Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя-логопеда МОУ «Ялгинская средняя общеобразовательная школа» Дрянцевой Татьяны Николаевны. «Преодоление нарушений звукопроизношения у младших школьников методами здоровьясбережения»
статья по логопедии по теме

Дрянцева Татьяна Николаевна

Проблема формирования произношения у младших школьников является одной из самых актуальных в работе с детьми с нарушениями речи. Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы, и его нарушение часто приводит к расстройству других, более высоких уровней. Поэтому так важен поиск современных средств преодоления нарушений звукопроизношения. Одним из таких средств являются методы здоровьясбережения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predstavlenie_innovatsionnogo_ped_opyta.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя-логопеда

МОУ «Ялгинская средняя общеобразовательная школа»

Дрянцевой Татьяны Николаевны

 Преодоление нарушений звукопроизношения

у младших школьников методами здоровьесбережения

                 http://yalgsar.schoolrm.ru/sveden/employees/10829/182532/ 

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Проблема формирования произношения у младших школьников является одной из самых актуальных в работе с детьми с нарушениями речи. Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы, и его нарушение часто приводит к расстройству других, более высоких уровней. Поэтому так важен поиск современных средств преодоления нарушений звукопроизношения. Одним из таких средств являются методы здоровьесбережения. Их применение в логопедической работе на настоящий момент становится все более популярным и весьма продуктивным.

Условия возникновения, становления опыта. Новизна данной проблемы состоит в том, что методы здоровьесбережения принадлежат к числу эффективных средств коррекции все чаще применяемых в специальной педагогике наряду с традиционными методами, которые помогают достижению максимально возможных успехов в преодоление не только речевых трудностей , но и общего оздоровления детей различного возраста.

Теоретическая база опыта. Теоретические основы проблемы развития и коррекции речи нарушений звукопроизношения представлены в исследованиях О. Е. Грибовой, Е. Н. Российской, Л. Ф. Спировой, Г. В. Чиркиной и других. Методы здоровьесбережения описаны в работах А. Р. Вирабовой, В. Г. Каменской и др.

На основе анализа литературных источников А. Н. Гамаюнова отмечает, что термин «методы здоровьесбережения» определяется разносторонне: во-первых, «методы здоровьесбережения» определяются как условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); во-вторых, как рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); в-третьих, как соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; в-четвертых, как необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. Обобщая данные определения, автор приходит к выводу, что « методы здоровьесбережения» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Технология опыта. В логопедической работе наибольшее применение нашли следующие методы здоровьесбережения:

1) методы сохранения и стимулирования здоровья – физминутки, подвижные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная;

2) методы обучения здоровому образу жизни: игротерапия, коммуникативные игры, самомассаж, точечный самомассаж;

3) специальные коррекционные методы: логопедический массаж, музыкальное воздействие, сказкотерапия, воздействие цветом, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Содержание работы по развитию и коррекции звукопроизношения предусматривает: 

1) уточнение и сравнение звуков по артикуляции и звучанию;

2) развитие фонематического восприятия;

3) автоматизация произношения звука, а также в зависимости от этапа овладения произношением дифференциация смешиваемых звуков;

4) развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Эти направления в работе тесно взаимосвязаны друг с другом – подготавливают усвоение последующего либо служат совершенствованию уже усвоенного материала. Однако встает вопрос о методах коррекционного воздействия, позволяющих решить поставленные задачи. И здесь первостепенное значение приобретают методы здоровьесбережения.

Применение методов здоровьесбережения в логопедической работе по преодолению нарушений звукопроизношения является возможным и эффективным, способствует нормализации речевого дыхания, совершенствованию двигательной сферы, развитию познавательных процессов как необходимых предпосылок для овладения произносительным уровнем речевой деятельности.

Значимость в логопедической работе методов здоровьесбережения состоит в решении следующих задач:

  1. совершенствование произносительной стороны речи;
  2. пробуждение интереса к логопедическим занятиям;
  3. формирование умения понимать словесные инструкции;
  4. развитие темпо-ритмической, интонационной стороны речи;
  5. активизация внимания, памяти, мышления;
  6. обогащение активного словаря, формирование связной речи.

