Конспект группового занятия в 1 классе (системное недоразвитие речи лёгкой степени при умственной отсталости) по формированию лексико-грамматических средств языка Тема «Транспорт».
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Целью занятия является  закрепление и обобщение знаний о транспорте и о видах транспорта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл transport1.docx239.71 КБ

Предварительный просмотр:

ГБС(К) ОУ школы-интернат ст. Николаевская

Конспект группового занятия в 1 классе

(системное недоразвитие речи лёгкой степени при умственной отсталости)

по формированию лексико-грамматических средств языка
Тема «Транспорт».

Учитель-логопед

Нарватова Гульнара Рудольфовна

2014г

Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте, о видах транспорта.

Коррекционно-образовательная задача: совершенствовать грамматический строй  речи, образование форм творительного падежа имен существительных, упражнять в словообразовании, активизировать и расширить словарь по теме «Транспорт», стимулировать речевую активность детей.

Коррекционно-развивающая задача: развивать зрительно-пространственные представления, мелкую моторику, память. Развитие слухового восприятия, графических умений и навыков. Развитие умения понимать эмоции, формирование выразительности мимики, речи. Формировать навык последовательно и выразительно передавать свои мысли.

Коррекционно-воспитательная задача: воспитывать уважение к людям труда.

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Ребята, отгадайте загадки.

Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет,
Человек им управляет.
Что такое?
(Самолет)

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
(Поезд)

Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей.
(Метро)

II. Сообщение темы занятия. Основная часть.

1.- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? Правильно, о транспорте.

2.    Уточнение и расширение словаря по теме: «Транспорт».

- Ребята, транспорт бывает наземным, подземным, водным и воздушным.

- А какой транспорт мы называем воздушным? Наземным? Подземным? Водным?

- Посмотрите внимательно на картинку и назовите воздушный транспорт, наземный, подземный, воздушный.

3.    Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

- Ребята, еще раз внимательно посмотрите на картинку, постарайтесь запомнить то, что на ней изображено. Теперь закройте глаза .

- Угадайте, чего не стало?

4. Развитие слухового восприятия, памяти, внимания.

- Ребята, сейчас мы с вами отправимся в город  и послушаем какой транспорт ездит по улицам нашего города. Приготовьте свои ушки.

Проводится игра «Город» из компьютерной программы «Развитие речи. Учимся правильно говорить». Дети угадывают транспорт по издаваемым им звукам на слух.

5. Развитие грамматического строя речи.

- Ребята, мы с вами прошлись по улицам города и увидели разнообразный транспорт. Давайте вспомним, а кто управляет транспортом .

Составьте предложения по образцу: «Паровозом управляет машинист» и т.д.

- Ребята, расскажите  куда прибывает (приезжает) транспорт: самолет прибывает в аэропорт и т.п.

6. Образование относительных прилагательных.

- Ребята, посмотрите на экран. Как вы думаете, от какого транспорта все эти части?

Упражнение «Из чего — какой.

Дверца из металла (какая?) — металлическая.
Руль из пластмассы (какой?) — ….
Сиденье, обшитое кожей (какое?)— ….
Колесо из резины (какое?) — ….

7. Развитие мышления, внимания, уточнение словаря по изучаемой теме.

- Ребята, посмотрите внимательно и назовите лишнюю картинку. Объясните свой выбор

8. Физкультминутка.

- Встаньте со своих мест, мы немного разомнемся.

Самолёты загудели,
(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолёты полетели,
( руки в стороны, поочередно наклоны в стороны)
На поляну тихо сели ,
(присесть, руки к коленям )
Да и снова полетели.
(руки в стороны с наклонами в стороны).

9. Формирование графомотрных навыков.

D:\аттестация\КонспектыПрезент\Транспорт\сканТрансп.jpg

10. Составление предложений по опорным картинкам.

- Ребята, мы с вами побывали в городе, увидели разный транспорт. Составьте, пожалуйста, предложения по опорным картинкам .

Логопед раздает детям конверты со схемами предложений. Ребята выкладывают схемы предложений у себя на столах.

11. Развитие умения понимать эмоции, формирование выразительности мимики, речи

C:\Documents and Settings\Buh5\Рабочий стол\информация1.jpg

Посмотрите на картинку. Дети отправляются в полёт. У всех ребят разное настроение. Покажите ребенка, который боится летать на самолёте (которому нравится летать на самолёте, который удивлён, которому грустно, который спокойно относится к предстоящему полёту).

Соедини стрелкой и изображение ребёнка с тем окошком, которое подходит к его настроению.

Послушайте как говорят ребята о предстоящем полёте. Повторите так, чтобы передать настроение каждого ребёнка:

Маша: «Ах! Я полечу на самолёте!» (весело, радостно)

Коля: «Ой! Я полечу на самолёте!» (испуганно, тревожно)

Саша: «Ох! Я полечу на самолете…» (грустно)

Наташа: «Эх! Неужели я полечу на самолете?!» (удивлённо)

Паша: «Я полечу на самолёте» (спокойно, нейтральная интонация )

III. Итог занятия. Оценка деятельности учащихся.