"Узоры, которые создали люди. Филимоновская игрушка"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Семчеренкова Марина Евгеньевна

Урок разработан на основе краеведческого материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx175.89 КБ
Office presentation icon filimonovskaya_igrushka.ppt2.82 МБ

Предварительный просмотр:

                                                         МКОУ «Апухтинская ООШ»

      КОНСПЕКТ  УРОКА   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО   ИСКУССТВА

«УЗОРЫ, КОТОРЫЕ СОЗДАЛИ ЛЮДИ. ФИЛИМОНОВСКИЕ  ГЛИНЯНЫЕ  ИГРУШКИ»

 

                                                                    Разработала и провела:

                                                                           учитель  начальных  классов

                                                                       Семчеренкова  Марина  Евгеньевна

Планируемые  результаты обучения:

Предметные: научить выявлять особенности традиций филимоновской игрушки в росписи и форме. Познакомить с творчеством мастеров филимоновского промысла. Расширить кругозор детей о художественных народных промыслах. Формировать навыки в создании единства формы и декора игрушки, композиции и ритма цветовых пятен и элементов.

Метапредметные: умение анализировать новый материал и применять его на практике, развивать образное мышление, мелкую моторику, глазомер.

Личностные: воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту росписи народных игрушек; интерес к филимоновскому промыслу. Воспитывать коммуникабельность, чувство коллектива, взаимопомощь и поддержку в работе на уроке.

Оборудование: 

а) для обучающихся: гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка, подставка под кисти, заготовка для росписи.

б) для учителя: интерактивная доска, компьютерная презентация, образец готового изделия, Толковый словарь.

Зрительный ряд: выставка филимоновских игрушек, костюмы.

Музыкальный ряд: русская народная музыка.

                                            Ход урока:

1. Организационный момент. Проверка организации рабочих мест.

2. Самоопределение к деятельности.

- Послушайте стихотворение и догадайтесь, о чём мы будем говорить на уроке.

Филимоновская деревушка

Синий лес, холмы и косогор

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

- Какова тема нашего урока? Какие цели поставим перед собой?

- Узнать о филимоновской игрушке, познакомиться с приёмами росписи, научиться некоторым из них.

3. Беседа о народном промысле.

- Почему игрушка получила такое название?

На высоком берегу реки Упы стоит деревушка Филимоново (Слайд). Именно этих местах около 500 лет назад проходил гончар по имени Филимон. Кто такой гончар? Работа со словарём. (Слайд). Он обнаружил залежи мягкой, жирной глины синего цвета. До сих пор её называют синика.

- Что можно сделать из глины?

- Филимон поселился в этих местах и начал лепить из глины горшки. Как вы думаете, как назвали деревню, где он поселился?

- От деда Филимона гончарному промыслу обучились его соседи. Мужчины из глины лепили посуду: крынки, кувшины, миски, тарелки. А женщины лепили игрушки: барынь, солдат, коров, лошадей, медведей… (Слайды) Детей приучали к ремеслу с 7-8 лет.

- Как вы думаете, когда, в какое время года, крестьяне занимались лепкой из глины: зимой или летом? Почему?

- Правильно, работали зимой. Работали женщины, не покладая рук, днём – хозяйство, а как только наступали сумерки, приступали к любимому делу. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен.

- Где продавали игрушки?

- На ярмарках (Слайд) игрушки стоили дёшево и быстро раскупались. Поэтому мастерицам приходилось лепить их много.

- Можно ли расписывать игрушку сразу после лепки?

- Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная погода, все готовые изделия обжигали в специальных печах – горнах (Слайд). В склоне глубокого оврага была вырыта печь. В неё плотными рядами укладывали посуду, а между горшками ставили игрушки. Зажигали огромные костры. Для всех жителей деревни этот день был торжественным событием. Они нарядно одевались и собирались около печей посмотреть на обжиг. И перед ними происходило чудо: в печь ставились тёмные игрушки, а вынимали – белые по цвету, готовые к росписи.

