Урок математики в 4 классе на тему "Задачи на движение в противоположных направлениях""
методическая разработка по математике (4 класс) по теме

Шалаева Нина Васильевна

Цель данного урока: установить зависимости между величинами  s, v, t   при движении  в противоположных направлениях.

Обучающиеся  закрепляют  навыки вычислений со смешанными числами;  совершенствуют  навыки чтения моделей движения.

Материал урока позволяет учителю проверить усвоение материала о встречном движении; развивать  умения обобщать и делать выводы; направлен на воспитание интереса к предмету, расширение кругозора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadachi_na_dvizhenie_v_protivopolozhnyh_napravleniyah.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:   установить зависимости между величинами  s, v, t   при движении

               в противоположных направлениях

Задачи:  ●  закрепление навыков вычислений со смешанными числами;

                  ●  совершенствование навыков чтения моделей движения;

                  ●  проверка усвоения материала о встречном движении;

                  ●  развитие умений обобщать и делать выводы;

                  ●  воспитание интереса к предмету, расширение кругозора

Оборудование:  мультимедийное оборудование;  

                                 карточки для самостоятельной работы;

                                 «Словарь русского языка» С.И.Ожегова.

Ход  урока.

I. Организационный  момент.

                             Все  готовы точно в срок,

                             Со звонком  начать урок?

                             Очень  рада.  Начинаем!

                             Всем  успеха  я  желаю!

                            Обретенья  новых знаний!

                            Вдохновенья в их познании!

II.  Актуализация  знаний.

         1. Перед  вами  известный американский ученый, изобретатель в области электротехники Томас Эдисон.

                                 

             Он родился  в 1847 году в Милане в семье голландских  иммигрантов. Получив  начальное образование, с 12 лет работал разносчиком газет. В 1868г. занялся изобретательством и организовал мастерские, в которых изготавливались разработанные им устройства.

          Эдисон вошел в историю как автор фонографа, электрического стула, телефонного приветствия «Алло!» и еще свыше 1000 других изобретений.

          Здесь -  высказывание Т. Эдисона.

          Как  расшифровать его? (нужно найти значения данных выражений)

          Осталось  соотнести найденные значения выражений со словами:

           начало –                                                      1% вдохновения –

                                                     и –

            состоит  –

                                                                                   гений –

 

                                           99% потения –

            воды –                                                                     это –

Гений – это 1% вдохновения и 99% потения.

                 Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

      –  Найдите в словаре С.И.Ожегова толкование слов гений, вдохновение.

      –  Подберите к ним синонимы, однокоренные слова.

     Гений    –  в древнеримской мифологии: личный дух человека

                       –  человек с выдающимися способностями, чрезвычайной

                          одаренности; человек, придумавший что-то принципиально новое.

    Вдохновение   –  состояние человека, при  котором наблюдается  резкое

                                       возрастание активности, высокий эмоциональный подъем,

                                       напряжение духовных и физических сил, интенсивная  

                                       работа мышления; всё это сопровождается обычно

                                       отключением от того, что не имеет непосредственного

                                       отношения к решаемой творческой задаче.

Объясните  теперь  смысл  всего  высказывания.

      2.  Я  не случайно предложила вам данное высказывание. Каждый урок математики приносит нам новые открытия, знания, но для этого нужно много стараться. Сегодняшний урок – не исключение.

             Чем мы занимались на последних уроках математики?

Вспомните:  ● Что такое скорость сближения и удаления?

                      ●  Как изменяется расстояние за единицу времени при движении

                          навстречу и вдогонку? Формулы  vсбл.?

                      ●  При каком движении расстояние за единицу времени

                           увеличивается? Формулы  vудал.?

                                  ●  Общие формулы нахождения s, v, t ?

III.  Постановка темы и задач урока.

         Все ли виды задач на движение разобраны  подробно?

         Чем можно и нужно заняться сегодня?

         Какой, по-вашему мнению, вид задач будет следующим?

IV.   Минута чистописания.

        1стр. – любое 3-значное число

          2стр. – смешанное число, записанное этими же цифрами

V.  «Открытие» новых знаний.

      1. Работа по слайдам на экране.

          Что можете сказать по данному чертежу?

