Хохломская роспись золотой рыбки
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Конспект урока во 2 «А» классе

По изобразительному искусству

«Хохломская роспись золотой рыбки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация к уроку1.12 МБ
Microsoft Office document icon конспект55.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Хохломская роспись Золотой рыбки


Предварительный просмотр:

Тип урока: Урок освоения новых знаний и способов действий (изучение нового материала)

Тема: Хохломская роспись золотой рыбки.

Цель: Формирование умений выполнять хохломскую роспись в рисовании различных обитателей рек и морей.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы. Объяснить различия между видами хохломской росписи. Освоить основные виды хохломского орнамента травка, пряник, под фон, Кудрина и  

 умения делать зарисовки по мотивам хохломской росписи.

2. развивать творческую активность, воображение, образное представление, аккуратность.

3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру. Формировать навыки работы с художественными материалами.

Планируемый результат:  

- Способствовать проявлению аккуратности при работе.

- Освоить виды Хохломской росписи.

Оснащение: Гуашь, кисти, баночка для воды, лист бумаги, салфетка, простой карандаш, стирательная резинка, изделия с хохломской росписью, открытки, репродукции, презентация, шаблон рыбки.

http://1-kvazar.ru/Img/transpar.gif Ход урока

Этапы. Формируемые УУД.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний

Метапредметные УУД: развитие мыслительных операций: анализа и синтеза.

 3. Выявление проблемы.

4. Первичное закрепление.

Предметные УУД:

Отработать умение узнавать различные виды элементов хохломы.

5.Организация самостоятельной работы.

Предметные УУД:

Обучить технике Хохломской росписи.

6.ФИЗМИНУТКА

 «МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ»

7. Рефлексия учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

Умение контролировать и оценивать свои действия.

8.Выставка работ учащихся. Оценивание.

Метапредметные УУД:

Осуществление самоконтроля иконтроля

Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.

Запись на доске: Золотая Хохлома.

Вопрос: Какие узоры вы видите на посуде?

Ответ: Листики, ягодки, завитки, точечки.

Вопрос: А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?

Ответ: У природы - веточки, листки, травка.

Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий. У каждой группы деревень был центр - крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: "Откуда такое диво?", он с гордостью отвечал: "Из Хохломы". Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.

Основные цвета хохломской росписи – черный, красный, золотой.

Но прежде чем посуда попадала в руки купцов, ее изготовляли "золотые" руки мастеров. Как придумали мастера окрашивать деревянную посуду в золотистый цвет без применения золота? Это до сих пор остается загадкой даже для специалистов. Но отработанный веками процесс и сейчас превращает обычное белое дерево в блестящее золотом изделие.

Самый любимый у хохломских художников это "травный узор" или "травка", которая отдалённо напоминает осоку. Часто среди "травки" изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются "кудрина" : травка, превращается в крупные кудри - завитки.

Вот ягодки. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку-тычок (ватную палочку). А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды "разживляют" желтым цветом.

Травинка - это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Нажим кисточки приходится на самую широкую часть травинки.

"кудрина" - это цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.

Листочек - это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.

Из таких элементов можно составить узор.

И сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и выполним "травный" узор. Искусство Хохломы - это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли.

Вопрос: Согласны ли вы с этим?

Ответ: Да!

Учитель: А если согласны, то за работу.

Сегодня мы с вами попробуем нарисовать золотую рыбку используя элементы хохломы.

В: В каких сказках нам встречается золотая рыбка?

Прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним, как работать с шаблоном?

  • При обводке  шаблона следить, чтобы он не смещался в сторону.
  • Плотно придерживать шаблон одной рукой, другой рукой обводить его карандашом по контуру.

Раздать детям шаблоны.

Во время самостоятельной работы учитель помогает детям.

Жил-был маленький гном (приседают, встают)

У гнома был маленький дом (изображают руками «крышу» над головой)

Гномик кашу варил («помешивают» кашу)

И всем – всем - всем говорил (показывают друг на друга)

«Все мы, и ты, и я – друзья! (кладут руку на плечо соседа)

В гости ко мне прибегайте (бег на месте)

Ноги вытирайте! («вытирают» ноги)

Садитесь за стол (приседают)

Кашей угощайтесь! (имитируют действия с ложкой)

И друг другу – улыбайтесь! (улыбаются)

1. С каким промыслом познакомились?

- С Хохломской росписью.

Верно с Хохломской росписью.

2.Какие элементы росписи являются главными?

- В Хохломской росписи главными элементами являются цветы: ( травка, ветви с ягодами, листья).

 3. На каких изделиях выполняется роспись?

 Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).

4. Попробуйте выбрать из представленных предметов, предмет расписанный не в стиле хохломской росписи.

В конце урока устраивается выставка. Учащиеся оценивают работы друг друга.

Дети проверяют свои рабочие места.

Дети участвуют в беседе.

Дети слущают рассказ учителя.

Дети слушают учителя.

Дети выполняют рисунок.

Дети отвечают на вопросы.

Дети оценивают работы друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по изобразительному искусству на тему "Хохломская роспись" 3 класс

Тема. "Роспись по дереву. Хохломская роспись".Цель. Научить передавать характер декоративных форм.Оборудование. Гуашь, бумага, кисти, листы тонированной бумаги (желтого цвета), шаблоны разных цветов, ...

презентация "Хохломская роспись"

Для использования на уроке ИЗО в 1 классе.Показать учащимся хохломскую роспись, элементы росписи....

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Золотые травы России. Хохломская роспись." 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Золотые травы России. Хохломская роспись." 1 класс (конспект + презентация)...

Конспект урока для 1 класса по теме "Хохломская роспись. Роспись изделия." +презентация

Цель: содействовать эстетическому восприятию и оценке учащимися хохломской росписи в украшении разных предметов быта.Планируемые результаты:Личностные: развивать образное мышление у учащихся, а также ...

«Хохломская роспись. Золотая Хохлома», 1 класс

Конспект и презентация по изобразительному искусству «Хохломская роспись. Золотая Хохлома»,  1 класс...

Декоративная роспись. Хохломская роспись.

Конспект урока по теме " Декоративная роспись. Хохломская роспись"....