конспект урока изобразительного искусства по теме "Народные промыслы.Русская матрёшка"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Панфилова Елена Алексеевна

На уроке дети знакомяться с историей возникновения русской матрёшки. Узнают значение слова матрёшка. Становятся мастерами по росписи матрёшки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_po_izobrazitelnomu_iskusstvu.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по изобразительному искусству

во 2 классе

«Народные промыслы. Русская матрёшка»

                                                                                                        Подготовила и провела

                                                                                                       учитель начальных классов

                                                                                                        Панфилова Е. А.

                                                           МБОУ «СОШ №10»

                                                           С. Бурлацкое

Цель: знакомство детей с народной игрушкой - матрешкой.

Задачи:

Познакомить детей с историей Семеновской матрешкой, Сергиево- Посадской матрешкой(Загорской) и Полхов - Майданской матрешкой.

Воспитание эстетических, нравственных, патриотических чувств у детей, посредством народного декоративно - прикладного искусства. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Развивать любовь  к народному искусству; развивать чувство цвета, ритма в узоре.

Развивать навыки самоконтроля при включении в самостоятельную работу.

1.Орг. момент

- Проверка готовности к уроку.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Карандаш, альбом и краски.
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь!

- Собрать внимание детей.

Здравствуйте детишки,

Девчонки и мальчишки!

Рада видеть всех  вас я

На занятии у меня.

2Сообщение темы и целей урока

- На парте у вас лежат карточки со слогами. Работая в парах, составьте из данных слогов слово.

- Какое слово у вас получилось? ( Получилось слово: игрушка)

Звучит песня " Коробейники”

Учитель достает расписной сундучок, приговаривая

Принесли вам сундучок –

Позолоченный бочок.

Сундучок тот не простой,

И товар в нём расписной.

Вынимаем напоказ –

И про него ведём рассказ.

-Чем же может быть наполнен такой короб? Конечно, старинными русскими вещами. Открою вам тайну. Короб наполнен игрушками. Но игрушки, что здесь лежат, очень знаменитые в мире и денег стоят немалых. А особенность их в том, что, как и сам короб, они созданы руками народных русских мастеров. Итак, откроем короб? Я вижу замечательную игрушку. Угадайте какую?

-Сегодня, ребята, мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках. Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня я вам предлагаю отправиться в гости, а к кому пойдем - догадайтесь сами. Я загадаю загадку вам, а вам нужно будет отгадать ее.

Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Кукла первая толста, а внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Разрумянилась немножко

Наша русская…….. 

(Матрешка) (слайд1)

- Верно, тема нашего урока «Русская матрешка» (слайд 2)

- Сегодня на уроке вы узнаете:

Кто автор первой русской матрешки?

Что означает слова матрешка?

Какие матрешки бывают?

- А так же сами попробуете себя в роли настоящих мастеров и распишите свою матрешку.

3.Актуализация знаний учащихся

- Ребята, что вы знаете о матрешке? (Матрешка – это деревянная игрушка. Она состоит из кукол разного размера, которые помещаются друг в друга.)

- Правильно.

1 ребенок (слайд3)

Матрешка на окошке

 В ярком сарафане,

И вся  семья в матрешке

Как в доме деревянном.

2 ребенок

Очень любят все матрешки

Разноцветные одежки:

Всегда расписаны на диво

Очень ярко и красиво.

3ребенок

Они игрушки знатные,

Складные и ладные.

Матрешки всюду славятся

Они нам очень нравятся.

             

 4 ребёнок                    

Деревянные подружки

Любят прятаться друг в дружке

 Носят яркие одёжки,

 Называются матрёшки

- А теперь  об истории создания матрешки расскажет:

Тонким знатоком музыки и изобразительных искусств был Мамонтов Савва Иванович- крупный промышленник и меценат. Он создал в своем подмосковном имении Абрамцево центр художественной жизни России.

    Однажды в поместье попала японская игрушка, привезённая с острова Хонсю женой С.И.Мамонтова.
  Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Японцы, кстати, утверждают, что первым выточил подобную игрушку на острове Хонсю русский монах. Эта игрушка и явилась прообразом нашей матрешки.

