Главные вкладки

    Рабочая программа по математике (1 класс) по теме:
    Рабочая программа по математике Петерсон 1 класс

    Коровина Елена Алексеевна

    Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС.

    Содержит пояснительную записку, календарно - тематическое планирование, материально - техническое обеспечение.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    matemat-ka.doc365 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа по математике составлена на основе ФГОС, «Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа», в соответствии с концепцией «Школа 2100», в которой принципы развивающего обучения взаимодействуют с традиционным принципом прочности усвоения знаний, и авторской программы «Математика» Петерсон Л.Г.  Курс рассчитан на 132 часа (4 часа в неделю).

    Программу обеспечивают:

    1. Образовательная программа «Школа 2100», - М.: «Баласс», 2011г.
    2. Петерсон Л.Г. Учебник - тетрадь по математике для 1 класса, - М.: «Ювента», 2011г.
    3. Петерсон Л.Г Методические рекомендации для учителя- М.: «Ювента», 2001г.
    4. Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Устные упражнения на уроках математики. Методическое пособие, , - М.: «Ювента», 2011г.

    В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. В основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход.

        Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую их подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

        Цели обучения математике обусловлены общими целями образования, концепцией математического образования, статусом и ролью математики в науке, культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математического образования, новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимает развивающее обучение.

        Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

         Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:

    – обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

    – обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

    – сформировать умение учиться;

    – сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;

    – сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;

    – сформировать устойчивый интерес к математике;

    – выявить и развить математические и творческие способности.

    В курсе математики выделяется несколько содержательных линий.

           1. Числа и операции над ними. Понятие натурального числа является одним из центральных понятий начального курса математики. Формирование этого понятия осуществляется практически в течение всех лет обучения. Раскрывается это понятие на конкретной основе в результате практического оперирования конечными предметными множествами; в процессе счета предметов, в процессе измерения величин. В результате раскрываются три подхода к построению математической модели понятия «число»: количественное число, порядковое число, число как мера величины.

           В тесной связи с понятием числа формируется понятие о десятичной системе счисления. Раскрывается оно постепенно, в ходе изучения нумерации и арифметических операций над натуральными числами. При изучении нумерации деятельность учащихся направляется на осознание позиционного принципа десятичной системы счисления и на соотношение разрядных единиц.

           Важное место в начальном курсе математики занимает понятие арифметической операции. Смысл каждой арифметической операции раскрывается на конкретной основе в процессе выполнения операций над группами предметов, вводится соответствующая символика и терминология. При изучении каждой операции рассматривается возможность ее обращения.

            Важное значение при изучении операций над числами имеет усвоение табличных случаев сложения и умножения. Чтобы обеспечить прочное овладение ими, необходимо, во-первых, своевременно создать у детей установку на запоминание, во-вторых, практически на каждом уроке организовать работу тренировочного характера. Задания, предлагаемые детям, должны отличаться разнообразием и включать в работу всех детей класса. Необходимо использовать приемы, формы работы, способствующие поддержанию интереса детей, а также различные средства обратной связи.

    В предлагаемом курсе изучаются некоторые основные законы математики и их практические приложения:

    – коммутативный закон сложения и умножения;

    – ассоциативный закон сложения и умножения;

    – дистрибутивный закон умножения относительно сложения.

            Все эти законы изучаются в связи с арифметическими операциями, рассматриваются на конкретном материале и направлены, главным образом, на формирование вычислительных навыков учащихся, на умение применять рациональные приемы вычислений.

    В соответствии с требованиями стандарта, при изучении математики в начальных классах у детей необходимо сформировать прочные осознанные вычислительные навыки, в некоторых случаях они должны быть доведены до автоматизма.

    Значение вычислительных навыков состоит не только в том, что без них учащиеся не в состоянии овладеть содержанием всех последующих разделов школьного курса математики. Без них они не в состоянии овладеть содержанием и таких учебных дисциплин, как, например, физика и химия, в которых систематически используются различные вычисления.

    Наряду с устными приемами вычислений в программе большое значение уделяется обучению детей письменным приемам вычислений. При ознакомлении с письменными приемами важное значение придается алгоритмизации.

    В программу курса введены понятия «целое» и «часть». Учащиеся усваивают разбиение на части множеств и величин, взаимосвязь между целым и частью. Это позволяет им осознать взаимосвязь между операциями сложения и вычитания, между компонентами и результатом действия, что, в свою очередь, станет основой формирования вычислительных навыков, обучения решению текстовых задач и уравнений.

    Обучение школьников умению «видеть» алгоритмы и осознавать алгоритмическую сущность тех действий, которые они выполняют, начинается с простейших алгоритмов, доступных и понятных им (алгоритмы пользования бытовыми приборами, приготовления различных блюд, переход улицы и т.п.). В начальном курсе математики алгоритмы представлены в виде правил, последовательности действий и т.п. Например, при изучении арифметических операций над многозначными числами учащиеся пользуются правилами сложения, умножения, вычитания и деления многозначных чисел, при изучении дробей – правилами сравнения дробей и т.д. Программа позволяет обеспечить на всех этапах обучения высокую алгоритмическую подготовку учащихся.

