Конспект логопедического занятия по дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляторное сходство [В][В’] и [Ф][Ф’] 3 кл.
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему

Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляторное [В][В’] и [Ф][Ф’]  в словах, в предложениях, в тексте. Буквы В и Ф.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v-f.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляторное сходство [В][В’] и [Ф][Ф’] 3 кл.

 

Логопедическая тема:  дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляторное [В][В’] и [Ф][Ф’]  в словах, в предложениях, в тексте. Буквы В и Ф.

Грамматическая тема: учить выделять парные звонкие и глухие согласные  звуки [В][В’] и [Ф][Ф’] в речи, сопоставлять по звонкости и глухости, твердости и мягкости, дифференцировать данные звуки  в слогах, словах, в предложениях.

Лексическая тема: обогащение словаря учащихся названиями стран, городов, названиями профессий, цветов, зверей, птиц.

Цель: выделять звуки [В][ В’]и [Ф][Ф’] в речи, дифференцировать эти  звуки  в словах,  в предложениях,  в тексте.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- различать звуки[В][В’]и [Ф]Ф’] при произношении, в словах, в предложениях, в тексте;

-закреплять артикуляционный уклад звуков, давать характеристику звуков;

-дифференцировать звуки по твердости- мягкости, звонкости-глухости;

-закреплять навык звукового анализа и синтеза;

Коррекционно-развивающие:

-развивать общую моторику, согласованность движений и речь;

-развивать познавательные психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление;

-развивать фонематические процессы;

Коррекционно-воспитательные:

-создавать ситуацию успеха;

-стимулировать речевую активность;

Здоровьесберегающая технология  на логопедическом занятии гимнастика для глаз «Русалочка»

Цель: применение здоровьесберегающей технологии в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.

Задачи:

-учить детей приемам сохранения здоровья;

-восстановления сил;

-развития переключаемости;

-стимуляции работоспособности и мышления;              

-укрепление зрения

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с буквами «в», «ф», 3 конверта, карточки с заданиями, мяч.

                                                   Ход занятия:

I.1.  Организационный момент                                          

-Сядьте те, у кого в имени и фамилии нет звуков [В и Ф].

-Какой по счету звук [В,Ф] в вашем имени или фамилии?

2.  Представление героев                                            

-Как зовут этих  литературных героев?

Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.

      с и л а В и а с                                                      е р  д  а Ф о

Василиса Премудрая                                               Федора

-Назовите 1 звук в именах.

II. Основная часть.

 1.Обьявление темы занятия.

-Будем учиться выделять [ В-Ф ] в речи, различать эти звуки в словах, в словосочетаниях, в предложениях, в тексте.                                            

 

2.Сравнительная характеристика звуков:

[В]-согласный, парный, звонкий. , бывает тв., мягк.

[Ф]-согласный, парный, глухой, бывает тв., мягк                                            

- Что общего у этих звуков?

- Чем отличаются?

Наши гости Василиса Премудрая и Федора принесли много интересных заданий.

3. Развитие фонематического слуха в словах. Василиса Прекрасная хочет поиграть с ребятами. Игра называется: «  Cлышит ушко звуки [В,Ф]?»

Работа с карточками         В            Ф

Ваня, Федя, вата, фантик, фасоль, валенки, флаг, туфли, фиалка, вишня, сова

                                             

4.Развитие фонематического слуха.

-Сосчитайте сколько звуков [Ф] прозвучит в тексте.

                                        В цирке.

Федя с папой  были в  цирке.  Там  выступали  гимнасты,  клоуны,   факиры, фокусники. Больше всего Феде понравился фокусник. Фокусник с помощью платка      превращал    фикус  в  фиалку,  телефон  в  магнитофон,  фасоль  в   финики. Федя очень удивлялся и не мог понять, как это происходит. «Когда я вырасту, то тоже стану фокусником и буду работать в цирке»- решил Федя.

-Сосчитайте сколько звуков [В] прозвучит в тексте.

                                                  Волки.

 Вова видел  по  телевизору  фильм  о  волках. У волков были два маленьких волчонка. Вначале  волки приносили волчатам разных зверьков. Потом Вова увидел, как волки  учат  волчат  охотиться.  Из  фильма  Вова узнал многое о повадках волков.

                                                   

5.Покажем гостям, как вы умеете быстро читать слоги.

Развитие фонематического восприятия на уровне слога.

Чтение слоговых таблиц.

 фа-ва-фа                      фи-фи-ви-ви

фо-во-фо                       вы-фы-фы-вы

фы-вы-вы                      ве-фе-фе-ве

                                                       

6.Федора хочет поиграть с ребятами.

Дифференциация  [В-В’] в словах

Если [В]-то поднимаем руку прямо,

Если [В’]-то рука изображает волну.

Ветер, ваза, ворона, веер, волк, волна, Вадик, великан, винт  

 

 Дифференциация  [Ф-Ф’] в словах  

Если [Ф]-то поднимаем руку прямо,

Если [Ф’]-то рука изображает волну.

Фары, конфета, фикус, фен, фото, фасоль, Федя, финиш, фанера.                                                

7. Прочитайте слова.

 – Что одинаковое во всех словах?

Преобразуйте слова, заменяя звуки [В,В’] парными звуками. Обьясните смысл слов.

сова-                  вон-                          ворс-

винт-                  вата-                        Ваня-

ваза-                   вены-                       враки-

8.  Закончите предложения, выбрав подходящее слово.

