отличаются друг от друга только формой рогов.

Подготовка рабочего места.

   Посмотрите, все ли готово к работе. Вам надо сегодня вылепить глиняную игрушку: коня, козлика или барана, а на следующем занятии выполнить ее роспись.

  В работе вам поможет динамическая таблица (на доске) и рисунки игрушек (на партах).

Практическая работа.

   Во время работы звучат русские народные песни.

Роспись игрушки.

   Роспись глиняных игрушек нарядна и декоративна.

Назовите основные элементы узора, украшающие дымку и филимоновскую игрушку.

Какими красками художники расписывают игрушки? (Темперными.)

Какие цвета преобладают в росписи этих игрушек?

   Роспись игрушек, фигурок животных начинают с опорных деталей – копыта, лапы. Работают кистью свободно, наклоняя игрушку за верхнюю часть. Не беда, если полосы и круги получаются неровными.

 По окончании – выставка детских работ, коллективное обсуждение, подведение итогов занятия.

Звучит плясовая музыка.

Солнце яркое встает,

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары!

Пышут жаром самовары!

Мы ребята удалые,

Мы ребята озорные!

Всех на ярмарку зовем!

Мы игрушку продаем!

А ну, честной народ!

Подходи посмелей,

Покупай товар, не робей!

Давай – покупай!

Выбирай – забирай!

Ребята, не зевайте.

Кто что хочет – покупайте!

Не ходите никуда,

Подходите все сюда!

Здесь игрушки знатные,

Складные да ладные!

Всегда повсюду славятся,

Они и вам понравятся!

Гости! Не зевайте!

Кто что хочет – выбирайте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лепка из глины. Филимоновская игрушка.

Практические рекомендации с использованием ЭОР....

презентация" Филимоновская игрушка"

Прекрасная презентация о истории  создании Филимоновской игрушки. Далее мы с детьми сделали своими руками эти игрушки, но сначала нарисовали на бумаге, а потом лепили. Получилось здорово....

"Лепка игрушки по мотивам народных образцов" (дымковская игрушка)

Данный материал поможет познакомить детей с историей возникновения игрушек, народных промыслов, с древним смыслом орнамента, которым украшали игрушки. Развивать творческие способности учащихся, эстети...

Тема урока: «Соломенных дел мастера». Изделия: Игрушки из волокнистых материалов по народным образцам: лошадка и олень.

Изготовление игрушек из соломы или волокнистых материалов на уроках технологии. Данный материал может быть использован для работы во внеурочной деятельности или в группе продленного дня....

Лепка филимоновской игрушки из пластилина «Петушок»

Народное декоративно-прикладное искусство, одно из средств эстетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит видеть прекрасное в окружающей нас жизни. Народное искусство обладае...