    2. Величины и их измерение. Величина также является одним из основных понятий начального курса математики. В процессе изучения математики у детей необходимо сформировать представление о каждой из изучаемых величин (длина, масса, время, площадь, объем и др.) как о некотором свойстве предметов и явлений окружающей нас жизни, а также умение выполнять измерение величин.

    Формирование представления о каждой из включенных в программу величин и способах ее измерения имеет свои особенности. Однако можно выделить общие положения, общие этапы, которые имеют место при изучении каждой из величин в начальных классах:

    1) выясняются и уточняются представления детей о данной величине (жизненный опыт ребенка);

    2) проводится сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений, непосредственным сравнением с использованием различных условных мерок и без них);

    3) проводится знакомство с единицей измерения данной величины и с измерительным прибором;

    4) формируются измерительные умения и навыки;

    5) выполняется сложение и вычитание значений однородных величин, выраженных в единицах одного наименования (в ходе решения задач);

    6) проводится знакомство с новыми единицами измерения величины;

    7) выполняется сложение и вычитание значений величины, выраженных в единицах двух наименований;

    8) выполняется умножение и деление величины на отвлеченное число. При изучении величин имеются особенности и в организации деятельности учащихся.

            Важное место занимают средства наглядности как демонстрационные, так и индивидуальные, сочетание различных форм обучения на уроке (коллективных, групповых и индивидуальных).

            Немаловажное значение имеют удачно выбранные методы обучения, среди которых группа практических методов и практических работ занимает особое место. Широкие возможности создаются здесь и для использования проблемных ситуаций.

            В ходе формирования у учащихся представления о величинах создаются возможности для пропедевтики понятия функциональной зависимости. Основной упор при формировании представления о функциональной зависимости делается на раскрытие закономерностей того, как изменение одной величины влияет на изменение другой, связанной с ней величины. Эта взаимосвязь может быть представлена в различных видах: рисунком, графиком, схемой, таблицей, диаграммой, формулой, правилом.

    3. Текстовые задачи. В начальном курсе математики особое место отводится простым (опорным) задачам. Умение решать такие задачи – фундамент, на котором строится работа с более сложными задачами.

            В ходе решения опорных задач учащиеся усваивают смысл арифметических действий, связь между компонентами и результатами действий, зависимость между величинами и другие вопросы.

            Работа с текстовыми задачами является очень важным и вместе с тем весьма трудным для детей разделом математического образования. Процесс решения задачи является многоэтапным: он включает в себя перевод словесного текста на язык математики (построение математической модели), математическое решение, а затем анализ полученных результатов. Работе с текстовыми задачами следует уделить достаточно много времени, обращая внимание детей на поиск и сравнение различных способов решения задачи, построение математических моделей, грамотность изложения собственных рассуждений при решении задач.

    Решение текстовых задач дает богатый материал для развития и воспитания учащихся.

              Краткие записи условий текстовых задач – примеры моделей, используемых в начальном курсе математики. Метод математического моделирования позволяет научить школьников: а) анализу (на этапе восприятия задачи и выбора пути реализации решения); б) установлению взаимосвязей между объектами задачи, построению наиболее целесообразной схемы решения; в) интерпретации полученного решения для исходной задачи; г) составлению задач по готовым моделям и др.

    4. Элементы геометрии. Изучение геометрического материала служит двум основным целям: формированию у учащихся пространственных представлений и ознакомлению с геометрическими величинами (длиной, площадью, объемом).

            Наряду с этим одной из важных целей работы с геометрическим материалом является использование его в качестве одного из средств наглядности при рассмотрении некоторых арифметических фактов. Кроме этого, предполагается установление связи между арифметикой и геометрией на начальном этапе обучения математике для расширения сферы применения приобретенных детьми арифметических знаний, умений и навыков.

               Геометрический материал изучается в течение всех лет обучения в начальных классах, начиная с первых уроков. В изучении геометрического материала просматриваются два направления:

    1) формирование представлений о геометрических фигурах;

    2) формирование некоторых практических умений, связанных с построением геометрических фигур и измерениями.

    Программа предусматривает формирование у школьников представлений о различных геометрических фигурах и их свойствах: точке, линиях (кривой, прямой, ломаной), отрезке, многоугольниках различных видов и их элементах, окружности, круге и др.

            Учитель должен стремиться к усвоению детьми названий изучаемых геометрических фигур и их основных свойств, а также сформировать умение выполнять их построение на клетчатой бумаге. Отмечая особенности изучения геометрических фигур, следует обратить внимание на то обстоятельство, что свойства всех изучаемых фигур выявляются экспериментальным путем в ходе выполнения соответствующих упражнений.

    Предложенные в учебнике упражнения, в ходе выполнения которых происходит формирование представлений о геометрических фигурах, можно охарактеризовать как задания:

    • в которых геометрические фигуры используются как объекты для пересчитывания;

    • на классификацию фигур;

    • на выявление геометрической формы реальных объектов или их частей;

    • на построение геометрических фигур;

    • на разбиение фигуры на части и составление ее из других фигур;

    • на формирование умения читать геометрические чертежи;

    • вычислительного характера (сумма длин сторон многоугольника и др.)

