«МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
учебно-методический материал по логопедии на тему

Щапова Мария Сергеевна

Актуальность проблемы изучения и преодоления нарушения чтения младших школьников в общеобразовательной школе возрастает с каждым годом. Это объясняется увеличением количества детей с дислексией, широтой и распространенностью нарушений чтения в популяции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_metodicheskih_razrabotok_po_kro_2017.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное

учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №14» г. Ангарска

 

                    МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

«МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ  НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ

У  МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

                             

           

                                                                              Автор:  Щапова М.С.

                                                                              учитель-логопед

                                                                             

                                                          г. Ангарск,  2017 г.    

Актуальность проблемы изучения и преодоления нарушения чтения младших школьников в общеобразовательной школе возрастает с каждым годом. Это объясняется увеличением количества детей с дислексией, широтой и распространенностью нарушений чтения в популяции.

Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развёрнутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладению речью происходит одинаковою. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития.

Нарушения речи многообразны. Речевые дефекты, проявляющиеся в несформированности языковых средств, можно условно разделить на три большие группы.

Первую группу составляют школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения отдельных звуков и их групп без других сопутствующих проявлений. У ребёнка под влиянием различных причин складывается и закрепляется искажённое артикулирование отдельных звуков, которое влияет на внятность речи и не мешает нормальному развитию других её компонентов.

Вторую группу составляют школьники, у которых имеет место несформированность всей звуковой стороны произношения, фонетических процессов (фонетико-фонематичкское недоразвитие). Типичным для произношения учащихся этой группы являются замены и смешение фонем, сходных по звучанию или артикуляции. Несформированность представлений о звуковом составе слова приводит не только к специфическим нарушениям письма, но и к своеобразным нарушениям чтения. Нарушения чтения распространяются как на способы овладения чтением, так и на темп чтения, а часто и на понимание прочитанного.

Третью группу составляют учащиеся, у которых нарушение распространяется как на звуковую (включая фонематические процессы), так и на смысловую сторону речи (общее недоразвитие речи – ОНР). Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Фонетико – фонематические, лексические и грамматические трудности, отмеченные у детей с ОНР, наслаиваясь и дополняя друг друга, приводят к значительным нарушениям речи.

При обучении ребенка грамоте нужно стремиться использовать самые эффективные формы работы, стремиться найти наиболее рациональные приемы обучения чтению. Наряду с традиционной методикой формирования навыков чтения у младших школьников существуют и авторские технологии. В настоящее время по данной проблеме работают: М.М. Безруких, О.Б. Иншакова, М.Н. Русецкая, О.В. Елецкая, В.И. Нодельман.

Автор методики по формированию навыков чтения у учащихся “Игробуквотека” И.Л. Калинина не отказываясь от традиционных подходов к обучению, предлагает свои оригинальные способы, основанные на многолетнем опыте коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста. Одним из несомненных плюсов является использование приёмов по профилактике нарушений чтения. Задача слияния согласного и гласного звуков, вызывающая, как правило, самые большие трудности у школьников, решается при помощи простых средств: подражания и подстрочных знаков, обеспечивающих согласованные движения руки и голосового аппарата. Яркие, разнообразные изображения букв помогут предупредить или скоррегировать проявления зрительной агнозии, прочно усвоить образ той или иной графемы. Автор предусмотрела использование набора слоговых таблиц для улучшения техники чтения. Заслуживает внимания и сам факт отхода от способов чтения, основанных на абстрактном анализе воспринимаемого материала и замене его на конкретные образы букв. Несомненным плюсом является то, что пособие может быть использовано не только с детьми школьного возраста, но и с дошкольниками. Использование логических заданий, ребусов предусматривает развитие умственных способностей ребёнка, его фантазии, воображения. Предлагаемый для методический материал - букварь «Игробуквотека» может быть использован в качестве учебного пособия для формирования первоначального навыка чтения у детей дошкольного возраста, а также для работы с первоклассниками, имеющими трудности в период обучения грамоте.

Навык чтения является одним из сложнейших навыков человеческой деятельности. Это процесс, который распадается на ряд этапов.

До этого момента ребенку придется преодолеть несколько этапов: 
1 этап – изучение и запоминание букв; 
2 этап - чтение слогов разной степени трудности; 
3 этап – чтение и понимание смысла прочитанного слова; 
4 этап – чтение и восприятие прочитанного слова как часть какого-то смыслового целого: словосочетания, предложения, текста. 

1 этап обучения - Учим и запоминаем буквы;

             Первое, чему необходимо научить ребенка, это умению отличать одну букву от другой, узнавать их в многообразии графического изображения и читать.  Очень хороший прием - ассоциативная связь между графическим изображением буквы и образом предмета, созданного из этой буквы. Это поможет ребенку лучше эту букву запомнить, а главное – узнавать звук, обозначаемый буквой, среди множества других звуков.  
         
На начальном этапе знакомство с согласными буквами определяется акустическими данными и артикуляционным укладом звуков, обозначаемых этими буквами. Главное при этом облегчить детям прочтение слогов, типа С+Г (НА, СА, МА). Например, у звуков Н, М преобладает тон голоса, поэтому их легко будет произносить в сочетании с гласными. На этом этапе обучения будут очень полезны следующие комплексы упражнений: «Буквы спрятались», «Стилизованные буквы».

