Конспект коррекционного фронтального занятия Тема: Автоматизация звуков [Р]- [Р*] в связной речи.
план-конспект занятия по логопедии (1, 2, 3 класс) на тему

Першина Светлана Викторовна

Предлагаю занятие по автоматизации звуков Р и Рь с использованием пректной деятельности, реализуемой на примере лексической темы "Строительные профессии".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект коррекционного фронтального занятия для  обучающихся 1 класса

 с общим недоразвитием речи

                                              Подготовила: Першина Светлана Викторовна

                                              учитель-логопед МБОУ «СОШ №106 г. Челябинска»

Тема: Автоматизация звуков  [Р]- [Р] в связной речи.

Цель: Автоматизация звука [Р] в словах, предложениях  стихах и в связной речи.

Задачи:

Коррекционные: развивать артикуляционную и мелкую  моторику рук; умение произносить звук [Р]  в слогах, словах, предложениях, стихах; упражнять в произношении слов со сложной слоговой структурой,  развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, моторику;
Образовательные
: способствовать обогащению и активации  словарного запаса; продолжать учить определять место звука [Р] в слове, образовывать  относительные и качественные прилагательные ; упражнять в  употребление существительных в творительном падеже; подбирать правильно рифмующие слова в предложении;

Воспитательные: воспитывать положительную мотивацию на правильное произношение;  интерес достижения результата от выполненной работы. Воспитывать трудолюбие и уважение к труду.

Оборудование: игрушка поросенок, деревянный конструктор, пакетики с семенами овощей, картинки  цветов и бумажные цветы розы и ромашки, мяч,  карточки  со стихами о профессиях,  картинки  строительных профессий.

Ход занятия:

I. Оргмомент. Установка на занятие.

Повторим правила речи на занятии.

Четко, ясно говорю.

Звуки все произношу.

Про звук  Р не забываю

В словах четко выделяю.

Тарарам, тарарам,
Кто спешит в гости к нам? Это поросенок из сказки «Три поросенка» и зовут его Наф-Наф.

Вы все хорошо знаете эту сказку. Чем занимались поросята в сказке?

Д:- Строили дома.

Сегодня на занятии мы  продолжим упражняться в  правильном  произношении звуков Р и Рь, а также построим новый домик для поросят.



II. Основная часть.

- Передайте рычание злой собаки, похрюкайте как поросята.
- Чем отличаются? (Р – твердый, Рь – мягкий) Как звучат эти звуки в названии сказки «Три поросенка».

- Звуки Р и Рь какие? (согласные, звонкие)

Посмотрите,  Наф-Наф принес нам большую коробку. Давайте посмотрим ,что в ней.

Рассматривают конструктор, называют детали: кирпичи, бруски, арки.

Получили мы подарки:

Кирпичи, бруски и арки.

Из коробки мы берем,

Строим мы красивый дом.

Логопед:     Как называют людей, которые строят дома?

Дети:         строители.

Логопед:     Как называется площадка, где строят дома?

Дети:        Стройплощадка

Чтобы построить дом потрудились люди разных профессий.  О них мы сейчас поговорим. Откройте карточки, которые лежат на столе и прочитайте название профессии.

Прежде, чем начать строить, архитектор проектирует дом на бумаге или с помощью компьютера. 

 Дети выходят и читают стихи о профессиях.

Архитектор строит дом,

Дом многоэтажный

Строит дом карандашом

На листе бумажном.

-Эти рисунки и чертежи называются проектом дома.  

Бригадир проект берет,  рабочих каменщиков зовет. К работе приступают каменщики.

В переулке дом растет

Стены каменщик кладет

С ним помощник мастерок

Мастерок-лопатка,

Будет дом построен в срок,

Прочной будет кладка.

-Какой инструмент необходим каменщику? (Мастерок-лопатка)

Людям на стройке  помогает подъемный кран. Кто работает на подъемном кране? (крановщик).

До небес поднялся кран —

Настоящий великан.

Труженик отменный,

Занят все три смены.

Лишь рабочие попросят,

Тут же он кирпич подносит.

А кто в доме делает  полы, рамы, деревянные двери? (плотник или столяр)


Топором, рубанком
Выстругивает планки.
Сделал подоконники
Без сучка-задоринки.

Гвозди, топоры, пила,
Стружек целая гора.