На домах развиваются  …..

На полях  много           ……                             влаги,  флаги

В лесу живет …….                                             софа, сова  

В комнате  стоит  …..

Кровь брали из ……..                                      фены, вены

Продаются   ……..  

9.Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Федора расстроилась, что посуда убежала и при письме перепутала буквы

В ,Ф. Прочитайте слова.  Исправьте ошибки. Запишите  слова в тетрадь.

авиша        влаг

врукты       пофар

вен             феник

верма         офощи

время         тувли

- Сколько слов Федоре удалось написать верно?

10. Гимнастика для глаз « Русалочка». Эта гимнастика улучшит ваше настроение, придаст вам сил, укрепит зрение.

- Следите взглядом за движением предметов.

11. - Помоги определить чьи это вещи,  Василисы или Федоры.

Рассмотрите  и назовите картинки. Разложите их в 3 конверта.

         В                                 Ф                                         В, Ф

 

 Алфавит, вафли, васильки, туфли,  клюква ,сливы ,картофель ,клевер, вишня, телефон, рукавицы, светофор.  

                                         

12.Развитие зрительного восприятия и внимания.                                      

Василиса Премудрая дает задание.

Расшифруйте слова.

Добавьте буквы (ф, в). Запишите слова в тетрадь. Подчеркните буквы В и Ф.

Шар…,  па…лин,   кон..еты, …олк,  ту…ли,  по…ар.                                            

-Назовите слова ласково.

13.Физкульминутка.

Федорушка хочет поиграть с нашими детьми. Игра «Проворные руки»

Чтобы успевать по хозяйству, нужно иметь проворные руки.

                                                   

14. Дифференциация  В –Ф в словосочетаниях.

Прочитайте слова.

Составьте словосочетания, подбирая подходящие по смыслу слова.

Словосочетания запишите в тетрадь. Подчеркните буквы В и Ф.

Слова-предметы                              слова-действия

алфавит                                             завязать

веер                                                    выучить

лифт                                                   зацвела

шарф                                                  купить

фонтан                                                бьет

фиалка                                                вызвать

                                                 

15.Дифференциация В-Ф  в тексте. Прочитайте текст.

Добавьте пропущенные буквы Ф, В.

 

Василиса Премудрая гуляла в краси…ом саду. В саду бьет  …онтан.    Около

…онтана ц…етут …иалки, …локсы, …асильки и …ысокой стеной растет тра…а. По тра..е  гуляют …азаны. Сад украшают …онари. За …асилисой  …нимательно наблюдал …олк.

Взаимопроверка. Ученик  проверяет работу рядом сидящего ученика.                                                  

16.Игра «Любопытный». Федора и Василиса  спрашивают, ученики отвечают.

Слова-ответы начинаются на буквы Ф ,В.

- Ваше имя, фамилия?   (Фаина, Федор, Филипп) (Виктор, Ваня, Вася, Вика)

- Из какого города приехали?(Витебск, Владимир, Вятка, Владивосток,Вена                                  

   Вашингтон, Варшава, Венеция)           (Фергана, Филадельфия, Франкфурт)

- Из какой страны?    (Финляндия, Франция) (Вьетнам, Венгрия, Великобритания )      

- Профессия вашей мамы? (Фотограф, фельдшер, флорист, фармацевт, фоторепортер, фасовщица ) (водитель, воспитатель, вахтер, ветеринар)        

- Что есть в квартире?(Фрукты, фантики, фотоаппарат, флоксы, флешка..)

                        (Ванна, водопровод, ватрушки, вафли, вазы, валенки, веник..)

- Какие цветы любите?(фиалки, флоксы, фикусы..) (васильки)

- Каких зверей, птиц видели в зоопарке?(Фазана, филина, фламинго)

                                                            (волка, выдру, вола, ворону, воробья)

  -Пора   прощаться.  Благодарим    Василису   Премудрую    и Федору   за интересные задания. Им пора возвращаться в свои сказки. А нам подводить итоги занятия.                                                  

III. Итог занятия.

- Чему учились на занятии? Учитель подводит итоги занятия.

 -Учились выделять звуки [В] [В’] и [Ф] [Ф’] в речи, различать эти звуки в слогах, словах, в предложениях.                

Парные согласные

  1. Л_   Е_   Д_
  2. _   _   _   _  _  _


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков и букв «б», «д» в слогах, словах, предложениях».

Данный конспек логопедического занятия содержит цель-различение букв «б- д» на письме и при чтении,в котором поставлены задачи:1.    Развитие зрительно-пространственных представле...

конспект логопедического занятия "Слуховая дифференциация звуков [н]-[н,] на конце слов".

Конспект логопедического занятия, проведённого в подгруппе учащихся  3 класса, имеющими логопедическое заключение: смешанная форма дисграфии (дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синт...

Конспект логопедического занятия с группой учащихся первого класса, имеющих ОНР-3 "Дифференциация звуков [ч]-[т\']"

Цель: Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [ч – т’] в слогах, словах и фразах....

Серия конспектов логопедических занятий с группой обучающихся 3 класса, имеющих нарушения письменной речи. Тема: «Дифференциация звуков [ч] – [щ] изолировано, в словах и словосочетаниях, в предложениях и тексте»

Цель: дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв на материале слогов,  изолированных звуков и отдельных букв, дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв ...