Урок математики в 3 классе "Деление нуля на число. Невозможность деления на нуль"
методическая разработка по математике (4 класс) по теме

Кузьмина Наталья Николаевна

Открытый урок математики в 3 классе с презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20».

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО МАТЕМАТИКЕ

3 КЛАСС

ТЕМА: «ДЕЛЕНИЕ НУЛЯ НА ЧИСЛО.

НЕВОЗМОЖНОСТЬ ДЕЛЕНИЯ НА НУЛЬ»

            Подготовила и провела:

            учитель начальных классов

            Кузьмина Н.Н.

НОВОМОСКОВСК

2011г.

Цели урока:

  1. Ознакомить с приёмом деления нуля на число.
  2. Обобщить и закрепить знания таблицы умножения.
  3. Закрепить умение решать составные задачи.
  4. Совершенствовать вычислительные навыки, знания таблицы умножения
  5. Развивать мышление, математическую речь, интерес к математике.

Тип урока: объяснение, повторение пройденного.

Оборудование урока: учебник М.И. Моро и др., индивидуальные  карточки, тест,  мультимедийная презентация,

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Устный счёт.
  3. Сообщение темы и целей урока.
  4. Усвоение новых знаний и способов действия.
  5. Первичная проверка понимания изученного.
  6. Физкультминутка.
  7. Работа над пройденным материалом.
  8. Тест.
  9. Подведение итогов занятия.
  10. Информация о домашнем задании.
  11. Рефлексия.

Класс: 3

УМК: «Школа России».

Учебный предмет: математика.

Авторы учебника: М.И. Моро, М.А. Бантова , Г.В.  Бельтюкова,  С.И. Волкова, С.В. Степанова .

Ход урока.

  1. Организационный этап. (слайд 1; 2; 3)

Веселый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

Все ли правильно сидят,

                Все внимательно глядят?

                Каждый хочет получать

                Только лишь оценку пять!

- Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число. (слайд 4) Что вы можете сказать о числе 23? (Оно двузначное; оно нечётное; состоит из разряда десятков и разряда единиц).

- Сколько десятков и сколько единиц в нём? (2 десятка и 3 единицы).

  1. Устный счёт.
  1. Игра «Найди лишнее число»  (слайд 5)

-Из каждого столбика выберите «лишнее число»

6

18

24

22

30

23

28

16

26

24

66

88

77

55

13

  1. Найдите площади фигур: (слайд 6)

7 см

                            5 см

  1. Арифметический диктант:
  1. Какое число надо умножить на 7, чтобы получить 42?
  2. Назовите число, которое меньше 24 на 6?
  3. Из какого числа надо вычесть 18, чтобы получить 3?
  4. Во сколько раз 4 десятка больше 5?
  5. Найдите произведение 9 и 3.
  6. Делимое 36, частное 6. Чему равен делитель?
  7. Увеличьте 7 в 6 раз.
  8. На какое число надо разделить 28, чтобы получить 7?

- Запишите только ответы.

(Взаимопроверка: 6, 18, 21, 35, 27, 6, 42, 4.) – (слайд 7)

  1. Индивидуальная работа  (работа по карточкам, см. приложения)

  1. Сообщение темы и целей урока  (слайд 8)

- Тема нашего урока: «Деление нуля на число, невозможность деления на нуль».

- Мы рассмотрим приёмы деления нуля на число, закрепим знания  таблицы умножения, умение решать составные задачи, вспомним, как найти площади фигур.

  1. Усвоение новых знаний и способов действий.
  1. На экране: 0:6   (слайд 9)

- Подберите такое число, при умножении которого на 6 получился бы 0? (Это 0).

Значит, 0:6=0

   Аналогично рассматривается случай деления 0:9.

Вывод: При делении нуля на любое другое число, получается нуль.

ПОМНИ, делить на нуль нельзя!

- Почему нельзя делить на нуль? Обоснуйте свой ответ.

