Использование технологии критического мышления в начальной школе.
презентация к уроку (1, 2 класс) по теме

Михалева Наталья Сергеевна

Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? 

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).Один из приёмов ТРКМ является составление синквейна.Этот приём изменяет атмосферу в классе,делая её более творческой. Ребятам нравится сочинять.Этот приём не только способствует улучшению эмоционального состояния детей, но и позволяет учителю проверить,как они запомнили важнейшие понятия темы.Кроме того,синквейн, написанный учеником,позволяет учителю выяснить , как ребята чувствуют себя на уроке, нравится ли им изучаемая тема. Синквейны можно писать индивидуально, в парах или группах после прочтения текста.Написанные в группах часто бывают интереснее индивидуальных, потому что ребята стараются писать с юмором, более строго отбирая самые ценные идеи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_sinkveyn.docx23.45 КБ
Файл _master_klass_prezentatsiya_3.pptx2.67 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Синквейн-один из приемов развития критического мышления на уроках литературного чтения»

Цель мастера-класса: формирование критического мышления у детей младшего школьного возраста через создание синквейна на уроках литературного чтения

Задачи мастер –класса:

  • дать определение синквейна;
  • познакомить с технологией создания синквейна;

Я всегда любила читать, анализировать, размышлять о прочитанном. А сейчас я люблю все это делать на уроках вместе со своими учениками. Но как добиться того, чтобы учащиеся поняли, прочувствовали художественное произведение? Как говорил А.С.Пушкин, “только осмысленное и прочувствованное чтение – совершенство”.

«Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов». «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта», Стандарты второго поколения/.

Другими словами, нужен ученик, который не только овладел знаниями, умениями и навыками, но хочет и умеет самостоятельно добывать их.

Таким образом, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.

Технология развития критического мышления (ТРКМ) позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

Уровнем развития критического мышления является не объём полученной информации, а умение применять её в жизни. Следовательно, перед учителем стоит важная задача по формированию критического мышления учащихся. Нужно помнить, что оно состоит из трёх этапов: I этап – вызов, II этап – осмысление содержания, III этап – рефлексия.

Я хочу поделиться опытом своей работы по использованию приёма технологии критического мышления на уроках литературного чтения.

Одной из форм работы на уроках литературного чтения может быть работа с синквейном.

Что же такое синквейн?

Изначально синквейн возник в США как стихотворная форма. Разработала его в начале 20 века американская поэтесса Аделаида Крэпси, опираясь на японскую поэзию. Традиционный синквейн состоит из пяти строк. Нас, учителей, интересует дидактический синквейн – приём технологии критического мышления через чтение и письмо.

СИНКВЕЙН – приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии. 
СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

СИНКВЕЙН – это средство творческого самовыражения.

Слово синквейн происходит от французского слова «пять». Это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, которые строятся по правилам.

Правила написания синквейна.

1.В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже ученику старшего возраста. Но это сложная и плодотворная работа, как для учителя, так и для ученика. Но созданные детьми стихотворения (синквейны) нередко становятся «изюминкой» урока. Конечно же, умение сочинить синквейн требует от учащегося определённой подготовки, а от учителя начальных классов тщательно продуманной, планомерной работы.

Когда же начинать знакомство с этим приёмом?

Я начинала в первом классе. Сначала предлагала детям для прослушивания готовые синквейны.

Осень

Осень

солнечная, тёплая

серая, холодная

дарит, светится, радует.

дождит, шумит, прячет.

В парке осыпаются листья.

Люди смотрят в окна.

Золото!

Грусть!

Предлагала детям найти:

  • Различное и общее в строках
  • Обратить внимание на содержание
  • Обратить внимание на построение стихов
  • Пересчитать количество строк и слов в каждой строке

На уроках вводила упражнения, целью которых является умение выделить из потока речи нужную часть речи, обогащение словарного запаса.

2. Игра «Поймай мяч». Учитель называет слово-предмет и бросает мяч учащемуся, он, свою очередь, называет слово, ассоциирующееся с названным словом. Обязательное условие – все слова отвечают на вопросы кто? или что? Например, мяч – игра, звонок – перемена, мама – встреча, кукла – радость, утро – солнце и т.д.