- Когда дом построен, к работе приступает кровельщик.

Кровельщик на крыше.

Бьёт он громко молотком –

Вся округа слышит.

Он железом кроет дом,

Чтобы сухо было в нём

Если крыша из железа, то она какая? Если крыша из черепицы, то она какая?  Если крыша из шифера, то она какая?

Что делает маляр?

Давайте про маляра сами сочиним стихи. Я начинаю, а  вы продолжаете.

Ра-ра-ра

Красить комнаты… пора

Ра-ра-ра

Пригласили …. маляра

Он приходит в новый дом

С яркой краской и… ведром.

Дидактическая игра «Кто,  что делает на стройке»

-  На стройке работает еще много людей разных профессий. У Наф – Нафа есть в портфеле документ, в котором написано кто, что будет делать на стройке. Но мне кажется, что что-то в этом списке неправильно. Нужно срочно все исправить.

Каменщик  – красит стену

Маляр – работает на подъемном кране, поднимает разные грузы

Кровельщик – кроет крышу

Крановщик – выравнивает стены, штукатурит стену

Экскаваторщик – кладет   стену  из кирпича

Штукатур – роет котлован

Водопроводчик - подключает электричество.

Электрик -  проводит воду, устанавливает краны, раковины, батареи.

Игра «Кому что нужно?» (Употребление существительных в творительном падеже)

-Кто что делает понятно. А кто чем работает?

 Наф-Наф принес чемодан с инструментами. (зашумленная картинка) Назовите инструменты, которые лежат в чемодане и скажите, людям какой профессии   они нужны. (Столяр работает топором и рубанком)

- Для  того чтобы строить дом, нужны умелые руки. Давайте разомнем наши ручки.

Физминутка

Две сестрички, две руки

Рубят, строят. Роют

Рвут на грядке сорняки

И друг друга моют.

- Приступаем к строительству.

Архитектор приготовил для нас проект  дома. Мы все будем строительной бригадой.

Дети строят дом из конструктора и коментируют, что они делают.

Получили мы подарки: кирпичи, бруски и арки.

Из коробки мы берем, строим мы красивый дом.

Строим быстро, строим скоро, без цемента из раствора.

Дом растет все выше, выше,

Есть карниз, труба и крыша.

Дом построен - у ворот ждет игрушечный народ.

Дом сделан из дерева. Он какой? (деревянный)

Если дом построен из кирпичей, он какой?  (кирпичный)

Наш дом стоит за городом, значит он какой? (загородный)

Давайте возле дома устроим огород. Что нужно сделать?

Д: Вскопать грядки. Поставить забор. Посадить семена

-Поставим  вокруг дома забор

Забор есть, теперь давайте посадим огород. Но сажать в огороде мы будем только овощи, в названии которых есть звук Р или Рь.

Дети выбирают нужные пачки семян  и говорят, что они посадят в огороде.

-Что можно посадить в саду со звуком Р или Рь.

-Посадим грушу, рябину

-Давайте устроим клумбу и посадим цветы,  в названии которых есть звук Р.(Дети  выбирают нужные картинки и сажают цветы.)

- Молодцы.  Мы построили хороший дом. Как работала наша бригада? ( хорошо, дружно)

Наф-Наф говорит, что  вы так хорошо работали, что все пословицы  о труде вам подходят. Поможем ему их рассказать.

Игра «Закончи пословицу». 
- Терпение и труд … (все перетрут) 
- Труд человека кормит, а лень … (портит) 
- Без труда не выловишь и … (рыбку из пруда)

Итог.

-Молодцы, вы сегодня очень старались, поэтому четко и ясно произносили звук [Р].  А еще вы построили хороший дом для поросят. Что вам  понравилось на занятии?  

Наф-Наф благодарит детей за постройку.

Конспект коррекционного фронтального занятия для  обучающихся 1 класса

 с общим недоразвитием речи

                                              Подготовила: Першина Светлана Викторовна

                                              учитель-логопед МБОУ «СОШ №106 г. Челябинска»

Тема: Автоматизация звуков  [Р]- [Р] в связной речи.

Цель: Автоматизация звука [Р] в словах, предложениях  стихах и в связной речи.

