Примерная рабочая программа по математике (система Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова )
календарно-тематическое планирование по математике (1 класс) по теме

Ковалёва Людмила  Александровна

Примерная рабочая программа по математике в 1 классе в системе развивающего обучения. Программа соответствует требованиям ФГОС нового поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                        Муниципальная гимназия

                                                                                          Утверждена                                                        

                                                                                           Зам. директора___________                                      

                                                                                                                  /Ющенко Т.В./                                    

                                                                                         «___»_________2011г.                      

                                                                                                                   

                                

Рабочая программа

 по математике

для 1 класса А

начального общего образования

                         уровень:  общеобразовательный

Учитель: Ковалёва Людмила Александровна

Квалификационная категория: Высшая

Программа рассмотрена  на  заседании  школьного  методического

объединения учителей начальных классов

Протокол от «____»______________2011 г № ________________

Руководитель МО ____________                         (Базанова О.А.)

                                      подпись                                расшифровка подписи

                                                2011 года

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

                

        

Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс, обеспечивающий реализацию программы

Содержание         

Учебно-тематический план         

Требования к уровню подготовки учащихся        

Оборудование и цифровые образовательные  ресурсы        

                                                  Пояснительная записка

   Рабочая программа разработана на основании:

-   ФГОС по математике

- примерной  программы начального общего образования           по математике.

- Программы начального общего образования по математике 1-4 кл. Авт. Александрова Э.И. стр.184-224. (Сборник программ для начальной общеобразовательной школы по системе Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова – М.: Вита-Пресс, 2010г. )

- учебников

              УМК:

1.Учебники (2 части): Автор - Э.И.Александрова, Издательство Вита-

                                          Пресс, М.: 2010г.

2. Рабочие тетради 4 части: Автор - Э.И.Александрова, Издательство Вита-

                                    Пресс, М.: 2010г.

3. Математические прописи: Автор - Э.И.Александрова, Издательство  Вита-Пресс, М.: 2010г.

4.   Александрова Э.И.Методика обучения математике в начальной школе.1 класс: Пособие для учителя. - М.: Вита-Прес,2004г.

5.Сборник примерных программ для начальной общеобразовательной  школы / Сост. А.Б. Воронцов .- 2- издание – М.: Вита-Пресс, 2011г. ,  стр.290   / Новые общеобразовательные стандарты/

Сроки освоения программы

1 год.

Объем учебного времени

132 часа.

Форма обучения

очная.

Режим занятий

 4 часа в неделю

Формы контроля

текущий контроль, итоговая контрольная работа

Количество контрольных работ: текущих – 2, итоговая - 1

                      Общая  характеристика учебного предмета

Данная программа по математике и соответствующий ей УМК ориентированы на деятельный подход в обучении, позволяет реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения, поскольку ориентированы как на достижение предметных, личностных и метапредметных результатов, так и на формирование разных компетенций младших школьников, опираясь при этом на исторический подход при изучении основного математического понятия – понятия числа.

   Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

математическое развитие младшего школьника - формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и нeo6ocнованные суждения, вести поиск информации (фактов, основании для упорядочения, вариантов и др.);

освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;

воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

                      Основные  содержательные линии

Система учебно- практических задач в курсе математики в первом классе позволяет решить следующие задачи:

задачи на восстановление объекта, обладающего различными свойствами – признаками

задача на восстановление величины в ситуации, когда подбор величины, равной данной, невозможен и для её восстановления необходимо изготовить новую величину

задача на моделирование отношений равенства- неравенства

задача на введение буквенно – знаковых символов

задача на введение операций сложения и вычитания величин

задача на введение понятия части и целого

 

                          Содержание учебного курса, предмета

Содержание смотреть в авт. Программе начального общего образования по математике 1-4 кл.  Автор - Э.И.Александрова стр.184-224. (Сборник программ для начальной общеобразовательной школы по системе Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова – М.: Вита-Пресс, 2010г.)

                  Учебно - тематическое планирование

на 2011/2012 учебный год

                     Количество часов, на которое рассчитана программа:

                                         132часа (по 4 часа в неделю)

Планирование является примерным .

Учитель имеет право корректировать количество часов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами для ДОУ от 01.09.2011 и Мин Пис РФ «Об организации обучения в 1 классе 4-х летней начальной школы № 20,21/11-13 от 25.09.2000 г. установлена ступенчатая организация обучения, поэтому уменьшено  количество часов  в течении года. Для полноценного прохождения материала сокращены часы на отдельные темы и повторение.

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

I полугодие (58 часов)

ТЕМА 1: выделение свойств предметов через их сравнение.

Отношение равенства и неравенства.

