Рабочая программа по изобразительному искусству (УМК "Школа России"). 2 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Писарева Татьяна Максимовна

Рабочая программа составлена в соответствии:

- с Федеральными государ­ственными образовательными стандартами начального общего обра­зования;

-  Концепцией духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России;

- с учётом примерной основной образовательной программы начального образования (2011 г.);

-  авторской программы по учебному курсу  «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского.

 М: «Просвещение», 2011

- локального акта «Положение о рабочей программе».

Кроме того, программа выдержала все требования, которые предъявляет Обрнадзор

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_2_klass_2016-2017.docx36.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 Парфёновская средняя общеобразовательная школа

 

«Согласовано» зам. директора по УВР                      «Утверждаю» директор

_______________ /Л.И. Распопова                              ___________ /Г.А. Шиповалова

 Приказ № ____ «29» августа 2016 г.          

Рабочая программа

по учебному предмету  «Изобразительное искусство»

2  класс

2016 – 2017 учебный год

Составитель: Писарева Т. М.,

учитель начальных классов

Парфёново,

2016 г


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии:

- с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования;

-  Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- с учётом примерной основной образовательной программы начального образования (2011 г.);

-  авторской программы по учебному курсу  «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского.

 М: «Просвещение», 2011

- локального акта «Положение о рабочей программе».

УМК:

  1. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Горяева Н. А. и др. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1-4 классы. М., Просвещение, 2011

  2. Коротеева Е.И. (под ред. Неменского Б.М.). Изобразительное искусство. Учебник. 2 класс. М, Просвещение, 2011
  3. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. и др. (Под редакцией Неменского Б. М.) Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы. М., Просвещение, 2012

  4. Горяева Н. А. и др. Изобразительное искусство: Твоя мастерская. Рабочая тетрадь: 2 класс  (Под. ред. Б. М. Неменского). М., Просвещение,  2015

Количество часов – 34.

Планируемые результаты усвоения учебного курса

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень  сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик,  свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

Требования к уровню подготовки учащихся 2 классов

Учащиеся  должны

знать/понимать:

• основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

уметь:

• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

• узнавать отдельные произведения выдающихся  отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан);

• сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

• использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для самостоятельной творческой деятельности;

• обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;• оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок.

Содержание учебного предмета

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Содержание

1

«Как и чем работает художник?»

8

Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными и составными цветами, с цветовым кругом. Многообразие цветовой гаммы осенней природы (в частности, осенних цветов). Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе. Темное и светлое (смешение цветных красок с черной и белой).

Знакомство с различным эмоциональным звучанием цвета. Расширение знаний о различных живописных материалах: акварельные краски, темпера, масляные и акриловые краски.

Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели. Особенности создания аппликации (материал можно резать или обрывать). Восприятие и изображение красоты осенней природы. Наблюдение за ритмом листьев в природе. Представление о ритме пятен. Что такое графика? Образный язык графики. Разнообразие графических материалов. Красота и выразительность линии. Выразительные возможности линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии.

Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Знакомство с материалами, которыми работает скульптор. Выразительные возможности глины, дерева, камня и других материалов.

Изображение животных. Передача характерных особенностей животных.

Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектурных форм.

Что такое макет? Материалы, с помощью которых архитектор создает макет (бумага, картон).

Работа с бумагой (сгибание, скручивание, надрезание, склеивание). Перевод простых объемных форм в объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, лесенка, гармошка).

2

«Реальность и фантазия»  

7

Учимся всматриваться в реальный мир, учимся не только смотреть, но и видеть.

Рассматриваем внимательно животных, замечаем их красоту, обсуждаем особенности различных животных. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Фантастические образы. Соединение элементов разных животных, растений при создании фантастического образа. Творческие умения и навыки работы гуашью. Умение видеть красоту природы, разнообразие ее форм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т. п.). Развитие наблюдательности. Создание тканей, кружев, украшений для человека. Перенесение красоты природы Мастером Украшения в жизнь человека и преобразование ее с помощью фантазии. Разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности. Мастер Постройки показывает возможности фантазии человека в создании предметов. Взаимодействие трех видов деятельности — изображения, украшения и постройки.

3

«О чём говорит искусство»

11

Выражение в изображении характера и пластики животного, его состояния, настроения.

Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека. Женские качества характера: верность, нежность, достоинство, доброта и т.д. Внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его средствами искусства.

Возможности использования цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа.

Возможности создания разнохарактерных героев в объеме. Украшая себя, человек рассказывает о себе: кто он такой (например, смелый воин-защитник или агрессор). Украшения имеют свой характер, свой образ.  Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы, но и выражаем свои цели, намерения: например, для праздника мы украшаем себя, в будний день одеваемся по-другому. Здания выражают характер тех, кто в них живет. Персонажи сказок имеют очень разные дома. Образы зданий в окружающей жизни.

