Рекомендации родителям по развитию фонематических процессов
методическая разработка по логопедии по теме

В данной работе даны методические рекомендации родителям по преодолению письменных ошибок, связанных с недоразвитием фонематических процессов; упражнения и задания для исправления и предупреждения буквенных замен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendacii_po_fonemat._disgraf.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по преодолению письменных ошибок, связанных с недоразвитием фонематических процессов.

Большинству родителей хочется, чтобы их ребёнок писал правильно и красиво. Преследуя эту цель, некоторые родители заставляют своих детей писать или переписывать ошибочные работы. Но это может только закрепить неправильное письмо. Надо выяснить причину письменных ошибок. Если  в детских работах замены букв по принципу сходства соответствующих звуков (Н-р, путает на письме П-Б или другие парные согласные, или С-Ш, Ч-Т, Р-Л…), то надо поработать над развитием фонематических процессов, то есть над умением слышать разницу в звуках. Очень важно начать эту работу как можно раньше, не ждать, что всё пройдёт само. И дошкольнику, и школьнику 1-го или 4-го классов работу надо начинать со слуховой дифференциации звуков, то есть с развития умения слышать разницу смешиваемых звуков.

Начинать надо с умения различать неречевые звуки. Сначала звуки, которых сильно отличается (стук по стеклу, дереву или металлу) Потом переходить к близким звукам (шум от встряхивания в ёмкости гороха или крупы, жужжание пчелы или мухи).

Только после дифференциации неречевых звуков переходим к разнице в звучании отдельных звуков (наличие или отсутствие голоса; положение губ, языка; специфика выдыхаемой воздушной струи при произнесении смешиваемых звуков).

После закрепления слышать разницу в звуках, соотносим их с буквами. В соответствии с возрастом ребёнка, работу по слуховой дифференциации сопровождаем письменными упражнениями. Начинаем со слогов, слов, потом переходим к предложениям и текстам.

Ниже представлены некоторые упражнения, которые помогут не только исправить замену букв на письме, но и предупредить её.

1. Найти или нарисовать  картинки на заданные звуки, определить место звука в слове.

2. Придумать слова или отобрать картинки, название которых начинается на определённый звук.

3. Назвать первый звук в слове.  Назвать последний звук в слове.

    Выложить или написать соответствующую букву.

4. «Склеенное» слово (выделение отдельных слов из квазислова)

   шаркорзинаботинкибинокльедаобезьянка.

5. «Ловим звук». Взрослый называет сначала звуковой ряд, потом слоги, потом слова, ребёнок «ловит» звук (хлопает в ладоши или говорит «стоп») Определить место звука в слове (в начале, середине или в конце).

6. Сравнить слова. Выявление ориентации на форму слова в ситуации, где сравнительная длина слов противоположна сравнительной длине предметов, обозначенных этими словами.

- Сравни слова «карандаш» и «карандашик». Какое из этих слов короче? Почему?

- Какое из двух слов длиннее: слово «удав» или «червячок»? Почему?

- Сравни слова «кот» и «кит». Какое из этих слов больше и почему?

- Какое слово длиннее: слово «минута» или слово «час»? Почему?

- Какое слово короче: слово «хвост» или слово «хвостик»? Почему?

7. Назвать слова сначала на один заданный звук, потом на другой (близкий по звучанию). Написать эти слова или нарисовать предметы на смешиваемые звуки в разные столбики.

8. Определить перед каким или после какого звука находится заданный звук.

9. Составить слово из предложенных букв.

10. Буквенный диктант – записать первую букву слов.

11. Послушать рассказ и найти слова с указанными звуками. Найти  в тексте слова с определённой буквой, выписать их или подчёркнуть в тексте.

12. «Доскажи словечко» и выдели первый звук или заданный звук.

13. Составить схему слова, нарисовать её и записать слово после схемы.

14. Вставить в слова нужную букву.

15. Записать предложения со смешиваемыми буквами, предварительно обговаривая, какую букву надо писать, подчеркнуть буквы, которые путает по-разному (разным цветом; одной или двумя чертами). 

16. Подумай, не торопись.  Несколько заданий на сообразительность и одновременно на проверку умения слышать и выделять определенные звуки в словах:

 - Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

 - Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)

- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – ш. (Карандаш, камыш…)

- Какое получится слово, если к но - прибавить 1 звук? (Нож, нос)

-  Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука  л. (Люба любит лепить лепёшки.)

 -Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук у. (Бумага, дудочка, стул…)

…и т.д.

Литература:

- Лозбякова М.И. «Учимся правильно и чётко говорить».- М.: Вентана-Графф, 2003г.

- Лопухина И.С. «Логопедия, упражнения для развития речи».- СПб.: Дельта, 1999г.

- Нищева Н.В. «Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников» -  М.: Детство-Пресс, 2009г.

- Парамонова Л.Г. «Говори и пиши правильно».- СПб.: Дельта, 1996г.

- Парамонова Л.Г. «Логопедия для всех».- М, 2002г.

- Парамонова Л.Г. «Предупреждение и устранение дисграфических ошибок у детей».- СПб.: Дельта, 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс игр и заданий для развития фонематических процессов у детей младшего школьного возраста

     Обязательным условием формирования речи любого ребенка является сохранность слухового восприятия. Проводимая мною диагностика речи показала, что у всех учащихся н...

Развитие фонематических процессов у младших школьников.

Презентации по развитию фонематических процессов: восприятия, представления, анализа и синтеза слов....

Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста по теме: Звуковой анализ слов. Звук [З]

Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста для занятий на курсе подготовки к школе....

Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста по теме: Звуковой анализ слов. Звук [С]

Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста для занятий на курсе подготовки к школе....

Памятка для учителей и родителей "Игры по развитию фонематических процессов у детей младшего школьного возраста"

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы ребенка, а также закл...

Рекомендации родителям по развитию фонематического слуха у детей

Рекомендации родителям по развитию фонематического слуха у детей...

Мастер-класс для родителей «Развитие фонематических процессов у детей младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения».

Мастер-класс для родителей «Развитие фонематических процессов у детей младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения»....