1

Выделение признаков предмета через их сравнение. Сравнение по длине, толщине, цвету, материалу, форме. Отрезок как носитель длины.

1

02.09

2

 Сравнение по выделенным признакам. Отношения «равно», «неравно», слова синонимы для обозначения этих отношений. Способы сравнения по длине. Проверочная работа.

2

05.09

06.09

3

Выделение признаков предметов через их сравнение по длине, ширине, цвету, форме, материалу.

2

07.09

09.09

4

Подбор предметов, равных или неравных по разным признакам

Моделирование отношений с помощью полосок. Проверочная работа

3

12.09

13.09

14.09

5

Периметр, Сравнение периметров разных фигур. Знаки «равно», «неравно». Проверочная работа.

2

16.09

19.09

6

 Площадь. Сравнение площадей. Способы сравнения. Проверочная работа.

2

20.09

21.09

7

Перекраивание фигур. Равновеликие и равносоставленные фигуры.

2

23.10

26.09

8

Контрольная работа. Анализ работы.

27.09

9

Сравнение объемов. Графическое моделирование: от копирующего рисунка к схеме.

3

28.09

30.09

03.10

Урок-игра «Угадай-ка»

1

04.10

10

Переход от схемы к сравнению предметов и наоборот.

Способы сравнения объемов путем переливания

3

05.10

07.10

17.10

11

Сравнение предметов по всем известным признакам. Отрезок, луч, прямая.

3

18.10

19.10

21.10

Урок-экскурсия по городу «Как найти свою школу?»

1

24.10

12

Опосредованное сравнение объемов с помощью кубиков

2

25.10

26.10

Урок-экскурсия в компьютерный класс

1

28.10

13

Работа со знаками «=», «≠». Введение знаков «>», «<»

Введение буквенной символики как средства фиксации признака, по которому сравнивают одни и те же предметы.

Рефлексия способов сравнения.

3

31.10

01.11

02.11

14

Сравнение по массе. Способы сравнения

2

04.11

07.11

15

Проверочная работа по теме: «Сравнение по массе»

1

08.11

16

Сравнение групп предметов

1

09.11

17

Сравнение по другим признакам: по составу частей, из которых состоит рисунок,  по расположению

2

11.11

14.11

18

Способы сравнения по количеству

Проверочная работа по теме: «Сравнение по количеству»

2

15.11

16.11

19

Угол. Сравнение углов по величине.

Треугольник.

3

18.11

28.11

29.11

20

Понятие величины. Буквы латинского алфавита. Проверочная работа

2

30.11

02.12

21

Работа по прописям (часть 1). Подготовка  к написанию цифр и букв

3

05.12

06.12

07.12

22

Анализ способа написания цифры 1

1

09.12

23

Сравнение цифр по составу частей. Написание цифр 7 и 4

1

12.12

24

Цифра 3. Составление формул с помощью букв, обозначающих свойства предмета, и знаков «=», «≠»,  «>», «<».  Рефлексия отношений

2

13.12

14.12

25

Цифры 5 и 2. Опосредованное сравнение, заданное через схему или формулу

4

16.12

19.12

20.12

21.12

26

Цифры 6 и 9. Сравнение величин с помощью схем и формул. Переход от сравнения предметов к схемам, форм там и обратно

3

23.12

26.12

27.12

27

Цифры 8 и 0. Проверочная работа

2

28.12

30.12

Резерв.

4

09.01

10.01

11.01

13.01

2 ЧАСТЬ

1

Уравнение величин: переход от неравенства к равенству. Моделирование отношений с помощью схемы и формулы. Введение знаков «+», «-»

3

16.01

17.01

18.01

2

Переход от неравенства к равенству и наоборот

3

20.01

23.01

24.01

3

Рефлексия способов уравнивания и соотнесение их с конкретными условиями. Текстовые задачи на уравнивание. Переходы от текста к схеме и формуле и наоборот

5

25.01

27.01

30.01

31.01

01.02

4

Свойства отношений равенства и неравенства (А=В = А+С = В+С; А=А; А=В=В=А; А=В и В=С =А=С)

3

03.02

06.02

07.02

5

Описание процесса уравнивания с помощью графической модели (схемы) и знаковой (формулы)

2

08.02

10.02

6

Задача восстановления целого по частям (на разных величинах). Конструирование буквенно-графической модели с «лучиками» Переход от одних моделей к другим.

3

13.02

14.02

15.02

7

Текстовые задачи на понятие части и целого. Введение значков для обозначения целого и части на схемах и в формулах. Подбор числовых значений букв в формулах.

4

17.02

27.02

28.02

29.02

8

Название компонентов при сложении и вычитании, их соотнесение с понятием части и целого. Переместительный закон сложения.

