Интегрированный урок математики и окружающего мира в 4-м классе по теме: " Закрепление знаний о мерах длины "
методическая разработка по математике (4 класс) по теме

Каптур Татьяна  Ивановна

Интегрированный урок- путешествие   математики и окружающего мира по теме "Закреплениео мерах длины" Урок повторения, закрепления иобобщения знаний о мерах длины.

Цели и задачи урока: формирование умения анализировать арифмитические задачи, решать их; учить детей применять полученные знания на практике; развивать познавательную активность учащихся: развивать наблюдательность, внимание, мышление, уверенность  своих возможностях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок математики и окружающего мира в 4-м классе по теме:  "Закрепление знаний о мерах длины "  

                                                               Каптур Татьяна Ивановна учитель начальных классов

Статья отнесена к разделу: Преподавание математики,  Преподавание в начальной школе

Цели и задачи.

Образовательные:

  1. Повторение, обобщение и закрепление знаний о мерах длины.
  2. Формирование умения анализировать арифметические задачи, решать их.
  3. Учить детей применять полученные знания на практике.

Развивающие:

  1. Развитие познавательной активности учащихся
  2. Умения работать сообща и дружно с одноклассниками, формировать качества взаимовыручки.
  3. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, уверенность в своих возможностях.

Воспитательные:

  1. Воспитание активности, усидчивости, прилежания, любознательности, заинтересованности и пытливости в процессе учения.
  2. Создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка.

Оборудование:

     • перфокарты,

    • карточки с единицами длины,

     • иллюстрации планет и лунохода,

     • портрет Ю.А.Гагарина

                  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

- Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня пришли к нам на урок. И как нарядно убран  наш класс.

- Вы бы хотели попасть в космос и совершить космическое путешествие в «Космическом пространстве».

-Покажите, какое у вас настроение. (Солнышко)

Отгадав загадку, вы должны определить, на чём мы полетим в наше путешествие.

      Чудо-птица, алый хвост,

      Полетела в стаю звёзд. (Ракета)

                 2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

- Правильно, это конечно ракета. Дома, работая с перфокартами, вы должны были получить фигуру. Какая фигура у вас получилась? ( Ракета)

- Чему равен периметр данной фигуры? (Р = 25см 6мм) 

- Из каких геометрических фигур состоит ракета? (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник)

                3. ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА.

- Сегодня на уроке мы будем повторять всё, что вы знаете о мерах длины.  

- Тема нашего урока «Закрепление знаний о мерах длины».

- Какие качества, характера человека нужны для путешествия в космос? (Сила, выдержка. Знание математики.)

- Для путешествия в космос надо не только быть сильным и выдержанным, хотя это очень важно, но и надо быть готовым прийти на помощь другу.

  Отправляясь в космос, мы приготовили 4 экипажа, в которых есть свои  капитаны. Экипажи не соревнуются между собой, а помогают друг другу прийти к поставленной нами цели урока.    

                 4. УСТНЫЙ СЧЕТ

 - Каждый космонавт должен знать историю космоса. Кто первым из землян облетел нашу планету и благополучно вернулся на Землю? (Ю. А. Гагарин)

- Когда это было? (1961год)

- Сколько лет прошло с тех пор?  (46) Как узнали? (от 2007- 1961)

- Будущие космонавты должны научиться выносить любые перегрузки на пределе человеческих возможностей.

- Для выполнения следующего задания, нам надо не надолго отправиться в мир, когда у людей не было приборов для измерения длины, и вспомнить, какими мерами длины они обходились? Вам надо расставить карточки в порядке убывания.

Маховая сажень

(176 см)

Косая сажень (2,48м)

Фут

(30-48см)

Ладонь

(8см)

Дюйм

(2,54 см)

Локоть

(38-46см)

- Следующее испытание. Перенесёмся в наше время. Какие единицы измерения длины мы используем? (см, мм, дм, км)

- Вам надо поставить величины в порядке возрастания.

1км

986м

3200см

80дм

10дм

10мм

2см

50см

                             5. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

Итак!  Внимание! Взлёт!

И наши ракеты помчались вперёд.

Прощально мигнут и растают вдали

Огни золотые любимой Земли.

     А) Сложение многозначных чисел. Устное вычисление.

- Космос – это фантастика, неразгаданные тайны. Наше путешествие тоже немножко фантастическое. С чем встретимся мы, земляне? Ещё неизвестно. Главное в космосе – дисциплина и правильная посадка. В иллюминаторы наших кораблей видна планета, которая названа именем римского бога войны. Как называется эта планета? (Марс)

- Почему её так назвали? (Поверхность планеты содержит много железа, которое, окисляясь, даёт красный цвет – цвет крови).

Чтобы попасть на эту планету нужно разгадать её космический секрет.

Чему равняется ракета

Сказать ты можешь или нет?

Билет на Марс, но у билета

Есть свой космический секрет.         

2                        6           4        3

  1  3 3 р р

+1 р 6 8 5

     р р 3 1

  3 2 р 6 0

   1 р р 4 4

+ 1 4 6 8 5

      4 4 р 1

   р 2 4 6 0

   1 р 3 4 р

+1 4 8 р 1

     5 р 9 7

  3 р 4 6 0

          р  2 3 р

+7  3 р 2

1 8 8 р 2

3 2 4 р 0

                  -  Каждая пара в экипаже получает зашифрованный билет. Вам надо разгадать секрет этой планеты. Взаимопроверка тоже происходит в парах.  Результат выразить в километрах и метрах.

     Б) Решение задач.

