Статья по изобразительному искусству (ИЗО) по теме:
Роль пейзажной живописи художников Мордовии в воспитании любви к родному краю, формировании патриотических чувств у младших школьников

Забатурина Елена Николаевна

В статье освещены вопросы духовного формирования личности. Искусство родного края играет важную роль в становлении человека. Важнейшая роль в эстетическом воспитании младших школьников  принадлежит произведениям живописи.Пейзажи  мордовской природы Макушкина Н. С., Сычкова Ф.В., Мухина А.А., Беднова В.А.,  и других художников  вызывают у детей  любовь  к Родине,  чувство гордости за нее, пробуждают умение видеть, понимать и любить  природу. Пейзаж можно рассматривать как своеобразное историческое свидетельство о действительности жизни и, следовательно, использовать как важное средство пропаганды и воспитания, средство воспитания любви к Родине. Ибо пейзаж - это зримая ее красота. А чувство красоты - эмоциональная, а значит, самая  естественная основа любви, в том числе  любви к природе, которая не бесконечна и требует бережного отношения. Человек, которому безразлична красота природы, не остановится перед тем, чтобы сломать молодое деревцо в лесу или в городе. Образ природы едва ли не лучший жанр для опыта сопоставлений художественной мысли: ведь природа – постоянная естественная среда жизни всего человечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
zabaturina_e.n.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Забатурина Е.Н, студентка группы 308 ПДН факультета                                                                                                     педагогического и художественного образования

                                                   Научный руководитель Ануфриев А.Н, кандидат геолого-                                 минералогических наук, доцент

Роль пейзажной живописи художников Мордовии в воспитании любви к родному краю, формировании патриотических чувств у младших школьников

                                       

В комплексе проблем становления личности младшего школьника особое место занимает эстетическое воспитание, формирование и развитие способности к эстетическому восприятию мира, потребности к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в поступках, поведении.

Важнейшая роль в эстетическом воспитании младших школьников  принадлежит произведениям живописи.

Кто в наше время не знает, что такое пейзаж? Это картина, на которой изображены лес, поле, река, город, железная дорога. Как самостоятельное явление этот жанр искусства получил наиболее широкое распространение в двух видах изобразительного искусства: живописи и графике. В живописи пейзаж может быть исполнен масляными красками, пастелью, акварелью, в графике - тушью, карандашами, углем, чернилами, другими материалами,  имеющими  способность оставлять заметный след  на любой по цвету поверхности.  Фактура поверхности может быть самая разнообразная,  в зависимости от материала, на котором рисуют, - бумага, картон, холст, шелк. Графический пейзаж может быть исполнен в виде эстампа-линогравюры, ксилографии, офорта. Пейзаж получил не менее широкое признание в фотографии. К нему охотно обращаются и другие искусства: кино, музыка и литература. Картины природы являются основной темой литературных произведений: стихотворений, коротких рассказов, (И.С. Тургенев,           М.М. Пришвин, В.В. Бианки),  музыкальных пьес (Ф.Шуберт, П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов). В литературе, музыке, кино нет собственно жанра пейзажа, а в фотографии он еще не имеет самостоятельной истории. Зато в изобразительных искусствах – графике и живописи - художественно-эстетические ценности пейзажа давно определились. В наше время пейзаж весьма популярен. Даже не искушенный в вопросах искусства человек не безразличен к нему. Природа - это небо, земля, хлеба, леса, реки. Изображение природы неизбежно вызывает воспоминание о чем-то близком.

Пейзажная живопись в России начала развиваться только в XVIII в. вместе с развитием светской живописи. Когда стали возводить великолепные дворцы, разбивать роскошные сады, когда, как по волшебству, начали расти новые города, появилась потребность все это увековечить. При Петре I появились уже первые виды Петербурга, сделанные русскими художниками — М.Г. Земцовым и А.Ф. Зубовым.  Зубов Алексей Фёдорович написал Летний дворец Петра I и Летний сад в Санкт-Петербурге (1716). Затем наблюдается развитие пейзажа в разных направлениях: это и романтический пейзаж, и реалистический пейзаж, и городской пейзаж. Представители этих направлений: Шишкин И.И; Саврасов А.К., Поленов В.Д., Куинджи А.И., Левитан И.И., Клодт Н.А., Щедрин С.Ф. и другие.

