Рабочая программа по наглядной геометрии.
календарно-тематическое планирование по математике (2 класс) по теме

Наглядная геометрия, 2 класс, УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon naglyadnaya_geometriya_2_klass.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Курс «Наглядная геометрия» для 2 класса

Раздел I .Пояснительная записка

Курс «Наглядная геометрия» для 2 класса является продолжением курса «Наглядная геометрия» для 1 класса. В курсе реализована методическая концепция развивающего обучения младших школьников математике.                                                                           Основной целью данного курса является целенаправленное формирование у учащихся таких приемов умственной деятельности, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение в процессе усвоения математического содержания.                            

 По отношению к геометрической линии курса математики данная концепция находит свое выражение также в работе по развитию пространственного мышления школьников.       Термином  «пространственное мышление» обозначает довольно сложное явление, в которое входят как логические операции,  так и непосредственное отражение действительности органами чувств, а без него мыслительный процесс в форме образов протекать не может. Это значит, что, отражая чувственный опыт ребенка , обретенный в непосредственном контакте с окружающим миром, мыслительный процесс в форме образов включает результаты теоретического осмысления, представленные в системе понятий.                                                                                                                     Пространственные характеристики объекта- это форма, размер, взаимоположение составляющих его элементов, расположение на плоскости и в пространстве относительно любой заданной точки отсчета. Последняя представляет собой необходимое условие для дальнейшего изучения геометрии                                                                                                        Курс «Наглядная геометрия» для 2 класса включает две темы: «Поверхности. Линии. Точки» и «Углы. Многоугольники. Многогранники».                                                                  

 Цель первой темы. Сформировать у детей (опираясь на их опыт и интуицию)представления о кривой и плоской поверхностях, умение проводить линии на кривой и плоской поверхности (видимые и невидимые); познакомить со свойствами замкнутых областей (соседние и несоседние области, граница области).                              

Цель второй темы. Сформировать у учащихся умения читать графическую информацию, проводить и дифференцировать видимые и невидимые линии на плоских поверхностях и поверхностях многогранников.                                                                                              

Особую роль в развитии пространственного мышления играют задания с кубом. Во втором классе лучше ограничится общим понятием «многогранник», выделив только куб. но если у детей возникнет потребность различения в общем понятии его частных случаев – параллелепипеда, пирамиды, призмы, - рекомендуется познакомить школьников с этими названиями.

             В основе наглядной геометрии лежат следующие дидактические принципы:

  1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Само обучение называют деятельностным подходом.
  2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной  системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.
  3. Принцип непрерывности означает  преемственность  между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
  4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.
  5. Принцип психологической  комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов  учебного  процесса, создание в классе и на  уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и , в которой  они чувствуют себя «как дома». У учеников не должно  быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления   личности ребёнка.
  6. Принцип    вариативности предполагает развитие у детей вариотивного мышления,  то  есть понимания возможности различных вариантов решения  задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.
  7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную  ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой  деятельности.

.

Раздел II.   Учебно – тематический план. Тематическое планирование.

        

Содержание

Кол – во часов

Всего

Теоритич.

Практич.

Поверхности. Линии. Точки.

4ч.

4ч.

Углы. Многоугольник. Многогранник

30ч.

30ч.

Итого:

34 ч.

34 ч.

Тематическое планирование.

№ п/п

Дата

Тема

        Дом.задание

Примечание

1

Поверхности. Линии. Точки.(4 ч.)

Внешняя и внутренняя, плоская и кривая поверхности.

№ 3

2

Замкнутые и незамкнутые кривые линии

№ 6

3

Ломаная линия. Длина ломаной.

№ 9

4

Точка, лежащая на прямой и вне прямой. Кривая линия.  Луч.

 № 11

5

Углы. Многоугольник. Многогранник.

Угол. Вершина угла. Его стороны. Обозначение углов.

№  14

6

Прямой угол. Вершина угла. Его стороны.

№ 17

7

Острый, прямой и тупой углы.

№ 21

8

Острый угол. Имя острого угла.

№ 23

9

Тупой угол. Имя тупого угла

№ 26

10

Построение луча из вершины угла.

№ 29 а)

11

Построение прямого и острого углов через две точки.

№ 31

12

Построение с помощью угольника прямых углов, у которых одна сторона совпадает с заданными лучами.

№ 32

13

Измерение углов. Транспортир.

№ 34

14

Многоугольники. Условия их построения. Имя многоугольников.

№ 35

15

Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения.

№  37

16

Практическая работа по теме: «Лучи. Линии (ломанные и кривые, замкнутые и незамкнутые). Углы.

№ 40

17

Многоугольники с прямыми углами.

№ 41

18

Периметр многоугольника.

№ 42

19

Четырехугольник. Трапеция. прямоугольник.

№ 49

20

Равносторонний прямоугольный четырехугольник-квадрат.

№ 52

21

Взаимное расположение предметов в пространстве.

№ 44

22

Решение топологических задач. Подготовка к изучению объемных тел. Пентамино.

№ 47

23

Многогранники. Грани.

№ 50

24

Многогранники. Границы плоских поверхностей – ребра.

№ 53 а),б)

25

Плоские фигуры и объемные тела.

№ 58

26

Повторение изученного.

№ 62

27

Куб. Развертка куба.

№ 65

28

Каркасная модель куба.

№ 68

29

Знакомство со свойствами игрального кубика.

№ 69

30

Куб. видимые невидимые грани.

№ 73

31

Куб. построение куба на нелинованной бумаге.

№ 76

32

Решение топологических задач.

№ 79

33

Многогранники. Видимые и невидимые ломаные линии на поверхности многогранника.

№ 83

34

Обобщение изученного материала по теме: «Геометрические тела».

№ 86

Раздел III. Содержание тем учебного курса.

Поверхности. Линии. Точки. 4ч.

Прямая и кривая линии. Точки пересечения кривых линий. Замкнутые и незамкнутые кривые линии.  Ломаная линия. Длина ломаной.

Углы. Многоугольник. Многогранник. 30ч.

Угол. Вершина угла. Его стороны. Обозначение углов. Прямой угол. Вершина угла. Его стороны.

Острый, прямой и тупой углы. Построение луча из вершины угла. Построение прямого и острого углов через две точки. Построение с помощью угольника прямых углов, у которых одна сторона совпадает с заданными лучами. Измерение углов. Транспортир. Многоугольники. Условия их построения. Имя многоугольников. Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения. Многоугольники с прямыми углами. Периметр многоугольника. Четырехугольник. Трапеция. прямоугольник. Равносторонний прямоугольный четырехугольник-квадрат .Взаимное расположение предметов в пространстве. Многогранники. Грани.  Границы плоских поверхностей – ребра. Плоские фигуры и объемные тела. Куб. развертка куба. Видимые невидимые грани.

Раздел IV.   Требования  к уровню подготовки учащихся.

                   К концу  2 класса  обучающиеся должны уметь:

  • уметь различать различные треугольники;
  • уметь пользоваться   транспортиром, находить величину угла;
  • уметь анализировать геометрическую фигуру, строить  фигуры с помощью полного набора чертёжных инструментов;
  • моделировать из  бумаги.

Учащиеся должны:

а) иметь представление:

 - о геометрических фигурах: линиях (прямой, кривой, ломаной, луче, отрезке); углах (прямом, остром, тупом); многоугольниках  и их классификации по числу углов;

 - о разнице между плоскостными и объёмными фигурами и об объёмных телах

б) знать:

 - термины: точка, линия, прямая, кривая, ломаная, луч, отрезок, угол, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал;

в) уметь:

 - чертить прямые, лучи, отрезки, ломаные, углы;

 - обозначать знакомые геометрические плоскостные фигуры буквами;

 - находит в окружающей среде знакомые плоскостные и пространственные фигуры.

     Раздел V.  Учебно-методическая литература.

  1. Истомина Н.Б.  Наглядная   геометрия . Тетрадь с печатной основой. 2 класс.М., Линка-Пресс, 2009
  2. Гаркавцева Г. Ю., Кожевникова Е. Н., Редько З. Б. , Методические рекомендации к тетради « Наглядная   геометрия . 2 класс». Под редакцией Н. Б. Истоминой. М.: Линка – Пресс, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа студии Наглядная геометрия для младших школьников 3 класс

В программе начальной школы геометрический материал является составной частью курса математики. Изучается геометрический материал в основном на уровне знания-знакомства. Цель студии «Наглядная геоме...

Рабочая программа по наглядной геометрии

Рабочая программа по наглядной геометрии может использоваться на данном направлении внеурочной деятельности и на факультативном курсе....

Рабочая программа по наглядной геометрии 2 класс

Рабочая программа по наглядной геометрии разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и реализуется средствами предмета «Наглядная геометрия» ...

Рабочая программа кружка "Наглядная геометрия" (направленность общеинтеллектуальная) 2 класс

На современном этапе для начального математического образования характерно возрастание    интереса к изучению геометрического материала....

Рабочая программа по наглядной геометрии 3 класс УМК Гармония

Рабочая программа по наглядной геометрии 3 класс УМК Гармония...

Рабочая программа спецкурса "Наглядная геометрия" 3 класс.

Рабочая программа спецкурса "Наглядная геометрия" 3 класс....

Рабочая программа по наглядной геометрии 4 класс

Рабочая программа внутрипредметного модуля «Наглядная геометрия» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО(Приказ МО и Н № 273-ФЗ ОТ 29.12.2012), Примерной основной образовательной...