Конспект урока изобразительного искусства
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Оськина Екатерина Алексеевна

Учебно-методическая разработка урока на тему: "Рисование яблока с натуры" и презентация к нему позволит без труда для педагога и с интересом для обучающихся организовать урок по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_risovaniyu.doc59 КБ
Office presentation icon risovanie_yabloka_s_natury.ppt2.37 МБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3 класс.

Тема: «Рисование яблока с натуры».

Вид урока: рисование с натуры.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: закрепить навык рисования с натуры, передачи объема предмета.

Задачи:

1. Образовательные: познакомить с жанром натюрморта; художественное понятие натюрморта.

2. Развивающие: развитие глазомера, мелкой моторики, изобразительных способностей; формирование внимательности самоконтроля, пространственного восприятия, закрепление навыков рисования с натуры и штриховки.

3. Воспитательные: воспитать самостоятельность, усидчивость, интерес и любовь к искусству.

Музыкальный ряд: отрывки из произведений П.И.Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица», Л.В. Бетховена, Вивальди «Времена года».

Художественный ряд: натюрморты И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды», К.С.Петрова-Водкина «Утренний натюрморт», В.Ф. Сторажова «Натюрморт с яблоками», Н.А.Кузнецов «Натюрморт с яблоками».

Оборудование:

для учителя: мультимедиа, образец нарисованного яблока, яблоко, которое дети будут рисовать;

для детей: лист бумаги, простой карандаш, ластик, точилка.

План урока:

Ι. Организационный момент(1 мин.).

ΙΙ. Объяснение цели урока(2 мин.).

ΙΙΙ. Беседа о жанре натюрморт, о форме яблока (10 мин.).

ΙV. Поэтапное объяснение работы(4 мин.).

V. Самостоятельная работа(25 мин.).

VΙ. Подведение итогов урока. Выставка лучших работ(2 мин.).

№/п

Ход урока

Примечания

Ι.

ΙΙ.

ΙΙΙ.

ΙV.

V.

VΙ.

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Проверьте пожалуйста, есть ли у вас все нужное к уроку: лист бумаги, простой карандаш, ластик, точилка. Все другое уберите со столов, это будет вам мешать.

Объяснение цели урока

- Сегодня нас ждет увлекательная работа. А для того, чтобы узнать, что мы сегодня будем рисовать, вам нужно отгадать загадки.

Я румяную Матрешку

От подруг не оторву.

Подожду, когда Матрешка

Упадет сама в траву.

- Яблоко.

Висит на ветке колобок,

Блестит его румяный бок!

Сам с кулачок, красный бочок,

Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко.

- Яблоко.

- Правильно, сегодня мы будем рисовать яблоко с натуры, а также познакомимся с новым для вас жанром искусства.

Беседа о жанре натюрморт, о форме яблока

 - Ребята, давайте вместе с вами вспомним сказки, где упоминается яблоко.

- «Сказка о царевне и семи богатырях», «Белоснежка»…

- Также большое значение яблоко имеет и в живописи. Многие художники учились рисовать именно с яблок. Этот фрукт также является неотъемлемым составляющим натюрмортов.

- Ребята, а может кто-нибудь из вас знает, что такое натюрморт?

- Ответы детей.

- Слово натюрморт произошло от французских слов nature morte что дословно означает «мёртвая природа». В изобразительном искусстве натюрморт – это изображение неодушевлённых предметов. На них художник может изображать самые разнообразные предметы: цветы и букеты, фрукты и овощи, бытовые предметы и музыкальные инструменты и др.  Примеры натюрморта вы можете видеть на слайде. Это картины русских художников Ивана Трофимовича Хруцкого «Цветы и плоды», Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «Утренний натюрморт». Что изображено на них?  Чем они отличаются?

- Ответы детей.

- А теперь давайте посмотрим на натюрморты русских художников, на которых изображены яблоки. Это картины Кузнецова Николая Алексеевича и Владимира Фёдоровича Стожарова, обе они так и называются «Натюрморт с яблоками». Что еще изображено на картинах кроме яблок?

- Ответы детей.

- Чем различаются яблоки, изображенные на картинах?

- Ответы детей.

- Какие оттенки цветов преобладают на каждой картине?

- Ответы детей.

- Рисование яблока нужно начать с рисования его формы. Яблоки бывают разной формы. На какую фигуру больше всего похоже яблоко?

- Шар.

- В чем различия между формой шара и яблока?

- Ответы детей.

- Также, ребята, нужно помнить, что у яблока различаются верх и низ: на нижней части остатки завязи, а на верхней черенок. Они находятся в углублениях.

