Урок математики в 3 классе по теме«Закрепление. Площадь прямоугольника»
план-конспект урока математики (3 класс) на тему

Елена Васильевна Васильева.

 

Цели урока:

      обучающие

  • закреплять умение применять табличное умножение при решении числовых выражений;
  • закреплять  термины «длина», «ширина»;
  • сформировать умение находить площадь прямоугольника и квадрата, решать обратные задачи;
  • углубить и расширить представление детей о плоскостных фигурах;

развивающие

  • способствовать развитию мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; внимания;
  • развитие познавательной активности;
  • развивать вычислительные навыки, умения решать задачи;
  • развивать конструктивные навыки и воображение;
  • развивать умения взаимоконтроля и самоконтроля через оценивание собственной деятельности и деятельности других детей на разных этапах урока;

воспитывающие

  • создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка;
  • воспитывать аккуратность, чувство взаимоподдержки и выручки;
  • воспитание культуры учебного труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_vasileva_e.v..doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Закрепление. Площадь прямоугольника»

Цели урока:

      обучающие

  1. закреплять умение применять табличное умножение при решении числовых выражений;
  2. закреплять  термины «длина», «ширина»;
  3. сформировать умение находить площадь прямоугольника и квадрата, решать обратные задачи;
  4. углубить и расширить представление детей о плоскостных фигурах;

развивающие

  1. способствовать развитию мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; внимания;
  2. развитие познавательной активности;
  3. развивать вычислительные навыки, умения решать задачи;
  4. развивать конструктивные навыки и воображение;
  5. развивать умения взаимоконтроля и самоконтроля через оценивание собственной деятельности и деятельности других детей на разных этапах урока;

воспитывающие

  1. создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка;
  2. воспитывать аккуратность, чувство взаимоподдержки и выручки;
  3. воспитание культуры учебного труда.

Оборудование: мультимедийный проектор,

                           презентация Power Point,

                           карточки для самостоятельной работы,

                           «математические веера»,

                           М.Моро. Математика: Учебник для 3 класса (часть 1)

                           

                           

ХОД  УРОКА

РАБОТА УЧАЩИХСЯ

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Мы сегодня будем снова раскрывать тайны…математики. Готовы? Какое открытие сделает каждый из вас, вы поделитесь в конце урока.

Жил в Древней Греции учёный – математик Архимед. Шёл он однажды по улице города, посмотрел на дома и задумался и в уме стал что – то вычислять.

- Давайте и мы сделаем свои первые вычисления

2. Устный счёт

1.Какой компонент и как нужно найти:

х9=45;     а:8=4;     64-z=51      k-34=28

2. Таблицы задают задание:

Увеличь в 8 раз

1

9

3

6

7

4

- У вас сбоку парт прикреплены таблички с ответами. Ребята, у кого таблички, берут и по моей команде прикрепляют их под нужным числом. Остальные проверяют.

- Какие действия выбирали при вычислениях? Какие знания использовали?

- А вы заметили, на листочках какой формы записаны ответы?

- А таблицы – какую имеют форму?

3. Включение нового содержания в систему знаний

Формулирование темы, задач урока

Так как вы думаете:

- О чём подумал Архимед, посмотрев на дома?

Что они ему напомнили?

Какие это фигуры?

А раз это геометрические фигуры – это страна Геометрия. А она требует точных знаний. Давайте определимся:

- Что мы знаем о прямоугольнике и квадрате

1). Что общего у них? Чем они различаются?

2). Что мы научились определять у этих фигур? Вспомним наши таблицы – помощники:

Р прям = (a + b) х 2                   S прям = а х b

Р кв = а х 4                               S кв = а х а

- Какую из этих тем изучали на предыдущих уроках?

Сформулируйте тему нашего урока

Запись в тетрадях (число, классная работа, тема – Площадь фигур)

-Каждая группа подготовила определение площади, основываясь на словарь С.Ожегова.

1 группа.  Площадь – это незастроенное большое ровное место в городе, селе от которого расходятся в разные стороны улицы.

-Наша самая главная площадь? (Красная площадь в Москве.)