3.Потом учились дополнять словами недописанный синквейн.

Ученик

аккуратный, …  .

читает, …, ....

Он всё успел сделать.

Радость!

После этого сообща составляется стихотворение с противоположным значением, о нерадивом ученике.

Ученик

неряшливый, ….

забыл, …, ….

Перепутал на уроке тетрадки.

Досада!

4. Синквейны можно использовать как загадки, опустив при чтении первое слово (существительное).

……..  ,                                                         ………..    ,

печатные, письменные                             гласные, согласные

читаются, пишутся, печатаются.              произносятся, слышатся, поются.

Их учат в первом классе.                        Они есть только у людей.

Трудность!  (Буквы)                                 Речь.                    (Звуки речи)

5.Ещё один приём – «Мозаика». Уже составленный синквейн, отпечатанный крупными буквами, я разрезала на слова. Задание группе: опираясь на схему, восстановить и прочитать стихотворение.   Возможно даже соревнование между группами.

Подобная работа очень увлекает школьников. Когда дети легко дополняют начатые строки, правильно расставляют части речи, следует переходить к самостоятельному составлению синквейнов  при работе в парах или группах. Важно на этом этапе предложить учащимся несколько опорных слов, которыми они смогут воспользоваться в работе. Помочь подобрать точные, нужные слова, необходимо показать приём набора лексики, из которой дети составят разные варианты синквейна..

6.Так, на уроке обобщения по разделу «Люблю природу русскую.Зима.», ребята получили задание по рядам: 1-й ряд – подбирает и пишет слова-предметы цветными карандашами на полоске бумаги, 2-й ряд – слова-признаки, 3-й ряд – слова- действия. Учитель и эксперты-помощники отбирают наиболее подходящие, прикрепляют их доске согласно схеме. Четвертую строчку-фразу из четырёх слов, и пятую- дети придумывали вместе.

И только когда ученики научились сочинять синквейны в группах, мы перешли к самостоятельной работе. Сейчас мы составляем синквейны на уроках, иногда прошу учащихся сочинить стихотворение дома на заданную тему. 

Важным моментом является обязательное зачитывание перед классом своих произведений. При этом учитывается выразительность прочтения синквейна.

Составление синквейна способствует развитию творческих способностей детей, пополнению активного словарного запаса, стремлению к более точному выражению собственного мнения и позиции, учит формировать идею произведения, позволяет каждому ученику почувствовать себя (хоть на мгновение) творцом и философом, т.к.написать синквейн по силам каждому.

А сейчас я предлагаю вам очутиться в роли своих учеников.

  • Уже составленный синквейн, отпечатанный крупными буквами, я разрезала на слова. Задание: опираясь на схему, восстановить и прочитать стихотворение.

Книга

Занимательная, интересная

Увлекает, развлекает, учит

Чтение-путешествие в друой мир.

Удовольствие.

Природа

Разная, красивая

Радует, огорчает, удивляет

Нашу природу надо беречь

Волшебница.

Мечта

Сладкая, окрыляющая

Представляется, сбывается, загадывается

К ней стремится человек

Фантазии.

Весна.

Яркая, теплая.

Украсила, пришла, растопила.

Дарит людям надежду, мечту.

Утро года

Учитель.
Мыслящий и креативный.
Созидает, совершенствует, вдохновляет.
Зажигает всё новые сердца
Навсегда!

  • На листочках подбираем и записываем слова к теме «Дети», 1 ряд – слова-признаки, 2-й ряд – слова- действия.

4 и 5 строчку придумаем вместе

Дети

Любимые, ласковые

Играют, радуют, умиляют

Дети-цветы жизни

Счастье

  • Предлагаю составить синквейн на тему «Мастер-класс»

Мастер-класс

Волнующий, интересный

Учит, вдохновляет, показывает

Мысли будоражит, уверенность пробуждает

Полезно

И в заключение – синквейн о синквейне:

Синквейн,
Стройный, лаконичный,
Мыслит, обобщает, собирает.
Помни: краткость – сестра таланта.
Резюме.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Михалева Наталья Сергеевна МБОУ СОШ № 97 г .Воронеж Учитель начальных классов

Слайд 2

Использование технологии критического мышления в начальной школе.

