Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р]
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Щапова Мария Сергеевна

автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р]

Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

  • Упражнять в правильном произнесении звука [р] в словах и предложениях.
  • Упражнять в согласовании существительных со звуком [р] с числительными два, три, четыре, пять.
  • Продолжать учить понимать логико-грамматические конструкции, исправлять деформированное предложение, согласуя слова по смыслу с опорой на сюжетные картинки и без них.
  • Совершенствовать навык употребления в самостоятельной речи предлогов.
  • Учить составлять цепной рассказ с опорой на наглядную схему.
  • Продолжать учить читать небольшие предложения.

коррекционно-развивающие:

  • Развивать фонематический слух, упражнять в определении наличия и места звука [р] в словах.
  • Развивать артикуляционную и мелкую моторику, слуховое и зрительное восприятие, внимания, память, логическое мышление, пространственную ориентировку.

коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать интерес к занятиям, любознательность, желание узнавать новое.

Оборудование:

  • Индивидуальные зеркала; мультимедийная презентация к занятию.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: Сегодня мы отправляемся на поиски сокровищ. Посмотрите, у нас есть карта (показывает), которая укажет, где искать сокровища. А помогать в поисках будет звук, который слышится в словах рыба, матрос, морской, корабль. Вы догадались, что это за звук? Произнесите этот звук.

Дети: Р-р-р.

II. Сообщение темы занятия.

Слайд 2.

Логопед: - В морском путешествии нас ждут приключении и задания. Будь внимательным, красиво и четко произносите звук [р]. Тогда нас ждет успех.

III. Работа над темой.

Слайд 3.

1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: - На чем мы отправимся в путь? (на корабле). Правильно, но нам его нужно построить. Берем длинные, гибкие доски для постройки (упражнение “Качели”). Проверяем доски на прочность. Сколачиваем их прочными гвоздями (Упражнение “Барабанщик”). Нужно не забыть поставить парус (упражнение “Парус”).

Слайд 4.

Я думаю, у вас получился вот такой кораблик.

2. Изолированное произнесение звука [р] тихо-громко

Логопед: - Теперь поднимем якорь. Цепь тяжелая, гремит громко: р-р-р (ребенок громко произносит изолированный звук громко). Осталось только эхо (произносит изолированный звук тихо). Камни переворачиваются, стучат по дну лодки: р-р-р (громкое произнесение).

- Дайте характиристику звуку [Р] (Согласный, звонкий, твердый)

3. Упражнение на выработку направленной воздушной струи.

Логопед: - Ветер наполнил парус (ребенок дует на кусочек материи на палочке). Мы поплыли.

Логопед: - Вот мы уже и плывем. Но где нам искать сокровища? У нас есть карта. Мы можем побывать на каждом из этих островов и поискать сокровища. Берем курс на первый остров!

4. Игра на развитие фонематического восприятия “Рассели животных”.

Слайд 5.

Логопед: - Первый остров оказался необитаемый, но у нас есть животные, которым негде жить. Давай поселим их здесь. Но на остров поселятся только те животные, в названиях которых есть звук [р].

Дети, начиная с первого животного на слайде, называют его, определяют, есть ли нужный звук. Если ответ верный, картинка “переходит” на остров, если заданного звука нет – картинка покачивается.

5. Игра на развитие внимания, памяти “Кого не стало?”

Логопед: - Звери благодарны тебе, приглашают играть в прятки.

Игра с тем же слайдом. По щелчку мышки картинка исчезает. При правильном ответе появляется вновь по второму щелчку.

6. Упражнение на развитие зрительного восприятия, пространственной ориентировки “Узнай, кто это”

Слайд 6.

Посмотри, кто вышел нас провожать. Назови.

Рисунок 1

Логопед: - Поплывем к следующему острову. Прокладывай путь (ребенок чертит линию до следующего острова).

7. Игра “Угости крокодила”(автоматизация [р] в словах при согласовании существительного с числительным)

Слайд 7.

Логопед: - На втором острове живет зубастый, голодный...(крокодил). Давайте накормим его из наших запасов. У нас есть пирожки. Угощайте крокодила и считайте так: один пирожок, два пирожка, три пирожка, четыре пирожка, пять пирожков.

- А теперь накормите его грушами, персиками, ватрушками. Крокодил благодарит вас за угощение. А теперь предложите свои продукты крокодилу, но только те, в которых есть звук [р] (варианты детей).

- А теперь дальше в путь.

По пути к следующему острову к нам выплыла бутылка с письмом. Давайте прочитаем, что в нем написано:

ра-ра-ра – высокая гора
ро-ро-ро – новое ведро
ру-ру-ру – продолжаем мы игру

8. Динамическая пауза “Теплоход”

От зеленого причала

(Шаг вперед, руки опущены)

Оттолкнулся теплоход.