2 группа.  Площадь- это пространство, помещение, предназначенное для  какой-нибудь цели.

Приведите  пример. (Жилая площадь. Полезная  площадь в  доме.)

3 группа Площадь – это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией. Например. (Площадь фигуры.) 

- Как вы думаете: как связана тема нашего с нашей разминкой – устным счётом? Используя знания таблицы умножения и формул нахождения площади будем закреплять нашу тему)

4. Работа по теме

Предлагаю построить дом для Архимеда. Работать будем в парах. Работа в паре – это работа двух человек вместе, дружно. Детали лежат у вас на столе.

- Чтобы построить дом, надо выполнять правильные расчёты. Листком расчёта будет служить наша тетрадь.

1). С чего начинается строительство дома?

- Что такое фундамент?

- Какой формы фундамент? Выберите фигуру, напоминающую его? Покажите.

- Какие данные необходимы, чтобы найти его площадь?

- Измерьте длину и ширину (7 см х 2 см) и занесите данные в листок расчёта. Какой формулой воспользуемся?

2). Будем возводить стены дома. Чтобы узнать, какую форму имеет фасадная сторона дома, внимательно послушайте геометрическую загадку:

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нём прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад.

Как зовут его?

- Но у нас на столе прямоугольники. Как из прямоугольника (6 х 12) получить квадрат разными способами?

- Какой способ быстрее? Выполнили. Разрезали ножницами.

(Вспомнить т/б обращения с ножницами)

- У вас получились 2 квадрата. Работаем с одним из них. Измерить сторону. Занести данные в листок расчёта. Прикрепить фигуру аккуратно к фундаменту.

-Могу ли я сравнить площадь фундамента и стены?

Поставьте вопрос. Выберите действие для сравнения. Запишите вычисления. Какой дадите ответ?

5. Физминутка. Как измерить площадь?

Нет задачи проще!

Поглядите-ка  сюда:

Вот длина, вот ширина.

Чтобы площадь нам узнать,

Нужно их перемножать.

6. Продолжение работы.

3). Чтобы узнать, какую форму будет иметь дверь, мы поиграем в игру «Узнай меня»

Я – многоугольник, у меня 4 стороны, но равны только противоположные, углы – прямые.

Площадь двери.

Возьмите прямоугольник. Что он вам напоминает из ранее сделанного?

Дверь составляет половину этой фигуры. Как её получить? (согнуть, разрезать) Расположите дверь правильно.

Как более рациональным способом можно узнать площадь двери?

4). Какой наш будет следующий шаг? (окна)

Посмотрите на оставшийся прямоугольник. Сколько окон получится?

Д/з: Дома вычислить площадь окна и двери .

5) Строительство дома завершается крышей.

- Какой формы она бывает?

А  крыша нашего дома какой формы?

 Но на столах только квадрат, равный по площади фасадной стороне  дома. Как быть? Вспомним «волшебные секреты» превращения квадрата в треугольник. Что нам поможет?

Мы умеем находить S у квадрата, прямоугольника. А сможем ли мы найти площадь полученного треугольника? как? Выполнить вычисления.

- Какие вы знаете виды треугольников? К какому виду отнесёте наш треугольник?

Вот и готов наш дом.

7. Физминутка. «Красный, жёлтый, зелёный»

- Какая фигура зелёного цвета? жёлтого? красного?

- Что напоминают три цвета? Какой формы глаза светофора?

А вот в стране Геометрия глаза светофора могли бы быть квадратной и треугольной формы?

8. Творческая работа (индивидуальная)

Дом Архимеду мы построили. В каких единицах измеряли площади наших фигур? А какие единицы площади вы ещё знаете?

- А в каких единицах площади мы бы измеряли, строя настоящий дом? Чтобы построить настоящий дом, надо сначала спланировать его на месте.

- Как же спланировать дом на месте, если единица длины – метр?