2 этап обучения - Учимся читать слоги разной степени трудности;

Главная конечная цель данного этапа – закрепить связи между видом слога и его произнесением.  В методике насчитывается несколько приемов, специально рассчитанных на облегчение детям слияния звуков (слияние – это прочтение слогов, типа СА, РУ, ТИ, т.е. слогов, в которых за согласной идет гласная буква). Как только ребенок усвоит несколько букв (например, А. О, Н, С), можно предложить ему упражнение «Катаемся с горки». 
Обучающий, проводя указкой по дугам, читает слоги: «поднимаясь на горку», — медленно, выделяя голосом гласные; «спускаясь с горки,» — быстро.
         
Очень эффективное упражнение для автоматизации прочтения слогов разной трудности — чтение слоговых таблиц. Этот вид работы избавит детей от многих трудностей, т.к. их внимание будет сосредоточено лишь на технической стороне процесса. Очень важно, что при этом отрабатывается и подвижность артикуляционного аппарата. Известно, что чем большую нагрузку испытывают при чтении органы речи, тем больше получаемый эффект. Отрабатывая чтение слоговых цепочек разной структуры, мы готовим детей к прочтению слов разной степени трудности. 
Очень нравится детям читать слоги, в которых графические образы букв являются необычными для детского восприятия или напоминают им знакомые предметы. На этом этапе обучения будут очень полезны следующие комплексы упражнений по выделению первого прочитанного слога из названий предметных картинок, чтение слогов, в которых графические образы букв являются необычными для детского восприятия или напоминают им знакомые предметы.

3 этап обучения - Читаем и понимаем смысл прочитанного слова.

При слишком большой растянутости во времени слогов читаемого слова у большинства детей не возникает смысловой догадки даже в том случае, когда буквы совершенно правильно объединены в слоги и слоги произносятся в нужной последовательности (ребенок, дочитывая последний слог слова, забывает, какой же слог он прочитал первым?). 
В первую очередь, на этом этапе следует рекомендовать работу со столбиками слов, имеющих одинаковое начало или конец. Это упражнение очень хорошо автоматизирует навык чтения и облегчает сам процесс прочитывания, т.к. относительно новыми для детей в прочитываемых словах всякий раз оказываются несколько букв, а не все слово целиком.
На этом этапе обучения будут очень полезны следующие комплексы упражнений: «Чтение слов с пропущенной буквой», «Слово закружилось», «Разорви цепочку слов», «Чтение столбиков, имеющих одинаковую концовку».

4 этап обучения - Читаем и учимся понимать смысл прочитанного предложения и текста.

На этом этапе детей больше не затрудняют процессы восприятия, и они могут уделить основное внимание осмысливанию содержания. Постепенно смогут понять содержание рассказа. На этом этапе обучения будут очень полезны следующие комплексы упражнений: «Читаем словосочетания».

Научиться читать, а особенно, грамотно писать – задача не из легких, но именно хорошее овладение этими навыками являются ключом к успешному освоению всей школьной программы. 

Список используемой литературы:

  1. http://igrobukvoteka.ru/
  1. Труженковская З.Г. Развитие интереса и способности к чтению у детей 7 лет с ОНР /  Труженковская З.Г. // Журнал «Логопед». — 2013. — №7. — с. 94-99.
  2. Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. Как преодолеть трудности в обучении детей чтению». М., 2008г.
  3. Русецкая М. Н. / Нарушения чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин: Монография. — СПб.: КАРО, 2007. — 192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации на тему: ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ.

Чеченкова Е.В.     учитель ГБСКОУ школы №439Петродворцового района СПб Методические рекомендации на тему:ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ  ГРАФИЧЕСКИХ  НА...

Презентация на тему "Современные методы и приёмы работы на уроках развития речи специальной (коррекционной) школы VIII вида".

Презентация к докладу на тему "Современные методы и приёмы работы на уроках развития речи специальной(коррекционной) школы VIII вида."...

Использование специальных нетрадиционных методов и приёмов в ло-гопедической работе с детьми с речевыми нарушениями

Данные предложенные методы нетрадиционные методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и способствуют оздоровлению всего организма ребенка....

Роль коммуникативной и сигнификативной функций речи в развитии личности, методы и приёмы становления основных функций речи у младших школьников.

Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств). Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных....

Особенности письменной речи у детей с детским церебральным параличом - методы и приёмы коррекции. (Взаимодействие и интеграция методов и приёмов работы учителя-логопеда и учителя начальных классов.)

Представленные в этой статье методы и приемы являются плодом многолетнего совместного сотрудничества учитель-логопед, что позволяет наиболее успешно обучать детей с ДЦП...

Статья. " Особенности развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Основные методы и приёмы, используемые для развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста".

Эта статя о связи между развитием речи и мышлением ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста. В ней я показываю необходимось своевременного начала обучения речи. Рассказываю об основных задачах,...