    Знакомству с геометрическими фигурами и их свойствами способствуют и простейшие задачи на построение. В ходе их выполнения необходимо учить детей пользоваться чертежными инструментами, формировать у них чертежные навыки. Здесь надо предъявлять к учащимся требования не меньшие, чем при формировании навыков письма и счета.

    5. Элементы алгебры. В курсе математики для начальных классов формируются некоторые понятия, связанные с алгеброй. Это понятия выражения, равенства, неравенства (числового и буквенного уравнения) и формулы. Суть этих понятий раскрывается на конкретной основе, изучение их увязывается с изучением арифметического материала. У учащихся формируются умения правильно пользоваться математической терминологией и символикой.

    7. Нестандартные и занимательные задачи. В настоящее время одной из тенденций улучшения качества образования становится ориентация на развитие творческого потенциала личности ученика на всех этапах обучения в школе, на развитие его творческого мышления, на умение использовать эвристические методы в процессе открытия нового и поиска выхода из различных нестандартных ситуаций и положений.

             Математика – это орудие для размышления, в ее арсенале имеется большое количество задач, которые на протяжении тысячелетий способствовали формированию мышления людей, умению решать нестандартные задачи, с честью выходить из затруднительных положений.

              К тому же воспитание интереса младших школьников к математике, развитие их математических способностей невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических фокусов, числовых головоломок, арифметических ребусов и лабиринтов, дидактических игр, стихов, задач-сказок, загадок и т.п.

              Начиная с первого класса, при решении такого рода задач, как и других, предлагаемых в курсе математики, школьников необходимо учить применять теоретические сведения для обоснования рассуждений в ходе их решения; правильно проводить логические рассуждения; формулировать утверждение, обратное данному; проводить несложные классификации, приводить примеры и контрпримеры.

              В основу построения программы положен принцип построения содержания предмета «по спирали». Многие математические понятия и методы не могут быть восприняты учащимися сразу. Необходим долгий и трудный путь к их осознанному пониманию. Процесс формирования математических понятий должен проходить в своем развитии несколько ступеней, стадий, уровней. Построение содержания предмета «по спирали» позволяет к концу обучения в школе постепенно перейти от наглядного к формально-логическому изложению, от наблюдений и экспериментов – к точным формулировкам и доказательствам.

    Основное содержание курса

    1-й класс

    (4 часа в неделю, всего – 132 часа)

    Общие понятия. 10 ч.

        Признаки предметов.

         Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.

         Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с указанными свойствами.

         Отношения.

         Сравнение групп предметов. Графы и их применение. Равно, не равно, столько же.

    Числа и операции над ними. 108 ч.

    Числа от 1 до 10. Числа от 1 до 9. Натуральное число как результат счета и мера величины. Реальные и идеальные модели понятия «однозначное число». Арабские и римские цифры.

            Состав чисел от 2 до 9. Сравнение чисел, запись отношений между числами.     Числовые равенства, неравенства. Последовательность чисел. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.

            Ноль. Число 10. Состав числа 10.

    Числа от 1 до 20. Устная и письменная нумерация чисел от 1 до 20. Десяток. Образование и название чисел от 1 до 20. Модели чисел.

            Чтение и запись чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.

           Сравнение чисел, их последовательность. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.

    Сложение и вычитание в пределах десяти. Объединение групп предметов в целое (сложение). Удаление группы предметов (части) из целого (вычитание). Связь между сложением и вычитанием на основе представлений о целом и частях.     Соотношение целого и частей.

            Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Компоненты сложения и вычитания. Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Взаимосвязь операций сложения и вычитания.

           Переместительное свойство сложения. Приемы сложения и вычитания.

    Табличные случаи сложения однозначных чисел. Соответствующие случаи вычитания.

           Понятия «увеличить на...», «уменьшить на...», «больше на...», «меньше на...».

    Сложение и вычитание чисел в пределах 20.

          Алгоритмы сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через разряд. Табличные случаи сложения и вычитания чисел в пределах 20. (Состав чисел от 11 до 19).

    Величины и их измерение. Величины: длина, масса, объем и их измерение. Общие свойства величин.

            Единицы измерения величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр. Сравнение, сложение и вычитание именованных чисел. Аналогия десятичной системы мер длины (1 см, 1 дм) и десятичной системы записи двузначных чисел.

    Текстовые задачи. Задача, ее структура. Простые и составные текстовые задачи:

    а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;

    б) задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на ...», «уменьшить на...»;

    в) задачи на разностное сравнение.

    Элементы геометрии. Ориентация в пространстве и на плоскости: «над», «под», «выше», «ниже», «между», «слева», «справа», «посередине» и др. Точка. Линии: прямая, кривая незамкнутая, кривая замкнутая. Луч. Отрезок. Ломаная. Углы: прямые и непрямые. Многоугольники как замкнутые ломаные: треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат. Круг, овал. Модели простейших геометрических фигур.

            Различные виды классификаций геометрических фигур.

            Вычисление длины ломаной как суммы длин ее звеньев.

    Вычисление суммы длин сторон прямоугольника и квадрата без использования термина «периметр».