- В чём отличие филимоновских игрушек от других? Посмотрите, что есть у каждой игрушки?

- Филимоновские игрушки – это игрушки-свистульки.

- Как вы думаете, для чего нужны свистки?

- нашидалёкие предки свистом игрушек отпугивали злых духов и нечистую силу, а по праздникам приветствовали бога солнца Ярило.

- А где же спрятаны свистки?

- Обратите внимание на форму игрушек. Могут ли быть у настоящих лошадей, коров, медведей такие длинные шеи?

- Филимоновские игрушки имеют вытянутую форму и выглядят изящными и стройными. Дело в том, что глина при сушке быстро покрывается трещинами, её приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, «подтягивают», выравнивают её поверхность. «Подтягивать» и поглаживать её приходится дней пять. С каждым подтягиванием игрушка удлиняется по форме.

- Ну и главное отличие – роспись, орнамент. Что такое орнамент? Работа со словарём (Слайд).

- Посмотрите на игрушку и определите «любимые» цвета филимоновских мастеров.

- Расписывать игрушки стали лишь 200 лет назад, когда появились анилиновые краски. Мастерицы разводили краски на яичном желтке и расписывали игрушки куриным или гусиным перьями. Считалось, что краска с пёрышка ложится чётко и ровно.

- Какие орнаменты присутствуют в росписи игрушек?

- Прежде всего, это цветные полосы. Круги. Треугольники, точки, веточки ели (Слайд). Эти элементы пришли из далёких времён и символизируют солнце, воду, землю, растения.

4. Работа в группах (карточки).

Определите, какие древние символы зашифрованы в этих орнаментах. Проверка по слайдам.

5. Рассказ о мастерах-игрушечниках (Слайды)

6. Физкультминутка.

7. Практическая работа детей. Роспись заготовок по мотивам филимоновского промысла (Слайды-последовательность росписи).

6. Выставка работ обучающихся.

Самая насущная забота

Всякого труда и ремесла –

Это, чтобы новая работа

Лучше прежней сделана была.

- Я вам желаю удачи в последующей работе.

7. Рефлексия.

- Что нового и интересного вы узнали?

- Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Над чем ещё надо поработать?

8. Итог урока.

- А теперь давайте порадуемся весеннему деньку (дети свистят в свистульки).

                   F:\Изображения 001.jpg

                       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА Подготовила: учитель начальных классов МКОУ «Апухтинская ООШ» Семчеренкова Марина Евгеньевна

Слайд 2

ГОНЧАР - мастер, изготавливающий глиняную посуду, керамику.

Слайд 3

ЯРМАРКА

Слайд 4

ГОРН печь для обжига посуды и игрушек

Слайд 5

ОРНАМЕНТ украшение, узор из сочетания геометрических, растительных или животных элементов.

Слайд 7

СИМВОЛ СОЛНЦА

Слайд 8

СИМВОЛ ВОДЫ

Слайд 9

СИМВОЛ ЗЕМЛИ

Слайд 10

РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ

Слайд 11

Мастерицы за работой

Слайд 12

Кехаиди Елена Константин Ивановна Николаевич

Слайд 13

Орлова Першин Орлов Елена Владимир Роман Ивановна Борисович Вячеславович

Слайд 19

Самая насущная забота Всякого труда и ремесла – Это, чтобы новая работа Лучше прежней сделана была. УДАЧИ В РАБОТЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока с ЭОР. Изо 1 класс. Тема урока:"Узоры, которые создали люди"

План-конспект урока  с ЭОР. ИЗО 1 класс. Учебник "Ты изображаешь, украшаешь, строишь" Л.А. Неменская. Под редакцией Б.М. Неменского. Тема: "Узоры, которые создали люди. 6 урок по плану."...

Узоры, которые создали люди. Декоративная тарелочка.

Конспект урока  на тему: Узоры, которые создали люди. Декоративная тарелочка. 1 класс...

Урок изобразительного искусства. Узоры, которые создали люди.

Урок разработан на основе проектной задачи с использованием НРЭО Южного Урала с презентацией....