(При делении на 0, например, числа 6 или другого числа, кроме нуля нельзя найти такое число, умножив которое на нуль, получилось бы 6 или другое число).

  1. Послушайте сказку о нуле. (слайды 10-16)

Далеко-далеко, за морями и горами, была страна Цифрия. Жили в ней очень честные числа. Только Нуль отличался ленью и нечестностью.

Однажды все узнали, что далеко за пустыней появилась королева Арифметика, зовущая к себе на службу жителей Цифрии. Служить королеве захотели все. Между Цифрией и королевством Арифметики пролегла пустыня, которую пересекли четыре реки: Сложение, Вычитание, Умножение и Деление. Как добраться до Арифметики? Числа решили обьедениться (ведь с товарищами легче преодолевать трудности) и попробовать перейти пустыню. 

Рано утром, как только солнце коснулось земли своими лучами, двинулись числа в путь. Долго шли они под палящим солнцем и, наконец, добрались до реки Сложение. Числа бросились к реке, чтобы напиться, но река сказала: «Станьте по парам и сложитесь, тогда дам вам напиться». Всё исполнили приказание реки, исполнил желание и лентяй Нуль. Но число, с которым он сложился, осталось недовольно: ведь воды река давала столько, сколько единиц было в сумме, а сумма не отличалась от числа.                        

Солнце еще больше печет. Дошли до реки Вычитание. Она тоже потребовала за воду плату: стать парами и вычесть меньшее число из большего, у кого ответ получится меньше, тот получит больше воды. И снова число. Стоящее в паре с Нулём оказалось в проигрыше и было расстроено.

Побрели числа дальше по знойной пустыне. Река Умножение потребовала от чисел перемножиться. Число, стоящее в паре с Нулём, вообще не получило воды. Оно еле добрело до реки Деление.

А у реки Деление никто из чисел не захотел становиться в пару с Нулём. С тех пор ни одно число не делится на нуль.

Правда, королева Арифметика примирила все числа с этим лентяем: она стала просто приписывать нуль рядом с числом, которое от этого увеличивалось в десять раз. И стали числа жить-поживать, да добра наживать.

- Сегодня мы с вами открыли ещё один фокус «нуля». Что это за «фокус»? О нём надо помнить, чтобы не допускать ошибок в вычислениях.

  1. Первичная проверка понимания изученного
  1. Выполнения №1 стр. 75 с комментированием «цепочкой».

  1. Физкультминутка.

«Любопытная Варвара» и зарядка для глаз (слайд 17-18)

Текст

Описание движений

Любопытная Варвара

Смотрит влево,

Смотрит вправо,

Смотрит вверх,

Смотрит вниз,

Чуть присела на карниз,

А с него свалилась вниз!

Поднимаем и опускаем плечи.

Дети поворачивают корпус влево.

Поворачивают корпус вправо.

Поднимают голову вверх.

Опускают голову.

Выполняют лёгкие полуприседания.

Садимся на место.

  1. Работа над пройденным материалом.
  1. Нахождение значений выражений №6 (1) стр. 75
  2. Решение задачи №5 стр.75  (слайд 19)

А) Составление таблицы на интерактивной доске.

-  Прочитайте условие задачи и подумайте, как удобнее выполнить краткую запись. (В таблице).

- Какие графы должны быть в таблице?

- Что такое 8кг? (Масса 1 ящика со сливами)

Масса 1 ящика

Количество ящиков

Масса всех ящиков

Слив  – 8кг

?   1) (:)

одинаковое

48 кг

Груш – 9кг

?   2) (∙)

 - Что ещё известно в задаче? ( Масса 1 ящика с грушами. Масса всех ящиков со сливами.)

- Что сказано о количестве ящиков с грушами?  (Их столько же). Или количество одинаковое.

-Составьте программу решения и запишите решение самостоятельно.

Б) Проверка решения.

1) 48:8=6(ящ.)

