урок математики в 4 классе Тема урока: Развитие логического мышления при работе с геометрическим материалом
методическая разработка по математике (4 класс) на тему

 

Цели урока:

 

обучающие-

обобщение знаний, полученных на уроках математики;

формирование навыков сложения и вычитания с многозначными числами;

умение выделять главное, существенное в изучаемом материале;

 

развивающие-

развивать логическое мышление при работе с геометрическим материалом;

развивать эмоциональную сферу детей;

развивать интерес в изучении истории древнего мира;

развивать умение наблюдать;

 

воспитывающие-

воспитывать самостоятельность, творческую активность учащихся;

воспитывать любознательность, интерес к истории древнего мира.

 

Тип урока – повторительно-обобщающий

 

Структура урока:

 

1.  Организация начала урока.

2.  Обсуждение темы урока на основании знаний и полученной информации. Работа с наглядным пособием (пирамида).

3.  Обогащение знаний  исторического материала.

4.  Анализ выполнения.

5.  Итог урока.

 

Ход урока.

 

1.                          Устная работа.

 

1.1.

 image

 

 

Ребята, что вы видите? (Геометрические фигуры) 

Какие? Найдите закономерность и продолжите ряд геометрических фигур. Как вы рассуждали? Докажите, что вы правы. Чем различаются фигуры? (Формой) Что изменилось? (Количество).

Вывод:По форме фигуры не изменились, форма прежняя, а количество возрастает.

 

Крышка стола имеет прямоугольную форму. Отпилили один угол. Сколько углов стало? (5) Объясните, как вы рассуждали.

 

Какие геометрические фигуры еще вы знаете?

Сегодня мы с вами на уроке будем работать с геометрическими фигурами.

Вы знаете, что еще в древние времена люди знали геометрические фигуры и тела? В Африке есть страна Египет. Яркое солнце. Сыпучие пески. Пустыня. И стоят в этой пустыне каменные гиганты – «пирамиды». (рисунок на доске)

Что вы знаете о пирамидах? (Гробницы правителей - фараонов. Фараоны еще при жизни начинали строить себе пирамиду – дом, который будет их пристанищем после смерти)

 

 

 

2. Работа по нахождению периметра.

 

 

А у меня в руках уменьшенная пирамида (Показываю геометрическую фигуру – пирамиду)

Ребята, рассмотрите внимательно пирамиду. Что вы заметили? Из каких фигур состоит пирамида? (Из треугольников)

Сколько треугольников? (3)

Что можно о них сказать? (Равнобедренный, равносторонний)

Как убедиться какой треугольник? (Надо измерить длины его сторон)

У вас на столах лежат треугольники из бумаги, измерьте длины сторон и запишите измерения в тетради (10см, 10см, 8см)

Итак, что можно сказать про этот треугольник? Найдите периметр данного треугольника.

Что вы знаете про равносторонний треугольник? А теперь треугольник перегните один раз, чтобы стало три треугольника. Объясните.

Ребята, как вы думаете, какая геометрическая фигура положена в основание пирамиды? (Квадрат)

Что вы знаете о квадрате?

Хитрый вопрос  

imageЧто изображено? Подумайте, сколько квадратов? (7) Докажите.

 

 

 

3. Работа с углами.

 

 

Пирамиды были большие – огромные, чтобы начертить квадрат, нужно сначала вымерить прямые углы, это было очень сложно. Чтобы пирамиды стояли долго и не разрушались, у зодчих (архитекторов) был развит глазомер.

Не так просто прочитать чертеж, нужно быть очень внимательным. Посмотрите на доску. Что вы видите?

image

            П                Е                                С         О           Х

(Углы) Какие?

Сравните на глаз. Расположите соответствующие буквы в порядке возрастания величин углов, и ты узнаешь имя знаменитого правителя Древнего Египта, для которого была построена самая большая пирамида.

                                                                           ХЕОПС

 

 

4. Задачи  (записать решения, 1 ученик у доски).

 

 

4.1. Первоначально высота пирамиды Хеопса составляла 146м. Восьмиметровая верхушка ее не сохранилась. Чему равна высота пирамиды Хеопса в наши дни?

                                                                           146 -8=138 (м)

 

4.2. Длина каждой стороны основания 231м. Найдите периметр основания пирамиды Хеопса.

                                                                           231х4=924 (м)

 

4.3. Пирамиды строили не только для фараонов, но и для детей правителей. Высота самой большой пирамиды 1460дм, а маленькой на 460дм меньше. Чему равна высота маленькой пирамиды?