   Первую русскую матрешку изготовил токарь-игрушечник Василий Звёздочкин, вдохновившийся фигуркой деревянного мудреца Фукуруму, в стенах мастерской “Детское воспитание”, основанной меценатом Саввой Мамонтовым.

  Эскиз для ее росписи создал художник Сергей Малютин, самолично матрёшку и расписавший

   Малютин переодел куклу в русский костюм и показал народным умельцам. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щечки яркий румянец. Так и хотелось назвать куклу русским именем.

Инсценировка:

(Художник делает последний мазок.)

- Ну, вот и готово.

- Как же назвать тебя?

- Дуняша?

- Нет лучше – Матрёна или Матрёша. Красивое имя и означает оно «мать».  

- Матрёша... Матрёшка!

- Да, будет имя тебе – Матрёшка!(слайд 5)

- Вот так и появилось у новой игрушки имя – Матрёшка.

В старой русской провинции имя Матрёна было одним из самых распространённых и любимых женских имён. Это имя происходит от латинского «mater»,  что означает ” мать”. Имя Матрёна вызывает образ настоящей русской женщины,  матери многочисленных детей, с настоящим крестьянским здоровьем и типичной дородной фигурой.

- Кто из вас запомнил, что оно означает? (Матрёшка – значит «мать»)

- Верно.

- И стала весть о новой игрушке разноситься по всей Руси.

Первая матрешка оказалась круглолицей, пухленькой, озорной девушкой в косынке и народном платье, с петухом в руках.      

   Внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, потом - снова девочка, мальчики и девочки чередовались и дальше, а самой маленькой и «неделимой» оказалась матрёшечка в виде запеленатого младенца. Всего восемь куколок.(слайд6)

  И пошла матрёшка гулять по свету. Настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами. Но главное-эта куколка с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше.(слайд7)

   

   В России стали возникать новые центры по ее изготовлению и росписи.

В разных местах ее расписывали по-разному. Так появились Семеновская, Загорская, Полхов- Майданская матрешки.  Их названия и особенности росписи зависят от того места, где их расписывают. Давайте внимательно их рассмотрим.

- Матрешки из села Семеново украшены яркими  букетами, на голове платок с узором. Семёновские матрёшки имеют большую стройность, относительно тонкий «верх», который резко переходит в утолщённый вид(слайд8)

- В городе Загорске матрешку «одели» в сарафан,  белую  кофту и яркий узорчатый передник.Она всегда приделе. В руках у матрёшки то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами или ягодами, то платочек.(слайд 9)

- А в Полхов – Майдане украсили матрёшку так, чтобы цветы, листья и ягоды закрыли всю фигурку спереди.  Все узоры обведены черным цветом. Лицо матрешки окружают забавные кудряшки. У нее нет таких деталей как руки, сарафан или кофта.(слайд10)

- Ребята, а теперь, я проверю, как вы внимательно меня слушали.

- У вас на парте изображение матрешки. К какому из трех видов относится она относится? (Это Загорская матрешка).

- Как вы догадались? (Матрешка одета в сарафан)

- Правильно. Вы были очень внимательны, а теперь я предлагаю вам немножко отдохнуть.

4.Гимнастика для глаз.

Выполняется в положении стоя. По мотивам стихотворения «Малышка» Э.Медведевой.

У меня матрешка есть, новая игрушка,

В желтом сарафанчике славная толстушка. (слайд11)

Найдите глазками эту матрешку, возьмите платочек такого же цвета, что и сарафан этой матрешки.  Поднимите руку с платочком вверх и  помашите матрешке.

А вторую отвернешь- там еще матрешка,

Та матрешка- в синем крошка,

В ней любимая матрешка. (слайд 11)

Найдите глазками эту матрешку, возьмите платочек такого же цвета, что и сарафан этой матрешки.  Поднимите руку с платочком вверх и  помашите матрешке.

Вся она как маков цвет: сарафан на ней надет,

Алый, как цветочек, и под цвет платочек,

Пуще всех ее храню, больше всех ее люблю

Маленькую крошку - красную матрешку.(слайд 12)

Найдите глазками эту матрешку, возьмите платочек такого же цвета, что и сарафан этой матрешки.  Поднимите руку с платочком вверх и  помашите матрешке.

5.Практическая работа

Сегодня вы будете мастерами по росписи матрешки. Узоры, которые использовали мастера при росписи немного отличались друг от друга в зависимости от той местности, откуда пришла матрешка.  

 Наша матрешка будет ставропольской, так как мы с вами живем на Ставрополье. Так давайте подумаем, что мы будем использовать в качестве украшения, какие элементы?

(колосья пшеницы, полевые цветочки, ягодки и т.д. (Слайд 13,14.)

Сейчас украсите свои матрешки, создадим Ставропольскую матрёшку.

Рассмотрите этапы выполнения работы.

Приготовьте лист с изображением матрешки.

Обведи по контуру матрёшку.

Нарисовать лицо вам поможет круг.

Нарисуй платок.

Проведи вертикальную линию от макушки до самого низа.

Осторожно нанеси карандашом на лице 2горизонтальные линии. Верхнюю часть круга занимают волосы (традиционная причёска – на прямой ряд), в средней части – глаза, а в нижней – губы и щеки. Носик обозначим 2 точками на нижней горизонтальной линии. (Вот наша матрёшка и стала с носиком).

Обрати внимание, как у матрёшки нарисованы руки.

Заполни передний фон сарафана матрёшки букетом цветов.

Раскрась матрёшку. Декоративные цветы, украшающие матрёшку, не должны появиться ранее того, как будет подготовлена однотонная раскраска основных частей одежды матрёшки.

Таблица узоров для росписи матрешек.(слайд15)

Самостоятельная работа.

Звучат русские народные мелодии в записи, дети приступают к росписи своих матрешек. Педагог подходит и подсказывает, подводит детей к тому: как лучше сделать, какие цвета более сочетаются, что еще можно добавить

6. Итог урока.

Выставка работ учащихся.

-Получились прекрасные девичьи хороводы. Вы все постарались на славу. Каждая матрешка отличается своей оригинальностью и декоративностью.

   Проходят годы, но матрёшка была и остаётся символом России, радующим и детей и взрослых.

И предпочтенье отдаю

Я, разумеется, матрёшкам.

Цветут в берёзовом краю

Платки их красные горошком,

И лица милые круглы…

В глуши родившиеся дети,

В другие дальние углы

Распространились на планете.

…Прекрасный мир

Вещей накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворить руками
Все то, что может радовать друзей.
Путь творчества людей прекрасно бесконечен,
В нем место есть всегда для наших малышей.
Желаю вам удач и говорю: “ До встречи, милые друзья!”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока изобразительного искусства.Тема урока: « Выполнение эскиза декоративного фигурного сосуда (сосуд-зверь, сосуд-птица). Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»

Тема урока:  « Выполнение   эскиза   декоративного  фигурного  сосуда  (сосуд-зверь, сосуд-птица).Ознакомление с  произведениями  народного декоративн...

Конспект урока изобразительного искусства 2 класс Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»

Тема: Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»Класс: 2бТип урока: постановка и решение учебной задачиЦель: познакомить учащихся с понятиями «цвет», «лин...

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе на тему "Изготовление эскизов костюмов игрушек, предметов быта по материалам исследования традиционного народного искусства"

Тема: Изготовление эскизов костюмов игрушек, предметов быта по материалам исследования традиционного народного искусстваТип урока: открытие новых знанийЦель урока: создать условия для изготовления эск...

Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве»

Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве»...

Конспект урока Изобразительного искусства "Сопереживание - великая тема искусства", 4 класс

Цель урока: формирование эмоциональной отзывчивости на несправедливость, страдания людей; знакомство с картинами художников, писавших про несчастье, несправедливость нашего мира людейЗадачи урока...