    Элементы алгебры. Равенства, неравенства, знаки «=», «>»; «<». Числовые выражения. Чтение, запись, нахождение значений выражений. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих два и более действий. Сравнение значений выражений вида а + 5 и а + 6; а – 5 и а – 6. Равенство и неравенство.

             Уравнения вида а ± х = b; х – а = b.

              Таблицы. Строки и столбцы. Начальные представления о графах. Понятие о взаимно однозначном соответствии.

    Итоговое повторение (14 ч)

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    К концу первого года обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

    Личностные результаты:

    У учащегося будут сформированы:

    • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
    •  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
    • готовность учащихся целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта).

    Ученик получит возможность для формирования:

    • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

    • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

    Метапредметные:

    • анализ объектов с целью выделения признаков
    • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов
    • установление причинно-следственных связей
    • моделирование
    • ориентирование в окружающем пространстве (вверх, вниз, влево, вправо и др.);
    • выделение из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;
    • пересчитывание  предметов и выражение результата числом;
    • умение слушать и вступать в диалог

    Предметные:

    Обучающиеся к концу первого года обучения должны

     знать/ понимать:

    • количественный и порядковый смысл целого неотрицательного числа;
    • смысл действий (операций) сложения и вычитания над целыми неотрицательными числами;
    • взаимосвязь между действиями сложения и вычитания;
    • свойства сложения: прибавление числа к сумме и суммы к числу;
    • свойства вычитания: вычитание числа из суммы и суммы из числа;
    • линии: прямая, кривая, ломаная, отрезок, дуга;
    • замкнутые и незамкнутые линии;
    • внутренняя область, ограниченная замкнутой линией;
    • прямой угол;
    • многоугольники и их виды;
    • измерение длины отрезка;
    • все цифры;
    • знаки больше (>),  меньше (<),  равно (=);
    • названия всех однозначных чисел и чисел второго десятка,
      включая число 20;
    • знаки и термины, связанные со сложением и вычитанием (+, —, сумма, значение суммы, слагаемые, разность, значение разности, уменьшаемое, вычитаемое);
    • переместительный закон сложения;
    • таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания;
    • изученные геометрические термины (точка, линия, прямая, кривая, ломаная, отрезок, дуга, замкнутая, незамкнутая, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямой угол, прямоугольник);
    • изученные единицы длины (сантиметр, дециметр);
    • изученное соотношение между единицами длины (1 дм = 10 см);
    • термины, связанные с понятием «задача» (условие, требование, решение, ответ).

    Уметь:

    • читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка;
    • сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков (>, < или =);
    • воспроизводить правила прибавления числа к сумме и сумм к числу;
    • воспроизводить и применять переместительное свойство сложения;
    • воспроизводить и применять правила сложения и вычитаний нулем;
    • распознавать в окружающих предметах или их частях плоские геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, прямоугольник, круг);
    • выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через разряд на уровне навыка;
    • выполнять сложение однозначных чисел с переходом через разряд и вычитание в пределах таблицы сложения, используя данную таблицу в качестве справочника;
    • чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;
    • определять прямые углы с помощью угольника;
    • определять длину данного отрезка (в сантиметрах) при помощи измерительной линейки;
    • строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;
    • находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;
    • выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 дм 6 см или 16 см);
    • распознавать и формулировать простые задачи;
    • составлять задачи по рисунку и делать иллюстрации (схематические) к тексту задачи.

     Материально-техническое обеспечение

    учебного предмета

    Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

    Количество

    Примечания

    Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

    Учебно-методический  комплект (УМК) для  1 класса:

    1.Петерсон Л.Г. Учебник - тетрадь по математике для 1 класса, - М.: «Ювента», 2011г.

    2.Петерсон Л.Г Методические рекомендации для учителя- М.: «Ювента», 2011г.

    3.Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Устные упражнения на уроках математики. Методическое пособие, , - М.: «Ювента», 2011г.

    К

    Печатные пособия

    Предметные картинки.

    Наглядные пособия по математике Петерсона для 1го класса.

    Д

    Д

    Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

    Электронная энциклопедия «Кирилла и Мифодия»

    П

    Технические средства обучения

    Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

    Магнитная доска.

    Экспозиционный экран.

    Персональный компьютер.

    Мультимедийный проектор

    Колонки

    Принтер

    Д

    Д

    д/п

    д

    .

    Демонстрационные пособия

    Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100.

    Корточки с цифрами и математическими знаками.

    Линейка, угольник.

    д

    д

    д


    ЛИТЕРАТУРА

    1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа./ В 2 ч. Ч.1 – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011 г.
    2. Образовательная программа «Школа 2100», - М.: «Баласс», 2011г.
    3. Бобкова Л.Г. Как составить рабочую программу по учебной дисциплине: Метод, рекомендации. - 2-е изд., доп. / ИПКиПРО Курганской области. - Курган, 2005.
    4. Петерсон Л.Г. Учебник - тетрадь по математике для 1 класса, - М.: «Ювента», 2011г.
    5. Петерсон Л.Г Методические рекомендации для учителя- М.: «Ювента», 2011г.
    6. Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Устные упражнения на уроках математики. Методическое пособие, , - М.: «Ювента», 2011г.