Слайд 3

Цель мастера-класса: Формирование критического мышления у детей младшего школьного возраста через создание синквейна на уроках литературного чтения.

Слайд 4

«Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов». «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта», / Стандарты второго поколения/.

Слайд 5

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс (развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни - умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п. ): Цель технологии ТРКМЧП:

Слайд 6

Базовая модель технологии 1 Стадия вызова 2 Стадия осмысления новой информации 3 Стадия рефлексии

Слайд 7

Что такое синквейн ? Слово « синквейн » происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»; Синквейн –это нерифмованное стихотворение из пяти строк, написанное в соответствии с определёнными правилами . Синквейн -малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих, текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.

Слайд 8

1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно существительное. 2 строка – два слова (прилагательные ). Описание темы. 3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме. 4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме. 5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное . Правила написания синквейна

Слайд 9

Правила написания синквейна Синквейн состоит из 5 строк; Его форма напоминает ёлочку . 1 слово 2 слова 3 слова 4 слова 1 слово

Слайд 10

Прослушивание готовых синквейнов 1.Осень 1.Осень 2.Серая ,холодная 2. Солнечная ,теплая 3. Дождит,шумит,прячет 3.Дарит,светится,радует 4. Люди смотрят в окна 4 .В парке осыпаются листья 5. Грусть! 5.Золото!

Слайд 11

Поймай мяч

Слайд 12

Дополни словами недописанный синквейн 1.Ученик 1. Ученик 2.Аккуратный,… 2. Неряшливый,…. 3.Читает,…,…. 3.Забыл,…,…. 4. В се успел сделать 4. Перепутал на уроке тетрадки 5.Радость! 5. Досада!

Слайд 13

1..., 2.Печатные,письменные 3.Читаются,пишутся,печатаются 4.Их учат в первом классе 5.Трудность! 1..., 2.Гласные,согласные 3.Произносятся,слышатся,поются 4.Они есть только у людей 5.Речь. Синквейны - загадки

Слайд 14

Детские синквейны Снежинка Красивая, беленькая Танцует, летает, ложится Поймаю её и увижу красивый рисунок! Симпатичная! Снежинка Красивая,нежная Опускается,летит,радует Ветер несет её вдаль Чудесно!

Слайд 15

Детские синквейны Снег Пушистый , белый Кружится, падает, хрустит Мне очень весело! Чудеса! Снег Холодный,белый Падает, блестит, летит Я очень люблю зиму! Красота!

Слайд 16

1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно существительное. 2 строка – два слова (прилагательные ). Описание темы. 3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме. 4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме. 5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное . Правила написания синквейна

Слайд 17

Синквейн о синквейне Синквейн , Стройный, лаконичный, Мыслит, обобщает, собирает. Помни: краткость – сестра таланта. Резюме.

Слайд 18

Творческих успехов и хорошего настроения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Возможности использования технологии критического мышления в начальной школе»

Введение  Все: учителя, школьники, родители выстраивают свой идеал школы. Конечно, этот идеал у нас неодинаков. Но мы уверены, что если собрать все мнения, наверняка получится, что школа, с од...

Использование технологии критического мышления в начальной школе

Использование технологии критического мышления в начальной школе...

Использование технологии критического мышления в начальной школе.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я старалась  найти такие методы и приёмы работы на уроках литературного чтения, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и...

Статья «Использование технологии критического мышления в начальной школе»

Статья «Использование технологии критического мышления в начальной школе»...

Использование технологии критического мышления в начальной школе

В статье дается  обоснование для использования технологии критического мышления на уроках в начальной школе...

Статья по теме по теме «Использование технологии критического мышления в начальной школе во внеурочной деятельности

В разработке описано понятие критического мышления и использование данной технологии на занятиях во внеурочной деятельности....