Поэтапное объяснение работы

- Для того чтобы начать рисовать яблоко необходимо найти место на бумаге, для этого определяем где заканчивается горизонтальная плоскость и начинается вертикальная, и намечаем  размер будущего яблока, определив при этом высоту и ширину. Размер намечаем легкими горизонтальными и вертикальными линиями. Находим место углубления и черенка.

- Убираем все лишние линии, наносим тень от яблочка и теперь переходим к штриховке.

- Начните заштриховывать яблоко от его левого края. В одном направлении проводите карандашом легкие, но достаточно длинные штрихи. Старайтесь, чтобы они были параллельны контуру яблока. Ту поверхность плода, на которую падает свет, где должны быть блики, не заштриховывайте, оставьте просто белой.

- Добавляем детали в верхней части яблока. Незначительно заштрихуйте верхнюю левую часть яблока так, чтобы штрихи ложились почти параллельно контуру и изогнутой поверхности плода.

- Когда будет нарисован контур яблока, можно начать заштриховывать его, чтобы придать плоду объем. Старайтесь класть небольшие штрихи, повторяя форму яблока. Постепенно двигайтесь от тона более сильного к менее интенсивному. Самый темный фрагмент должен быть на том участке яблока, который находится в тени, а те места, на которые падает свет — блики, — следует оставить белыми, не заштрихованными.

- Когда вы закончите рисовать яблоко, необходимо добавить отбрасываемую им тень. Используя боковую сторону грифеля, начните создавать тень легкими горизонтальными штрихами. В середине

тень будет гуще, а около яблока светлее — здесь вам нужно будет ослабить нажим на карандаш.

- У вас должен получиться такой рисунок.

Самостоятельная работа

- А теперь самостоятельно приступайте за работу.

Подведение итогов урока. Выставка лучших работ

- Сегодня все справились с рисунком. Теперь давайте продемонстрируем лучшие работы.

- Какие работы вам понравились больше всего?

Показ слайда с изображением яблок

Показ слайдов с изображением этих натюрмортов

Показ слайдов с изображением натюрмортов с яблоками.

Все этапы иллюстрируются на слайдах

Демонстрация образца.

Во время работы звучит  классическая музыка русских и зарубежных композиторов.

Проведение выставки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рисование яблока с натуры

Слайд 2

Висит на ветке колобок, Блестит его румяный бок! Сам с кулачок, красный бочок, Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко.

Слайд 4

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях Белоснежка

Слайд 5

Иван Трофимович Хруцкий «Цветы и плоды»

Слайд 6

Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»

Слайд 7

Кузнецов Николай Алексеевич «Натюрморт с яблоками»

Слайд 8

Владимир Фёдорович Стожаров «Натюрморт с яблоками»

Слайд 9

Находим место для фрукта на бумаге, намечаем размер будущего яблока, определяем высоту и ширину. Размер намечаем легкими горизонтальными и вертикальными линиями.

Слайд 10

Убираем все лишние линии, наносим тень от яблочка и теперь переходим к штриховке.

Слайд 11

Начните заштриховывать яблоко от его левого края. В одном направлении проводите карандашом легкие, но достаточно длинные штрихи. Старайтесь, чтобы они были параллельны контуру яблока.

Слайд 12

Ту поверхность плода, на которую падает свет, где должны быть блики, не заштриховывайте, оставьте просто белой.

Слайд 13

Чтобы придать плоду объем. Старайтесь класть небольшие штрихи, повторяя форму яблока. Постепенно двигайтесь от тона более сильного к менее интенсивному.

Слайд 14

А) Световые блики. Б) Темные тона. В) Тени. В середине тень будет гуще, а около яблока светлее — здесь вам нужно будет ослабить нажим на карандаш.

Слайд 15

У вас должно получиться такое яблоко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока изобразительного искусства.Тема урока: « Выполнение эскиза декоративного фигурного сосуда (сосуд-зверь, сосуд-птица). Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»

Тема урока:  « Выполнение   эскиза   декоративного  фигурного  сосуда  (сосуд-зверь, сосуд-птица).Ознакомление с  произведениями  народного декоративн...

Конспект урока изобразительного искусства Тема урока: Строим вещи.

Конспект урока  изобразительного искусстваТема урока: Строим вещи....

Конспект урока изобразительного искусства 2 класс Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»

Тема: Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»Класс: 2бТип урока: постановка и решение учебной задачиЦель: познакомить учащихся с понятиями «цвет», «лин...

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе на тему "Изготовление эскизов костюмов игрушек, предметов быта по материалам исследования традиционного народного искусства"

Тема: Изготовление эскизов костюмов игрушек, предметов быта по материалам исследования традиционного народного искусстваТип урока: открытие новых знанийЦель урока: создать условия для изготовления эск...

Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве»

Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве»...