Задачи:

Коррекционные: развивать артикуляционную и мелкую  моторику рук; умение произносить звук [Р]  в слогах, словах, предложениях, стихах; упражнять в произношении слов со сложной слоговой структурой,  развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, моторику;
Образовательные
: способствовать обогащению и активации  словарного запаса; продолжать учить определять место звука [Р] в слове, образовывать  относительные и качественные прилагательные ; упражнять в  употребление существительных в творительном падеже; подбирать правильно рифмующие слова в предложении;

Воспитательные: воспитывать положительную мотивацию на правильное произношение;  интерес достижения результата от выполненной работы. Воспитывать трудолюбие и уважение к труду.

Оборудование: игрушка поросенок, деревянный конструктор, пакетики с семенами овощей, картинки  цветов и бумажные цветы розы и ромашки, мяч,  карточки  со стихами о профессиях,  картинки  строительных профессий.

Ход занятия:

I. Оргмомент. Установка на занятие.

Повторим правила речи на занятии.

Четко, ясно говорю.

Звуки все произношу.

Про звук  Р не забываю

В словах четко выделяю.

Тарарам, тарарам,
Кто спешит в гости к нам? Это поросенок из сказки «Три поросенка» и зовут его Наф-Наф.

Вы все хорошо знаете эту сказку. Чем занимались поросята в сказке?

Д:- Строили дома.

Сегодня на занятии мы  продолжим упражняться в  правильном  произношении звуков Р и Рь, а также построим новый домик для поросят.



II. Основная часть.

- Передайте рычание злой собаки, похрюкайте как поросята.
- Чем отличаются? (Р – твердый, Рь – мягкий) Как звучат эти звуки в названии сказки «Три поросенка».

- Звуки Р и Рь какие? (согласные, звонкие)

Посмотрите,  Наф-Наф принес нам большую коробку. Давайте посмотрим ,что в ней.

Рассматривают конструктор, называют детали: кирпичи, бруски, арки.

Получили мы подарки:

Кирпичи, бруски и арки.

Из коробки мы берем,

Строим мы красивый дом.

Логопед:     Как называют людей, которые строят дома?

Дети:         строители.

Логопед:     Как называется площадка, где строят дома?

Дети:        Стройплощадка

Чтобы построить дом потрудились люди разных профессий.  О них мы сейчас поговорим. Откройте карточки, которые лежат на столе и прочитайте название профессии.

Прежде, чем начать строить, архитектор проектирует дом на бумаге или с помощью компьютера. 

 Дети выходят и читают стихи о профессиях.

Архитектор строит дом,

Дом многоэтажный

Строит дом карандашом

На листе бумажном.

-Эти рисунки и чертежи называются проектом дома.  

Бригадир проект берет,  рабочих каменщиков зовет. К работе приступают каменщики.

В переулке дом растет

Стены каменщик кладет

С ним помощник мастерок

Мастерок-лопатка,

Будет дом построен в срок,

Прочной будет кладка.

-Какой инструмент необходим каменщику? (Мастерок-лопатка)

Людям на стройке  помогает подъемный кран. Кто работает на подъемном кране? (крановщик).

До небес поднялся кран —

Настоящий великан.

Труженик отменный,

Занят все три смены.

Лишь рабочие попросят,

Тут же он кирпич подносит.

А кто в доме делает  полы, рамы, деревянные двери? (плотник или столяр)


Топором, рубанком
Выстругивает планки.
Сделал подоконники
Без сучка-задоринки.

Гвозди, топоры, пила,
Стружек целая гора.

- Когда дом построен, к работе приступает кровельщик.

Кровельщик на крыше.

Бьёт он громко молотком –

Вся округа слышит.

Он железом кроет дом,

Чтобы сухо было в нём

Если крыша из железа, то она какая? Если крыша из черепицы, то она какая?  Если крыша из шифера, то она какая?

Что делает маляр?

Давайте про маляра сами сочиним стихи. Я начинаю, а  вы продолжаете.

Ра-ра-ра

Красить комнаты… пора

Ра-ра-ра

Пригласили …. маляра

Он приходит в новый дом

С яркой краской и… ведром.

Дидактическая игра «Кто,  что делает на стройке»

-  На стройке работает еще много людей разных профессий. ( Читают названия профессий)  У Наф – Нафа есть в портфеле документ, в котором написано кто, что будет делать на стройке. ( достает из портфеля документы)  Но вот незадача, все документы перепутались.  Нужно срочно все исправить.

Дети подбирают к названию профессии его должностные обязанности .  Кто,  что делает на стройке

Экскаваторщик – роет котлован

Штукатур – выравнивает, штукатурит стены.

Водопроводчик - проводит воду, устанавливает краны, раковины, батареи.

Электрик - подключает электричество.

Игра «Кому что нужно?» (Употребление существительных в творительном падеже)

-Кто что делает понятно. А кто чем работает?

 Наф-Наф принес чемодан с инструментами. (зашумленная картинка) Рассмотрите инструменты и скажите кто каким инструментом работает. (Столяр работает топором и рубанком)

- Для  того чтобы строить дом, нужны умелые руки. Давайте разомнем наши ручки.

Физминутка

Две сестрички, две руки

Рубят, строят. Роют

Рвут на грядке сорняки

И друг друга моют.

- Приступаем к строительству.

Архитектор приготовил для нас проект  дома. Мы все будем строительной бригадой.

Мы работаем бригадой 
Все рабочие готовы 
Дружно потрудиться надо, 
Чтобы дом построить новый

Дети строят дом из конструктора и комментируют, что они делают.

Получили мы подарки: кирпичи, бруски и арки.

Из коробки мы берем, строим мы красивый дом.

Строим быстро, строим скоро, без цемента из раствора.

Дом растет все выше, выше,

Есть карниз, труба и крыша.

Дом построен - у ворот ждет игрушечный народ.

Дом сделан из дерева. Он какой? (деревянный)

Если дом построен из кирпичей, он какой?  (кирпичный)

Наш дом стоит за городом, значит он какой? (загородный)

Давайте возле дома устроим огород. Что нужно сделать?

Д: Вскопать грядки. Поставить забор. Посадить семена

-Поставим  вокруг дома забор

Забор есть, теперь давайте посадим огород. Но сажать в огороде мы будем только овощи, в названии которых есть звук Р или Рь.

Дети выбирают нужные пачки семян  и говорят, что они посадят в огороде.

-Что можно посадить в саду со звуком Р или Рь.

-Посадим грушу, рябину

-Давайте устроим клумбу и посадим цветы,  в названии которых есть звук Р.(Дети  выбирают нужные картинки и сажают цветы.)

- Молодцы.  Мы построили хороший дом. Как работала наша бригада? ( хорошо, дружно)

Наф-Наф говорит, что  вы так хорошо работали, что все пословицы  о труде вам подходят. Поможем ему их рассказать.

Игра «Закончи пословицу». 
- Терпение и труд … (все перетрут) 
- Труд человека кормит, а лень … (портит) 
- Без труда не выловишь и … (рыбку из пруда)

Итог.

-Молодцы, вы сегодня очень старались, поэтому четко и ясно произносили звук [Р].  А еще вы построили хороший дом для поросят. Что вам  понравилось на занятии?  

Наф-Наф благодарит детей за постройку.

Здравствуйте. Повторим правила речи на занятии.

Тарарам, тарарам,
Кто спешит в гости к нам? Это поросенок из сказки «Три поросенка» и зовут его Наф-Наф. Вы все хорошо знаете эту сказку. Чем занимались поросята в сказке?

Сегодня на занятии мы  продолжим упражняться в  правильном  произношении звуков Р и Рь, а также построим новый домик для поросят.

II. Основная часть.

Посмотрите,  Наф-Наф принес нам большую коробку. Давайте посмотрим , что в ней.

Получили мы подарки:

     Как называют людей, которые строят дома?

Чтобы построить дом потрудились люди разных профессий.  О них мы сейчас поговорим.  Возьмите  бейджики,   прочитайте,  кем вы сегодня будите на стройке. Прикрепите их к одежде.

Прежде, чем начать строить, архитектор проектирует дом на бумаге или с помощью компьютера.  Выходи архитектор и прочитай стихи о профессии.  Картинка

-Эти рисунки и чертежи называются проектом дома.  

Бригадир проект берет,  рабочих каменщиков зовет. К работе приступают каменщики. Картинка

-Какой инструмент необходим каменщику? (Мастерок-лопатка)

Людям на стройке  помогает подъемный кран. Кто работает на подъемном кране?(крановщ).Картинка

А кто в доме делает  полы, рамы, деревянные двери? (плотник или столяр) Картинка


-Какой инструмент необходим Столяру и плотнику?