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

     по математике по учебнику Л.Г. Петерсон

     1 класс (4 ч  в неделю, 33 недели, всего 132 часа)

    № п/п

    Тема урока

    Кол-во

    часов

    Характеристика деятельности

    учащихся

    Дата проведения

    «Математика – 1, часть 1»

    план

    факт

    1.

    Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал.

         1

    Исследовать предметы окружающего мира, их свойства. Систематизировать представление о разнообразии свойств предметов.

    2.

    Квадрат, круг, прямоугольник, треугольник

         1

    Сравнивать предметы по цвету, форме и размеру, располагать их в порядке возрастания, убывания, выражать в речи признаки сходства и различия предметов.

    Характеризовать свойства геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник

    3

    Изменение цвета, формы, размера

         1

    Сравнивать предметы по цвету, форме и размеру, по заданию учителя преобразовывать цвет, форму и размер предметов

    4

    Составление группы по заданному

    Признаку

         1

    Объединять предметы в группы по общему признаку, выделять часть совокупности, разбивать предметы по части по заданному признаку

    5

    Выделение части группы (С-1)

         1

    Классифицировать предметы по цвету, форме и размеру, располагать их в порядке возрастания, убывания, выражать в речи признаки сходства и различия предметов.

    Классифицировать предметы в группы и выделять части предметов по некоторому признаку.

    6

    Сравнение групп предметов. Знаки «=» и «=»

    1

    Иметь понятие о случаях использования знаков = и=.

    Распознавать и фиксировать одинаковых и различных групп предметов

    7

    Составление равных и неравных групп (С-2)

    1

    8

    Сложение групп предметов. Знак «+».

    1

    Воспроизводить смысл действия сложения, уметь записывать выражения.

    Распознавать геометрические фигуры.

    Читать примеры на сложение разными способами, в том числе и использую названия компонентов сложения.

    Записывать сложение с помощью знака «+»

    9

    Сложение групп предметов. (С-3)

    1

    10

    Вычитание групп предметов. Знак «-»

    1

    Рассуждать о математическом смысле действия вычитания,.

    Читать примеры на вычитание разными способами, в том числе и использую названия компонентов вычитания.

    Записывать вычитание с помощью знака «-»

    11

    Вычитание групп предметов. (С-4)

    1

    12

    Связь между сложением и вычитанием. Выше, ниже.

    1

    Моделировать запись  взаимосвязи между сложением и вычитанием  в знаковой форме.

    Использовать в речи слова «выше» - «ниже» .

    Классифицировать  предметы по их свойствам

    13

    Порядок

    1

    Перечислять предметы в заданном порядке, устанавливать связь между порядковыми  и количественными числительными

    Читать примеры на сложение и вычитание разными способами, в том числе с использованием названия компонентов сложения и вычитания.

    14

    Связь между сложением и вычитанием. Раньше, позже. (С-5)

    1

    Записывать взаимосвязь между сложением и вычитанием в знаковой форме.

    Моделировать пространственно-временные отношения использовать в речи слова «раньше» - «позже»

    15

    Контрольная работа №1. Свойства предметов. Сравне-ние совокупности предметов.

    1

    16

    Один - много. На, над, под. Перед, после.

    1

    Моделировать понятие о пространственных отношениях

    «на»,  «над»,«под», «вперед»,«назад», «внутри»,«справа», «слева»,«посередине»,«вне», «между».

    Записывать цифры 1 и 2 в соответствии с требованиями каллиграфии

    17

    Число и цифра 1. Справа, слева, посередине.

    1

    18

    Число и цифра 2. Сложение и вычитание чисел.

    1

    19

    Число и цифра 3. Состав числа 3.

    1

    Анализировать житейские ситуации требующие умения находить геометрические величины: отрезок, точка, элементы треугольника и четырехугольника (сторона и вершина)

    Записывать примеры на сложение и вычитание .

    Знать состав чисел 3 и 4.

    20

    Сложение и вычитание в пределах 3.

    1

    21

    Сложение и вычитание в пределах 3. (С-6)

    1

    22

    Число и цифра 4. Состав числа 4.

    1

    23

    Сложение и вычитание в пределах 4.

    1

    24

    Числовой отрезок.

    1

    Моделировать представление о числовом отрезке и способе решения с его помощью числовых выражений типа 2+1, 2-1.

    Характеризовать свойства шара, конуса, цилиндра, различать формы данных фигур в предметах окружающего мира.

    Присчитывать и отсчитывать единицы с помощью числового отрезка.

    25

    Числовой отрезок. Присчитывание и отсчитывание единиц. Сложение вычитание в пределах 4 (С-7)

    1

    26

    Число и цифра 5. Состав числа 5.

    1

    Определять состав числа 5.

    Формулировать представление о пятиугольнике, параллелепипеде, кубе, пирамиде.

    27

    Сложение и вычитание в пределах 5.

    1

    28

    Столько же. Равенство и неравенство чисел.

    1

    Сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар и фиксировать результаты сравнения с помощью знаков.

     Складывать и вычитать в пределах 5 разными способами присчитывания и отсчитывания нескольких единиц на числовом отрезке.

    Использовать для сравнения знаки «=» и «=»

    Находить взаимосвязь между частями и целым.