2) 9∙6=54(кг)

Ответ:54 кг груш привезли на рынок.

  1. Решение уравнений с устным объяснением.

№8 стр. 75

  1. Найди закономерность (задание на слайде) (слайд 20)
  2. Самостоятельная работа. (слайд 21)

Тест 7. Таблица умножения. Табличные случаи деления.

(см. приложения)

  1. Итог урока
  1. Что нового мы узнали на уроке?
  2. Что получится при делении нуля на любое число?
  3. Какое важное правило должны запомнить?
  1. Информация о домашнем задании  (слайд 22)

№4, №6(2) стр. 75.

  1. Рефлексия  (см. приложение; слайды 23-24)

   - Ребята! Вам понравился урок?

- Посмотрите на "пушистиков". У них разные настроения. Раскрасьте "пушистика", у которого  такое же  настроение, как у вас. Покажите своих «пушистиков». Молодцы! Спасибо за урок! До новых встреч!

Список использованной литературы:

  1. В.Н. Рудницкая  ТЕСТЫ по математике: 3класс: к учебнику М.И. Моро и др. «Математика. 3 класс. В 2ч.»: учебно-методическое пособие /

В. Н. Рудницкая. – 7-е изд.стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 125, [3] (Серия «Учебно-методический комплект»).

  1. М.И. Моро, С.И. Волкова Математика: 3класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ 6-е издание/ Москва «Просвещение» 2009.
  2. Физкультминутки / авт. – сост. С.А. Лёвина, С.И. Тукачёва. – Волгоград: Учитель, 2008. -67с.
  3. Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня. Конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. Вып.1 /авт.-сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005.

Самоанализ.

Тема моего занятия: «Деление 0 на число.  Невозможность деления на 0».

Почему я выбрала игру?

 – Для того чтобы привлечь внимание детей к этой теме. Сказка соответствует их психологическим особенностям и возрасту.

Я считаю, что это помогает развитию познавательного интереса к этой теме. Все дети с удовольствием слушали сказку и включились в работу. На мой взгляд, основные правила  они запомнят лучше, чем на УЗ традиционной формы.

Тип учебного занятия  – комплексное применение знаний и способов деятельности учащихся. Соответственно этому типу учебного занятия я поставила цели:

  1. Ознакомить с приёмом деления нуля на число.
  2. Закрепить умение решать составные задачи.
  3. Совершенствовать вычислительные навыки, знания таблицы умножения.
  4. Развивать мышление, математическую речь, интерес к математике.
  5. Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности.
  6. Создать условия учащимся для осознания ценности совместной деятельности.
  7. Содействовать развитию у детей умений осуществлять само и взаимоконтроль. Учиться оценивать свою деятельность и работу учащихся.

Выбранный мною тип  УЗ предполагает следующую структуру:

  1. Организационный этап.
  2. Устный счёт.
  3. Сообщение темы и целей урока.
  4. Усвоение новых знаний и способов действия.
  5. Первичная проверка понимания изученного.
  6. Физкультминутка.
  7. Работа над пройденным материалом.
  8. Подведение итогов занятия.
  9. Информация о домашнем задании.
  10. Рефлексия.

Все этапы учебного занятия направлены на реализацию обучающей цели, на применение полученных знаний в новой измененной ситуации.

Я сочла нужным использовать следующие формы и методы УЗ: фронтальная; индивидуально-обособленная; коллективная.

Характер деятельности учащихся соответствует типу учебного занятия.

Таким образом, выбранные мной методы и формы познавательной деятельности позволили мне выяснить  степень усвоения учащимися нового материала, знаний таблицы  умножения, формул вычисления площади прямоугольника.

Я считаю, что с учениками была создана теплая, дружеская, спокойная атмосфера общения.

Время использовалось рационально за счет письменной и устной работы, наглядности.

Все  цели, поставленные на уроке, удалось достичь и реализовать.

