Главные вкладки

    Статья (логопедия, 1 класс) по теме:
    Готов ли ваш ребенок к школе?

    Материал содержит основные критерии готовности ребенка к усвоению родного языка в школе.

    Большинство детей к моменту обучения в школе овладевают всей системой родного языка. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. И тогда у детей могут отмечаться различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития, что создает трудности при овладении программой  по русскому языку  в школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл gotov_li_vash_rebenok_k_shkole.docx18.42 КБ

    Предварительный просмотр:

       

    Готов ли ваш ребенок к школе?

                Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, что означает определенную  сформированность средств языка, а также  умения и навыки свободно пользоваться этими средствами в целях общения. По утверждению Л.С.Выготского, для успешного освоения программы обучения в школе у дошкольника должны быть сформированы речевые навыки - речевые операции, которые осуществляются бессознательно, с полным автоматизмом при соответствии норме языка и служат для самостоятельного выражения мыслей, намерений, переживаний /2 /.

               Наиболее важным событием  для ребенка семи лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Качество его учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы предпосылки в дошкольном периоде. Большинство детей к моменту обучения в школе овладевают всей системой родного языка. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково.

                 Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу. Понятие готовности к обучению включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений ребенка, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.

                  Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка.

    1. К школьному возрасту у ребенка должна быть сформирована звуковая сторона речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением всех звуков.
    2. К шести  годам полностью формируются фонематические процессы: умение слышать и различать, дифференцировать фонемы родного языка.
    3.  Готовность детей к звукобуквенному  анализу и синтезу звукового состава слова, т.е. дети должны знать и правильно употреблять термины « слово», «звук», «слог», «гласный – согласный звук», «твердый – мягкий звук», «звонкий - глухой звук», иметь навыки  послогового чтения.
    4. Развитие словаря , умение пользоваться разными способами словообразования, т.е. ребенок  должен  уметь образовывать и правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять смысловые различия между словами, образовывать прилагательные от существительных.
    5. К школьному возрасту формируется грамматический строй речи. Это умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением. Правильно строить предложения, видеть связь слов в предложении, распространять предложения второстепенными и однородными членами, правильно строить сложные предложения. Дети должны уметь составлять предложения по опорным словам, составлять рассказ по картинке, по сериям картинок, рассказы-описания, пересказы.

               Наличие у младших школьников даже слабовыраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

    1. Ученики, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, учатся хорошо. Такие дефекты речи, как правило, не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих нет.
    2. Ученики, у которых имеет место несформированность всей звуковой стороны речи ( произношение, фонематические процессы), заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции. Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смысло-различительного значения этих звуков в словах. Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта,  такого, как дислексия и дисграфия.
    3. Ученики, у которых наряду с нарушениями звукопроизношения имеется недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка, страдают  общим  недоразвитием речи. Эти дети испытывают трудности в овладении чтением и письмом, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку. У этих учащихся наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний характеризуется наличием специфических ошибок. Связные высказывания в процессе учебной деятельности вызывают у них трудности. Их самостоятельные высказывания в пределах обиходно-бытовой тематики. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических ошибок, орфографических и синтаксических.

              Основная  задача родителей вовремя обратить внимание на различные нарушения речи своего ребенка в дошкольном возрасте. Чтобы оказать логопедическую коррекционную помощь до школы и предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем лучше будет его результат, тем с меньшими отклонениями  будет идти двигательное, речевое и интеллектуальное развитие ребенка. Расширяя круг представлений детей об  окружающем мире, беседуя с ними  на различные бытовые темы, знакомя их с художественными произведениями, родители тем самым будут способствовать быстрейшему овладению правильной речью.  Если вовремя помочь ребенку, использовать все способы развития, активизации речи, то все возможные в будущем проблемы  с обучением в школе можно успешно решить.

    Только совместными усилиями учитель, логопед и родители помогут ребенку преодолеть школьные трудности.

                         Список использованной литературы

    1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М., 1999г

    2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956г


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тесты для родителей "Готов ли ваш ребенок к школе?"

    В данный материал тесты для родителей входит три темы: 1. " Готов ли ребенок к письму?" 2. " Готов ли ребенок к чтению?" 3. " Знает ли ребенок школьные правила или что такое школа?" К каждому тесту да...

    Готов ли ваш ребенок к школе?

    Кажется, совсем недавно ваш ребенок сделал свой первый шаг, произнес свое первое слово – и вот он уже готовится к поступлению в школу. Что ждет ребенка в школе – радость познания или школьные проблемы...

    Тест-опросник для родителей "Готов ли Ваш ребенок к школе"

        Многих родителей будущих первоклассников волнует вопрос подготовки ребёнка к школе. Это можно проверить самим родителям. Предлагаю  тест  - опросник Е. Голощаповой...

    Готов ли Ваш ребенок к школе?

    Виды психологической готовности:личностнаямотивационнаясоциальнаяинтеллектуальная...

    К чтению готов? Как определить готов ли ваш ребенок к обучению грамоте. памятка для родителей.

    Как определить готов ли ваш ребенок к обучению грамоте. памятка для родителей....