  Каково первоначальное расстояние между зайцем и колобком?  2 м

  Как  изменяется расстояние между зайцем и колобком  за 1с?  Vуд.=3+5=8(м/с)

  Чему оно будет равно через 1с,  2с,  3с,  t с?

                                 Поэтапное заполнение таблицы:

t ч

d м

0

 2

1

 2+(3+5)·1=10

2

 2+(3+5)·2=18

3

 2+(3+5)·3=26

t

 2+(3+5)·t

     2. Запишем теперь общую формулу зависимости расстояния d от времени

          движения t.

d = s + ( v1+v2 )· t

s = ( v1+v2 )· t

            Как  найти  время  движения  t ?

t = s:( v1+v2 )

         Как найти скорость v ?

v1 = s:t - v2

       3.  Вывод:                         Я – гений!

d = s + ( v1+v2 )· t

s = ( v1+v2 )· t

t = s:( v1+v2 )

v1 = s:t - v2

Физминутка

(упражнения на коррекцию зрения) 

VI.  Первичное закрепление.

         Решение задач  №2,3 на стр.93 – 94  учебника  под  руководством учителя

         по  плану:  

          –  чтение задачи

          –  анализ

          –  выбор формулы

          –  решение задачи составлением выражения

VII.   Проверка усвоения пройденного материала.

         1. Работа по слайдам на экране.     ●  Про кого можно сказать, что они движутся навстречу друг другу?

         Что известно?  Что можно найти?   Как?

t встр. = ?         42: (4+3)=6(с)

    ●  Про кого можно сказать, что они движутся в противоположных

         направлениях?   Что известно?    Что можно найти?     Как?

d = ?           15+(4+6) ·3=45(дм)

2.     Какой вид движения еще можно рассмотреть

по этому чертежу?

  Я думаю, что вы согласитесь поработать над этим

на следующем уроке, чтобы узнать новые формулы

 и научиться решать новые задачи.

Ведь все новое – так интересно! 

   

        3.   А чтобы проверить, как вы усвоили сегодняшний материал и нужна ли

                кому-то дополнительно моя помощь, предлагаю поработать

                по карточкам. Не волнуйтесь, смелее приступайте к работе, у вас все

                получится.

VIII.  Итог  урока.

                Сегодня мне было очень интересно работать с вами.

                Я хочу, чтобы вы всегда были такими же любознательными,

                наблюдательными и целеустремленными.

              Д/з: стр. 94 №4, 11(б)  

     

     

  5 м/с

3дм/с

    42 дм/с

   3 м/с

 2 м

 4 дм/с

6 дм/с

    15 дм/с

t = _______________________

560 м

30м/мин

50м/мин

 20км

80 км/ч

60 км/ч

 10км

?

t =2 ч

d= _______________________

20 км/ч

15 км/ч

? км/ч

t встр. = 3ч

v2 = _______________________

4 км/ч

   27 км

t = _______________________

420 м

60м/мин

80м/мин

?

20 км/ч

15 км/ч

 10км

?

t =2 ч

d= _______________________

20 км/ч

15 км/ч

? км/ч

t встр. = 4ч

v2 = _______________________

3 км/ч

   32 км


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика 3 класс, тема: "Задачи на движение в одном направлении с отставанием"

Самоанализ урока математики в 4  классе лицея №12 г.Лениногорска Республики Татарстан на тему: Задачи на движение в одном направлении.  Учитель: Сунгатуллина Эльвира Рашитовна.На этом ...

Урок по математике в 4 классе "Решение задач на движение в противоположных направлениях"

Данный урок был проведен в 4 классе для закрепления темы"Решение задач на движение в противоположных направлениях"...

Урок по математике на тему: "Решение задач на движение в противоположном направлении".

Урок математики по системе 2100 в 4 классе знакомит с понятием "скорость удаления",  дает представление о задачах на движение в противоположном направлении....

конспект урока по математике в 4 классе. "Решение задач на движение в противоположных направлениях"

Открытый урок математики 4 класс.Тема урока «Решение задач на движение в противоположных направлениях». Цель урока:  создать условия для изучения учащимися особенностей  дви...

Презентация к уроку математике в 4 классе "Решение задач на движение в противоположных направлениях"

Презентация к уроку математике в 4 классе "Решение задач на движение в противоположных направлениях"...