Помимо того, что учащиеся справились с основными заданиями урока, они успешно выполнили самостоятельную работу, что говорит о развитии логического мышления учащихся. Об этом свидетельствует количество положительных оценок, эмоций и впечатлений, которыми с нами поделились дети. Они показали умение оценивать не только свои  собственные знания, но и давать оценку знаний других учеников.

Приложения к уроку:

  1. Карточки для индивидуальной работы.

Карточка 1.

Определите порядок действий и найдите значение выражения:

100-6∙2:3∙9-6∙9

Карточка 2.

Определите порядок действий и найдите значение выражения:

81:9∙8-3∙8:4

Карточка 3.

Решите уравнение:

32:х=93-85    

Карточка 4.

Решите уравнение:

х+34=61-13

  1. Тест.  Таблица умножения. Табличные случаи деления.

Вариант 1

1.        Выбери верные ответы.

8∙9

7∙6

45 : 9        

56 : 7          

  1.         63
  2. 40
  3. 4
  4. 5        
  5. 72
  6. 56
  7. 5
  8. 6

  1. 64
  2. 42
  3. 6
  4. 7

  1. 81
  2. 35
  3. 7
  4. 8

2.        На сколько надо умножить 8, чтобы получилось 48?

  1. 5        
  2. 6        
  3. 7        
  4. 8

3.        На сколько надо        разделить 35, чтобы получилось 7?

  1. 4        
  2. 5
  3. 7
  4. 6

4.        Произведение 5 и 9 равно:

  1. 45        
  2. 35        
  3. 40
  4. 32

5.      Частное 42 и 6 равно:

  1. 7
  2. 5
  3. 8
  4. 9

  1. Какое из чисел не делится на 8:
  1. 40
  2. 72
  3. 35
  4. 56
  1. Какое из данных чисел не делится на 5
  1. 20
  2. 32
  3. 36
  4. 42
  1. Чему равно значение х в уравнении  х:4=8?
  1. 2
  2. 12
  3. 4
  4. 32
  1. Произведение каких чисел равно 24?
  1. 6 и 3
  2. 6  и 4
  3. 4  и 8
  4. 7 и 5
  1. Частное каких чисел равно 9?
  1. 0 и 9
  2. 56  и  8
  3. 63  и 7
  4. 28 и 4

Вариант 2

1.        Выбери верные ответы.

7∙9

5∙8

36 : 6        

72 : 9          

  1.         63
  2. 40
  3. 6
  4. 5        
  5. 72
  6. 45
  7. 5
  8. 6

  1. 56
  2. 64
  3. 4
  4. 7

  1. 81
  2. 35
  3. 7
  4. 8

2.        На сколько надо умножить 9, чтобы получилось 81?

  1. 9        
  2. 6        
  3. 7        
  4. 8

3.        На сколько надо        разделить 45, чтобы получилось 9?

  1. 9        
  2. 5
  3. 8
  4. 6

4.        Произведение 4 и 7 равно:

  1. 21        
  2. 28        
  3. 42
  4. 35

5.      Частное 64 и 8 равно:

  1. 7
  2. 6
  3. 8
  4. 9

6.     Какое из чисел не делится на 9?

  1. 18
  2. 24
  3. 81
  4. 45
  1. Какое  число  делится на 6?
  1. 40
  2. 32
  3. 49
  4. 36
  1. Чему равно значение а в уравнении  3∙а=12?
  1. 9
  2. 15
  3. 4
  4. 21
  1. Произведение каких чисел равно 36?
  1. 5 и 5
  2. 9  и 4
  3. 6  и 6
  4. 7 и 3
  1. Частное каких чисел равно 8?
  1. 64 и 8
  2. 56  и  8
  3. 35  и 5
  4. 42 и 6

  1. Презентация к уроку.
  2. Рефлексия.

0:b=0

а:0

1см

1см

2см

4см

 3см


Предварительный просмотр: