Красота родной природы в творчестве русских художников, поэтов, композиторов. Осенний пейзаж.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

Морозова Светлана Николаевна

Урок изобразительного искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_izo_2011.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Красота родной природы в творчестве

 русских художников, поэтов, композиторов.

 Осенний пейзаж.

Цель: нарисовать осенний пейзаж.

Задачи:
сформировать умение видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира родного края;

закреплять умение отличать пейзаж от картин другого жанра;

наблюдать живописное описание природы в пейзажах русских художников;

закрепить умение создавать композицию, подбирать цветовую гамму, согласно настроению, переданному в произведении;

развивать умение выполнять рисунок пейзажа, используя законы линейной и воздушной перспективы;

показать связь изобразительного искусства, музыки и литературы;

воспитывать любовь к природе родного края, восхищение её неповторимой красотой;
развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение.

Оборудование
: для учеников – альбом, акварельные краски, банка с водой, кисточки, простой карандаш, ластик;

Литературный ряд: стихи А.С.Пушкина, И.А.Бунина.

Зрительный ряд: репродукции произведений В.Поленова «Золотая осень», «Ранний снег», И.Левитана «Золотая осень»; В.Гришина.

Музыкальный ряд: аудиозапись “Времена года” П.И. Чайковского.

Ход урока

  1. Организационный момент.

 Регистрация учащихся в классном журнале. Подготовка рисовальных принадлежностей.

  1. Вступительное слово учителя.

Начнем наш урок с замечательного стихотворения И. Бунина:

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски я стремлюсь подметить,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия,

Она повсюду разлита…

Она везде, где красота…

- Ребята, как вы думаете, какая сегодня у нас тема урока? (пейзаж)

- Правильно. За окном прекрасная пора — осень. И нам предстоит выполнить какой пейзаж? (осенний).

- Как вы думаете, а какая цель нашего урока? (нарисовать осенний пейзаж)

На доске (или на мониторе компьютера) термины:
пейзаж
композиция
русская пейзажная живопись
-
Но сначала кто нам подскажет, какой жанр изобразительного искусства называется пейзажем? ( Пейзаж — это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению природы. Композиция – сочинение, взаимосвязь элементов произведения, переходящая в какую – либо идею, сюжет. Русская пейзажная живопись - произведения русских художников-живописцев).
- Что объединяет эти термины?  (Художники – живописцы, рисуя пейзажи, работают над композицией, создают образ своего произведения.)
- А каких художников-пейзажистов вы знаете? (Шишкин, Саврасов, Левитан, Куинджи, Поленов, Грабарь…)

   - Пейзажная картина дает возможность художнику выразить свое отношение к миру в широком плане, к миру природы, которая нас окружает. Природа сближает людей, часто рождает у них сходные настроения, раздумья, переживания. Поэтому произведения пейзажистов нам обычно близки и понятны.

   - Рассмотрим два пейзажа «Золотая осень» В.Д.Поленова и И.И.Левитана. Обе картины имеют одно и то же название. Что мы видим?

   На пейзаже Поленова мы видим излучину реки, высокий берег, поросший лесом, и дали, дали до самого горизонта. Передний план – поляна с протоптанной через нее тропинкой, молодой березняк, кое-где краснеют листья осины, еще не утратили своих сочных красок зеленые кроны дубов. Нежарко греет осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют все вокруг спокойным, ровным светом. Светла и задумчива осень над Окой. Она такая, как в стихах поэта И.А.Бунина.

 Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют
А между клёнами синеют.
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца...

-Прекрасные стихи… Кажется, будто Поленов и Бунин вместе любовались красотой осеннего дня. Нет, поэт и художник не были даже знакомы друг с другом. Но они одинаково почувствовали прелесть золотой осени и прославили ее: один – в стихах, другой – в картине.

  Картина Левитана «Золотая осень» заключает в себе образ торжественный, радостный в своем спокойствии осени, прославляющий родную природу. Эту картину по праву можно было бы назвать  «Энциклопедией русской осени», которую он неоднократно изображал в своих более ранних этюдах. Простым и первичным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.