4

«Как говорит искусство»

8

Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на теплые и холодные. Природа богато украшена сочетаниями теплых и холодных цветов. Умение видеть цвет. Борьба различных цветов, смешение красок на бумаге. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников. Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением содержания работы. Линии как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линии. Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые. Умение видеть линии в окружающей действительности. Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция.  Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого. Пропорции — выразительное средство искусства, которое помогает художнику создавать образ, выражать характер изображаемого.

Итого:

34

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока

Как и чем работает художник (8)

1

05.09.

Три основных цвета - жёлтый, красный, синий. Практическая работа№1  «Изображение поляны цветов»

2

12.09.

Белая и чёрная краски. Практическая работа №2 «Изображение природных стихий без предварительного рисунка»

3

19.09.

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Практическая работа №3 «Изображение осеннего леса пастелью»

4

26.09.

Выразительные возможности аппликации. Практическая работа №4 «Создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями»

5

03.10.

Выразительные возможности графических материалов. Практическая работа№5  «Изображение зимнего леса по впечатлению и по памяти»

6

10.10.

Выразительность материалов для работы в объёме. Практическая работа№6  «Объёмное изображение животных по впечатлению и по памяти»

7

17.10.

Выразительные возможности бумаги. Практическая работа №7 «Освоение работы со сгибанием, разгибанием, склеиванием бумаги»

8

24.10.

Неожиданные материалы  (обобщение темы). Практическая работа №8  «Изображение ночного праздничного города с помощью неожиданных материалов»

Реальность и фантазия (7)

9

07.11.

Изображение и реальность. Практическая работа №9 «Изображение домашних животных»

10

14.11.

Изображение и фантазия. Практическая работа №10 «Изображение сказочных несуществующих животных и птиц»

11

21.11.

Украшение и реальность. Практическая работа  №11 «Изображение паутинок с росой и веточками»

12

28.11.

Украшение и фантазия. Практическая работа № 12 «Украшение заданной формы»

13

05.12.

Постройка и реальность. Практическая работа  №13 «Конструирование из бумаги подводного мира»

14

19.12.

Постройка и фантазия. Практическая работа №14 «Создание макетов фантастических зданий»

15

26.12.

Братья - Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). Практическая работа ;15  «Конструирование ёлочных игрушек»

О чём говорит искусство (11)

16

09.01.

Изображение природы в различных состояниях. Практическая работа  №16 «Изображение контрастных состояний природы»

17

16.01.

Изображение характера животных. Практическая работа №17 «Изображение животных весёлых, стремительных…»

18

23.01.

Изображение характера человека: женский образ. Практическая работа №18  «Изображение противоположных по характеру сказочных образов. Сравнение созданных образов»

19

30.01.

Изображение характера человека: женский образ. Практическая работа №19 «Изображение противоположных по характеру сказочных образов. Сравнение созданных образов» (продолжение)

20

06.02.

Изображение характера человека: мужской образ. Практическая работа №20 «Изображение доброго и злого сказочного мужского образа»

21

13.02.

Изображение характера человека: мужской образ. Практическая работа №21 «Изображение доброго и злого сказочного мужского образа» (продолжение)

22

20.02.

Образ человека в скульптуре. Практическая работа №22 «Создание в объёме контрастных сказочных персонажей»

23

27.02.

Человек и его украшения. Практическая работа №23 «Украшение кокошников и оружия для добрых и злых сказочных героев»

24

06.03.

О чём говорят украшения. Практическая работа №24 «Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов»

25

13.03.

Образ здания.  Урок-беседа.

26

20.03.

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру (обобщение темы). Практическая работа №25 «Создание нескольких панно, передающих мир сказочных героев»

Как говорит искусство (8)

27

03.04.

Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. Практическая работа № 26 «Изображение пера жар-птицы»

28

10.04.

Тихие и звонкие цвета. Практическая работа №27 «Изображение весенней земли по памяти и впечатлениям»

29

17.04.

Что такое ритм линий? Практическая работа №28 «Изображение весенних ручьёв на фоне земли»

30

24.04.

Характер линий. Практическая работа №29 «Изображение ветки с определённым характером и настроением»

31

08.05.

Ритм пятен. Практическая работа №30  «Ритмическое расположение летящих птиц»

32

15.05.

Пропорции выражают характер. Практическая работа №31 «Лепка людей с разным характером пропорций»

33

22.05.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции- средства выразительности. Практическая работа №32  «Создание коллективной работы «Весна. Шум птиц ( панно)»

34

29.05.

Обобщающий урок года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса. УМК "Школа России"

 Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству начального общего образования, авторской программы «Из...

Рабочая программа по изобразительному искусству, 1-2 классы, УМК "Школа России".

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-2 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС. УМК "Школа России", автор - Б.М. Неменский....

Рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе УМК "Школа России"

Рабочая программа по изобразительному искусству (учебник "Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс" автор Коротеева Е.И., под ред. НеменскогоБ.М.) для 2 класса УМК "Школа России" включает в ...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК «Школа России» на основе авторской программы Неменская, Л. А.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начал...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК «Школа России» на основе авторской программы Неменская, Л. А.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начал...

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для второго класса по программе "Школа России"

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для второго класса  составлена на основе Федерального гоcударственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...