Урок математики во 2 классе по теме": Чётные и нечётные числа".
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Изучение нового материала с элементами исследовательской деятельности по теме "Четные и нечетные числа" , повторение табличных случаев умножения и деления на 2.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matemat.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

,Урок математики учителя начальных классов МОУ СОШ № 5

ОЦ «Лидер»  г. о. Кинель

Шеиной Людмилы Михайловны

Дата:

Тип урока :изучение нового материала с элементами исследовательской деятельности .

Формы обучения: работа под руководством учителя , групповая , самостоятельная работа, фронтальная.

Тема: Чётные и нечётные числа. (СЛАЙД)

Цель: знакомство с чётными и нечётными числами .

Задачи:

  1. познакомить с чётными и нечётными числами;
  2. закрепить знания таблицы умножения;
  3. закрепить знания таблицы умножения и деления с числом 2;
  4. расширять кругозор учащихся;
  5. прививать интерес к предмету.

Оборудование:  учебник «Математика» ( автор В.Н.Рудницкая) , детская энциклопедия «Я познаю мир», рисунки, изречения Пифагора, компьютер , интерактивная доска.

Ход урока

I. Организация урока (Мотивация, ведущая к выдвижению гипотез решения проблем): 

-Добрый день, дорогие ребята. Поприветствуем друг друга хорошим настроением, добрыми улыбками. Возьмитесь за руки и скажите своему соседу по парте «У нас всё будет хорошо». Спасибо, молодцы. А сейчас урок математики.  

     Вступительный рассказ учителя.

      Прочитайте тему сегодняшнего урока на слайде. О чём будем говорить на уроке? Коллективное обсуждение цели урока, вопросов, на которые необходимо дать ответы.

       Мы с вами отправимся к самой таинственной, ещё не разгаданной планете –  математика (арифметика). Изучать науку математику люди начали очень давно, в VI веке до нашей эры (в Египте, Вавилоне). Греки обогнали в математике все другие народы.

- Вы спросите почему?

- Да потому, что они хорошо умели спорить.

        В древние времена Греция состояла из многих маленьких государств. Чуть ли не каждый город с окрестными деревнями был отдельным государством. Каждый раз, когда приходилось решать какой-нибудь важный государственный  вопрос, горожане собирались на площадь, обсуждали его, спорили, голосовали.

     На собраниях приходилось опровергать противников, рассуждать, доказывать свою правоту.

       Древние греки считали, что спор помогает найти самое лучшее, самое правильное решение. Они даже придумали следующее изречение:

(СЛАЙД 2) «В споре рождается истина»  

И в науке греки стали поступать так же, как на народном собрании. Они не просто заучивали правила, а доискивались причины: почему правильно делать так, а не иначе.  Они спорили друг с другом, старались найти в рассуждениях ошибки.

-Докажут одно правило рассуждения ведут к другому, более сложному, потом к третьему, четвёртому. Из правил складывались законы, а из законов – наука математика. (СЛАЙД 3)

      Едва родившись, греческая математика сразу семимильными шагами пошла вперёд. Ей помогали чудесные сапоги- скороходы, которых раньше у других народов не было. Они назывались «Рассуждение», «Доказательство».

   

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

РАССУЖДЕНИЕ

Вот и мы сейчас с вами займёмся рассуждениями и доказательствами.

II .Математическая разминка (СЛАЙД 4)

Индивидуальные карточки:

А) Докажи:

  1. Квадрат – это четырёхугольник?...
  2. Сложение – это математическое действие?... (Составьте 3 примера  на сложение)
  3. Круг  - это геометрическая фигура?

  1. -Что такое периметр? Дан                  АВС, со сторонами 7 см, 12 см, 9 см. Найди периметр.

В) Найди существенное доказательство:

  1. Сумма (минус, плюс, равенство, слагаемое) На доске выбрать примеры. Доказать.
  2. Разность (плюс, минус, вычитаемое, уменьшаемое) На доске выбрать примеры. Доказать.
  3. Что такое число? Что такое цифра?
  4. Чем отличается число от цифры?
  5. Сколько всего существует цифр?
  6. Сколько всего существует чисел?

В) Игра «Найди  лишнее» (СЛАЙД 5)

1)  2      7     3   12   1   5  (все однозначные, а 12 двузначное, т.к. в записи используется 2 цифры )

2)  12   14    65    98    9    35  (все двузначные , 9 - однозначное)

А   *  0  =  0

А   *  10  =  А0

3)Объясни

4)Повторить таблицу умножения на 2.

III .Изучение нового материала: (Выдвижение гипотез решения проблем).          Перед нами стоит проблема определить какие числа относятся к чётным и нечётным. Представьте, что мы юные Пифагоры .  Я предлагаю всем надеть на головы вот такие головные уборы.    

а) Подготовительная работа. (Работа в группах) 

Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации.

 Предлагаю детям участие в проекте «Магия чисел». Результат проекта –  «РИСУНОК» по данной теме.

Ребята разбиваются на 4 групп по 5 человек.  (Роли участников  внутри каждой группы. Найти ответы на поставленные вопросы.

Выполнение практических заданий –

  1. 1 группа:  исследователи (работают с энциклопедиями. Краткий рассказ о Пифагоре).

- Где родился?

-Чем занимался?

-Интересные высказывания?