 Слева мы видим березовую рощу, справа – лишь отдельные деревья. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открыватся осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке изумрудно-зеленой полосой озими – деревья.

 Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя.

 Художник Левитан тоже выразил в своей картине лёгкую грусть по поводу прощания с летом. Радость он передал тёплыми красками, а лёгкая грусть показана в осыпающейся с деревьев листве, увядшей траве

   

- Какое настроение навевают эти пейзажи? (Радостное, как будто парад красок идет.)
- Что вы отметили для себя, рассмотрев эти пейзажи? (Наверное, художники любили осень.
- Мне кажется, что я брожу среди этих берез и слышу, как падают листья.
- Оба художника создали картины, в которых изображено огромное пространство, оба точно и поэтично передали приметы золотой осени.)

   Живопись – это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль.

   В литературе главную роль играет слово. Прислушаемся к словам в стихотворениях об осени у А. С. Пушкина:

               Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

               Последние листы с нагих своих ветвей;

               Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

               Журча еще бежит за мельницу ручей…

  - И невольно перед глазами возникает картина В.Д.Поленова «Ранний снег». Что мы видим на репродукции? (Поздняя осень. Тучи темно-свинцовые закрывают холодное небо. И только красно-рыжий кустарник напоминает, что еще вчера здесь была золотая осень. Желтеет припорошенная снегом Ока. Черное, корявое дерево сиротливо торчит на косогоре. И какие необъятные просторы! Кажется, нет им конца и края!)

   - А вот такой увидел осень и запечатлел в своих работах наш земляк – художник В.Гришин (показ слайдов).

   - Осенью восхищались многие писатели, художники, музыканты, и каждый по-своему показал её в своих произведениях. Одни радовались осени, другие испытывали легкую грусть…

- Я предлагаю вам послушать “осеннюю” музыку Петра Ильича Чайковского из цикла “Времена года”. (Звучит фрагмент “Осенней песни” П. И. Чайковского.) Закройте глаза и попробуйте понять, какой увидел осень великий композитор. Какие чувства и настроение передает музыка?

- Какую осень вы представляли себе, слушая эту музыку? (Хмурую, дождливую. Осыпаются листья, дует ветер. Наступают холода.)

 - Почему вы так думаете? ( Потому что музыка грустная, печальная, тихая, нежная, плавная. )

Так и хочется сказать словами поэта А. С. Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.

 - Вы увидели и услышали представления об осени художников, поэтов и музыкантов. А теперь наша задача изобразить осенний пейзаж, соответствующий вашему настроению. Сегодня на уроке вам нужно при помощи акварели или гуаши создать живописную картину своей осени.

  1. Физминутка

- Задумчив и тих осенний лес. Представьте, что вы – осенние листья (встаньте, пожалуйста). Тянетесь к солнцу, теплу (потянулись). Ветер качает вас (наклоны в стороны). Подул холодный ветер, листья плавно летят вниз (садитесь на место).

  1. Практическая часть.

   Учащимся предлагается задание на урок - выполнить осенний пейзаж.
  - Для кого-то осень – это радость, для кого-то – грусть.
  - Попробуйте показать это в своём рисунке

        Работа с памятками

- Ребята, мы уже с вами не раз выполняли работу акварелью, гуашью, поэтому вы знаете, как нужно выполнять рисунок и в какой последовательности. Давайте вспомним. (см. памятку «Выполнение цветового решения эскиза»).

- А теперь посмотрим еще одну памятку «Выполнение пейзажа».  

 Беседа о строении деревьев
- Какую роль в пейзажах играют образы деревьев? (Одну из главных. В окружающей природе большое разнообразие деревьев, художники на картинах рисуют деревья.)
-Что различного в строении дерева и кустарника? (У дерева четко просматривается ствол, у кустарников несколько побегов с ветками)
- Что у дерева выше: крона, верхние ветви или макушка ствола? (Крона и ветви)
- Обратите на особенности форм частей дерева.

Образец рисования дерева учителем

 -береза - ветви певучие, нежные, нужно рисовать плавными тонкими линиями;
- дуб – ветви мощные, загадочные, будем рисовать толстыми линиями, начиная от ствола;
- рябина – ветка величественная, пышная, много мелких веточек и др.;

Приемы работы кистью: нажим кисточки ослабевает к макушке ствола, тонкие ветки рисуем концом кисточки и т.д.

Повторим правила по линейной, воздушной перспективам.
В рисовании пейзажа есть два основных закона — линейная и воздушная перспективы.  Слово «перспектива» с латинского языка означает «ясно вижу». Кто напомнит правила? (Смотря вдаль, мы видим, что удаленные предметы кажутся маленькими, а ближние – большими. Поэтому, рисуя пейзаж, на переднем плане даем крупное изображение предметов, а на заднем – мелкое. Этот закон называется линейной перспективой.

Чтобы пейзаж не выглядел плоским, используют закон воздушной перспективы. На переднем плане предметы прорисовываются четко, со всеми мелкими деталями, а на заднем — расплывчато. При рисовании переднего плана используются более яркие, контрастные цвета. При рисовании заднего плана цвет становится тусклым.)

Этому времени года соответствует своя палитра красок. Какие цвета характерны для  осени? (теплые)

Пошаговое выполнение работы

Располагаем лист бумаги горизонтально или вертикально.

Работать будем без карандаша, акварелью. Небо, землю – «по-сырому» . Смочим весь лист водой.

Рисуя небо, пройдитесь большой кисточкой энергичными мазками. Быстро покрываем землю горизонтальными мазками. Земля может быть разнообразна по цвету.

 Рисунок кистью выполняется легко и свободно, как  правило, используется краска теплого или холодного цвета в зависимости от колорита картины.

Не дожидаясь полного высыхания фона, тоненькой кисточкой проработайте первый план: одно или несколько деревьев, кустарники.

Если вопросов нет, приступаем к работе, а если они появятся, поднимите руку.

В течение самостоятельной работы звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года”.

Учитель в течение всего задания подходит к каждому ученику группе и советует, помогает учащимся.

  1. Итог урока.

Выставка, комментирование работ.

- Как вы оцениваете свои работы? Какие работы заслуживают отличной отметки? А чем они вам понравились? (Далее подвести детей к выводам: правильность использования художественного материала, выразительность работ, композиция, выделение главного, цветовая гамма, средства выразительности, смогли ли воплотить задуманное.)

Все прекрасно справились с работой, получились именно осенние пейзажи. Ребята, скажите, чему вы научились сегодня на уроке? (Перспектива, узнали больше о цветоведении, о художниках и их картинах.)

- А домашнее задание — понаблюдать, как меняются времена года. А мне на память о сегодняшнем уроке оставьте свои впечатления в виде волшебного дерева. Оранжевый лист – прекрасное настроение, желтый лист — хорошее, голубая капелька — мне немного грустно.

-Ребята, наше волшебное дерево оделось в осеннюю палитру.

Сегодня на уроке мы проследили взаимосвязь музыки, литературы, изобразительного искусства в создании образа осени.

Осень никогда не повторяется – каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем.

Спасибо  за внимание и за работу!  Старайтесь видеть в окружающей нас природе удивительную красоту, и вы добрее станете к ней.


Уборка рабочих мест

Литература:

1. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Ярославль:1997.

2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1989.

3. Энциклопедия художника. М.: Астрель, 2002.

4. Конева Л.С. Пейзаж. Натюрморт. М.: Современный литератор,2002.

5. Алехин А.Д. Когда начинается художник: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, владос,1994.

6. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 кл. в 4 ч. Ч 2 Основы живописи. Обнинск: Титул, 1996.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка «Выполнение  цветового решения эскиза»

  1. Рисунок предварительно смочить водой, чтобы лучше ложилась гуашь или акварель.
  2. Для прокладки основного тона неба, земли, воды краска подбирается на палитре путем смешивания цветов.
  3. Завершение работы. Использование разнообразных приемов акварельной живописи позволяет передавать легкость и пушистость облаков, брызги волн, порыв ветра, плотность и  материальность строений. Для этого приходится усилить освещенность и цвет каких-то частей. А другие приглушить, ослабить контрасты, убрать тень, сблизить их цвет с фоном. Следует позаботиться о красоте целого.