    29

    Сравнение по количеству с помощью знаков «=» и «=»

          1

    30

    Сравнение по количеству с помо-щью знаков >и <

    1

    31

    Сравнение по количеству с помо-щью знаков >и <

    1

    32

    Сложение и вычита-ние в пределах 5. Сравнение по коли-честву с помощью знаков (С-8)

    1

    33

    Число и цифра 6. Состав числа 6.

    1

    Характеризовать состав числа 6, выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 6 на основе знания состава чисел, а также с помощью числового отрезка.

    Устанавливать взаимосвязь между частью и целым.

    34

    Сложение и вычитание в пределах 6.

    1

    35

    Точки и линии. Компоненты сложения

    1

    Формировать представление о точке, линии.

    Перечислять названия компонентов сложения и вычитания, использовать их в речи.

    Сравнивать числа.

    36

    Области и границы. Компоненты вычитания

    1

    Группировать  области и границы, а также различать области и границы.

    Знать состав чисел в пределах 6, выполнять сложение и вычитание в пределах 6.

    37

    Сравнение, сложение и вычитание в пределах 6

    (С-9)

    1

    Знать состав числа 6,выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 6 на основе знания состава чисел, а также с помощью числового отрезка.

    Устанавливать взаимосвязь между частью и целым.

    38

    Контрольная работа №2. Числовой отрезок 1-6, сравнение по количеству.

    1

    «Математика – 1, часть II»

    39

    Отрезок и его части

    1

    Представлять отрезок как самую короткую линию, соединяющую две точки.

    Моделировать состав чисел в пределах 6, выполнять сложение и вычитание в пределах 6.  

    40

    Число и цифра 7. Состав числа 7

    1

    Исследовать состав числа 7, способы его получения, писать цифру 7.

    Использовать математическую терминологию.

    Выполнять сложение и вычитание в пределах 7.

    41

    Состав числа 7. Ломаная линия. Многоугольник (С-10)

    1

    42

    Выражения

    1

    Иметь представление о способах записи процессов в виде сумм и разностей и о способе сравнения двух сумм и разностей.

    Выполнять вычисления в пределах 7.

    Составлять и сравнивать простые задачи и выражения по рисункам

    43

    Выражения

    1

    44

    Выражение. Сравнение, сложение и вычитание в пределах 7 (С-11)

    1

    45

    Число и цифра 8. Состав числа 8

    1

    Моделировать состав числа 8 , способы его получения, уметь писать цифру8.

    Понимать смысл действия сложения и вычитания.

    Выполнять сложение и вычитание в пределах 8.

    46

    Сложение и вычитание в пределах 8

    1

    47  

    Сложение и вычитание в пределах 8 (С-12)

    1

    48

    Число и цифра 9. Состав числа 9

    1

    Моделировать состав числа 9, способы его получения, уметь писать цифру 9.

    Давать определения названия компонентов сложения и вычитания.

    Выполнять сложение и вычитание в пределах 9.

    49

    Таблица сложения. Сложение и вычитание в пределах 9

    1

    Использовать таблицу сложения для определения результатов действий сложения и вычитания.

      Выявлять взаимосвязи между компонентами и результатами сложения и вычитания, иметь представление об их использовании для сравнения выражений.

     Быстро и правильно  считать в пределах

    50

    Зависимость между компонентами сложения

    1

    51

    Зависимость между компонентами вычитания

    1

    52

    Сложение и вычитание в пределах 9. Зависимость между компонентами сложения и вычитание(С-13)

    1

    Устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатами сложения и вычитания, иметь представление об их использовании для сравнения выражений.

    Составлять и сравнивать простые задачи и выражения по рисункам

    53

    Контрольная работа № 3 Числовой отрезок 1-9, таблица сложения и вычита-ния в пределах 9.

    1

    54

    Части фигур. Соотношение между целой фигурой и ее частями

    1

    Разбивать фигуры на части, а также составлять фигуры из частей.

    Составлять и сравнивать простые задачи и выражения по рисункам

    Выполнять сложение и вычитание в пределах 9.

    55

    Число 0. Свойства сложения и вычитание с нулем

    1

    Исследовать ситуации , в которых фигурирует пустое множество.

    Разбивать фигуры на части, а также составлять фигуры из частей.

    Составлять и сравнивать простые задачи и выражения по рисункам

    Выполнять сложение и вычитание в пределах 9.

    Иметь представление о головоломке «Кубик Рубика»

    56

    Сравнение с нулем

    1

    57

    Сложение и вычитание в пределах 9. Кубик Рубика

    1

    58

    Равные фигуры

    1

    Представлять равные фигуры как  фигуры, совпадающие при наложении, обосновывать равенство фигур различными способами

    проводить вычисления на числовом луче, использовать взаимосвязь между частью и целым.

    59

    Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация

    1

    Характеризовать цифры и числа,  различны системы нумерации.

    Проводить вычисления на числовом луче, использовать взаимосвязь между частью и целым.

    60

    Равные фигуры. Сложение и вычитание в пределах 9 (С-15)

    1

    Понимать отличие понятий «число» и «цифра».

    Систематизировать представление об алфавитной нумерации.

