Разработка логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков РЬ-ЛЬ "
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) по теме

Иванова Ольга Александровна

Есть много разрозненного материала ,о постановке звуков,автоматизации ,дифференциации. Есть алгоритмы работы. Но как всё это возможно реализовать на практике?

Хочу поделиться примером.

Данный урок составлен мной и подходит для занятия с ребёнком от 5 до 7 ,5 лет ,в процессе помощи ему специалистами (логопедами,дефектологами ) при дифференциации  звуков РЬ-ЛЬ.

Опробован и дал в ходе полного програмного курса положительные результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dif_r_i_l.doc534 КБ

Предварительный просмотр:

1.Игра «Чей язык длиннее?» Устройте соревнование: кто дальше высунет язык изо рта?

2. Игра . «Пылесос» 
Пылесос хорош также для развития подвижности кончика языка. Суть заключается в том, что кончиком языка за альвеолами выполняем движения ВПЕРЕД-НАЗАД (пылесосим) и при этом включаем звук пылесоса. При правильном выполнении слышится звук Р.
 

3. Уточнение  правильной артикуляции мягкого звука Рь

1. губы находятся в положении следующего гласного;
2. зубы на расстоянии нескольких миллиметров;
3. кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам; средняя часть спинки языка поднимается к небу;
4. посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;
5. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
6. голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос. 

Поём «музыку»:или-ли,ири-ри…

5. А на чём играют музыку? А какую мы знаем сказку где мыли муз. инструменты?

   Вспомни сказку «Бременские музыканты»___картинка

4.Игра «Военный оркестр»  

Беседа- что такое оркестр? Что ты знаешь о музыке? О музыкальных инструментах?

Читаем книжку: «Музыкальные инструменты» изучаем иллюстрации.

Играем на дудочке, говорим о ДУХОВЫХ муз. инструментах…

О военном оркестре

Подготовительная работа. Подобрать 4 картинки с изображением разных труб (музыкальных инструментов), от большой до маленькой.
Игра «Угадай, на какой трубе играем»
Краткое описание
В военном оркестре играет много разных труб и все они звучат по-разному. Потом он последовательно выставляет на доске картинки (по одной) с изображением труб и воспроизводит их звучание:
 «ри-ри-ри»; «ря-ря-ря»; «рё-рё-рё»; «рю-рю-рю».

       
Повторяем за ним, как играет каждая труба. Потом  ри, ря, рё, рю, а ребёнок  показывают соответствующие картинки.
Методические указания. Обратить внимание детей на то, что большая труба звучит сурово, твердо, а трубы поменьше играют нежно, мягко.

4. Т.к. зкук Л и Ль уже есть.Так же есть не систематичное участие в речи звука рь Не выделяем этапом вызов и  длительную постановку звука. А работаем от дифференциации ль-рь.

Дифференциация звуков РЬ-ЛЬ

У девочки МАРИНЫ                     
Спелая МАЛИНА.

Кушает МИЛИНУ

Весёлая МАРИНА.

Пальчики МАРИНЫ

Колет веточка МАЛИНЫ!

Наелась МаРИна

Стала говоРИть стихи,

ну а ты не зевай и за ней повторяй!

р—я, р—е, р—ю, р—я, р—ё.

ря—рё—рю ри—ре—ря 

рё—ри—рю ре—ря—ри

рю—ре—ря рё—ри—ре

      ри, ри, ри — мы купили сухари

  ли, ли, ли — мы улицу мели

  ре, ре, ре — метели в январе

  ле, ле, ле — катались на осле

5.Проговариваем слова

Ирис, помирились,

6. НАЗОВИ КАРТИНКИ

^ Автоматизация звука [л] в слогах со стечением согласных. Повтори слова, чётко проговаривая звук [л].

Благо глаза колпак полка солдат
Блок глоток метла послы флакон
Блуза глубина младенец салфетка флот
Вилка злак платок слава хлам
Влага класс платье слон хлопок
Галстук колбаса ползунки слух шлаки

     Дифференциация твердого и мягкого  звуков Л - Ль.      Произносить слова.