Воспользуемся масштабом. Зададим его: 1 клетка = 1м

Начертим план участка прямоугольной формы со сторонами 4 м и 9 м. Произведём расчёты (S = 4 х 9 = 36 (м2)

Покажем на плане дом, который занимает площадь 12 м2. Дом имеет форму прямоугольника. Чему будут равны стороны? Сад – на 4 м2 больше, чем площадь дома. Какие проведёте вычисления? (12 + 4 = 16 м2)

Может быть сад прямоугольной формы, а квадратной? Докажите. Покажем на плане сад.

- Сколько м2 участка осталось свободными? Что можем спланировать на оставшейся части?

- Люди какой профессии занимаются этим? Может быть в будущем кто-нибудь из вас выберет эти нужные профессии.

9. Итог, рефлексия учебной деятельности.

- Вспомните тему урока. Какие знания, умения и навыки пригодились?              Памятка

Площадь фигур

Таблица                                    Формулы

умножения                               S прям = а х b

                                                  S кв = а х а

                                                  Единицы измерения

                                                  мм2, см2, дм2, м2

- Архимед говорил : «Эврика» - я понял!» А какие открытия сделал каждый из вас?

     -Кто считает, что он хорошо разобрался в теме?

     -У кого остались вопросы на конец урока? Урок закончен! Спасибо всем , кто старался и был активным строителем дома для Архимеда!

Ученики крепят ответы под нужными числами. Оценивание остальными их действий.

Ответы детей (Знания таблицы умножения)

(квадратной)

(прямоугольную)

Ответы детей

Ответы детей

Детьми формулируют тему и задачи урока

Ответы групп.

Практическая работа в парах

Ответы детей (основание, служащее опорой для стен здания)

Подробная запись на доске одним учеником  с объяснением

Ответы детей (Надо по длине отложить ширину, а можно путём сгибания)

Запись самостоятельно

 Руки в стороны полукругом

Руки вперёд, вверх

«Бинокль» с поворотами

Показ длины и ширины

Наклоны в стороны

Руки в стороны, скрестить

Ответы детей (фундамент)

Запись у доски учеником.

Варианты ответов

Треугольной

Варианты ответов

Пример пешеходного перехода в больших городах (в форме прямоугольника)

Ответы детей

МОУ СОШ №1 г. Лермонтова Ставропольского края

Разработка

открытого

урока

по математике

в 3 классе

(УМК « Школа России»)

на тему:

«Закрепление. Площадь прямоугольника»

 

                                                                                    учитель начальных классов

                                                            МОУ СОШ №1

                                                            г. Лермонтова

                                                            Васильева Елена Васильевна

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики 3 класс по теме Закрепление табличного умножения и деления.

Презентация является приложением к конспекту урока математики в 3 классе по теме "Закрепление табличного умножения и деления"....

Урок математики 1 класс по теме: «Закрепление пройденного».

На уроке дети в игровой форме вместе с Лунтиком повторяют и закрепляют изученный в 1 классе материал...

урок математики 4 класс по теме "Закрепление.Решение задач" конспект

урок математики 4класс  по теме" Закрепление.Решение задач"конспект...

Урок математики 4 класс по теме "Закрепление. Деление многозначного числа на однозначное"

Данный тип урока предполагает формирование и закрепление умений решать текстовые задачи, задачи в косвенной форме, умение находить доли числа и число по его доле, закрепление знаний соотношения между ...

Урок математики 1 класс по теме "Закрепление изученного. Решение текстовых задач, примеров на сложение и вычитание в пределах 10, сравнение чисел в пределах 10"

Учащиеся учатся решать задачи изученных видов; решать примеры на сложение и вычитание чисел 1,2,3; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; находить средства и способы её осуществлени...

Конспект урока математике 3 класс УМК Перспектива Тема: площадь прямоугольника

Конспект урока по математикеТема: «Площадь прямоугольника» Цели деятельности учителя: создание условий для повторения и систематизации знаний об нахождении площади прямоугольника;План...

Конспект урока математике 3 класс УМК Перспектива Тема: площадь прямоугольника

КОНСПЕКТ  УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: «Площадь прямоугольника »Цели деятельности учителя:формирование представления о единице измерения площади-квадратный сантиметр. Планируемые рез...