    Выполнять вычисления на числовом луче,  использовать взаимосвязь между частью и целым.

    61

    Задача

    1

    Формировать представление о задаче, её логических частях (условие, вопрос, выражение, решение, ответ), выделять их из произвольных текстов.

    Выполнять вычисления в пределах 9.

    62

    Решение задач на нахождение части целого

    1

    Составлять простые задачи на нахождение части и целого, записывать их решения, составлять графические схемы к этим задачам и, наоборот, составлять задачи по схемам.

    63

    Взаимно обратные задачи

    1

    Распознавать взаимообратные задачи

    Распознавать и составлять задачи, обратной данной.

    64

    Решение задач на нахождение части целого (С-16)

    1

    Уточнить представление о смысле выражений. На сколько больше? На сколько меньше? формировать умение применять их в речи

    65

    Разностное сравнение чисел

    1

    Анализировать простые задачи на разностное сравнение (3 случая), записывать их решения, составлять графические схемы к этим задачам и, наоборот, составлять задачи по схемам.

    66

    На сколько больше? На сколько меньше?

    1

    Понимать смысл выражений. На сколько больше? На сколько меньше?, уметь применять их в речи.

    Выполнять решение простых задач на нахождение части и целого, записывать их решения, составлять графические схемы к этим задачам и, наоборот, составлять задачи по схемам

    67

    Задачи на нахожде-ние большего числа

    1

    Воспроизводить решение простых задач на разностное сравнение (3 случая), записывать их решения, составлять графические схемы к этим задачам и, наоборот, составлять задачи по схемам.

    Моделировать вычисления на числовом луче, использовать взаимосвязь между частью и целым

    68

    Задачи на нахожде-ние меньшего числа

    1

    69

    Решение задач на разностное сравнение

    1

    70

    Решение задач на разностное сравнение (С-17)

    1

    71

    Контрольная работа № 4 Задачи на сло-жение и вычитание. Разбиение фигур на части.

    1

    «Математика -1, часть III»

    72

    Величины. Длина

    1

    Находить геометрические величины разными способами и измерять их (на примере понятия длины)

      Анализировать зависимость между результатом измерения длины и величиной мерки,  иметь представление о единицах измерения длины (шаг, локоть, сантиметр), определять длины отрезка с помощью различных мерок

    73

    Построение отрезков данной длины

    1

    Использовать различные инструменты и технические средства для измерения

     Выявлять зависимость между результатами измерения величины и меркой.

    Выполнять построение отрезков  заданной длины с помощью линейки.

    Распознавать и решать задачи на разностное сравнение

    74

    Измерение длин сторон многоугольников. Периметр (С-18)

    1

    Упорядочивать представление о периметре, о названиях сторон прямоугольника (длина и ширина).

    Измерять стороны прямоугольника и находить его периметр.

    Выполнять вычисления в пределах 9.

    Планировать решение простых текстовых задач.

    75

    Масса

    1

    Исследовать представление о массе  и её измерении.

     Анализировать зависимость между результатом измерения массы и величиной мерки, знать единицы измерения массы (фунт, пуд, килограмм), измерять массы с помощью чашечных весов.

    Классифицировать задачи на разностное сравнение, сложение и вычитание масс предметов.

    Измерять стороны прямоугольника и находить его периметр

    76

    Масса

    1

    77

    Объем

    1

    Иметь  представление об  объёме (вместимости) тела и их измерении (на примере понятия длины)

     Выявлять зависимость между результатом измерения объёма величиной мерки, различать единицы измерения объема (ведро, бочка, литр).

    Измерять объем с помощью различных единиц измерения, воспроизводить решение задач на разностное сравнение, сложение и вычитание объёмов предметов

    78

    Свойства величин

    1

    Сравнивать и обобщать информацию о величинах: длине, массе, объёме, использовать единицы их измерения, проводить простейшие измерения величин.

     Презентовать различные способы решения текстовых задачи на сложение, вычитание, разностное сравнение длин, масс, объёмов.

    79

    Величины и их свойства (С19)

    1

    80

    Составные задачи на нахождение целого (одна из частей неизвестна)

    1

    Выбирать наиболее целесообразный способ решения составнх задач на сложение и вычитание в 2 действия (неизвестно целое и одна из частей)

    Характеризовать представление о величинах: длине, массе, объёме, выбирать единицы их измерения, проводить простейшие измерения величин.

    81

    Уравнения

    1

    Устанавливать закономерность понятий «уравнение», «корень уравнения», «решение уравнения».

    Соотносить компоненты сложения и вычитания, определять зависимости между ними и  использовать их для решения простейших уравнений

    82

    Уравнения (С-20)

    1

    Решать уравнения на нахождение неизвестных вычитаемых и слагаемых на основе взаимосвязи между частью и целым.

     Планировать решение составных задачи на сложение и вычитание, разностное сравнение величин

    Воспроизводить алгоритм решения уравнения

    83

    Уравнения

    1

    84

    Уравнения (С-21)

    1

    85

    Уравнения

    1

    86

    Уравнения (С-22)

    1

    87

    Уравнения

    1

    88

    Контрольная работа № 5 Единицы массы, объёма, длины. Решение задач, уравнений

    1

    89

    Укрупнение единиц счета

    1

    Представлять об укрупненных единицах счёта- коробками, ящиками, пачками и т.д., уметь складывать их и вычитать.