Пейзаж в мордовской живописи – разнообразный, богатый традициями жанр, где ярко проявляются творческие индивидуальности авторов, где каждый ищет и находит свои, близкие мотивы и черты в природе родного края. Представители мордовского пейзажа: Макушкин Н.С., Сычков Ф.В., Мухин А.А., Беднов В.А. и   д.р.

Лейтмотив творчества Ф.В. Сычкова - жизнь и быт русской и мордовской деревень. Этой теме он отдавал предпочтение с первых самостоятельных работ. Творческое кредо Сычкова Ф.В  заключено в его словах: «…в жизни должно быть как можно больше радости» [1] .Поэтому особенно ярко талант художника раскрылся в произведениях, отображавших праздничную сторону деревенской жизни - «Праздничный день» (1928), «Выходной день в колхозе» (1936) и др. Произведения радуют глаз и покоряют совершенным мастерством исполнения. Ф.В.Сычков – певец юности. Любимые его героини – это молодые крестьянки, которые полны  неповторимой харизмой, задором, жизнелюбием – («У изгороди», «Девушка» и др.). Яркие одежды крестьянок еще более подчеркивают их жизнерадостность, а цвета, сливаясь в стройный, звучный аккорд, создают приподнятое праздничное настроение. Тема деревни звучит и в пейзажах, пронизанных теплотой и камерностью настроения: «Деревенская улица» (1916), «Пейзаж с гусями» (1952), а также в натюрмортах «Маки» (1910), «Цветы» (1939) и др. В точности воспроизведения натуры, в умении несколькими мазками передать фактуру, вплоть до каждой детали, видна рука большого мастера.

 Главной темой творчества Н.С Макушкина  становится жизнь сельской природы, деревни, людей крестьянского труда. Предпочтение сразу же отдается пейзажу как наиболее патриотичному и близкому национальным корням жанру. Сначала это индустриальный пейзаж (серия «Промышленные пейзажи Мордовии» (1972–1976)), в характеристику которого автор вносит свою лирико-философскую ноту. Но более всего его влечет не индустриальная героика, а располагающий к философским размышлениям родной деревенский пейзаж. В нем, по мысли Н. С. Макушкина, растворяется и черпает силу открытая Красоте и Добру русская  душа. В лучших работах и сериях (1970–1980-х годов) («Деревенские мотивы», «Лето в деревне», «Чернопромзинский альбом») ощущается стремление автора к созданию обобщенного многозначного монументального образа мордовской земли и через него к раскрытию духовного мира человека.

Пейзаж  является излюбленным жанром А.А.Мухина. Его небольшие по размеру, скромные работы всегда исполнены красоты, задушевности, тонкого поэтического чувства. Большую роль в формировании творческого лица живописца сыграл Ф.В. Сычков, но главным учителем А.А. Мухина всегда оставалась природа. Художник любит мимолетные, быстро меняющиеся, несущие в себе трепет жизни состояния природы. Пейзажи живописца не связаны с изображением какого-либо конкретного места. Журчащие ручейки, белоствольные березы, талые снега, стога скошенного сена - это композиции, возникшие как результат долгого изучения и наблюдения за природой. Разливы рек, целительная свежесть весеннего воздуха, красота природы - все это нашло свое яркое воплощение в полотнах А.А.Мухина «Ледоход на реке Инсар» (1957), «Мокша. Льды» (1950), «Разлив реки Суры» (1969), «Весна» (1968), «Последний снег» (1960), «Ранняя весна» (1970). Художнику присуще редкое по глубине чувство трепетной любви к природе. Все его работы отличаются необыкновенно тонким лирическим настроением. Он по праву может называться певцом своего родного мордовского края.

Виктор Андреевич Беднов – художник реалистического направления. В его арсенале все живописные жанры: тематическая картина, портрет, пейзаж, натюрморт. Содержанием полотен «Беление холста», «Шокшанские косари», «Мордовская ярмарка», «День памяти», «Сенокос» является жизнь мордовского села, культурные традиции народа. Обширный цикл произведений посвящен уборочной страде: «Комбайнеры Н.С. Пиксин и В.А. Волков на жатве», «Комбайнер Владимир Осипов», «Кузнец», «Тракторист Сергей Куртажов», «На току», «Хлебное поле» и др. В лучших традициях российского лирического пейзажа написаны В.А. Бедновым картины природы: «Последний луч», «Село Судосево», «Осенний мотив», «Апрель», «Осень. Село Рыбкино». Не чужд мастеру и жанр натюрморта. Сложные пространственные построения в холстах «Верба», «Натюрморт с кистями» позволяют и в данном жанре выразить авторскую философию жизни, глубокое и разностороннее толкование каждого, даже незначительного на первый взгляд, ее проявления. «…Отточенное мастерство, внимание к нравственно-этической проблематике, глубокий психологизм образов, взаимопроникновение сложных содержательно-эмоциональных связей, являясь отличительной чертой искусства данного мастера, привлекают к нему внимание и зрителей, и критики» [2].

В последнее десятилетие В.А. Беднов работает над циклом пейзажей «Сельские мотивы», собирая натурный материал преимущественно в родном Ковылкинском районе, неоднократно уже воспетом им примокшанье. Высокую оценку и признание получили полотна «Сельский вечер»(2006) и «Сенокос»(2004), в которых развернуто представлена картина жизни села.

Пейзажи  мордовской природы Макушкина Н. С., Сычкова Ф.В., Мухина А.А., Беднова В.А.,  и других художников  вызывают у детей  любовь  к Родине,  чувство гордости за нее, пробуждают умение видеть, понимать и любить  природу. Пейзаж можно рассматривать как своеобразное историческое свидетельство о действительности жизни и, следовательно, использовать как важное средство пропаганды и воспитания, средство воспитания любви к Родине. Ибо пейзаж - это зримая ее красота. А чувство красоты - эмоциональная, а значит, самая  естественная основа любви, в том числе  любви к природе, которая не бесконечна и требует бережного отношения. Человек, которому безразлична красота природы, не остановится перед тем, чтобы сломать молодое деревцо в лесу или в городе. Образ природы едва ли не лучший жанр для опыта сопоставлений художественной мысли: ведь природа – постоянная естественная среда жизни всего человечества.

Литература:

Поликарпов В.П. Мухин Александр Андреевич/В.П.Поликарпов, Э.Г.Ерина. – М.:Советский художник, 1980-12с.

Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность: Пособие для учителей./В.Н.Стасевич.- М.: Просвещение,1987- 176с.

 [1]-http://www.erzia-museum.ru/sychkov.html

[2]-http://www.museum.ru/N41458


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков в начальной школе

Эссе "Урок любви к родному краю"

Эссе написано в качестве конкурсного задания  Учитель года - 2013...

Обобщение опыта классного руководителя по теме: "Привитие любви к родному краю"

Тема была выбрана исходя из того, что наиболее важно в работе кл. рук. с классом. А мы хотя и здесь живём, но не знаем и...

Роль учителя в формировании оценочной деятельности младших школьников

Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, пре...

«Роль народного творчества в воспитании младших школьников»

 Обобщение опыта  работы творческой группы учителей (2008-2012 г.г.)...

Троицкая Г.Ю. Роль сказкотерапии в формировании духовно-нравственных ценностей младших школьников

В статье рассмотрены возможности сказкотерапии в процессе формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников...

Семейные традиции и их роль в воспитании экологической культуры младших школьников

В статье раскрывается роль семейных традиций в экологическом воспитании младших школьников....

Роль традиционной культуры в формировании нравственного сознания детей.

В статье рассмотрены особенности формирования нравственного сознания детей на основе приобщения к традиционной культуре....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ.

В статье освещается роль образовательного проекта в формировании экологической культуры младших школьников...

Игра как средство приобщения младших школьников к изобразительному искусству

Работа содержит теоретический и практический материал для учителей начальных классов и изобразительного искусства по исп...