Методы здорвьесбережения активно используются на протяжении всего занятия. Так, в организационный момент включаются релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика. В ходе занятий предусматривается мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения. Динамические паузы и физминутки, несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия, даются задания на словотворчество детей. В ходе занятия предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций. Также, рекомендуется включать в логопедические занятия комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения. Наиболее часто и продуктивно в логопедической работе используются артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, массаж, Су-Джок, релаксация, психогимнастика.

На фоне комплексной логопедической помощи методы здоровьесбережения оптимизируют процесс коррекции речи детей, позволяют интереснее и разнообразнее организовать логопедические занятия.

На базе МОУ «Ялгинская СОШ» г. о. Саранск проводилось экспериментальное исследование. В нем приняли участие школьники, посещающие логопункт. Задания были разработаны на основе методики Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов». С целью преодоления нарушений произношения было организовано экспериментальное обучение трёх обучающихся 1-го класса, у которых диагностировано общее недоразвитие речи III уровня, речевые нарушения: ринолалия и стертая форма дизартрии, которое предполагало проведение индивидуально-групповых логопедических занятий с использованием методов здоровьесбережения. Специфику данной работы составило использование специальных методических приемов, таких, как релаксация, психогимнастика, артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, Су-Джок методы. После обучающего эксперимента был проведен контрольный эксперимент, эффективность которого определялась сравнением данных. Методика проведения была аналогичной. В результате исследования было выявлено, что у большинства обучающихся значительно улучшились показатели речевого развития. Что говорит об эффективности применения  методов здоровьесбережения в логопедической работе.

Анализ результативности. Таким образом, применение методов здоровьесбережения в логопедической работе по преодолению нарушений звукопроизношения является возможным и эффективным, способствует нормализации речевого дыхания, совершенствования двигательной сферы, развитию устойчивости внимания, памяти, восприятия, как необходимых предпосылок для овладения произносительным уровнем речевой деятельности.

По данной теме проведен мастер – класс, опубликованы две статьи:

1) Дрянцева, Т. Н. Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе по преодолению нарушений звукопроизношения у младших школьников / Т. Н. Дрянцева // «Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология», Всероссийская с междунар. участием науч. практическая конф. (2015 ; Саранск). Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология», 3–4 декабря 2015 г., г. Саранск (Россия) : [материалы] [Электронный ресурс] / редкол.: Ю. В. Варданян [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2016. – 390 с. – С. 93–98.

2) Дрянцева, Т. Н. Организация работы учителя-логопеда по преодолению нарушений звукопроизношения у младших школьников методами здоровьесбережения / Т. Н. Дрянцева // Евсевьевские чтения. Серия: Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования : сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых «51-е Евсевьевские чтения», 14–15 мая 2015 г. / редкол.: Н. В. Рябова [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015. – 170 с. – С. 133138.

Все материалы и опыт работы представлены на моем личном сайте: http://nsportal.ru/dryanceva-tatyana-nikolaevna 

и на сайте МОУ «Ялгинская средняя общеобразовательная школа»:

http://yalgsar.schoolrm.ru/sveden/employees/10829/182532/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Аникиной Татьяны Ивановны.

Тема опыта :«Применение современных педагогических технологийв обучении младших школьников»«Педагоги не могут успешно кого-то учить,если в это же время усердно не учатся сами». (Али Апшерони)...

Представление собственного инновационного педагогического опыта Воспитателя группы продлённого дня МБОУ «Зубово - Полянская гимназия» Бирюковой Надежды Николаевны

На тему «Развитие творческих способностей младших школьников в условиях ГПД»https://yadi.sk/i/hV2RqWUIv5KoT данная ссылка на моё портфолио 2016-2017 уч. год.         Наро...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Рязановой Елены Александровны.

Публичное представление собственного инновационного педагогического опытаучителя начальных классов  МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа»Ардатовского  муниципального района Р...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «СОШ №9» Рузаевского муниципального района РМ Костюниной Татьяны Дмитриевны

1.     Актуальность и перспективность опыта. Современное образование – новое образование. Огромный эффективный шаг в будущее. Актуальность опыта предполагает рассмотреть взаим...

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ СОШ №8 г. Томмот Республики Саха(Якутия) Зиминой Ольги Николаевны.

Внедрение современных технологий при обучении младших школьников на основе дифференциации и индивидуального подхода....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск Манаевой Елены Николаевны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов  МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск Манаевой Елены Николаевны...