    Объяснять выбор решения составных задач на сложение и вычитание, разностное сравнение величин.

    Наблюдать за алгоритмом решения уравнения

    90

    Укрупнение единиц счета

    1

    91

    Число 10. Состав числа 10

    1

    Пересчитывать предметы в пределах 10 и выражать результат числом.

    Моделировать состав числа 10.

    Проводить вычисления в пределах 10..

    Вырабатывать план действий при решении текстовых задач, уметь проводить их самостоятельный анализ.

    Планировать решение составных задач на нахождение целого, если одна  часть неизвестна.

    Устанавливать зависимость между компонентами сложения и вычитания, зависимостями между ними и  использования их для решения простейших уравнений

    92

    Сложение и вычитание в пределах 10 (С-23)

    1

    93

    Составные задачи на нахождение целого (целое неизвестно)

    1

    94

    Состав числа 10. Сложение и вычитание в пределах 10. Составные задачи на нахождение целого (целое неизвестно)

    1

    95

    Счет десятками

    1

    Анализировать десяток как укрупненную единицу счета, проводить счет десятками до 100 в прямом и обратном порядке.

    Выбирать самостоятельно способ решения составных задач на нахождение целого, если одна  часть неизвестна.

    96

    Круглые числа

    1

    Систематизировать представление о круглых числах.

    Решать задачи на сложение и вычитание, в которых целое разбито на части разными способами.

    Классифицировать названия круглых чисел, графически записывать круглые числа, сравнивать их, складывать и вычитать.

    97

    Дециметр

    1

    Исследовать новую единицу длины – дециметр.

    Выполнять действия с круглыми числами.

    Решать задачи на сложение и вычитание, в которых целое разбито на части разными способами.

    Решать уравнения на основе  знания взаимосвязи между целым и частным

    98

    Счет десятками. Круглые числа. Дециметр(С-25)

    1

    99

    Контрольная работа №6 Укрупнение единиц счета. Реше-ние простых задач.

    1

    100

    Счет десятками и единицами

    1

    Складывать, вычитать и сравнивать числа, выраженные в дес. и ед., выполнять действия с круглыми числами, решать уравнения и текстовые задачи

    101

    Название и запись чисел до 20. Разрядные слагаемые

    1

    Исследовать разрядный состав чисел второго десятка.

    Правильно называть и записывать числа от 11 до 20

    102

    Сложение и вычитание в пределах 20

    1

    Понимать и использовать нумерацию чисел второго десятка, правильно называть и записывать эти числа,  складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через десяток.

    Анализировать и решать задачи, решать  уравнения, прогнозировать результат вычисления.

    103

    Числа 1-20(С-26)

    1

    104

    Нумерация двухзначных чисел

    1

    105

    Сравнение двухзначных чисел

    1

    Записывать, сравнивать, складывать и вычитать двузначные числа (без перехода через десяток изображать двузначные числа точками числового отрезка.)

    Сравнивать, складывать и вычитать длины отрезков, выраженных  в сантиметрах и дециметрах.

    106

    Сложение и вычитание двухзначных чисел

    1

    107

    Сложение и вычита-ние двухзначных чисел (С-27)

    1

    108

    Сравнение, сложе-ние и вычитание двухзначных чисел(С-28)

    1

    109

    Квадратная таблица сложения

    1

    Складывать и вычитать двузначные числа с переходом через десяток с помощью таблицы  сложения.

    110

    Сложение в преде-лах 20 с переходом через десяток

    1

    Исследовать прием сложения однозначных чисел с переходом  через разряд «по частям».

     Использовать зависимость между частью и целым, приемы сложения и вычитания.

    111

    Сложение в преде-лах 20 с переходом через десяток

    1

    112

    Сложение в преде-лах 20 с переходом через десяток (С-29)

    1

    113

    Вычитание в преде-лах 20 с переходом через десяток

    1

    Исследовать прием вычитания однозначных чисел с переходом  через разряд «по частям».

    Использовать зависимость между частью и целым, приемы сложения и вычитания.

    114

    Вычитание в преде-лах 20 с переходом через десяток (С-30)

    1

    115

    Сложение и вычита-ние пределах 20 с передом через десяток

    1

    116

    Решение текстовых задач со случаями  сложения и вычита-ния в пределах 20 с переходом через десяток (С-31)

    1

    Выполнять с комментированием сложение и вычитание  двузначных чисел.

    Вычислять взаимосвязь между сложением и вычитанием, компонентами этих действий.

    117

    Контрольная работа №7 Сложение и вы-читание в пределах 20. Решение составных задач.

    1

    118-128

    Повторение.

    Переводная и итоговая контрольная работа

    1

    Усвоить нумерацию чисел в пределах 20.

    Решать уравнения, анализировать и решать текстовые задачи изученных видов.

    Анализировать компоненты сложения и вычитания, правильно устанавливать взаимосвязь между ними.

    Классифицировать изученные за год геометрические фигуры

    129-132

    Резерв

    4