                                                                           1460-460=1000 (дм)

 

 

5. Физминутка(геометрическая)

 

 

(Стоя, дети руками повторяют за учителем «рисунки» геометрических фигур.)

 

 

6.Устное решение задач

 

 

6.1. На строительство пирамиды в первый день утром прислали 500 рабов, вечером 300, а на следующий день еще 170 рабов. Сколько всего рабов прислали за два дня?

500+300+170=970 (р.)

 

6.2.Пирамиды строили из больших каменных блоков, которые вытесывались из горного камня и перетаскивались к месту строительства вручную. Чтобы вытесать один блок, требовалась работа 1 раба в течение 3 месяцев. Сколько времени раб тратил, чтобы вытесать 5 блоков?

                                                                           3х5=15 (мес.)

 

 

6.3.При сборке пирамиды в один ряд положили 160 блоков, а в другой ряд 140 блоков. 2 блока при установке треснули. Сколько целых блоков осталось в стене?

160+140-2=298 (бл.)

 

 

7.Письменное решение задачи (коллективно)

 

 

Итак, ребята, все работы по постройке пирамид велись вручную.

(Таблица «Постройка пирамиды» на доске.)

 

Вчитайтесь в задачу. (задача на доске)

 

Для того, чтобы притащить нужное количество блоков к подножию пирамиды, было задействовано 1706 рабов. Чтобы выложить основание – на 450 рабов меньше, а чтобы поднимать блоки в высоту – на 264 раба больше, чем для выкладывания основания. Сколько всего рабов строило пирамиду?

 (Решение задачи по цепочке)

   

    Подножие – 170 р.

    Основание - ? (1708-450) р. (1 ученик)

    Высота - ? (1708-450)+264

 

1)  _1708

        450

      1258 (р.) – основание         (2 ученик)

 

2)   1258

    + 264                                      (3 ученик)

      1522 (р.) – высота

 

3)  1708

  + 1258                                              (4 ученик)

    1522

    4488 (р.) – всего.

 

(Запись ответа под диктовку 5 ученика)

 

 

8. Разминка

 

 

Итак, ребята, геометрические фигуры были известны с древних времен, но они актуальны и в наши дни.

Посмотрите на доску. Что вы видите? (Геометрические фигуры) Какие?

Разбейте на группы. Как рассуждали?

 

image        

1)

                                                          

         image                 По углам

                                                                           (с углами, без углов)

2)

 

     image

 

1)

 

     image                По размерам

                                                                           (большие и маленькие)

2)

      image

 

 

А еще можно по форме:

1) Круги

2) Треугольники

3) Овалы

4) Квадраты

 

 

9. Итог урока.

 

 

Подходит к концу наш урок. Какое у вас настроение? Как вы думаете, отчего? (ответы детей)

Что интересного узнали на уроке? Какое открытие каждый для себя сделал?

А теперь посмотрите, у вас у каждого на парте есть круг. Превратите этот круг в лицо человечка, который своим выражением покажет: понравился ему урок или нет. (  image)

 

 Cmd+V

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики.4 класс Тема урока :"Нахождение нескольких долей целого".

Тема урока: Нахождение нескольких долей целого.Цель учителя: формирование знаний о нахождении нескольких долей целого.Задачи:-создавать условия для знакомства с алгоритмом нахождения нескольких ...

Конспект урока математики и презентация к уроку во 2 классе. Тема: :" Умножение и деление на 9. Девятая часть числа."

Конспект урока математики во 2 классе по УМК "Начальная школа 21 века" авторы  учебника Рудницкая В.Н. и др. Тема урока:" Умножение и деление на 9. Девятая часть числа." К уроку прилагается ...

Разработка урока математики 1 класс. Тема урока"Целое, части".

Цель урока - формирование у учащихся представления о понятиях "целое", "часть", установление между ними соотношения (целое состоит из частей: если убрать часть из целого, то останется другая часть)....

урок математики 1 класс Тема урока: Длина. Дециметр

Предлагаю Вашему вниманию урок математики в 1 классе с использованием ЭОР. Тема урока "Длина. Дециметр". Авторы учебника Демидова Т.Е., Козлова С.А.,...

Презентация к уроку математики (2 класс) Тема урока - "Деление".

Урок по математике во 2 классе. "Деление".Урок проходит в форме виртуального путешествия в космос. В ходе работы на уроке учащиеся открывают для себя новые знания, как по математике - знакомятся с нов...

Урок математики 4 класс Тема урока: «Деление многозначного числа на однозначное»

Предложен урок математики в 4 классе по теме "Деление многозначных числа на однозначное"....