Конспект урока "Гжель", 3 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Сметанина Альбина Леонидовна

Конспект урока "Гжель", 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока "Гжель", 3 класс55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Дисциплина:  изобразительное искусство.    2 класс

Тема урока: В мастерской художников Гжели. Керамика: изделия и декор.  Кистевой мазок.  

Тип урока: урок – повтор

Цель:  закрепить знания об особенностях Гжельской росписи и практически освоить элементы  росписи.

Планируемые результаты:

  • личностные:
  • понимание красоты в жизни человека;
  • развитие внимательности и точности действий;
  • метапредметные:

-    умение вступать в диалог по теме урока, высказывать своё мнение;

   - умение работать в заданном темпе;

-    умение наблюдать, запоминать и воспроизводить действия учителя;

предметные:

  • освоение  особенностей росписи Гжельских изделии;

      -    усвоение практических приёмов в  изображении элементов кистевой росписи в манере Гжельской росписи.

Оборудование урока:  

     -   для учащихся: 1 лист  бумаги  формата А4,  синяя  гуашь,   кисть №6,  кисть №2

    -   для учителя :   натуральные изделия Хохломы, Гжели, Дымково  

                                 Презентация-сопровождение, лист А3, синяя гуашь, кисть №8,  кисть №3, тряпочка

Словарная работа: Гжель, фарфор, керамика, кобальт, кистевой  мазок.

Этап урока

Методы,

 приемы

Содержание урока

Деятельность учащихся

Метапред-метные результаты УУД

1. Орг. момент.

Приветствие учителя.

приветствуют  учителя

2. Мотивационный

Повторение ранее изученного

 Обобщаю-щий опрос

работа по опоре

- Дети, посмотрите на выставку этих изделий. (у доски выставлены изделия Гжели, Хохломы, Дымково и др.)

- Как одним словом сказать, к какому виду искусства все они относятся? (народное искусство).

- Кто вспомнит и назовёт их? (здесь есть Хохломской ковш… и т.д.)

Верно, мы часто  на уроках знакомимся с изделиями народного искусства.

 

активно слушают,

отвечают на вопросы,

оценивают  

 Умение пользоваться полученной информацией, умение  рассказывать по плану

3. Знакомство с новым материалом

Эвристический поиск

Давайте внимательно рассмотрим изделия, представленные на слайде.  (сл. № 1 подборка изделий Гжели).

- Кто может сформулировать тему и задачу нашего урока? Смотрите на опору. (таблица-опора на слайде№2)

 Познакомимся _________________________________________

 Научимся ______________________________________________

(узнаем о Гжельской росписи, научимся рисовать цветы, листья синей краской.)

Правильно.

-  А теперь сядьте удобно.

Самостоятельно формулируют    тему, принимают и усваивают учебную  задачу

Умение самостоятельно определять круг задач

Эвристическая беседа

Демонстрационный, наглядный

Итак, мы отправляемся на фабрику  в   старинный подмосковный городок Гжель  (слайд - Гжель, керамика, фарфор)

- Ребята, а чем так необычны изделия Гжели?   (узор не цветной, а только синий).

- Назовите одним словом все изделия.  (посуда )

- Верно. Из какого материала изготавливается посуда? (фарфор). Есть разные виды посуды из глины и называется она либо – керамика, либо фарфор. (слайд- словарная работа.    

- Что особенного в этой посуде?  

- В чём её красота?

Эта  изящная, тонкая работа мастеров да нежные сине-голубые узоры прославили Гжельскую посуду на весь мир.

В народе Гжель называют «Синее чудо на белоснежном поле».

Наблюдают за изделиями, анализируют а аргументируют свои выводы

Умение наблюдать и делать выводы

Давайте поближе рассмотрим орнамент. (слайды или изделия)  

- Ребята, какие элементы встречаются часто?  (цветы, листья, птичка….)

- Цветок в росписи Гжели называется роза. У розы несколько лепестков закручиваются  в центре (показ на изделии)

- Рассмотрим птичку.  На какую домашнюю птицу она похожа? Да, верно, на петушка. Сами мастера называют эти элементы - Гжельская роза и Гжельский петух (словарная работа - на карточках или на слайде).

       

Умение внимательно следить за материалом ,

рассуждать,

 доказывать,

сопоставлять,

  выражать  информацию

словесно

4.  Педагогический показ

Демонстрационный, упражнения

- Дети, сейчас мы будем учиться выполнять элементы росписи.

- Работать Вы будете вместе со мной:  я- у доски на листе, а каждый из Вас – на своём листе.

- Мы так раньше уже учились рисовать. Что требуется соблюдать, чтобы научиться красиво и правильно выполнять элементы Гжели? (внимательно слушать учителя, не отставать от класса, стараться  точно и аккуратно выполнить элемент .)

-Посмотрите, как расположен у меня лист. Положите свой  лист также- горизонтально.

-Возьмите тонкую кисть.

- Первый элемент называется волна.  Волной украшают края изделий. (показ на изделии).

Окунаю кисть в воду и  набираю синей краски, затем волнообразными движениями изображаю элемент. Волна должна повториться 5-6 раз.    (Приложение 1)

Приступайте к рисованию волны.   (учитель просматривает упражнения, которые выполняют дети).

- Внимание, на доску. Продолжаем работу и выполним новый элемент.

 Я набираю на кисть краску и прикладываю кисть боком  к листу. Повторим на всю строку такой элемент. (показ)  (Приложение 2)

- Кто вспомнит,  как называется такой приём в народном искусстве?    (примакивание)

- Дети, какой элемент в Гжельской росписи можно выполнять примакиванием?

Верно, примакиванием выполняют листочки вокруг розы. Посмотрите (показ на изделии)    

наблюдают , запоминают порядок выполнения работы

повторяют элементы за учителем, соблюдая темп общей работы

Умение воспринимать  зрительный образ, точно выполнять задание, работать в  коллективном темпе

 

- Справились с элементом?  Пойдём дальше.

- Самым крупным элементом, конечно, является роза.

Внимательно смотрите. Я обильно смачиваю кисть в воде и набираю почти прозрачной, голубой краски. Видите, цвет светлый и прозрачный.(показ на палитре).  Теперь навожу пятно в форме кружка. Легко касаюсь листа.

Приступайте к выполнению элемента. (Приложение 3)

- Итак, пятно для розы готово. Отжимаю кисть в воду,  набираю густой синей краски и не дожидаясь, пока пятно подсохнет, смело нанесём несколько мазков в виде лепестков. Подчеркнём форму розы. По краю – крупные мазки-лепестки, а в центре – круглые-мелкие.  

Выполняйте, фантазируйте!   Лепестки по краю- крупные, а в серединке как усики- закручиваются. Напоминаю, отожмите кисть пальцами и наберите густой синей краски.

ринимают и выполняют в едином темпе учебную задачу по теме урока

Умение воспринимать задание,

мобильно выполнять упражнения, отвечать за качество своей работы

5. Постановка творческой задачи

Инструктаж, пояснение

Внимание! Сейчас я предлагаю Вам закрепить приобретённые умения. На чистом поле листа – здесь, здесь   (указать ) ещё раз изобразите розу, листья.

- Украсьте розу завитками, Посмотрите как их изображают.  (показ ) (Приложение 4)

Слушают указания учителя задачу

Принимают задачу

 6. Практическая работа учащихся

Индивидуальное консультирование

Учитель осуществляет общее руководство выполнением задания

слушают рекомендации   учителя

Умение работать самостоятельно. Стремиться проявить творчество.

7. Подведение итогов урока

Демонстрационный,  обобщающий опрос

- Итак, ребята, наш урок подходит к концу.    Отложите на край парты кисти и краски

- С каким видом народного искусства мы сегодня знакомились?  (слайд – словарная работа и репродукции изделий).

-  Какими  изделиями славится старинный подмосковный городок Гжель?

- Вспомните название материала, из которого делают посуду  (слайд)

- Что же необычного в росписи Гжели?

-Да, в народе Гжельскую роспись называют «синее чудо».  Согласны ли Вы с этим    

     названием? Неправда ли,  очень точно и метко звучит «синее чудо»!

- Напомните как называются элементы росписи, которые мы сегодня учились выполнять. (волна, листок, роза)

А теперь встаньте около парт и оглядите работы Ваших соседей.

- Оцените свою работу. Справились Вы с заданием?

Сегодня хорошо поработали , потрудились все, особенно аккуратно и грамотно в цвете получились упражнения у ….....  .

- На следующем уроке мы продолжим знакомство с  искусством Гжельских мастеров.

Участвуют в закреплении материала, высказывают свое мнение. оценивают достижения свои и других

Поведенчексие умения, рефлексивные,

 умение анализировать результаты труда

8.  Домашнее задание

инструктаж

- Ребята, чтобы наш следующий урок был интересным,  я предлагаю Вам принести изделия Гжели из дома. У кого есть такая посуда дома,  принесите, пожалуйста.

Урок окончен.

Записывают в дневник задание

Умение принимать, запоминать   к сведению задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект 1 класс "Покупаем и считаем"

Урок математики 1 классТема:  Покупаем и считаем...

План-конспект мастер-класса в 3 классе школы 8 вида по изготовлению новогодней игрушки ( декоративной шапочки из ниток).

Конспект мастер-класса по изготовлению новогодней игрушки (декоративная шапочка из ниток)....

Конспект урока "Класс миллионы. Класс миллиарды" (4 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по математике на тему: "Класс миллионы. Класс миллиарды". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа России"....

Конспект мастер-класса по заполнению рождественского списка на английском языке в 4 классе

Мастер - класс для состаления списка дел на английском языке на Рождество для 4 класса.Легкий и весёлый  мастер -класс для составления списка новогодних и рождественнских дел на английском языке....

Конспект мастер-класса для обучающихся с ОВЗ (з класс) "Автоматизация и дифференциация звуков в пословицах и поговорках. Развитие слоговой структуры слова".

Конспект мастер-класса по теме: «Автоматизация и дифференциация звуков в пословицах и поговорках. Развитие слогового анализа и синтеза».Подготовила учитель ОУ для обучающихся с ОВЗРяз...