1

02.03

9

Превращение величины в части и в целое. Относительность этих понятий.

2

05.03

06.03

10

Скобки как знак, показывающий другую последовательность выполнения операций над величинами: А-В-С=А-(В+С)

1

07.03

11

Понятие нулевой величины

1

09.03

12

Проверочная работа

2

12.03

13.03

13

Понятие уравнения. Решение текстовых задач путем составления:

а) выражения вида х = …;

б) уравнения вида а + х = в, а – х = в, х – а = в

4

14.03

16.03

19.03

20.03

14

Переход от формул к числовым выражениям с опорой на дошкольное представление ребенка о числе и наоборот. Примеры с «секретами». Сравнение числовых выражений. Восстановление части по целому и другой части. Связь между компонентами сложения и вычитания

5

21.03

23.03

26.03

27.03

28.03

15

Контрольная работа. Анализ контрольной работы.

2

30.03

02.04

16

Рефлексия изученного. Решение задач и уравнений. Проверочная работа.

2

03.04

04.04

1

Какие бывают мерки. Подбор мерок, удобных для измерения данной величины, и подбор величин, удобных для измерения данной меркой.

2

06.04

16.04

2

Задача опосредованного сравнения:

а) с помощью посредника, равного одной из величин;

б) с помощью посредника-меры. Число как результат измерения.

2

17.04

18.04

3

Выбор меры, удобной для измерения длины, площади, объема, массы, углов, количества.

6

20.04

23.04

24.04

25.04

27.04

30.04

4

Знакомство с названиями стандартных мер.

1

01.05

5

Знакомство с другими величинами: скорость, время, стоимость.

1

02.05

Резерв.

13

04.05-

25.05

               

.

                      Требования к уровню подготовки учащихся

К концу первого класса обучающиеся должны:

 знать:

состав чисел первого десятка с опорой на дошкольную подготовку на основе понятия части и целого;

 уметь:

выполнять сложение и вычитание в пределах  10;

выделять разные свойства в одном предмете и непосредственно сравнивать предметы по разным признакам: по длине(ширине, высоте), площади, объему, массе количеству, форме, цвету, материалу, углам и др;

моделировать отношения равенства и неравенства величин с помощью отрезков (графическое моделирование) и с помощью буквенной формулы (знаковое моделирование);

производить сложение и вычитание величин при переходе от неравенства к равенству и обратно;

описывать явления и события с помощью величин

прогнозировать результат сравнения величин путём их оценки и прикидки будущего результата

решать несложные текстовые задачи с буквенными данными, связанные с уменьшением или с увеличением величин, составлять текстовые задачи  по схеме и формуле; придумывать вместо букв «подходящие» числа и заменять числовые данные буквенными;

владеть понятием части и целого, уметь описывать отношения между частями и целым с помощью формул;

разбивать фигуры на части и составлять целое из частей плоских и объемных фигур;

решать уравнения типа  а+х=в, а-х=в, х-а=в с опорой на схему

изготавливать и конструировать модели геометрических фигур, перекраивать их при сравнении площадей.  

    Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могyт быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.

    Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи; умение моделировать - .решать учебные задачи с помощью знаков(символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

     Предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач, умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.

                               Дополнительная литература:

    1).Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. А.К. Дусовицкий, Е.М.Кондратюк и др.-М.:Вита-Пресс,2010г.

    2). Eжемесячный научно-методический журнал «Начальная школа».- М.:-ОАО «Чеховский п/к».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока обучения письму по системе д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова по теме "Строчная буква к"

Фрагмент урока письма с комментариями по формированию универсальных учебный действий. В материале содержится ролик с конструированием буквы "К"  из элементов букв....

Развитие коммуникативных способностей на уроках математики по системе Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова. Презентация

Изучение математики по системе Эльконина-Давыдова  организуется в коллективно-распределительных формах деятельности. Это групповая и парная работа. Предметом учебной деятельности является не усвоение ...

Планирование по окружающему миру по УМК «Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова» 1 класс (ФГОС)

Образовательный компонент «Окружающий мир» занимает особое место в системе начального обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова. Во-первых, этот образовательный компо­нент со­ставляют два учебных блок...

Мультимедийная разработка урока математики по системе Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова. Тема: решение задач с помощью схем.

Цель: освоение обучающимися способа моделирования отношений (схема), представленных в условии задачи. Урок №1.Задача учителя: создать ситуацию необходимости введения новой модели – схемы, как одн...

«СИСТЕМА КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУ-ДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ». (СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА-В.В.ДАВЫДОВА)

С внедрением технологии развивающего обучения в практику  возникла необходимость в создании системы критериального оценивания, так как именно критериальное оценивание лежит в основании всей контр...