Раз, два –

(Два шага назад)

Он назад шагнул сначала.

А потом шагнул вперед -

(Два шага вперед

Раз, два –

(Руки вытянуты вперед и сомкнуты -

И поплыл по речке,

(Это нос теплохода; движения по кругу

Набирая полный ход.

мелкими шажками)

9. Автоматизация [р] во фразе на основе деформированного предложения.

Слайд 8.

Логопед: - Приплыли на следующий остров. Здесь живет Волшебник, чародей. Он знал, что мы приплывем на этот остров и написал для нас книгу. Но он такой рассеянный, наверняка что-то перепутал. Послушай, исправь, если нужно, а помогут тебе картинки на компьютере.

Слайд 9.

Дровами рубят топор.

На радуге – небо.

Крышка накрыта ведром.

Дорога едет по грузовику.

Горшок растет в розе.

Забор красит Рому.

Ребята исправляют, произносят предложение в правильном варианте и выбирают соответствующую картинку.

Рисунок 2

Логопед: - Волшебник по секрету сказал, что клад зарыт на последнем острове. Уже недалеко, подплываем к следующему острову.

10. Автоматизация [р] при составлении цепного текста.

Слайд 10.

Логопед: - Пока мы плыли, нам пришло письмо. Братья Трофим и Рома (логопед показывает картинку с изображением мальчиков) рассказывают о своей рыбалке. Послушай их рассказ и, опираясь на картинки, попробуй пересказать его.

Рисунок 3

Рома и Трофим братья.
Братья идут на пруд.
В пруду братья поймают рыбу и раков.
Крупных раков братья подарят Р.

Логопед: - Готов плыть к последнему острову, на котором спрятан клад?

11. Игра “Разложи правильно” (определение позиции [р] в слове)

Слайд 11.

Логопед: - На этом острове живут одни обезьяны. Они собирают кокосы и раскладывают их по корзинам. Кокосы не простые, а с картинками. Называй картинки, определяй, где [р] в слове: начале, середине или в конце и клади в нужную корзинку.

12. Чтение слова с буквой Р, печатание Буквы Р.

Логопед: - Вот мы и на последнем острове. Здесь клад. Чтобы его найти, прочитай зашифрованное слово (ребятам предъявляется листы с написанными на них словами «ура», «приплыли» «к острову». Подумай, какой буквы здесь не хватает. Впиши ее, прочитайте и сложите так, чтобы получилась предложение.

IV. Итог занятия.

Рефлексия

Логопед: - Пора возвращаться домой, ведь путь был долгим и трудным. Вам понравилось наше путешествие? Как думаете, что получилось лучше всего, что вызвало трудности? Какой звук помогал тебе в поиске сокровищ? (р-р-р)

Используемая литература.

1.Баскакина И.В., Лынская М.И. Рычалочка. Логопедические игры. М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2010.

1. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Издательство: Сфера, 2011.

2.Занимательное азбуковедение. Автор-составитель В.В. Волина. М.: Просвещение, 1994.

3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. С.- Пб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

4. http//logoportal.ru/ikt-v-rabote-logopeda/.htm1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия, тема:"Автоматизация звука (с) в речи", для учащихся 1 класса

Занятие поможет сформировать правильное произношение звука (с) в слогах, словах, предложениях....

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш] в прямых слогах и словах

Данная разработка пожет учителям-логопедам провести урок по автоматизации  звука [Ш] в прямых слогах и словах...

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ж]

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ж]Цель: Автоматизировать звук [ж] в открытых слогах.Задачи:•Развитие фонематического слуха,•Развитие артикуляционной моторики.•Развитие на...

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш]

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш]Цель: Автоматизировать звук [Ш].Задачи:•Развитие фонематического слуха (восприятия, представлений,•Развитие артикуляционной моторики.•Ра...

Конспект логопедического (подгруппового) занятия по автоматизации звука (на материале слов, предложений, текстов).

Тема: Автоматизация звука Р.Цели: - закрепить навык произношения звука Р в слогах (разной слоговой структуры) словах, фразах;Задачи:- развивать операции фонематического восприятия;- развивать память н...

Конспект НОД (открытого) в подготовительной к школе группе Индивидуально-подгрупповое занятие по автоматизации звука [л] в слогах, словах, предложениях и связной речи. Тема: «Лунтик в гостях у ребят»

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия«Лунтик в гостях у ребят» по автоматизации звука [Л] Цель: автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях и связ...