"Праздничные краски узоров" - рисование элементов декоративного оформления дымковской игрушки. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Попова Любовь Николаевна

На данном уроке ИЗО дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся выделять элементы геометрического рисунка дымковской росписи, упражняются в приемах рисования кистью элементов дымковского узора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_2_klass.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Большекарайская средняя общеобразовательная школа села Большой Карай Романовского района Саратовской области

Урок изобразительного искусства во 2 классе

ТЕМА:

«Праздничные краски узоров» - рисование элементов декоративного оформления дымковской игрушки. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о её красоте.

                                                                                  Выполнила: учитель начальных классов, I категория

                                                                     Попова Л. Н.

2014 г.

Цели: воспитывать любовь к народному искусству, эмоциональную отзывчивость на произведения мастеров дымковской игрушки;

развивать эстетическое восприятие, чувства ритма;

познакомить детей с дымковской игрушкой, научить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины);

развивать восприятие цвета, умение выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки;

упражнения в приемах рисования кистью элементов узора дымковской игрушки

Оборудование урока: листы белой бумаги, акварельные краски, кисти, баночки с водой, презентация.

                                         План урока:

1 проверка организации рабочих мест;

2 ознакомление с дымковской игрушкой, с характером её росписи;

3 объяснение последовательности упражнений и демонстрация приемов рисование кистью;

4 подведение итога урока, коллективное обсуждение детских работ

                                                       Ход урока.

Ребята, вспомните, где мы с вами были  три дня тому назад?

(На выставке «По следам народного творчества»)

Что мы там видели? А кто все это сделал?

Вот видите какие «золотые» руки у наших односельчан. Когда-то, ребята, наше село славилось гончарами. А кто такие гончары вы узнаете, послушав стихотворение С. Я. Маршака  ( 1 слайд)

Русь издавна славилась народными мастерами. Русские люди любят и умеют создавать своими руками такие вещи, которые не изготовит ни одна машина и не выточит ни один станок.

В далекие- далекие времена бедные люди не могли позволить себе купить дорогую посоду, а детишкам игрушки. Поэтому они покупали  посуду и игрушки из глины и дерева. А делали это все народные умельцы. Чтобы эти изделия выглядели красиво, их разрисовывали яркими красками. Так на Руси и появились филимоновские, карговпольские, дымковские игрушки, посуда из Хохломы, матрешки из ПолоховМайдана. (2 слайд)

Сегодня на нашем уроке мы познакомимся с дымковской игрушкой. Узнаем, как её делают и разрисовывают.

(3 слайд) Посмотрите на эти фотографии. Это и есть дымковская игрушка. Сделана она из глины и расписана яркими узорами. Дымковская игрушка называется так, потому что изготовляли её народные умельцы в слободе Дымково, это недалеко от города Вятка. Вроде бы игрушки эти не очень большие, но труда они требуют немалого. Сначала надо правильно приготовить глину, потом слепить игрушку. Затем её надо высушить и обжечь в специальных печах, потом её белят и только потом расписывают красками.

Для росписи игрушек дымковские мастера используют простые узоры: кружочки, кольца, клетки, прямые и волнистые линии, точки-горошины. Выполняется этот узор яркими красками: красной, желтой, зеленой, синей, оранжевой, черной, сочетания их между собой. Но не смешивая и чтобы узоры на игрушках получились нарядные. (Слайд 4)

Сегодня на уроке вы тоже поучитесь писать кистью такие узоры. Но сначала надо освоить отдельные элементы. Прежде чем приступить к работе, давайте отдохнем.

Физминутка

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведем,

И к себе скорей прижмем,

А потом быстрей, быстрей.

Хлопай, хлопай веселей.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу

В сторону руки, плавно помашем

Это к нам птицы летят

Как они сядут, тоже покажем

Крылья сложили назад.

Какие элементы узора используют дымковские мастера в росписи своих игрушек?

А какие краски им нужны?

Ребята, а сейчас возьмите и положите перед собой белые листы бумаги. Я вам буду показывать отдельные элементы росписи игрушки на доске, а вы это делайте на своих листах. Кисточки мочим в воде не очень сильно, чтобы краски не расплывались.

 1 Учимся писать прямые линии (вертикальные и горизонтальные)

 2 Волнистые линии.

 3 Кружки и колечки.

4 Точки – горошины

5 Листочки

Если соединить эти элементы по цвету, то получится узор дымковской игрушки

Ваша задача сегодня- расписать дымковскую игрушку «Барыня». Откройте свои альбомы. Вы видите, что там обведена «Барыня». Расписывая эту игрушку, вы можете составить свой узор, но при этом помните: какие элементы используют, и какие краски.

Работы ваши должны быть аккуратными, узор должен быть правильным. Прежде чем приступить к работе, давайте произнесем волшебные слова

Над бумажным над листом

Машет кисточка хвостом

И не просто машет,

А бумагу мажет.

Красит в разные цвета

Ух, какая красота.

Самостоятельная работа учащихся.

  Анализ работ.

А сейчас, ребята, посмотрите все ваши рисунки. Многие из вас составили свой узор. Молодцы! Посмотрите на эту работу. Что можно сказать о рисунке? Да, рисунок выполнен аккуратно, узор составлен верно. А что можно сказать про эту работу? Какие ошибки допущены?

Итог урока. Рефлексия.

И так урок наш подошел к концу. Чем же вы занимались на уроке? Что узнали о дымковской игрушке?

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвета серого,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капельки росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящие басы!

Она глядит не прянично –

Ликующе и празднично.

В ней молодость изюминка,

В ней удаль и размах…

Сияйте охра с суриком,

По всей земле в домах!

Чтоб всем светло, не сумрачно!

И злость, и хмурость льдинкой

Без всякого следа

Пусть под улыбкой Дымково

Растают на всегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Праздничные краски узоров» - рисование кистью элементов геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку.

На уроках изобразительного искусства дети узнают  о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Дымковская игруш...

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс...

«Декоративная работа. Дымковской игрушки».

Цель урока.Продолжить знакомство с народными промыслами, познакомить детей с новым для них промыслом – дымковская игрушка.Задачи:- познакомить с характерными особенностями росписи дымковской игрушки-ф...

Урок изобразительного искусства в 3 классе. Тема "Дымковская игрушка. Рисование элементов орнамента".

Используемые средства: Учебник, глиняные игрушки (индюк, барыня, водоноска), изготовляемые в Дымковской слободе. Фотографии с изображением народных игрушек.Листы  бумаги для рисования с кон...

Дымковская игрушка. Роспись дымковской игрушки.

Познакомить с традициями в росписи дымковской игрушки, формировать навыки в создании единств форм и декора, ритма цветовых пятен....