- Наше путешествие продолжается. В иллюминаторах наших кораблей виден спутник нашей Земли. Как  он называется? Учёные всё больше и больше узнают о нашем спутнике. Я предлагаю вам тоже провести небольшое исследование и решить задачу:   «С космодрома Байконур осуществили пуск две ракеты – носители, которые доставили на поверхность Луны два автоматических самоходных аппарата  «Луноход 1» и «Луноход-2». Которые приступили  к выполнению программы научно-технических исследований и двигались навстречу друг другу. Через 6 дней они встретились. «Луноход-1» прошёл и обследовал 180 км поверхности Луны, а у аппарата «Луноход -2» наблюдались некоторые повреждения  и он обследовал в 2 раза меньше. Сколько километров обследовали оба аппарата?

-  Что надо узнать в задаче?   Сколько километров обследовали оба аппарата?

- Можем ли мы сразу ответить на второй вопрос? (Нет.)

- Почему? (Не знаем какое расстояние прошёл второй Луноход)

- Можно узнать, сколько километров прошёл «Луноход-2»? (Да)

- Когда узнаем, сколько километров прошёл второй аппарат, можно ответить на вопрос задачи? (Да)

Запишите решение самостоятельно. Проверка у доски.

6. ФИЗМИНУТКА.

- Космонавты всегда занимаются спортом и делают зарядку. Даже на борту корабля они находят время на спортивные упражнения.

                              - 1-2- стоит ракета (стойка прямо)

   - 3-4- самолёт (руки в стороны)

   - 1-2-хлопок в ладоши (хлопок над головой)

   - А потом на каждый счёт.

   - 1-2-3-4 (хлопки перед собой)

   - Руки выше(руки вверх, потянулись)

   - Плечи шире (предплечье вверх)

   - 1-2-3-4-(ходьба на месте)

   - И на месте походили.

   - А сейчас мы с вами, дети улетаем на ракете.

                           (руки вверх, ладони соединить куполом)

- На борта ваших кораблей поступили какие-то странные зашифрованные сигналы. На  борту телеграммы принимает радист.

(Каждая команда получает по одному выражению.)

- Вам надо математически грамотно прочитать выражение и найти значение этого выражения.

(364 + 276) : 5 х ( 440 -340)

         - сумму чисел 364 и 276 разделить на 5 и                                                                                                                                                                      умножить на разность чисел 440 и 340.

        Значение равно 12 800.

 25 х (671 – 571) : 100

        - 25 умножить на разность чисел 671 и 571         и разделить на 100. Значение равно 25.

  229 + (562 -360) : 2

        - 229 прибавить    разность чисел 562 и 360                                                                                  уменьшить в 2 раза. Результат равен 330.

  300 : (50 + 50) х (456 – 256)

        - число 300 разделить на сумму чисел 50 и                                

                                                              50 и умножить на разность чисел 456 и  256.

                                                         Результат  равен 600.

(На доске шифр телеграммы.)

12 800

ПО

   

  798

ЛО

                                               

 

  560

МА

 

11 568

 НЫ

   330

 ГИ

 

3 567

 ЗО

 

600

  МО

 

4 791

  РУ

 25

 ТЕ

ПО МО ГИ ТЕ

- Необходимо помочь одной планете. Ребята на этой планете воздух не пригоден для дыхания, кругом масса мелкой пыли, на поверхности заметны полосы нефтяной плёнки, а в атмосфере тянутся дымовые «хвосты». Что же случилось? На планете появился космический пират. Жители планеты просят у  вас о помощи.  «Длина реки 72 км. На протяжении шестой части реки вода непригодна для жизни рыб и земноводных. Сколько километров реки находится в экологически загрязнённом состоянии?»

Работа  индивидуальная.

         7. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.

         8. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.

- Я предлагаю вам послушать, что же сейчас происходит на Земле.

Две медведицы смеются:

Эти звёзды нас надули!

Нашим именем зовутся,

А похожи на кастрюли.

- О чём шла речь между двумя медведицами? (о созвездиях)

- Чем знаменита Малая медведица? (Полярная звезда)

- Как называется звезда, которая охраняет Большую медведицу? (Арктур)

- А сейчас я предлагаю вам найти площадь и периметр каждого ковша созвездия и сравнить их.  (Карточки с графическим изображением каждого созвездия. Работа индивидуальная. Проверка на доске.)

      9. СРАВНЕНИЕ ВЕЛИЧИН

-  Космос – это дорога без конца и без края, но пора возвращаться на Землю. Но мы сбились с пути. Исправьте ошибки, допущенные в равенствах, и корабли восстановят свой маршрут. 

200 см = 20 м (2 м)

8 м 60 см = 860 м (860 см)

4 200 см = 4 м 2 дм (42 м)

34 000 м = 340 км (34 км)

1000 мм = 1 км  (1 м)

                             10. ИТОГ УРОКА.

 - Этим мы незаметно подвели итог нашего урока. Понравилось или вам наше путешествие?

- Капитаны команд должны посоветоваться с экипажем и оценить работу каждого члена экипажа, оценки на карточках подать мне.

(В каждой команде на столе лежит оценочный лист.)

- Звёзды тоже оценили вашу работу, посмотрите, какие созвездия сияют вам с благодарностью.

Прочитайте слова первого космонавта:

-Жители планеты! Вы должны сохранить свою планету и, может быть сделать её ещё прекраснее. Что для этого нужно сделать?

ЗЕМЛЯ НАША – ГОЛУБАЯ ПЛАНЕТА!

И ЕЁ НАДО БЕРЕЧЬ!

12.  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

- Составить задачу  на движение о космосе.

 Используемая литература:

  М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова

Математика. 4 класс. В 2-х частях М. Просвещение 2001 г

 А. А. Плешаков Е.А. Крючкова «Окружающий мир». 4 класс. Учебник. Издательство "Просвещение" 2010г

 В. Волина: Праздник числа.  Пособие для учителя.