- Когда дом построен, к работе приступает кровельщик. Картинка

Если крыша из железа, то она какая? Если крыша из черепицы, то она какая?  Если крыша из шифера, то она какая?

Что делает маляр? Картинка

Давайте про маляра сами сочиним стихи. Я начинаю, а  вы продолжаете.

Ра-ра-ра  Красить комнаты… пора

Ра-ра-ра    Пригласили …. маляра

Он приходит в новый дом  С яркой краской и… ведром.

Дидактическая игра «Кто,  что делает на стройке»

-  На стройке работает еще много людей разных профессий. Прочитаем( Читают названия профессий)  У Наф – Нафа есть в портфеле документ, в котором написано кто, что будет делать на стройке. ( достает из портфеля документы)  Но вот незадача, все документы перепутались.  Нужно срочно все исправить.

 Помогите разобраться, кто,  что делает на стройке.

Игра «Кому что нужно?»

-Кто что делает понятно. А кто чем работает?

 Наф-Наф принес чемодан с инструментами.  Рассмотрите инструменты и скажите, кто каким инструментом работает.

- Для  того чтобы строить дом, нужны умелые руки. Давайте разомнем наши ручки.Физминутка

- Приступаем к строительству. Мы все будем строительной бригадой.

Мы работаем бригадой 
Все рабочие готовы 
Дружно потрудиться надо, 
Чтобы дом построить новый

Архитектор получает  проект  дома. К работе приступает каменщик.

Строительство начинается с фундамента.

Дети строят дом из конструктора и коментируют, что они делают.

Получили мы подарки: кирпичи, бруски и арки.

Из коробки мы берем, строим мы красивый дом.

Строим быстро, строим скоро, без цемента из раствора.

Дом сделан из дерева. Он какой? (деревянный)

Если дом построен из кирпичей, он какой?  (кирпичный)

Наш дом стоит за городом, значит он какой? (загородный)

Стены построены. Чего не хватает у дома. Кто будет крыть крышу?

Кто установит раму, дверь?

Давайте возле дома  разобьем  огород. Что нужно сделать?

Д: Вскопать грядки. Поставить забор. Посадить семена

Забор есть, теперь давайте посадим огород. Но огород у нас будет не простой, в нем будут  только  те растения, в названии которых есть звук Р или Рь.

Дети выбирают нужные пачки семян  и говорят, что они посадят в огороде.

-Что можно посадить в саду со звуком Р или Рь.

-Давайте устроим клумбу и посадим цветы,  в названии которых есть звук Р.

- Молодцы.  Мы построили хороший дом. Как работала наша бригада? ( хорошо, дружно)

Наф-Наф говорит, что  вы так хорошо работали, что все пословицы  о труде вам подходят. Поможем ему их рассказать.

Игра «Закончи пословицу». 
- Терпение и труд … (все перетрут) 
- Труд человека кормит, а лень … (портит) 
- Без труда не выловишь и … (рыбку из пруда)

Итог.

-Молодцы, вы сегодня очень старались, поэтому четко и ясно произносили звук [Р].  А еще вы построили хороший дом для поросят. Что вам  понравилось на занятии?  




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия Автоматизация звука Л с применением ИКТ

Логопедическое занятие на этапе автоматизации звука "л" с применением ИКТ. В конспекте вставлены образцы красочных слайдов...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [с] в слогах

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [с] в слогах....

Конспект коррекционного занятия, тема:"Автоматизация звука (с) в речи", для учащихся 1 класса

Занятие поможет сформировать правильное произношение звука (с) в слогах, словах, предложениях....

Весна. Дифференциация звуков Р – Л в связной речи.

Фронтальное занятие в 1 классе по преодолению ОНР-III уровня...

Весна. Дифференциация звуков Р – Л в связной речи.

Фронтальное занятие в 1 класс по преодолению ОНР-III уровня...

Использование игровых приёмов на занятиях по автоматизации звуков у детей с нарушениями речи.

Использование игровых приёмов на занятиях по автоматизации звуков у детей с нарушениями речи.Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения...

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука «Рь» (коррекционная школа-интернат).

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука "Рь" в слогах, словах, предложениях....