лавка – лямка    игла – земля     слон – силен    улыбка – улитка  лапа – шляпа    метла – петля     лук – люк       ел – ель     Юла - Юля    лоб – лед     лужа – Люда   угол – уголь    кулачок – светлячок   пилот – полет    клумба – клюква   стал – сталь

Произносить предложения

Оля пела. Наша Юля как юла. У Коли в руке флаг, на боку фляжка. Можно крышу настилать, можно домик заселять. Я разжал кулачок - на ладони светлячок. Мы ходили по полям и делили пополам все, что находили. Вот идут на задних лапках две собачки в модных шляпках. 

Назовите детенышей животных: у льва - львята, у лисы - …, у лягушки - …, у лебедя - …, у тюленя - …, у косули - ….

Повтори слова: лапа, лак, лама, лавка, лайка, ландыш, ластик, ласты, ласточка, лапша, ладья, лампа, лань, ласка, лось, лов, лошадь, лотос, лоза.
Какие из этих слов обозначают четвероногих животных, какие - птиц, какие - растения? Что здесь может само двигаться и что не может?

Домашнее задание :          

                       Произносить предложения

Без сомненья, лев силен, но слабее он, чем слон. 
Летят самолеты, сидят в них пилоты. 
Едет комбайн на колесах, режет спелые колосья. 
Люда, у тебя под ногами лужа. 
Села галка на крышу клуба и чистит клюв. 
Ларисе нужна не любая, а голубая краска. 
Сыпь уголь в этот угол. 
Галка ходит у реки по гальке. 
Меня разбудил будильник

Повторять и пересказывать текст:

Была в лесу белка.

Была в лесу белка, и были у белки дети. Жила белка в дупле. Пришли Миша и Коля, взяли их к себе. И белки жили у них в клетке.                                             По Л. Толстому.

Говори, не торопись и, смотри, не ошибись.

Кол около стола, стол около кола.

Колпак под колпаком, под колпаком колпак.

Убежало, убежало, убежало молоко.
Я с трудом его поймала. 
Быть хозяйкой нелегко.

Колокольчик.

Колокольчик голубой поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы очень вежливы. А ты?

Белые лебеди.

Белые лебеди в небе живут, по небу лебеди плавно плывут.
Белые перышки вьются слегка. Здравствуйте, лебеди - облака.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка логопедического занятия по звуку "М"

Данный конспект занятия, поможет педагогам, которые работаю в коррекционных классах....

Методическая разработка логопедического занятия "В стране звуков С и Ш" (2 занятия)

представлено 2 конспекта логопедических занятий по дифференциации звуков "с" и "ш"....

Конспект логопедического занятия по теме "Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква "А".

Представляю вашему вниманию конспект группового логопедического занятия для учащихся 2-го класса с ОНР-3. Первое занятие по теме. Цели и задачи представленного занятия следующие: уточнение артик...

Разработка логопедического занятия по профилактике нарушения чтения и письма с учащимися 1-х классов "Звук [ш] и буква Ш"

Логопедическое занятие входит в цикл занятий по профилактике нарушений чтения и письма, разработано на основе учебного пособия  Г.А. Глинка "Буду говорить, читать, писать правильно"....

Методическая разработка: логопедическое занятие на тему: "Дифференциация звуков и букв Г-К"

Логопедическое занятие для учащихся 2-го класса, обучающихся по коррекционной программе 8/1Лексическая тема: домашние птицыГрамматическая тема: дифференциация звуков и букв К-ГЦель: Научить детей разл...

Методическая разработка логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков Д-Т"

Методическая разработка логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков Д-Т"...

Разработка логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков [ч’] - [т’]» 2 класс.

Ф.И.О. учителя-логопедаРахманина Анастасия ВалерьевнаКласс2 класс. Логопедическое заключение: Нарушение письменной речи, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи.Тема занятия &laq...