  1. 2 группа:  иллюстраторы ( Найти ответ на вопрос: - Как изображал  числа  Пифагор?)
  1. 3 группа:  экспериментаторы (выполняют практическую работу, работают со счётными палочками, разделить 9 палочек по 2, разделить 8 палочек по 2, разделить 7 по 2, разделить 10 по 2, разделить 13 по 2…)
  2. 4 группа  - аналитики (работают с учебником с.34 ).

б) . Самостоятельная работа групп.

(Роль учителя - консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.)

ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД 6)

Есть у нас игра такая –

Очень лёгкая, простая:

Замедляется движение,

Исчезает напряженье..

И становится понятно

– расслабление приятно!

в) . Защита полученных результатов и выводов. (СЛАЙД 7)

(Каждая группа предлагает результаты своей деятельности)

  1. 1 группа:  исследователи ( Краткий рассказ о Пифагоре.  «Первый греческий учёный, который начал рассуждать о числах явился Пифагор, который родился на острове Самосе  в 6 веке до нашей эры. Много легенд люди сочиняли о нём. Но если отбросить сказки, выдумки, то окажется, что Пифагор очень много сделал для развития науки.  Хотя начинал он не как учёный, а как победитель Олимпийских игр по кулачному бою. Сначала он занялся музыкой. Затем он пришёл к выводу, что всё на свете можно выразить с помощью чисел. «ЧИСЛА  ПРАВЯТ  МИРОМ» - провозгласил он»
  1. 2 группа:  иллюстраторы ( Найти ответ на вопрос: - Как изображал  числа  Пифагор?)  (СЛАЙД 8)

- Задолго до Пифагора знал любой продавец на базаре его родного острова Самоса.  Ведь ему приходилось раскладывать товар попарно и иногда яблок в мешке или баранок оказывалось больше и оставались лишние. Но Пифагор стал думать о свойствах чётных и нечётных чисел. Он сложил 2 чётных числа и получил снова чётное число. То же самое вышло, когда он сложил 2 нечётных числа. А от сложения чётного числа  с нечётным получилось нечётное.  Такое много раз случалось и у египтян, и у вавилонян, греков живших до Пифагора.

Пифагор изображал числа в виде точек:

                    -5                           -3                        - 4

Затем в виде прямоугольника (квадрата) При этом получились числа:

                   -1,           -4,                   -9

Они получили имя – квадратные.

Потом стал усложнять свои фигуры из точек. Вместо прямоугольника он стал строить треугольники. При этом получались числа:

           – 1,                - 3,               -6,                         -10

Они получили имя – треугольные.

  1. 3 группа:  экспериментаторы (выполняют практическую работу, работают со счётными палочками, разделить 9 палочек по 2, разделить 8 палочек по 2, разделить 7 по 2, разделить 10 по 2, разделить 13 по 2…) Доказывают  9:2=4(ост1),  8:2=4,  10:2 =5, 13:2=6 (ост 1)Все числа можно разделить на 2 группы: числа которые делятся на2 без остатка, и числа, которые делятся на 2 и имеют  остаток 1. (СЛАЙД 9)

       ВЫВОД (формулируют дети, а учитель помогает): если число делится на 2, то оно чётное.

А нечётное число при делении на 2 даёт остаток 1.

 IV .Закрепление нового материал              

4 группа  - аналитики (находят  вывод в учебнике с.14, сравнивая с высказываниями одноклассников).

- Где мы можем встретиться с расположениями чётных и нечётных чисел. (Нумерация домов на улицах нашего посёлка).

Задание по вариантам (самостоятельная работа учащихся)

1в. – записать в тетрадь только чётные числа.

2в. – записать в тетрадь только нечётные числа.

 (Взаимная проверка).

   Какие числа получаются при умножении чётного числа и нечётного числа на 2. (Чётное число.)

V. Домашнее задание

С. 14 № 14, запомнить какие числа называются четными, а какие нечетными.

VI . Итог урока:

 - Чему учились сегодня на уроке?

-В чём же заключается магия чисел?

Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом.

- Оцените своё участие в уроке, используя  условные обозначения:

                     Мне было очень интересно.    

                     Мне было скучно.

                     Я затруднялся, работая в группе

Спасибо, ребята, вам за урок. Вы сегодня очень хорошо работали. Мне с вами было интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики, 3 класс, по теме: "Деление суммы на число"

На этом уроке продолжается формирование общих учебных умений и навыков. Задача данного урока: закрепление правила деления суммы на число и умения применять его при решении примеров и задач, сове...

Урок математики во 2 классе по теме "Чётные и нечётные числа"

Урок введения нового знания, позволяющий учителю использовать разнообразные способы работы на уроке...

Технологическая карта урока математики 3 класс по теме "Деление на двузначное число". УМК "Начальная школа XXI века".

В данной технологической карте представлен урок математики в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века". В этом уроке применяются технологии проблемно- диалогического обучения, технология формиро...

Урок математики 4 класс по теме "Закрепление. Деление многозначного числа на однозначное"

Данный тип урока предполагает формирование и закрепление умений решать текстовые задачи, задачи в косвенной форме, умение находить доли числа и число по его доле, закрепление знаний соотношения между ...

презентация к уроку математики 4 класс по теме Деление на двузначное число

Презентация к уроку математики 4 класс по теме Деление на двузначное число. В презентации  подобраны задания для устного счёта, для решения задач на движение...

Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" : чётные и нечётные числа

Предмет: математикаКласс: 2 Тема урока: Чётные и нечётные числаТип урока: изучение нового материалаЦель урока: познакомить с чётными и нечётными числамиПланируемые результаты:·...